Пояснительная записка
В соответствии с учебным планом филиала ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова» по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка) по МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы и МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения формой промежуточной аттестации установлен комплексный экзамен.
Цель комплексного экзамена – установление и оценка уровня соответствия полученных знаний и сформированных умений в результате освоения учебной дисциплины требованиям ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка).
Экзамен состоит из теоретической и практической части. Оценочные средства составляют перечень теоретических вопросов и практических заданий (задач), сгруппированные в экзаменационные билеты.
Результаты освоения учебных дисциплин Экономика организации и Статистика, соотнесенные с теоретическими вопросами и практическими заданиями:
Код профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках изучения дисциплины |
Результаты освоения учебных дисциплин (освоенные умения, усвоенные знания) |
Номер теоретического вопроса/практического задания |
|
МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы |
|||
|
Обучающийся должен уметь: |
|
|
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 12, ОК 13 ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5 |
объяснять основные направления и приоритеты социальной политики, ее взаимосвязь с внутренней и внешней экономической, национальной, демографической политикой, роль и значение в профессиональной практической деятельности |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9. ПК 4.1, ПК 4.2 |
использовать полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению |
Задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9. ПК 4.1, ПК 4.2 |
находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы |
№№ 5-25, задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9. ПК 4.1, ПК 4.2 |
проектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая |
№№ 5-25, задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9. ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.4 |
использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач |
№№ 5-25, задача № 1-25 |
|
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 12, ОК 13 ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5 |
организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране |
№№ 5-25, задача № 1-25 |
|
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 12, ОК 13 ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5 |
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных |
№№ 5-25, задача № 1-25 |
|
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 10, ОК 12, ОК 13 ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5 |
пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
|
Обучающийся должен знать: |
|
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9 |
объект, предмет, основные концепции, понятия, типы, модели, субъекты, особенности социальной политики, принципы формирования и функционирования в реформируемом и стабильном обществах, а также механизмы ее реализации в современной России и за рубежом |
№№ 1-5 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8 |
сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем |
№№ 4-25, задача 1-25 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 7 |
основы социологического анализа |
№№ 5-25 |
|
МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения |
|||
|
Обучающийся должен уметь: |
|
|
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 12, ОК 13 ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5 |
вести организационно-управленческую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 12, ОК 13 ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5 |
проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 12, ОК 13 ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5 |
выбирать необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
|
Обучающийся должен знать: |
|
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8 |
основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы; |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 7 |
понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы |
№№ 1-25, задача № 1-25 |
|
Оценка за экзамен определяется по результатам ответа на два теоретических вопроса и решения одной практической задачи. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всего объема ВСР и практических работ. Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе на вопросы и решении задачи во время промежуточной аттестации определяется по следующим критериям.
Критерии оценки на теоретические вопросы:
- полное и глубокое владение понятийным, программным материалом по рассматриваемым вопросам;
- логически грамотное и последовательное изложение материала;
- ответы на вопросы преподавателя и обоснование своих суждений
Критерии оценки за практическое задание:
- правильное решение практической задачи с нужным подбором анализа;
- грамотное пояснение полученных результатов;
- формулирование вывода по задаче.
В соответствии с заданными критериями определяется оценочный балл за экзамен, процедура подсчета по которому фиксируется в оценочном листе (Приложение 5)
Процедура проведения экзамена
Экзамен проводится в очной форме. Экзамен принимают преподаватели, ведущие МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы и МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения.
Экзамен состоит из теоретической и практической части по МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы и МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения (всего 2 теоретических вопроса и 1 практического задания)
Таким образом, количество заданий для студента – 3.
Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен: Задание № 1 - 10 мин;
Задание № 2 - 10 мин;
Задание № 3 – 5 мин.
Всего на экзамен - 25 мин.
Теоретическая часть (1часть) – устный ответ по билетам на 1 теоретический вопрос МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы (Приложение 1) и 1 теоретический вопрос по МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения (Приложение 2). Время подготовки 20 мин. Собеседование по результатам выполнения теоретической части -10 минут.
Практическая часть (2 часть). После устного ответа студент приступает к практическому заданию по МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы и по МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения (Приложение 3). Время подготовки 20 мин. Собеседование по результатам выполнения практической части -5 минут.
Пример билета с заданиями и инструкцией для обучающихся приведен в Приложении 4
3 часть – подведение итогов экзамена и выставления итоговой оценки на основе оценочного листа (Приложение 5).
Требования к созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Для осуществления мероприятий промежуточной аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.
Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменное тестирование, компьютерное тестирование). При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться в несколько этапов, формы и срок проведения которых определяется преподавателем.
Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться с использованием дистанционных технологий.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПО МДК 04.01 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И МДК 04.02 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ
Нормативные документы:
Основные источники:
1. Основы социального партнерства: теория и практика: учебник / под ред. В.А. Михеева. – М.: Экзамен, 2015. – 448 с.
2. Право социального обеспечения России: учебник / по ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2015. – 488 с.
3. Региональная социальная политика реформируемой России: особенности трансформации и направления развития. – Барнаул: Азбука, 2015. – 283 с.
4. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2005. – 648 с.
5. Социальная работа и гражданское общество: коллективная монография / по ред. И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. – СПб: Международный проект, 2016. – 312 с.
6. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / под ред. Холостовой Е.И. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 427 с.
7. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2015. – 216 с.
8. Технология социальной работы. Учебное пособие. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: «Владос». 2015.
9. Технологии социальной работы. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2016.
10. Основы социальной работы. Учебник/ Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2016.
11. Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2015.
Приложение 1
Вопросы для устных ответов к экзамену
по МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы
1. Сущность, основные принципы и механизмы социальной политики
2. Объект, субъект, структура социальной политики
3. Модели социальной политики в России и за рубежом
4. Технологические процессы в социальной работе, типология технологий
5. Социальная диагностика: понятие, цели, этапы, методы проведения
6. Социальное консультирование: понятие, виды, функции, задачи, принципы
7. Социальное посредничество: задачи, виды, формы, процедура проведения
8. Реабилитация и адаптация: понятие, функции, виды, этапы
9. Социальная терапия: понятие, функции, задачи, методы, сущность методов
10. Профилактика: понятие, виды, функции
11. Социальная экспертиза: сущность и содержание, взаимосвязь с другими технологиями, условия проведения, методы проведения
12. Социальная опека и попечительство: сущность и функции, объекты, процедура установления, формы
13. Социальный патронат и патронаж: определение, разница между определениями, задачи, функции, виды
14. Социальная помощь, социальное страхование: понятие, виды, принципы
15. Социальное обеспечение: понятие, функции, формы
16. Социальное обслуживание: понятие, функции, задачи, формы и виды
17. Инновационные формы нестационарного обслуживания
18. Социальное проектирование: понятие, принципы, объект и субъект, этапы разработки социального проекта
19. Технологии социальной работы в сфере образования
20. Технологии социальной работы в системе здравоохранении
21. Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждении
22. Технологии социальной работы в армии
23. Технологии социальной работы с семьей военнослужащих
24. Особенности социальной работы в городской и сельской местности, в промежуточных формах расселения
25.
Социальная работа в
социально-этнической среде
Приложение 2
Вопросы для устных ответов к экзамену
по МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения
1. Современная социальная работа в России: понятие, сущность, цели, задачи, взаимосвязь, уровни
2. Функции социальной работы.
3. Люди из групп риска как объект социальной работы: понятие, виды
4. Бродяжничество как тип социального поведения
5. Технологии социальной работы с бездомными
6. Девиантное поведение как отклонение от норм права: понятие, виды
7. Социальные технологии в решении проблем лиц с девиантным поведением.
8. Технологии социальной работы с лицами склонными к употреблению алкоголя.
9. Технологии социальной работы с лицами склонными к употреблению алкоголя и наркотических средств
10. Технологии социальной работы с лицами, склонными к суициду.
11. Технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами
12. Технологии социальной работы с безработными.
13. Технологии социальной работы с малообеспеченными
14. Технологии социальной работы с пожилыми людьми
15. Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности
16. Технологии социальной работы с молодежью
17. Технологии социальной работы с женщинами.
18. Семья как объект социальной работы
19. Технологии социальной работы с семьей
20. Технологии социальной работы с лицами, испытывающими насилие
21. Технологии социальной работы с беспризорными детьми
22. Технологии социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
23. Новые формы устройства детей- сирот
24. Технологии социальной работы с детьми и подростками
25. Технологии работы с безнадежно больными.
.
Приложение 3
Практические задания к экзамену
по МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы
МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения
Задача 1. В центр социальной помощи семье и детям обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, злоупотребляют алкоголем, постоянно устраивают дебоши, драки, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 16-летняя дочь, отбирают родители.
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.
3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?
4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы.
Задача 2. Офицер вооруженных сил, был уволен с военной службы в звании капитана, в связи с сокращением офицеров в рядах вооруженных сил Российской Федерации. После увольнения у мужчины развился психологический стресс, замкнулся в себе, начал выпивать. Его жена на данный момент так же не работает. На иждивении имеют двоих несовершеннолетних детей.
