Ответы на задания олимпиады русский язык 5-6 класс

  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ответы на задания олимпиады русский язык 5-6 класс.docx

 

 

Максимальное количество баллов 46.

Надпись: И поиде Борисъ радъстьнъмь сьрдьцьмь. Святопълкъ же, сѣдя Кыевѣ по отьци, призвавъ кыяны, многы дары имъ давъ, отпусти.

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

1.    В тексте встречаются два слова, которые в современном русском языке содержат орфограмму «непроизносимая согласная в корне». Выберите из этих двух слов то, которое является прилагательным, и запишите его в современной орфографии в начальной форме.

Модель ответа и критерии оценки: радостный. 1 балл.

2.    Выпишите из текста демоним слово, называющее жителей какой-либо местности. (Выписывайте слово в той форме, в которой оно встретилось в тексте.)

Модель ответа и критерии оценки: кыяны. 1 балл.

3.    Выберите вариант ответа, в котором предлог по имеет такое же значение, как и в древнерусском тексте.

1)   Мы пошли в лес по грибы и по ягоды.

2)   Нужно были идти по дороге из жёлтого кирпича.

3)   Мы учимся по интересным учебникам.

4)   По приезде в город мы отправились в гостиницу.

Модель ответа и критерии оценки: 4. 1 балл.

4.    Выберите утверждение, которое противоречит информации из текста.

1)  Борис пошёл с радостным сердцем.

2)  Святополк был правителем Киева.

3)  Отец Святополка никогда не был правителем Киева.

4)  Святополк отпустил киевлян, щедро их одарив.

Модель ответа и критерии оценки: 3. 1 балл.

Итого 4 балла.

Прочитайте текст и выполните задания 5–6.

В русском языке в некоторых случаях выражения «за + существительное» понимаются носителями как сочетание предлога и существительного и пишутся раздельно. В других случаях выражения «за + существительное» выступают как существительные с приставкой за- и пишутся слитно. Это правило зачастую вызывает трудности у пишущих.

Ниже приведена таблица, где приводятся примеры для трёх единиц «за + существительное» (существительные зашифрованы буквами А–В).

Существительное Б синонимично существительному А, А – слово женского рода, Б – мужского рода. Существительное В тоже мужского рода и не является синонимом ни слову А, ни слову Б. Все слова общеупотребительные, стилистически нейтральные, даны в прямом значении.

 

(1)

(2)

за

Уже в Стокгольме он почувствовал, что находится за. [Сергей Довлатов. Иная жизнь (1984)]1

Видимо, именно из-за этой своей мечты она и решилась поступать на иняз – ведь в советское время за представлялась чем-то совершенно чудесным и почти недостижимым. [А.А. Голубкова. Встреча на ином берегу // «Волга», 2009]

за

Летом 1955 года я уехала на фестиваль в Варшаву. Это была моя первая поездка за, да, думаю, и для многих членов нашей большой делегации –   тоже. [И.К. Архипова. Музыка жизни (1996)]

Меньше повезло тем, кто работал на заили в родных столичных газетах и журналах. [Марианна Баконина. Школа двойников (2000)]

за

Но поезд, сформированный из товарных    вагонов,     стоял     не в Москве,   а    далеко    за. [И.К. Архипова. Музыка жизни (1996)]

В Москве на Гоголевском бульваре жила жена Ильи. Был ещё приличный подмосковный дом, где сейчас, кроме прислуги – жена не любила за, – никого не было. [Виктор Ремизов. Воля вольная // «Новый мир», 2013]

 

 

 

1Здесь и далее примеры взяты из Национального корпуса русского языка (ruscorpora.ru).

5.    Определите, какие существительные зашифрованы буквами А–В. Запишите их в начальной форме.

А:                                           

Б:                                           

В:                                           

6.    Единицы «за + существительное» в одном из столбцов таблицы должны писаться слитно, а в другом – раздельно. Укажите правильное написание.

1 столбец: слитно/раздельно

1 столбец: слитно/раздельно

Модель ответа и критерии оценки:

1.    А: граница

Б: рубеж

В: город

За каждый верный ответ по 1 баллу, всего 3 балла.

2.    «за + существительное» пишется раздельно: 1.

«за + существительное» пишется слитно: 2. За каждый верный ответ по 1 баллу.

Итого 5 баллов.

7.    «Однокоренные слова»

Найдите в каждом ряду лишнее слово по одному и тому же принципу.

1)   беда бедро – бедность победа

2)   питьё – пир – пиявка – пища

3)   знамя – зной – знак – знание

4)   басня баюкать – байк – баян.

Модель ответа и критерии оценки:

1)   бедро

2)   пища

3)   зной

4)   байк

По 1 баллу за каждый ответ.

Итого 4 балла.

8.    В русском языке предлоги могут выражать разные грамматические значения в разных конструкциях, при этом один и тот же предлог может быть грамматически многозначным. Соотнесите предлоги и значения, которые могут при помощи этих предлогов выражаться.

Предлоги

Значения

1)           к

2)           с

А) обладание чем-либо                                     Б) время

В) совместность                                                 Г) направление

Примечание: данные значения очень обобщены, например, сочетания «около    дома» и «под домом» будут иллюстрировать одно и то же значение место.

Модель ответа и критерии оценки:

1)   Б, Г – 2 балла за точное совпадение.

2)   А, Б, В, Г 4 балла за точное совпадение.

Пояснение.

Предлог «к» может иметь значения направления (путь к свободе), времени (вернуться к обеду). Предлог «с» может иметь значения направления (прибыл с вокзала), совместности (мы с тобой), времени утра шёл дождь) или обладания (мужчина с зонтом).

Итого 6 баллов.

9.    Даны несколько стихотворных строф.

