Ответы Школьного этапа ВСОШ по литературе 5-11 класс

  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ответы Школьного этапа ВСОШ по литературе 5-11 класс.docx

 

ОТВЕТЫ  5 КЛАСС

1. … принеси то, не знаю что

… да не скоро дело делается

… сказка будет впереди (3 б.)

2. ...тем больше дров

… всё равно в лес смотрит

… люби и саночки возить

… сам в неё попадёшь

… торопись делом (5 б.)

3. Определите и назовите жанр по фрагментам текста.

а) сказка; б) пословица; в)загадка (3 б.)

4. Вставьте пропущенное слово (слова). Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок

А) А.С, Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»; королевич Елисей;

Б) А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; не хочу быть столбовою дворянкой (3б.)

5.Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

А) Михаил Васильевич Ломоносов; б) Александр Сергеевич Пушкин (6 б.)

6. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

Иван Андреевич Крылов

Александр Сергеевич Пушкин

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лев Николаевич Толстой

Николай Васильевич Гоголь (5 б.)

 

7. Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами

девица

земля

сокол

слезы

меч

красная

русская

ясный

горькие

булатный (5 б.)

 

8. Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

П.П. Ершов «Конёк – Горбунок»

С.Аксаков. «Аленький цветочек». (6 б.)

9. Разделите мифологических персонажей: Ярило, Атлант, Даждь – бог, Зевс, Геракл, Аполлон - по группам:

а) славянские: Ярило, Даждь-бог;

б) греческие: Атлант, Зевс, Геракл, Апполон. (4 б.)

10. Творческое задание.(10 б.) При оценке задания учитываются:

  • Глубина (3б)
  • Самостоятельность в раскрытии темы (3б)
  • Образность языка (2б)
  • Композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) (2 б.)

Итог:10 баллов

Максимальное количество баллов за всю работу - 50

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ    6 КЛАСС

I.  Знание текстов художественных произведений.

1.  

А) «Муму»

И.С. Тургенев

Б) «Снежная королева»  

Г.Х.Андерсен

В) «Васюткино озеро»

В.П.Астафьев

 Максимальное количество баллов - 6

2 Блиц-опрос:

1)      Древнегреческие мифы, 12 подвигов

2)      В лето…

3)      «- Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец»

4)      И.И. Пущин

5)      А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов

Максимальное количество баллов – 5

I.                   Историко-литературные задания.

1.

А) Х.Андерсен

 Герда  

Б) Н.Носов

 Незнайка

В) М.Твен 

Пятница 

Г) Д.Дефо

Том Сойер 

Д) К.Льюис                                     

  Алиса  

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего  5  баллов

2. Соедините имена русских и зарубежных писателей

А)  Агния                                             

Барто

Б) Астрид                                     

Линдгрен

В)  Сергей Александрович

Есенин 

Г)  Александр Сергеевич                  

Пушкин

Д)  Самуил Яковлевич                       

Маршак

Е) Константин Георгиевич              

Паустовский

Ж)  Павел Петрович                             

Бажов

З) Джонатан                                      

Свифт   

И)  Джанни                                          

Родари

К) Михаил Михайлович                   

Пришвин

Максимальное количество баллов – 10

3.1) А.С. Пушкин

2)  М.Ю. Лермонтов

Максимальное количество баллов – 2

III. Знание теории   литературы.

1. 

А)    Описание природы в   литературном произведении                   

пейзаж

Б)     Созвучие концов строк

рифма

В)   Развернутое высказывание  одного лица

монолог

Г)  Художественное определение, указывающее на какое-то  

      качество и подчеркивающее его свойства                                                            

эпитет

Д)  Вид  комического, веселый, безобидный смех

юмор

Максимальное количество баллов – 5

 2. Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий ворчливый дождик, сменяемый по временам ласковым солнечным сиянием; была капризная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми  белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых сердитых туч показывалась лазурь, чистая  и ясная, как лучистый  глаз.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 8  баллов.

 

3. Исключите из каждой цепочки лишнее. Объясните принцип построения цепочек.