1. Определите основные проблемы семьи?
2.Какие социальные учреждения и специалисты будут задействованы в решении проблем семьи?
3. Нормативно - правовая база, используемая специалистом по социальной работе?
4. Основные технологии социальной работы с данной семьей
Задача 3. 14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.
1. Назовите основные проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?
4. Какие специалисты должны быть задействованы?
Задача 4. Молодой человек 29-ти лет, проведя в учреждениях пенитенциарной системы 10 лет, вернулся домой – к пожилой матери, инвалиду I группы. Безуспешно пытался найти работу. На фоне неудачного поиска работы, развился психологический стресс, кроме этого молодой человек начал употреблять наркотические вещества и применять насилие в отношении своей матери. Пожилая мать не знает, куда ей можно обратиться в данном случае.
1. Каковы основные проблемы семьи?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем членов семьи.
3. Куда может обратиться клиент?
4. Какую помощь может оказать специалист социальной работы?
Задача 5. Двадцатисемилетний К. страдает наркотической зависимостью на протяжении пяти лет. Находится на иждивении родителей. Его подруга и родители в растерянности – они не знают, куда обратиться за помощью.
1. В какие учреждения можно обратиться?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3. Какие специалисты будут задействованы в решении проблемы?
4. Какие механизмы решения данной проблемы Вы можете предложить?
Задача 6. Органами Внутренних Дел был задержан подросток 15 лет, занимающийся бродяжничеством и попрошайничеством. Выяснилось, что ребенок сбежал из дома – интерната два месяца назад, живет на вокзале. Мать находится в исправительном учреждении.
1. Определите социальную проблему.
2. Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы.
3. Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблемы?
4. Какие специалистов будут задействованы в решении проблемы?
Задача 7. В Центр социального обслуживания населения обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками.
1. Определите проблему клиента.
2. Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем.
3. В какие учреждения может посоветовать обратиться клиенту сотрудник Центра социального обслуживания населения?
4. Какие для этого необходимы документы?
Задача 8. Женщина впервые обратилась в федеральное государственное учреждение МСЭ для оформления инвалидности своему 13 летнему сыну в связи с поствакцинальным осложнением. Просит объяснить, что такое индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
1. Какие документы она должна предоставить в МСЭ для оформления инвалидности?
2. Объясните, что такое ИПР и кто ее должен составлять.
3. На какой вид реабилитации имеет право данный ребенок. Раскройте сущность данного вида реабилитации.
4. Нормативная база, регулирующая данный вопрос
Задача 9. Максим К., с детства увлекавшийся мистикой, мечтал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог только после того как совершит убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру на роль жертвы не выбрала его жена Ирина. Женщина обрекла на смерть своего бывшего любовника Юрия А., которому незадолго до трагедии исполнилось 33 года. Сатанистка заманила несчастного на берег пруда, где их ждал Максим вместе с активистом секты по прозвищу Сатан. Приверженцы дьявола напоили жертву водкой и спиртом дождались, когда он уснет, и начали свой кровавый обряд.
Сразу после окончания обряда Максим раскаялся в содеянном. Он постригся в монахи и стал жить при одном из храмов в Ярославской области. Там его и задержали сотрудники полиции.
1. Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее продуктивными?
2. Известны ли вам случаи проявления сектантства в вашей местности?
3. Какую работу предстоит провести социальному работнику в приведенном случае?
Задача 10. Иванова родила второго ребёнка и как следствие приобрела право на получение сертификата на материнский капитал. Ознакомившись с 2 положениями ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Иванова решила распорядиться средствами материнского капитала и получить высшее образование, т.к. в законе она прочитала, что можно направить средства материнского капитала полностью или по частям на получение образования.
- Правильно ли мыслит Иванова?
Задача 11. В Управление социальной политики города обратились пожилые люди с просьбой дать разъяснение об условиях помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов.
1. Что может быть критерием при помещении человека в дом-интернат для престарелых и инвалидов?
2. Какие документы должны быть предоставлены потенциальным клиентом?
3. В каком размере производится выплата пенсий гражданам, проживающим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов?
Задача 12. Вы — специалист по социальной работе. В семье ваших клиентов инкурабельный онкологический больной.
1. Какие медико-социальные проблемы возникают
2. Какую помощь вы можете предложить больному?
Задача 13. Вы — специалист по социальной работе. Ваш клиент после перенесенной травмы прикован к постели, не может себя обслуживать, нуждается в постоянном уходе.
