Оздоровительный аспект занятий шахматами как видом спорта
Овечкина Е. А.
МБОУ ДОД ДЮЦ «Меридиан» СП «Меридиан», СП «Спутник»
г. Нижний Тагил
В настоящее время одной из насущных проблем существования нации требующей стратегической координации работ на организационно-управленческом, социально-экологическом, медико-профилактическом, спортивно-оздоровительном, психолого-педагогическом и культурологическом уровнях, является задача оздоровления населения.
Ценность здоровья занимает особое место среди общечеловеческих ценностей и целевых установок. В современных исследованиях здоровья подчеркивается, что, несмотря на обыденную простоту этого понятия, в нем отражаются основные аспекты биологического, социального, психологического и духовного бытия в мире, связанные со способностью индивида приспосабливаться к меняющимся условиям существования в окружающей среде. В связи с этим был сделан ряд попыток выявить соотношение компонентов здоровья, предложить его целостную, холистическую модель. Так, в своей модели здоровья Р. И. Айзман выделяет соматический, психологический и духовный компоненты, оказывающие взаимное влияние друг на друга. К соматическим компонентам здоровья Р. И. Айзман относит генотип, уровень обмена веществ, физическое развитие, тип конституции, функциональное состояние и резервные возможности систем организма. Психологический компонент проявляется в функционировании эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер личности. Духовный компонент охватывает целевые установки, нравственные ценности, идеалы, систему потребностей, уровень притязаний. Профессор В. С. Кукушин, опираясь на исследования Б. С. Братуся, И. В. Дубровиной, И. В. Ежова, предлагает модифицировать модель Айзмана, выделив в ней четыре уровня здоровья: соматический, индивидуально-психический, социально-личностный и духовно-нравственный. Такое разделение природно обусловленных и социально формируемых свойств психики, направленных на социальную адаптацию человека позволяет полнее понять проблему формирования здоровья. Согласно И. В. Дубровиной, здоровье на социально-личностном уровне (психологическое здоровье) проявляется в адекватности и гармоничности целевых установок, актуальных потребностей, мотивов, уровня притязаний. Духовно-нравственный компонент здоровья выходит за рамки личности. На этом уровне человек выступает не как социально обусловленная личность, а как интегральная сущность [2; C. 34].
Построение холистической модели здоровья определило в начале ХХI века наряду с усилением значимости формирования ее соматического компонента возрастание роли духовных ценностей и психологического состояния личности в обеспечении ее гармоничного развития. В связи с этим в настоящее время на психолого-педагогическом уровне осуществляется поиск эффективных средств воспитания указанных здоровьеобразующих компонентов. Одним из таких средств, реализуемых в рамках дополнительного образования детей, является занятие шахматами.
Являясь одним из организованных видов спорта и основываясь на соревновательной деятельности, то есть сравнении особо развитых способностей, а также подготовке к ней, представляя собой обособленную сферу общественных отношений, имеющую соответствующие правила, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование [1], шахматы стоят особняком среди других спортивных дисциплин, предполагающих физическую активность. В шахматной игре, напротив, основной упор делается на совершенствование интеллектуальных, психических возможностей личности, т. е. развитие индивидуально-психического компонента здоровья (по модели В. С. Кукушина). На данном уровне шахматы способствуют развитию и, при необходимости, коррекции:
- волевых качеств, позволяющих игрокам сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению игровых задач, организованно себя вести;
- эмоциональной сферы, имеющей особое значение при взаимодействии с другими игроками, адекватной оценке своих успехов и неудач;
- восприятия и воображения, всех видов памяти и внимания, а также мышления (не только аналитико-синтетического, логического, развивающегося на основе формирования умений просчета ходов, действий по алгоритму и т.д., но и наглядно-образного, и творческого, например, при создании комбинаций), что обеспечивает произвольность умственной деятельности;
- наблюдательности и целеустремленности, интеллектуальной активности, самостоятельности и самокритичности, инициативности, психологической гибкости;
- познавательных потребностей, внешней и внутренней речи (например, при объяснении выбора того или иного хода во время учебного занятия, ведении диалога с противником);
- навыка внутренних действий в результате перехода «внутрь» внешних, практических действий, что содействует появлению способности к мысленному преобразованию действительности.
На уровне социально-личностного компонента холистической модели здоровья занятия шахматами как одним из видов спорта, предполагающих обязательное реальное межличностное взаимодействие с другими людьми — игроками, одним или несколькими, в роли которых могут выступать как знакомые, так и незнакомые индивиды, отличающиеся по возрасту и иным социально-культурным и личностным психофизическим особенностям, — способствуют адекватному построению субъектом социальной коммуникации при общении во время игры и вне ее, преодолению у него связанных с этим комплексов, коррекции сформировавшихся ранее неконструктивных способов поведения, а также, развитию толерантности построению партнерских отношений и социализации в целом.
На уровне духовно-нравственного компонента модели здоровья шахматная игра успешно формирует целевые установки и уровень притязаний, что, например, проявляется в выбранной игроком стратегии ведения поединка на доске: в частоте атакующих и оборонительных маневров, их чередовании, в намеренности довести партию до конца, в определенном для себя игроком желательном исходе партии — обязательном выигрыше или согласии на ничью, и т.д. Также при обучении игре в шахматы в учреждениях дополнительного образования детей во время учебных занятий, помимо сообщения теоретических сведений непосредственно по программному материалу, проводятся воспитательные беседы, используются примеры из жизни (шахматы представляют собой модель общественной иерархии), т. е. таким образом у посещающих объединение данной спортивной направленности формируются нравственные ценности и идеалы.
Также можно отметить некоторое влияние шахмат как вида спортивной деятельности на соматическом уровне холистической модели здоровья. Здесь занятия шахматами способствуют развитию мелкой моторики и аккуратности, точности действий, например, при расставлении и передвижении фигур на доске, сборе и укладывании комплекта в коробку.
Таким образом, шахматы являются полноценным и эффективным средством развития индивидуально-психического, социально-личностного и духовно-нравственного компонентов холистической модели здоровья, которым при занятиях другими видами спорта, предполагающими приоритет физической активности, отводится меньшее внимание, т. е. занятия шахматами в условиях детского дополнительного образования включают в себя оздоровительный аспект.
Список литературы:
1. Об утверждении Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения: приказ Минспорта России от 02 сент. 2013 г. № 702 (Зарегистрировано в Минюсте России 10 сент. 2013 г. № 29916) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2013. — № 42.
2. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р. В. Рожнов. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. – 104, [2] с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.