А)  «Кусака» - рассказ, остальные –басни.

Б)   А.П. Чехов – писатель, остальные - поэты.

В)   Д. Дефо – зарубежный писатель, остальные русские писатели.

Г)   Рассказ.  Остальные жанры устного народного творчества

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего  4  балла.

 

IV. Литература и другие виды искусства

1.  «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке», «Снегурочка», «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка», «Царевна – несмеяна», «Богатырь» и др

Максимальное количество баллов – 5

V.  «Проба пера»

При оценке творческой работы учитывается:

• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);

• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);

• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);

• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);

• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).

 

Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

 

Максимальное количество баллов за всю работу - 60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ  7 КЛАСС

I.  Знание текстов художественных произведений.

За каждое задание обучающийся получает по 3 балла максимально (при верном определении героя произведения, автора и названия) 1+1+1, итого 15 баллов.

А)«Повесть о Петре и Февронии» Муромских. Феврония. Древнерусская литература.

Б)И.А.Тургенев « Бежин луг».Федя.

В)А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Самсон Вырин.

Г) Н.Лесков «Левша». Левша.

Количество баллов – 12

2.Блиц-опрос

1) «На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетали ночевать»

2)  В первой посылке были макароны, несколько кусков сахару и две плитки гематогена. Во второй посылке – макароны и три красных яблока

3) М.В. Ломоносов

4) Во дни сомнений и раздумий                          5) Очумелов

Количество баллов – 5

II. Историко-литературные задания.

1. За правильный ответ 2балла максимально.1+1б.

      В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Светлана» и др.

Количество баллов – 2

2.   Человек без селезёнки, Антоша Чехонте

            Количество баллов – 2

1.      А)Шуя-  К.Бальмонт          Б)Щелыково и Кинешма - А.Н.Островский     в) Ново-Талицы - М.И.Цветаева

Количество баллов – 3

III. Знание теории   литературы.

1.

определение

термин

пример

1)  Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

Метафора

 Кудри берез, горит восток,

2)  Образное  выражение,  содержащее  непомерное  преувеличение  размера, силы...

Гипербола

От свиста Соловьиного все маковки к земле преклонилися

3)  Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами

Олицетворение

Принахмурилась земля

4) Противопоставление  частей, героев произведения

антитеза

Пушкин «Мороз и солнце»

5) Художественное образное определение.

Эпитет

Волнистые туманы

 

Количество баллов – 10

IV. Литература и другие виды искусства

В. Васнецов «Аленушка».   Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

 Количество баллов – 2

 

V. Работа с текстом.

15 баллов.                                    Общее количество баллов 52

 

 

ОТВЕТЫ  8 КЛАСС.

I.  Знание текстов художественных произведений.

А) «Кусака» Леонид Андреев

Б) «Пе́сня про царя́ Ива́на Васи́льевича, молодо́го опри́чника и удало́го купца́ Кала́шникова» М.Лермонтов

 В) «О чем плачут лошади» Ф.Абрамов

Максимальное количество баллов – 3

2. А.С.Пушкин « Дубровский» - А.Г.Дубровский  Троекурову 

Максимальное количество баллов – 3

Итог: 6 баллов

II. Историко-литературные задания.

1.   1 – 5; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 1; 5 - 4

Максимальное количество баллов – 5

1. Тэффи, урожденная Лохвицкая

2.Места дуэлей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова

3. Петр Ефимович Заболотский родился в Тихвине, в 1803 году.