1. Какая группа инвалидности будет установлена?
2. Поясните порядок оформления инвалидности.
Задача 14. В декабре 2013 года молодая семья усыновила в городе Иваново трех малолетних детей.
Иван и Татьяна периодически избивали детей, не обеспечивали их питанием и одеждой, в результате чего дети были истощены и часто болели.
1. Как расценить поведение родителей по отношению к детям?
2. Какие меры будут применены по отношению к родителям и какую помощь нужно оказать детям?
Задача 15. Анатолий С. из маленького поселка в Свердловской области, как сам исповедуется, молчит о насилии над собой отчима, превратившего мальчишку в полового партнера. Не столько из-за страха перед ним, сколько боится потерять мать, которая тяжело и неизлечимо больна. "Мое признание ее убьет, - пишет парень. - Она очень любит его. Да и без его денег нам с мамой на ее инвалидную пенсию не прожить. Мама целует отчиму руки, молится за него Богу. Знала бы она, что он за гад".
1. Определите проблему, которую призван решить социальный работник.
2. В контакте, с какими специалистами должен работать социальный работник с этими семьями?
3. Какие варианты и алгоритм решения этих проблем Вы можете предложить?
Задача 16. У Анастасии трагически погиб муж, затем умерли ее родители. Они с маленькой дочкой шести лет остались совсем одни. Девочка тяжело больна, ей необходима срочная операция и лечение в Германии.
У Анастасии имеются родственники в данной стране, которые смогут обеспечить ей там постоянное местожительство. Но для лечения и переезда необходима большая сумма денег.
1. Выявите проблемы семьи и определите виды необходимой социальной помощи членам семьи.
2. Определите учреждения и организации, а также специалистов, способных оказать помощь семье в преобразовании трудной жизненной ситуации (ТЖС).
3.Составьте алгоритм действий социального работника по оказанию социальной помощи членам семьи, созданию условий для их адаптации и социальной реабилитации.
Задача 17. Во втором полугодии выпускного класса Анжела К. вдруг изменилась: стала пропускать занятия, запустила учебу. Перед ней появилась перспектива не получить аттестат об окончании школы. Такие перемены в конце обучения были непонятны. Обеспокоенная классная руководительница безуспешно старалась что-то выяснить. Видимых причин, казалось, не было.
Анжела воспитывалась в неполной семье. Мать также не понимала причин такого поведения дочери. Анжела «уходила» от откровенных бесед с матерью.
Наконец, в одном из доверительных разговоров классного руководителя с подружкой Анжелы та по секрету, как женщина женщине, призналась, что Анжела беременна. Это был результат несчастной любви со студентом пятого курса университета. Жениться на девушке он не собирался, да и Анжела больше не хотела его видеть.
1. Выявите проблемы неполной семьи и определите виды необходимой социальной помощи членам семьи.
2. Определите учреждения и организации, а также специалистов, способных оказать помощь семье в преобразовании трудной жизненной ситуации (ТЖС).
3. Составьте алгоритм действий социального работника по оказанию социальной помощи членам семьи, созданию условий для их адаптации и социальной реабилитации
Задача 18. "Деловая женщина", правда, нигде не работающая, сдавала одну комнату своей пермской квартиры богатым мужчинам - командировочным. Вместе с ночлегом гостеприимная хозяйка предлагала постояльцам и ... свою тринадцатилетнюю дочь. Разумеется, за отдельную плату. История всплыла наружу, когда мамаша, сколотив уже небольшой капиталец, захотела сделать путаной с бантиком и свою младшую дочь. Школьница оказалась не готова к бизнесу, открытому мамой в своем доме. Получив с клиента предоплату, девочка выполнять его волю отказалась. На начавшийся в квартире мордобой и вопли сбежались соседи.
1. Определите проблему, которую призван решить социальный работник.
2. В контакте, с какими специалистами должен работать социальный работник с этими семьями?
3. Какие варианты и алгоритм решения этих проблем Вы можете предложить?
Задача 19.
В социальную службу пришло письмо следующего содержания: "Мы, жильцы, убедительно просим принять меры к К. Он и его жена систематически пьют, нигде не работают. К. ведет аморальный образ жизни: привел в дом, где двое детей, постороннюю женщину и сожительствует с ней. Деньги, заработанные старшей дочерью, всегда уходят не в пользу семьи, а на спиртное. Дети К., когда были маленькие, всегда были одеты во, что попало, недоедали. Свою шестнадцатилетнюю дочь К. систематически унижал, избивал. Будучи в нетрезвом состоянии, он избил ее, и она выбросилась с балкона".
