Ответственность в жизни человека
Оценка 4.8

Ответственность в жизни человека

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
классное руководство +1
11 кл +1
02.11.2024
Ответственность в жизни человека
Ответственность в жизни человека
Классный час на тему «Ответственность в жизни чело.docx

Классный час на тему «Ответственность в жизни человека»

Время занятия: 45 минут.

Цель: воспитание у студентов чувства ответственности за свои поступки как основы нравственного поведения.

Задачи:

·                         раскрыть понятие «ответственность»;

·                         Формирование понимания факторов, влияющих на ответственное поведение:  анализ условий и обстоятельств, которые способствуют развитию чувства ответственности у индивида, а также факторов, приводящих к безответственному поведению.

·                           Стимулирование мотивации к самосовершенствованию и нравственному росту:  создание условий для развития у студентов стремления к личностному и моральному развитию.

Форма проведения: кейс-метод, флеш-тренинг, моделирование ситуаций.

Контингент: студенты 1-го и 2-го курсов.

Оборудование: карточки-задания для работы в малых группах (Приложения 1 и 2); компьютер, презентация «Чувство ответственности в жизни человека», пазлы «Маленький принц».

Содержательный компонент классного часа

Вступительная часть.

Основное содержание:

Разминка «Заповедь ответственного человека».

Ситуационное задание «Как поступить?»

Флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца».

Заключительная часть

Рефлексия: «Всё в наших руках

Ход классного часа

I.              Вступительная часть

Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную

Важно понимать, что ответственность подразумевает не только обязанность выполнить определённое действие, но и готовность принять на себя последствия в случае невыполнения этой обязанности.

Преподаватель просит студентов разделиться на группы и придумать название каждой в соответствии с темой.  Тем самым у студентов уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».

II.               Основное содержание

1.                      Разминка «Заповедь ответственного человека»

Классный руководитель предлагает студентам продолжить определение.

Ответственность это

(Cтуденты сами называют близкие по смыслу выражения: честность, обязательность, исполнительность, надёжность, чувство долга, терпение и др.)

Далее классный руководитель говорит, что ошибки, возникающие из-за без ответственности, нужно уметь предвидеть и избегать. Поэтому всё необходимо продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном.

Классный руководитель предлагает студентам ответить на несколько вопросов и тем самым сформировать Заповедь ответственного человека. Для этого используется презентация, во время которой сначала задаются вопросы, а после обсуждения вариантов ответов правильный ответ.

1.                                  Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)

2.                                  Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому собы- тию в сказке? (болтливость)

3.                                  Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

4.                                  Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)

5.                                  Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет?

(глупость).

При этом классный руководитель и студенты обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.

В результате студенты вместе с преподавателем сформировали Заповедь ответственного человека.

Ответственный человек не должен быть:

·                                            легкомысленным;

·                                            болтливым;

·                                            жадным;

·                                            непослушным;

·                                            глупым.

Ответственный человек должен быть:

·                                            честным;

·                                            обязательным;

·                                            исполнительным;

·                                            надёжным;

·                                            совестливым;

·                                            с хорошо развитым чувством долга.

Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

Далее студенты по просьбе преподавателя приводят примеры безответственности из жизни, истории, литературы.

2.             Ситуационное задание «Как поступить?»

Учебная группа делится на подгруппы.

Классный руководитель предлагает малым группам решить ситуационное задание. Студенты получают карточки с заданиями (Приложение 1), в которых изложена суть проблемы. Здесь можно предложить также и другой вариант ситуационного задания (Приложение 2).

Задание «Как поступить?»

Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, ко- лебался между   тем, чтобы стать в   ряды Сопротивления и   отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.

Вопрос преподавателя: А как вы считаете? Обоснуйте свой ответ.

Студенты работают в группах. Затем каждая группа предлагает свой вари- ант ответа. Студенты задают друг другу вопросы и решают, чей ответ наиболее верен. После обсуждения разных вариантов решения предложенной проблемной ситуации преподаватель совместно со студентами делает вывод.

Вывод. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса. Таким образом, ВСЁ В НАШИХ РУКАХ.

3.             Флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца»

Для закрепления материала преподаватель предлагает студентам посмотреть флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца» (Презентация).

Бабочка и мудрец

Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

                                А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

                                Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

                                Всё в твоих руках.

Прежде чем прозвучит ответ Мастера, студентам предлагается подумать и ответить за Мастера. Потом классный руководитель и студенты смотрят окончание презентации, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».

Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.

III.       Заключительная часть

Рефлексия «Всё в наших руках!»

Подведение итогов классного часа классный руководитель начинает словами:

– А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются пазлами символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.

(Для презентации)

Мы в ответе за................... , которым дали жизнь. (детей)

Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню. (родителей)

Мы в ответе за.................... , которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)

Мы в ответе за........................ , которых привязали к себе. (друзей и любимых)

Мы в ответе за.................. , которой занимаемся. (работу)

Мы в ответе за всё, что...................................... (происходит вокруг нас)

Мы.................. своей жизни. (авторы)

Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт.

Приложение 1

Ситуационное задание «Как поступить?»

Группа                                                                                                   

(название группы, придуманное студентами)

Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, коле- бался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть бра- та или остаться с матерью и помогать ей.

Как вы считаете должен поступить и почему?

Ответ                                                                                                                    _

Приложение 2

Вариант ситуационного задания

Группа                                                                                                   

(название группы, придуманное студентами)

Притча «Корзина»

Давным-давно, в одной восточной стране жила семья: мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем хлопот куда больше, чем ребёнок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там всё вытопчут, то чуть дом не подожжёт, стараясь развести огонь в очаге.

И вот однажды жена говорит мужу: «Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».

Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына: «Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»

«Зачем?»

Варианты ответа сына:                                                                                      

 

 


 

Классный час на тему «Ответственность в жизни человека»

Классный час на тему «Ответственность в жизни человека»

Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную

Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную

Из-за чего Буратино из сказки

Из-за чего Буратино из сказки

Классный руководитель предлагает малым группам решить ситуационное задание

Классный руководитель предлагает малым группам решить ситуационное задание

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты

Ситуационное задание «Как поступить?»

Ситуационное задание «Как поступить?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2024