Максимальное количество баллов – 3

Итог: 8 баллов

III. Знание теории   литературы.

1.1. Кульминация      2. Гипербола      3.Афоризм    Максимальное количество баллов – 3

 

1.      Олицетворение , ямб          

2.      Максимальное количество баллов – 2

3. 1) Н.А.Некрасов «Русские женщины»  2) Н.В.Гоголь «Ревизор»    3) В.А.Жуковский «Светлана»     4) И.А.Крылов «Волк на псарне» 5) А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

1)поэма       2) комедия      3)  баллада       4)  басня  5) повесть

Максимальное количество баллов – 5

 

IV. Литература и другие виды искусства

1.       И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

2.      В.М.Васнецов «Три богатыря»

Максимальное количество баллов – 4

V. Анализ стихотворения. Критерии оценивания.

1.Каким настроением пронизано  это стихотворение? (1б)  2. Какова тема стиха?(2б)  3. Какими средствами создается образ  шмеля? (3б)  4.Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при виде шмеля? (3б) 4. Какова  идея стихотворения?  (3б) 5. Какова композиция стиха? (2б) 6. Каковы размер и рифма стиха? (2б)

Максимальное количество баллов – 16

    1) Каким настроением пронизано стихотворение? - Грустным, задумчивым, спокойным (1 балл).

  2) О чем это стихотворение.   - О шмеле, о природе, о наступающей осени (2 балла). В стихотворении можно выделить две темы: узкую – рассказ о шмеле, обращение к насекомому и широкую – раздумья о наступающей осени.

    3)  Художественные средства выразительности, создающие образ шмеля: 3 балла

 Фонетика: звукопись: «заунывно гудящий певучей струной» гудение шмеля через гласные [а,у,ы,о,у,а,э,у,о] монотонность; жужжание шмеля через согласные [з,н,ч,щ,с,т]      (1 балл).

 Лексика: эпитеты создают образ шмеля: «черный», «бархатный», «золотое»; свет уходящего лета: «ярки», «безмятежны», «жарки», «красной»; ветер «угрюмый», шмель «золотой», «сухой».(1 балл).

Метафора: «на подушечке красной» - показывает красоту шмеля и колючей татарки.        (1 балл).       

4) Лирический герой:    (3б)  В 1 строфе шмель нагоняет на лирического героя  тоску своим гудением, навевает мысли о том,     что скоро придут осень и зима. Во 2 строфе радуется последним жарким летним дням, принимает неизбежность «сна». В 3 строфе 2 варианта «человеческой думы»: нет ничего вечного,  все возродится снова – это два закона бытия. Это размышление философа о жизни. Лирическому герою  очень одиноко, он грустит. .(2 балла).

5. Идея: (3б)  философское размышление о законах жизни. В третьем стихе этой же строфы появляется лирический герой и возникает неясное предчувствие тревоги: что-то его мучает, томит, беспокоит. Эта тревога прорывается в вопросе, а наличие сравнения («Ты зачем залетаешь в жильё человечье/ И как будто тоскуешь со мной?») указывает на робкую надежду – спасение от одиночества.

Во второй строфе едва уловимая антитеза набирает силу. Окно как граница, разделяющая два мира. Яркий мир за окном противопоставлен человеку, страдающему от одиночества. Слова второй строфы «полетай», «погуди» звучат как просьба: поживи (пока), а дальше – тире, как решительный и неожиданный шаг, шаг к смерти, к неизбежному концу для всего живого, хотя страшное слово «смерть» не произносится, а заменяется легко звучащим «усни» лёгким романтическим флером. Красивая и печальная картина: засохший куст сорняка, ощетинившегося острыми иглами, а на красном соцветии (тоже засохшем, неживом) – золотое пятнышко ещё недавно гудящее «певчей струной». Это конец жизни, который символизирует слово «засохший». Оно и звучит сухо, мертво, что опять же подчеркивается звукописью (аллитерация [с], [ш], [ж]).

Полет шмеля, его жизнь не исполнены страданий, радости, они предопределены природой. А вот человеческая душа не бесстрастна. Несмотря на пессимизм последних строк, стихотворение не оставляет впечатления безысходности. Мы понимаем, что состояние острой тоски – результат сиюминутного настроения.

Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», – отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора.

д) Какова композиция стиха? (2б)  Уже первых строках подано короткое обращение к шмелю, которое в то же время является и его описанием. Герой замечает, что «бархатный» гость гудит заунывно. Заканчивается первое четверостишье риторическим вопросом, который помогает проявить настроение лирического «Я».