1) Он хуже, скажешь ты, тебя и по уму,

И только что воспеть столь громко он умеет,

 Что двух сот колесниц стук гласом одолеет,

И может заглушить музыку горлом он,

 

 

Хотя бы много вдруг случилось похорон,

 При коих бы в трубы играли три, четыре. (Иван Барков)

2) Музыка жила во мне,

никогда не умолкала,

но особенно во сне

эта музыка играла. (Борис Рыжий)

3) Музыка играет

В тихом кафетерии.

Воробей порхает

За окном на дереве. (Давид Самойлов)

4) Вчера я видел всё и ныне вижу духом,

Музыку, гром и треск ещё внимаю слухом.

Я вижу скачущи различны красоты,

Которых, Меценат, подвигл к веселью ты. (Михаил Ломоносов)

5) Ну, музыка, счастливая сестра

Поэзии, как сладкий дух сирени,

До сердца пробираешь, до нутра,

Сквозь сумерки и через все ступени. (Александр Кушнер)

6) Гремит музыка, слышны хоры

Вкруг лакомых твоих столов;

Сластей и ананасов горы

И множество других плодов

Прельщают чувствы и питают… (Гавриил Державин)

Распределите данные стихотворные фрагменты на две группы. Найдите три фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково, и другие три фрагмента, в которых это же слово произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.

Модель ответа и критерии оценки:

Группа 1: 1, 4, 6.

Группа 2: 2, 3, 5.

За полностью правильный ответ 4 балла.

Пояснение. В примерах 1, 4, 6 ударение в слове «музыка» и его формах на втором слоге, в примерах 2, 3, 5 на первом.

Итого 4 балла.

10.    Даны следующие словесно-буквенные уравнения.

1.    Восемь два = три.

2.    Один + девять = двенадцать.

3.    Шесть + сорок = двенадцать.

4.    Восемь три = два.

5.    Два + три = шесть.

Чем можно заменить «восемь» в примерах 1 и 4? Выберите все возможные    варианты.

1)   один

2)   два

3)   три

4)   четыре

5)   пять

6)   шесть

7)   семь

8)   девять

9)   десять

Модель ответа и критерии оценки: 4, 8, 9 3 балла за правильный ответ. Любая ошибка 0 баллов.

Пояснение: необходимо посчитать количество букв, т. е. восемь – 6 букв; два 3 буквы;

три – 3 буквы,

 

 

=> в слове «восемь» 6 букв, поэтому подходят слова «четыре», «девять»,

«десять», так как в них тоже по 6 букв.

Итого 3 балла.

11.    На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений, в том числе кустарники, деревья, травы, как съедобные, так и несъедобные, и цветы. Определите по исторически однокоренным словам, какие именно растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.

Слова запишите в начальной форме.

Слово м. р. (1)                                                , наименование растения и приправы (5 букв).

Исторически однокоренные слова

1.1.Эта сладость к чаю бывает медовой, печатной, с начинкой и без неё (6 букв)            .Слово                                                       (2)            (наименование          дерева,            м. р.,   3            буквы).

Исторически однокоренные слова

     2.1. Бесприставочное         существительное         ж. р.      из     7    букв,     означающее собранные воедино дрова или хворост:                                                                                     .

     2.2. То же, что и соратник, сторонник, сподвижник                                 .

Слово         (3)                                              :                                лекарственное      растение,            наименование с русским полногласием (ж. р., 7 букв).

Исторически однокоренные слова

     3.1. Субстантивированное существительное ср. рода., называющее одну из последних частей трапезы, десерт.                                                                                       (7 букв).

     3.2. Сущ., обычно во мн. ч., называющее заготовленные впрок, чаще всего в качестве закуски, помидоры, огурцы и другие овощи (7 букв).

Модель ответа и критерии оценки:

(1) перец (1.1) пряник

(2) вяз

(2.1) вязанка

(2.2) союзник

(3) солодка (3.1) сладкое

(3.2) соления / соленья

По 1 баллу за каждый пункт.

Итого 8 баллов.

12.    Определите исторически родственные слова по фрагментам их лексических значений. Напишите эти слова в соответствующие поля для ответа.

1)        рядом, возле (предлог)

2)        важная деталь автомобиля

3)        приспособление для игры в баскетбол

4)        глубокий след от транспорта на земле

5)        плетёный воинский доспех

6)        экипаж с откидным верхом

Модель ответа и критерии оценки:

1)        около

2)        колесо

3)        кольцо

4)        колея

5)        кольчуга

6)        коляска

За каждый ответ по 1 баллу.

Итого 6 баллов.

13.    Укажите строку (строки), в которой(-ых) все имена существительные изменяются по числам.

1)        финансы, деньги, обмен

2)        сливки, бутерброд, сметана

3)        вода, Крым, тишина

4)        исследование, студент, стипендия

Модель ответа и критерии оценки: 4. 1 балл.

В русском языке каждый из падежей имеет свой спектр значений. Ниже представлены значения

 

 

творительного падежа и фразы, в которых есть слова в творительном падеже. Соотнесите пример и значение падежа.

Примеры

Значения творительного падежа

1)  пишу пером

А) орудие

2)  писатель жил исключительно своим пером

Б) сравнение

3)  жил пером, туда-сюда, куда ветер дует

В) время

4)  сидит барином

Г) место

5)  шёл лесом

 

6)  этим летом я жил в деревне

 

7)  не видел одним глазом

 

8)  пропадал на работе сутками

 

9)  переулками добрались до цели

 

10)       прыгнула кошкой

 

Модель ответа и критерии оценки:

А) 1, 2, 7.

Б) 3, 4, 10.

В) 6, 8.

Г) 5, 9.

За каждое правильное соотнесение 0,5 балла.

Итого 5 баллов.


 

Скачано с www.znanio.ru