Максимальное количество баллов – 46.
![]() |
1. В тексте встречаются два слова, которые в современном русском языке содержат орфограмму «непроизносимая согласная в корне». Выберите из этих двух слов то, которое является прилагательным, и запишите его в современной орфографии в начальной форме.
Модель ответа и критерии оценки: радостный. 1 балл.
2. Выпишите из текста демоним – слово, называющее жителей какой-либо местности. (Выписывайте слово в той форме, в которой оно встретилось в тексте.)
Модель ответа и критерии оценки: кыяны. 1 балл.
3. Выберите вариант ответа, в котором предлог по имеет такое же значение, как и в древнерусском тексте.
1) Мы пошли в лес по грибы и по ягоды.
2) Нужно были идти по дороге из жёлтого кирпича.
3) Мы учимся по интересным учебникам.
4) По приезде в город мы отправились в гостиницу.
Модель ответа и критерии оценки: 4. 1 балл.
4. Выберите утверждение, которое противоречит информации из текста.
1) Борис пошёл с радостным сердцем.
2) Святополк был правителем Киева.
3) Отец Святополка никогда не был правителем Киева.
4) Святополк отпустил киевлян, щедро их одарив.
Модель ответа и критерии оценки: 3. 1 балл.
Итого 4 балла.
Прочитайте текст и выполните задания 5–6.
В русском языке в некоторых случаях выражения «за + существительное» понимаются носителями как сочетание предлога и существительного и пишутся раздельно. В других случаях выражения «за + существительное» выступают как существительные с приставкой за- и пишутся слитно. Это правило зачастую вызывает трудности у пишущих.
Ниже приведена таблица, где приводятся примеры для трёх единиц «за + существительное» (существительные зашифрованы буквами А–В).
Существительное Б синонимично существительному А, А – слово женского рода, Б – мужского рода. Существительное В тоже мужского рода и не является синонимом ни слову А, ни слову Б. Все слова общеупотребительные, стилистически нейтральные, даны в прямом значении.
|
|
(1) |
(2) |
|
за+А |
Уже в Стокгольме он почувствовал, что находится за+А. [Сергей Довлатов. Иная жизнь (1984)]1 |
Видимо, именно из-за этой своей мечты она и решилась поступать на иняз – ведь в советское время за+А представлялась чем-то совершенно чудесным и почти недостижимым. [А.А. Голубкова. Встреча на ином берегу // «Волга», 2009] |
|
за+Б |
Летом 1955 года я уехала на фестиваль в Варшаву. Это была моя первая поездка за+Б, да, думаю, и для многих членов нашей большой делегации – тоже. [И.К. Архипова. Музыка жизни (1996)] |
Меньше повезло тем, кто работал на за+Б или в родных столичных газетах и журналах. [Марианна Баконина. Школа двойников (2000)] |
|
за+В |
Но поезд, сформированный из товарных вагонов, стоял не в Москве, а далеко за+В. [И.К. Архипова. Музыка жизни (1996)] |
В Москве на Гоголевском бульваре жила жена Ильи. Был ещё приличный подмосковный дом, где сейчас, кроме прислуги – жена не любила за+В, – никого не было. [Виктор Ремизов. Воля вольная // «Новый мир», 2013] |
1Здесь и далее примеры взяты из Национального корпуса русского языка (ruscorpora.ru).
5. Определите, какие существительные зашифрованы буквами А–В. Запишите их в начальной форме.
А:
Б:
В:
6. Единицы «за + существительное» в одном из столбцов таблицы должны писаться слитно, а в другом – раздельно. Укажите правильное написание.
1 столбец: слитно/раздельно
1 столбец: слитно/раздельно
Модель ответа и критерии оценки:
1. А: граница
Б: рубеж
В: город
За каждый верный ответ по 1 баллу, всего 3 балла.
2. «за + существительное» пишется раздельно: 1.
«за + существительное» пишется слитно: 2. За каждый верный ответ по 1 баллу.
Итого 5 баллов.
7. «Однокоренные слова»
Найдите в каждом ряду лишнее слово по одному и тому же принципу.
1) беда – бедро – бедность – победа
2) питьё – пир – пиявка – пища
3) знамя – зной – знак – знание
4) басня – баюкать – байк – баян.
Модель ответа и критерии оценки:
1) бедро
2) пища
3) зной
4) байк
По 1 баллу за каждый ответ.
Итого 4 балла.
8. В русском языке предлоги могут выражать разные грамматические значения в разных конструкциях, при этом один и тот же предлог может быть грамматически многозначным. Соотнесите предлоги и значения, которые могут при помощи этих предлогов выражаться.
|
Предлоги |
Значения |
|
1) к 2) с |
А) обладание чем-либо Б) время В) совместность Г) направление |
Примечание: данные значения очень обобщены, например, сочетания «около дома» и «под домом» будут иллюстрировать одно и то же значение – место.
Модель ответа и критерии оценки:
1) Б, Г – 2 балла за точное совпадение.
2) А, Б, В, Г – 4 балла за точное совпадение.
Пояснение.
Предлог «к» может иметь значения направления (путь к свободе), времени (вернуться к обеду). Предлог «с» может иметь значения направления (прибыл с вокзала), совместности (мы с тобой), времени (с утра шёл дождь) или обладания (мужчина с зонтом).
Итого 6 баллов.
9. Даны несколько стихотворных строф.