Вторая строфа – описание погоды за окном. Герой замечает яркий свет, зной, любуется безмятежными деньками. Он отправляет насекомое полететь и погудеть на просторах и там же уснуть уютно устроившись в татарке. Этими строками И. Бунин намекает, что нужно ценить простые радости.
В последнем четверостишии произведения «Последний шмель» лирический герой не скрывает того, что завидует шмелю, ведь тот не знает «человеческой думы».

Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: описание шмеля и призыв полетать на природе, рассуждения о человеческих думах. Формальная организация не соответствует смысловой.

6. Каковы размер и рифма стиха? (2б) Произведение состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой. Написаны строки анапестом. Этот стихотворный размер подчеркивает унылое настроение лирического «Я» и усиливает философское звучание. Перекрёстная рифмовка с мерным чередованием мужской и женской рифмы придает стихотворению чёткость. Нарастающее внутреннее напряжение подчеркивается чередованием последних звуков каждого стиха от йотированных мягких в первой строфе к чередованию звонких и глухих мягких во второй строфе. А твердые сонорные третьей строфы логически подчеркивают эмоциональный всплеск внутреннего состояния человека, ощутившего, пусть даже на миг, вселенское одиночество.

Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

За аналитическое  задание  всего 16  баллов

Оценка за всю работу 47 балла

 

 

ОТВЕТЫ 9 КЛАСС

I.  Знание текстов художественных произведений.

1.Молодой солдат, М.Ю. Лермонтов «Бородино»

2 Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин; Н.В. Гоголь «Ревизор»

3  Отец Вареньки; Л.Н.толстой «После бала»

Максимальное количество баллов - 6

2.1 Городничий     2.Земляника     3.Городничий

Максимальное количество баллов – 3

3. Ольга сказала древлянам: «Давайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и я уйду прочь.» Древляне согласились. Ольга же, раздав воинам птиц, приказала привязать к каждой птице трут, завернутый в небольшие платочки, и прикрепить их к голубю или воробью. Когда стало смеркаться, птиц отпустили, они полетели в свои гнезда, сразу загорелись все дома. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их.»

Максимальное количество баллов – 2

II. Историко-литературные задания.

1. 1) Л.Н. Толстой      2) М.В. Ломоносов   3) И.С. Тургенев   4) Н.В.Гоголь   5) М.Ю. Лермонтов     6) А.П.Чехов   7) Н.А Некрасов   8) А.С. Пушкин

 Максимальное количество баллов – 8

2.    Речь идет о приезде к ссыльнокаторжным декабристам их жен. Декабристы, первыми попавшими в Сибирь, работали в рудниках и жили в бараках вместе с уголовниками.

Максимальное количество баллов – 2

III. Знание теории   литературы.

1. Сентиментализм .Количество баллов - 1

2. Примеры конструирования тропов.

А) В городе зажглись фонари, и от них поползли по морю золотые удавы.

Б) Морские волны были довольно причудливой формы: одни напоминали барашков, другие – кудрявые кустарники, третьи – высоко взбитые чубы запорожских казаков.

В) Печально-грустные морские волны с шумом разбивались о берег.

Г) Внезапно на море начался такой шторм, что волны достигали высоты Останкинской башни.

 Максимальное количество баллов – 4

3. Ямб      Количество баллов - 1

V. Литература и другие виды искусства

1.    Белкин, Билибин, Васнецов, Врубель, Кустодиев, Нестеров, Гурьев, Конашевич, Кошелев, Малышев, Криммер, Плехан, Репин, Суриков. Фаворский, Семенов, Шварц.

По 1 баллу за фамилию, максимальная оценка – 3 балла

2. Ян Френкель-  максимальная оценка – 3 балла

  3. П.М. Третьяков– 2

V. Анализ поэтического текста

СОСНА

Я к ночи из лесу не вышел,

Проколобродив целый день.

Уж, как вода, все выше, выше

Деревья затопляла тень.

 

Янтарь стволов и зелень хвои —

Все черным сделалось теперь.