1. К какой группе проблем можно отнести данную ситуацию?
2. Что, прежде всего, должен сделать социальный работник, получивший информацию о случившемся?
3. Какие варианты и алгоритм решения этих проблем Вы можете предложить?
Задача 20.
Вы – специалист по социальной работе. К Вам обратился инвалид II группы, относящийся к категории лиц без определенного места жительства.
1. Необходимо подобрать учреждения для клиента и определить перечень необходимых документов для трудоустройства или обучения.
2. В чем заключается работа специалиста?
Задача 21.
В Центр занятости населения обратился мужчина, который ищет работу. Его направили в кабинет первичного приема граждан. Мужчина вышел из мест лишения свободы и длительное время не работал, образование средне специальное.
1.Какие документы необходимы мужчине?
2.Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблем мужчины?
Задача 22.
Раскройте специфику деятельности и структуру Центра социальной помощи семье и детям Артемовского района.
1. Какие отделения находятся в данном учреждении
2. Определите основные задачи и функции специалистов по социальной работе этого учреждения.
Задача 23.
Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.
1. Определите социальную проблему.
2. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи?
3. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?
Задача 24.
В последнее время у восьмилетней Оли участились головокружения и аритмия, по вечерам она долго не могла заснуть, ей снились кошмары, утром девочка чувствовала себя уставшей.
Оля нередко становилась свидетелем того, как пьяный отец избивает мать. Она тоже неоднократно подвергалась физическому насилию. Мать девочки создавала впечатление болезненной, тревожной женщины. В полицию она никогда не обращалась, обиды и побои терпела молча. Оля была очень привязана к своему младшему брату, постоянно заботилась о нем. Опасаясь за здоровье дочери, мать обратилась в детскую поликлинику. С клинической стороны врачи патологии не обнаружили.
1. Выявите проблемы семьи и определите виды необходимой социальной помощи членам семьи.
2. Определите учреждения и организации, а также специалистов, способных оказать помощь семье в преобразовании трудной жизненной ситуации (ТЖС).
3. Составьте алгоритм действий социального работника по оказанию социальной помощи членам семьи, созданию условий для их адаптации и социальной реабилитации.
Задача 25.
В Пенсионный Фонд за назначением пенсии по старости 26.03.2019 г. обратилась женщина 13.02.1964 г.р.
1. Определите, имеет ли она право на трудовую пенсию по старости.
2. Определите перечень документов, необходимых для назначения пенсии и сроки рассмотрения документов
Приложение 4
Пример экзаменационного билета и инструкции для обучающихся
Экзаменационный билет № 1
по МДК 04.01. Социальная политика и технология социальной работы
МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения
Инструкция для обучающихся:
1. Внимательно прочитайте содержание теоретических вопросов № 1, 2. При ответе на них обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным. Дайте основные определения и характеристику понятий билета. Помните, что умение определить применение теоретических знаний (по билету) в будущей профессиональной деятельности повышает оценочный балл.
2. Внимательно прочитайте и выполните практическое задание.
3. Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий
Время на подготовку для ответа на теоретические вопросы и практические задания – 40 минут
1 вопрос. Сущность, основные принципы и механизмы социальной политики
2 вопрос. Функции социальной работы
3. Практическое задание
Приложение 5
Оценочный лист
МДК 04.01. Социальная политика и технология социальной работы
МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения Группа ________________
Форма аттестации: экзамен
Дата проведения_________________________________
ФИО студента |
Теоретический вопрос 1 |
Теоретический вопрос 2 |
Практическое задание |
Средний балл по итогам выполнения ВСР |
Средний балл по итогам выполнения практических работ |
Итого (макс 22 балла) |
Оценка |
||||||
полное и глубокое владение понятийным, программным материалом по рассматриваемым вопросам |
логически грамотное и последовательное изложение материала |
ответы на вопросы преподавателя и обоснование своих суждений |
полное и глубокое владение понятийным, программным материалом по рассматриваемым вопросам |
логически грамотное и последовательное изложение материала |
ответы на вопросы преподавателя и обоснование своих суждений |
правильное решение практической задачи с нужным подбором анализа |
грамотное пояснение полученных результатов |
формулирование вывода по задаче |
|||||
|
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1балл |
1 балл |
2-5 баллов |
2-5 баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка определяется по алгоритму:
19-17 баллов – «отлично»;
16-14 баллов – «хорошо»;
13-11 баллов - «удовлетворительно»;
менее 11 баллов - «неудовлетворительно»
Подпись преподавателя_____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.