Освещение наиболее актуальных вопросов:
1. Возникновение педагогической профессии.
2. Возникновение педагогической профессии.
3. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога.
4. Педагогическое творчество.
5. Общая и профессиональная культура педагога.
6. Профессиональная компетентность педагога.
7. Развитие личности педагога в системе педагогического
образования.
8. Профессиональное самообразование и саморазвитие личности
педагога.
9. Понятие о педагогике как науке. Объект, предмет, цели, задачи и
основные функции педагогики.
10. Связь педагогики с другими науками, связь педагогической науки и практики.
11. Система педагогических наук.
12. Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога.
13. Методы педагогического исследования.
14. Организация педагогического исследования.
15. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
16. Развитие личности как педагогическая проблема. Роль воспитания и обучения в формировании личности.
17. Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств народной педагогики.
18. Стили педагогического общения и их характеристика.
Ответы на вопросы к зачету по курсу
«Педагогика»
1. Возникновение педагогической профессии.
2. Возникновение педагогической профессии.
3. Учитель
как
субъект
педагогической
деятельности.
Профессиональные требования к личности педагога.
4. Педагогическое творчество.
5. Общая и профессиональная культура педагога.
6. Профессиональная компетентность педагога.
7. Развитие личности педагога в системе педагогического
образования.
8. Профессиональное самообразование и саморазвитие личности
педагога.
9. Понятие о педагогике как науке. Объект, предмет, цели, задачи и
основные функции педагогики.
10.Связь педагогики с другими науками,
связь
педагогической науки и практики.
11.Система педагогических наук.
12.Методология педагогической науки. Методологическая культура
педагога.
13.Методы педагогического исследования.
14.Организация педагогического исследования.
15.Образование как общественное явление и педагогический процесс.
16.Развитие личности как педагогическая проблема. Роль воспитания и
обучения в формировании личности.
17.Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств
народной педагогики.
118.Стили педагогического общения и их характеристика.
1.
Возникновение педагогической профессии.
Ответ: Объективными
предпосылками возникновения педагогической профессии являлась
возникшая потребность в передаче общественного опыта от старшего
поколения к младшим с целью обеспечения готовности этих поколений к
жизни и труду, что являлось условием обеспечения выживания и развития
общества.
2. Своеобразие педагогической профессии.
Ответ: Педагогическая профессия требует двойной подготовки
человековедческой и специальной. Умение общаться становится
профессионально необходимым качеством. Своеобразие педагогической
профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет
гуманистический, коллективный и творческий характер.
3. Учитель как
субъект педагогической деятельности.
Профессиональные требования к личности педагога.
Ответ: Одним из важнейших требований, которые предъявляет
является четкость социальной и
педагогическая профессия,
профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель
выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Профессиональные требования – высокий моральный облик,
ответственность, добросовестность, любовь к детям, педагогические
способности, чувство юмора, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм,
экологическая культура, правовая, коммуникативная культура.
24. Педагогическое творчество.
Ответ: Многообразие педагогических
ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и
решению вытекающих из них задач. Творчество это деятельность,
порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации
имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений,
продуктов.
5. Общая и профессиональная культура педагога.
Ответ: Совокупность главных и второстепенных требований к психологии
деятельности и общения педагога. Любовь к детям и к педагогической
широкая эрудиция,
деятельности,
педагогическая интуиция, высокий уровень общей культуры, умение
наличие специальных знаний,
общаться и взаимодействовать с людьми.
6. Профессиональная компетентность педагога.
Ответ: Под профессиональной компетентностью учителя понимается
совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для
успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным
можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне
осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение,
достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании
учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие
творческой индивидуальности,
формирование восприимчивости к
3педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся
педагогической среде.
7. Развитие личности педагога в системе педагогического
образования.
Ответ: Профессиональноличностное развитие учителя одна из целей
педагогического образования. Практика показывает, что педагогической
профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на
индивидуальноличностном уровне. Наиболее благоприятные условия,
способствующие профессиональноличностному росту педагога, возникают в
ситуации включения учителя в инновационные образовательные процессы,
требуют от учителя гибкого реагирования на меняющиеся индивидуальные и
групповые образовательные потребности и запросы,
принятие
самостоятельных решений,
способов
профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих
осмысленного
выбора
педагогических альтернатив.
8. Профессиональное самообразование и саморазвитие личности
педагога.
Самообразованиеоснова роста преподавателя как специалиста.
Ответ:
Самообразование представляет собой специально организованную,
систематическую познавательную деятельность,
самостоятельную,
направленную на достижение определенных личностно и общественно
значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и
профессионального образования, благодаря которому актуализируются и
расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.