В лесу притихло все живое.

И стал я чуток, словно зверь.

 

А наверху, над мглою этой,

Перерастя весь лес, одна,

В луче заката, в бликах света

Горела яркая сосна.

 

И было ей доступно, древней,

Все, что не видел я с земли:

И сам закат, и дым деревни,

И сталь озерная вдали.

1954

Выполните анализ текста, опираясь на приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации:  1. тема  -2б

2.особенности композиции- 3 б

 3.средства создания пейзажных зарисовок и их роль в тексте- 4б

 4. особенности лексики, использованной в стихотворении, строфика, стихотворный размер -3б

5. Лирический герой: его чувства, состояние-3б

 6.  идейная направленность стихотворения-4 б

Итог: 19 баллов

Дополнительные баллы:

За уместное использование терминов -1 балл

За оригинальные наблюдения и подход - 1 балл

Максимальный балл-21

Предложенные для анализа направления носят рекомендательный характер; Вы

можете выбрать собственный путь анализа.

Количество баллов за всю работу - 54.

1.В стихотворении «Сосна» Владимир Солоухин освещает тематику, наполненную глубочайшим смыслом: единство с природой, многоликость её законов, взаимодействие окружающего мира с человеком, умение увидеть и прочувствовать душой всё прекрасное, что дарит нам матушка земля, и, несомненно бережное отношение к её богатствам.
2. Сосна – символ вечности, мудрости, природы. Человек - всего лишь часть этого необъятного мира, его дела порой суетливы и ничтожны.. Но вот наступает то единство, о котором мы так часто забываем:

В лесу притихло все живое.

И стал я чуток, словно зверь.

Объединение природы и человека подчеркивается местоимением все, которое трижды повторяется. И только возвышается, горит в луче заката сосна как высшее, вечное:

И было ей доступно, древней,

Все, что не видел я с земли.

  1. Герой наедине с  миром природы
  2. Сосуществование человека и всего живого 
  3. Символика природы, ее тайны, ее язык
  4. Понимание ограниченности человеческого знания о природе, мире

3.Говоря об особенностях пейзажа Солоухина, невозможно не заметить яркие, насыщенные краски. Наступление ночи: « деревьев затопляла тень»-метафора. Поглощение тьмой всех красок света (  метафоры -«янтарь стволов», «зелень хвои») описывает гипербола ( «все черным сделалось теперь»).  В 3 строфе антитеза  ( « а наверху» - «горела сосна») приоткрывает герою избранность «одной», «яркой» сосны.

В 4 строфе раскрывается ее мудрость, то, что ей доступно, с помощью анафоры и однородных членов:

И сам закат, и дым деревни,

И сталь озерная вдали.

4.Стих-ние состоит из 4 строф.  «проколобродив целый день»  (Слово колобродить в словаре Ожегова имеет пометку – просторечное. Колобродить – 1.Бесцельно ходить, блуждать. 2.Вести себя суетливо, шумно или беспутно). Ассонанс  ( повтор 4 раза звука –о- ) в этом слове усиливает длительность поиска пути человека, его тщетные попытки выйти из леса. Сниженная лексика относится к суетному миру людей. Одинокая сосна вызвала невиданные эмоции и душевные порывы. Она возвышалась над лесом, и за свою долгую жизнь повидала немало путников, трепетно и безмолвно хранила тайны, увиденные за годы.

Тень. Наступление ночи сравнивается с водой, способной поглощать и лишать предметы цвета. Размер-4 стопный ямб, женская и мужская рифма, перекрестная

5.Герой с наступлением ночи тоже меняется. («И стал я чуток, словно зверь».) Герой произведения, почувствовав одиночество в ночном лесу, который навевал ему страх, стал чувственен.Эта чуткость позволила увидеть и узнать новое: мир вечной природы, воплощенной в образе сосны. Она словно находится на недосягаемой высоте: антитеза (« а наверху»), уточн.обстоятельство (« над мглою этой»), избранность («перерастя весь лес, одна»), возвышенная лексика – «в бликах света». Словно свеча, светоч знания и мудрости, потому что «древней» доступно и то, что близко, и то, что вдали.