1) Он хуже, скажешь ты, тебя и по уму,
И только что воспеть столь громко он умеет,
Что двух сот колесниц стук гласом одолеет,
И может заглушить музыку горлом он,
Хотя бы много вдруг случилось похорон,
При коих бы в трубы играли три, четыре. (Иван Барков)
2) Музыка жила во мне,
никогда не умолкала,
но особенно во сне
эта музыка играла. (Борис Рыжий)
3) Музыка играет
В тихом кафетерии.
Воробей порхает
За окном на дереве. (Давид Самойлов)
4) Вчера я видел всё и ныне вижу духом,
Музыку, гром и треск ещё внимаю слухом.
Я вижу скачущи различны красоты,
Которых, Меценат, подвигл к веселью ты. (Михаил Ломоносов)
5) Ну, музыка, счастливая сестра
Поэзии, как сладкий дух сирени,
До сердца пробираешь, до нутра,
Сквозь сумерки и через все ступени. (Александр Кушнер)
6) Гремит музыка, слышны хоры
Вкруг лакомых твоих столов;
Сластей и ананасов горы
И множество других плодов
Прельщают чувствы и питают… (Гавриил Державин)
Распределите данные стихотворные фрагменты на две группы. Найдите три фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково, и другие три фрагмента, в которых это же слово произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.
Модель ответа и критерии оценки:
Группа 1: 1, 4, 6.
Группа 2: 2, 3, 5.
За полностью правильный ответ – 4 балла.
Пояснение. В примерах 1, 4, 6 ударение в слове «музыка» и его формах на втором слоге, в примерах 2, 3, 5 – на первом.
Итого 4 балла.
10. Даны следующие словесно-буквенные уравнения.
1. Восемь – два = три.
2. Один + девять = двенадцать.
3. Шесть + сорок = двенадцать.
4. Восемь – три = два.
5. Два + три = шесть.
Чем можно заменить «восемь» в примерах 1 и 4? Выберите все возможные варианты.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
5) пять
6) шесть
7) семь
8) девять
9) десять
Модель ответа и критерии оценки: 4, 8, 9 – 3 балла за правильный ответ. Любая ошибка – 0 баллов.
Пояснение: необходимо посчитать количество букв, т. е. восемь – 6 букв; два – 3 буквы;
три – 3 буквы,
=> в слове «восемь» 6 букв, поэтому подходят слова «четыре», «девять»,
«десять», так как в них тоже по 6 букв.
Итого 3 балла.
11. На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений, в том числе кустарники, деревья, травы, как съедобные, так и несъедобные, и цветы. Определите по исторически однокоренным словам, какие именно растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.
Слова запишите в начальной форме.
Слово м. р. (1) , наименование растения и приправы (5 букв).
Исторически однокоренные слова
1.1.Эта сладость к чаю бывает медовой, печатной, с начинкой и без неё (6 букв) .Слово (2) (наименование дерева, м. р., 3 буквы).
Исторически однокоренные слова
2.1. Бесприставочное существительное ж. р. из 7 букв, означающее собранные воедино дрова или хворост: .
2.2. То же, что и соратник, сторонник, сподвижник .
Слово (3) : лекарственное растение, наименование с русским полногласием (ж. р., 7 букв).
Исторически однокоренные слова
3.1. Субстантивированное существительное ср. рода., называющее одну из последних частей трапезы, десерт. (7 букв).
3.2. Сущ., обычно во мн. ч., называющее заготовленные впрок, чаще всего в качестве закуски, помидоры, огурцы и другие овощи (7 букв).
Модель ответа и критерии оценки:
|
(1) перец (1.1) пряник |
(2) вяз (2.1) вязанка (2.2) союзник |
(3) солодка (3.1) сладкое (3.2) соления / соленья |
По 1 баллу за каждый пункт.
Итого 8 баллов.
12. Определите исторически родственные слова по фрагментам их лексических значений. Напишите эти слова в соответствующие поля для ответа.
1) рядом, возле (предлог)
2) важная деталь автомобиля
3) приспособление для игры в баскетбол
4) глубокий след от транспорта на земле
5) плетёный воинский доспех
6) экипаж с откидным верхом
Модель ответа и критерии оценки:
1) около
2) колесо
3) кольцо
4) колея
5) кольчуга
6) коляска
За каждый ответ по 1 баллу.
Итого 6 баллов.
13. Укажите строку (строки), в которой(-ых) все имена существительные изменяются по числам.
1) финансы, деньги, обмен
2) сливки, бутерброд, сметана
3) вода, Крым, тишина
4) исследование, студент, стипендия
Модель ответа и критерии оценки: 4. 1 балл.
В русском языке каждый из падежей имеет свой спектр значений. Ниже представлены значения
творительного падежа и фразы, в которых есть слова в творительном падеже. Соотнесите пример и значение падежа.
|
Примеры |
Значения творительного падежа |
|
1) пишу пером |
А) орудие |
|
2) писатель жил исключительно своим пером |
Б) сравнение |
|
3) жил пером, туда-сюда, куда ветер дует |
В) время |
|
4) сидит барином |
Г) место |
|
5) шёл лесом |
|
|
6) этим летом я жил в деревне |
|
|
7) не видел одним глазом |
|
|
8) пропадал на работе сутками |
|
|
9) переулками добрались до цели |
|
|
10) прыгнула кошкой |
|
Модель ответа и критерии оценки:
А) 1, 2, 7.
Б) 3, 4, 10.
В) 6, 8.
Г) 5, 9.
За каждое правильное соотнесение 0,5 балла.
Итого 5 баллов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.