4Целью самовоспитания могут стать такие важные, профессиональ
но значимые качества личности педагога, как деловитость, организованность,
толерантность, настойчивость
цели,
принципиальность, самокритичность и др., теоретическая и методическая
достижении
в
готовность к профессиональной деятельности, достижение более высокого
культуры.
уровень
эстетической
развития
9. Понятие о педагогике как науке. Объект, предмет, цели, задачи и
основные функции педагогики.
Ответ: Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи
социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые
обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе
целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Предметом
педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый
Цель педагогической науки выявить
закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления
педагогический процесс.
человека,
его воспитания,
обучения и образования.
Функции
педагогической науки
Задачи
педагогики: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования,
обучения, управления образовательными системами; изучение и обобщение
практики и опыта педагогической деятельности; прогнозирование
технологическая.
теоретическая,
образования педагогическая футурология; внедрение результатов
исследования в практику.
10.Связь педагогики с другими науками, связь педагогической науки
и практики.
5Ответ: Связь педагогики с философией, педагогики с психологией,
педагогики с медициной, педагогикой и экономическими науками,
педагогики с информатикой, педагогики с культурологией. Одним из
центральных принципов педагогической науки является принцип связи
теории с практикой.
В основе данного принципа лежит представление о том, что эффективность
и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются
практикой.
11.Система педагогических наук.
Ответ: Систему педагогической науки, как и любую другую сложную
систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от
направленности изучения и желания получить ответы на те или иные
вопросы. Философия, общая педагогика, дошкольная и школьная педагогика,
сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. Педагогика
развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.
12.Методология педагогической науки. Методологическая культура
педагога.
Ответ: Методология – это «система принципов и способов организации и
построения теоретической и практической деятельности» Любые научные
исследования имеют основу в виде теорий, положений, концепций, которые и
составляют методологическую основу этой науки. В педагогической
практике большое значение имеет понятие методологической культуры.
Каждый педагог, как самостоятельно мыслящая личность, является
приверженцем тех или иных взглядов на правильность педагогических
методов. Это определяет направление его воздействия на учеников. Приятие
6одних и отвержение других взглядов придает его профессиональной
деятельности определенную направленность. И здесь главным критерием
выступает единство взглядов и целей тех методологий, на основе которых
действует педагог.
13.Методы педагогического исследования.
Ответ: Это
беседа; изучение школьной документации;
педагогическое
изучение продуктов
наблюдение;
исследовательская
педагогический эксперимент; изучение и
деятельности учащихся;
обобщение опыта педагоговпрактиков и педагоговноваторов;
социологические методы исследования;
статистики; теоретический анализ педагогических идей и т. д.
методы математической
14.Организация педагогического исследования.
Ответ: Под исследованием в области педагогики понимается процесс и
результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о
закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании,
принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и
предсказывает факты и явления. Педагогические исследования по их
направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и
разработки. Основными критериями качества педагогического исследования
являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической
значимости.
15.Образование как общественное явление и педагогический процесс.
7Ответ: Образование представляет собой не только общественное явление,
Педагогическим процессом называется
развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Это процесс, в
но и педагогический процесс.
котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение
единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и
общности составляет главную сущность педагогического процесса.
16.Развитие личности как педагогическая проблема. Роль воспитания
и обучения в формировании личности.
Ответ: Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как
единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее
деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те
мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые,
определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих
физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость,
стеснительность и т.п.). На формирование личности влияет такой фактор,
как наследственность. По наследству передаются задатки человека, которые
определяют его природную расположенность к тому или иному виду дея
тельности. Действие разных факторов социализации неоднозначно на
протяжении жизни человека.
17.Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств
народной педагогики.
Ответ:
совокупность знаний и навыков,_воспитания, сохранившаяся в этнокультур
народном этическом и художественном
ных традициях,
8
(синоним этнопедагогика)
Народная педагогикатворчестве, национальноспецифических устойчивых формах общения и
взаимодействия представителей_различных поколений друг с другом и
являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и
преемственности поколений, целостности этноса.
Средствами народной педагогики является:
фольклор
этнографические и антропологические материалы
археологические находки
мемуарная литература и т. д.
18.Стили педагогического общения и их характеристика.
Ответ: Традиционно выделяют демократический, авторитарный и
либеральный стили. Наиболее эффективным и оптимальным считается
демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий
контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним,
воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не
подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают
положительные оценки. Педагоги с авторитарным стилем общения,
напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по
отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и
ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками;
строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный
воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество
воспитательных воздействий при их однообразии. Для либерального
безответственность,
воспитателя характерны безынициативность,
непоследовательность в принимаемых решениях и действиях,
нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих
9прежних требованиях и через определенное время способен предъявить
полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям.
Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей.
10