Главный персонаж, выступающий словно заблудившимся на жизненном пути человеком, утративший надежду, и с восторженностью отзывающийся о сосне, которая здесь выступает в роли верного ориентира. Её древность и возвышенность дают ей превосходство, кажется, над целым миром. Лирический персонаж — человек утонченно чувствующий, видящий нечто особенное и сокровенное в обыденности. Ведь подавляющее большинство просто скользнули бы равнодушным взглядом по сосне, не олицетворяя её с путеводной звездой, не придавая ей особого значения. Сосна выступает в произведении своеобразным символом одиночества в этом невероятно большом мире. Это объединяет её с путником и делает их схожими. Но автор даёт читателю понять чёткое разграничение между одиночеством путника и сосны, которая подобно мудрому старцу хранит в себе множество таинств, для многих непостижимых. Ей видно то, что для героя стихотворения не доступно.

6. Единство с природой, многоликость её законов, взаимодействие окружающего мира с человеком, умение увидеть и прочувствовать душой всё прекрасное, что дарит нам матушка земля. Задуматься о жизни, изменив свой ритм, оказавшись наедине с   природой.

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ. 10-11 КЛАСС

I.   Знание текстов художественных произведений. (14 баллов)

1.1.1 Максим Максимыч   1.2 Грушницкий    1.3 Вернер    1.4. Бэла

Максимальное количество баллов – 4

2.  б, г, д, в, а

Максимальное количество баллов – 1

3. 1) Пугачев, А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

2) Н.Н., И.С.Тургенев «Ася»

3) Молчалин, А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Максимальное количество баллов – 9 (1 балл – за персонаж, 1 балл – за автора, 1 балл за название произведения)

Итог: 14 баллов

II. Историко-литературные задания.

1. 

«Последний крах кровавых битв в северной Европе. Плачущие цветы и трепещущие ивы»

«Война и мир» Л.Н.Толстой

«Война и любовь»

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«Перекати-поле»

«Рудин»  И.С.Тургенев

«Родительская любовь»

«Станционный смотритель» А.С. Пушкина

«Знак судьбы из бури»

«Метель» А.С. Пушкина

Максимальное количество баллов – 5

2. 1)романтизм, 2)классицизм  3) реализм 4) сентиментализм

Максимальное количество баллов – 4

 Итог: 9

III. Знание теории   литературы.

1.  1. Б, 2. В, 3. А, 4. Д, 5. Г.

Максимальное количество баллов – 10: за соотношение по 1 баллу, за пример по 1 баллу

2.         Л.Н.Толстой «После бала»                                                   рассказ

Ф. Шиллер «Перчатка»                                                         баллада

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»                                                   поэма

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»                         сказка

И.С.Тургенев «Ася»                                                               повесть

«О Полтавской битве»                                                           историческая песня

Н.А.Некрасов «Тройка»                                                         стихотворение

По 1 баллу за каждый правильный ответ.  Всего 7 баллов

3.Дактиль– 1. Средства выразительности( обязательные): обращение ( о море ночное) , эпитет (лучезарно, сизо), сравнение –( словно живое), олицетворение ( ходит, дышит)-

Максимальный балл- 5

Итог: 22

IV. Литература и другие виды искусства

1. Н. Заболоцкий, Лихачев, В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт

2. Н.Михалков

3. М.Таривердиев

Максимальное количество баллов – 3

Итог: 41

V. Анализ лирического текста

Выполните анализ Виктора Бокова  «Руки», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: 1. Тема и смысл названия (3б) 2.художественные образы стихотворения(3б) 3.средства выразительности(3б) 4.особенности композиции(3б) 5.синтаксические и метрические особенности стихотворения(3б) 6. Строфика, размер, рифма(3б) 7. идейное содержание стихотворения(4б)

Итог-22 балла

Максимальное количество баллов за всю работу - 63


 

Скачано с www.znanio.ru