Оздоровление дошкольников через кинезеологические игры
В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: приоритетная роль образования – это здоровье нации. Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье – состояние телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольное образовательное учреждение, где дети проводят большую часть периода бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме цели усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед собой детский сад, должны быть созданы условия, раскрывающие резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Решение этих вопросов и легло в основу науки кинезиологии.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука т.е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Кинезиология является одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезеологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Составляя комплексы «минуток здоровья», руководствовались игровыми методами и приемами, используя их в качестве основы.
месяц |
ДЕКАБРЬ |
||
№ п/п |
Место в режиме дня |
Содержание деятельности (упражнения выполняются в положении «ЛЁЖА») |
|
1,3 недели |
2,4 недели |
||
1 |
Перед прогулкой |
Кинезеологические игры: - «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга. |
Кинезеологические игры: - Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. |
2 |
После сна |
Кинезеологические игры: «Ищет птичка». Поочередное соединение всех ральцв с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук. Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве. Смена рук. И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков!
- «Зайчик – коза – вилка» |
Кинезеологические игра «Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. |
3 |
Перед ужином |
Кинезиологические упражнения «Колечко» Соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. |
Кинезиологические упражнения Лягушка» (кулак-ребро-ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз: Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
|
месяц |
ЯНВАРЬ |
||
№ п/п |
Место в режиме дня |
Содержание деятельности (упражнения выполняются в положении «ЛЁЖА») |
|
1,3 недели |
2,4 недели |
||
1 |
Перед прогулкой |
Кинезиологические упражнения «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно, поочередно, последовательно – указательный, средний и т. д. |
Кинезиологические упражнения «Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. |
2 |
После сна |
Кинезиологические упражнения «Замок» Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах. |
Кинезиологические упражнения «Вездеход» Передвижение передом (лицом вперед), а затем задом (спиной вперед) с прямыми ногами при помощи попеременных движений ног и ягодиц. «Качалка» Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед-назад, прокатываясь всеми позвонками по полу. |
3 |
Перед ужином |
Кинезиологические упражнения · «Колечко» Соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно. · «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. |
Кинезиологические упражнения · «Колечко» См. выше · «Кулак—ребро—ладонь» См. выше · «Лезгинка» См. выше · «Ухо-нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». |
месяц |
ФЕВРАЛЬ |
||
№ п/п |
Место в режиме дня |
Содержание деятельности (упражнения выполняются в положении «Сидя») |
|
1,3 недели |
2,4 недели |
||
1 |
Перед прогулкой |
Кинезиологические упражнения «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. |
Кинезиологические упражнения «Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем». |
2 |
После сна |
Кинезиологические упражнения «Дом-ёжик-замок» Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы соединить. «Ёжик» Поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки расположить между пальцами другой руки |
Кинезиологические упражнения · «Змейки» см. выше · «Ухо—нос» см. выше |
3 |
Перед ужином |
Кинезиологические упражнения «Змейки» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. «Кулак—ребро—ладонь см. выше «Лезгинка» см. выше Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д. |
Кинезиологические упражнения
· «Кулак—ребро—ладонь» см. выше · «Лезгинка» см. выше · «Ухо—нос» см. выше
|
месяц |
МАРТ |
||
№ п/п |
Место в режиме дня |
Содержание деятельности |
|
1,3 недели |
2,4 недели |
||
1 |
Перед прогулкой |
Кинезеологические упражнения «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). |
Кинезиологические упражнения «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. |
2 |
После сна |
Кинезиологические упражнения «Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем». |
Кинезиологические упражнения «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку). |
3 |
Перед ужином |
Кинезиологические упражнения · «Змейки» см. выше · «Кулак—ребро—ладонь» см. выше · «Лезгинка» см. выше · «Ухо—нос» см. выше - «Лабиринт» (формирование пространственных представлений). Ребенок должен обходить стулья с продвижением вперед: справа, от стула, над, под стулом. Обязательным условием проговаривание вслух своих пространственных действий. |
Кинезиологические упражнения «Змейки» см. выше «Кулак—ребро—ладонь» см. выше «Лезгинка» см. выше |
месяц |
АПРЕЛЬ |
||
№ п/п |
Место в режиме дня |
Содержание деятельности |
|
1,3 недели |
2,4 недели |
||
1 |
Перед прогулкой |
Кинезиологические упражнения «Дом-ёжик-замок» Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы соединить. «Ёжик» Поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки расположить между пальцами другой руки |
Кинезиологические упражнения «Лисичка» Указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони. «Вилка» Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони
|
2 |
После сна |
Кинезиологические упражнения Фонарики, Дом – ежик – замок, Зайчик – колечко-цепочка |
Кинезиологические упражнения Колечко, Солнышко – заборчик – камешки, Упражнения в перекладывании предмета |
3 |
Перед ужином |
Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак—ребро—ладонь», «Лягушка» Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. «Замок». Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах. - «Замок». |
Кинезиологические упражнения «Змейки», «Кулак—ребро—ладонь», «Лягушка», «Ухо—нос», «Замок» Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. «Замок». Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах. |
месяц |
МАЙ |
||
№ п/п |
Место в режиме дня |
Содержание деятельности (упражнения выполняются стоя) |
|
1,3 недели |
2,4 недели |
||
1 |
Перед прогулкой |
Кинезиологические упражнения Локоть к колену, Зайчик – коза – вилка. |
Кинезиологические упражнения Солнышко-заборчик – камешки, Колечко. |
2 |
После сна |
Кинезиологические упражнения Сарай-дом с трубой – пароход, Флажок – рыбка – лодочка, Зайчик –коза – вилки. |
Кинезиологические упражнения Ножницы – собака –лошадка, Зайчик – колечко- цепочка, Ладошка. |
3 |
Перед ужином |
Кинезиологические упражнения «Кулак—ребро—ладонь», «Лягушка», «Ухо—нос», Усложнение — упражнения выполняются с легко прикушенным языком. |
Кинезиологические упражнения «Змейки», «Кулак—ребро—ладонь», «Лягушка», «Ухо—нос», «Замок» |
месяц |
ИЮНЬ |
||
№ п/п |
Место в режиме дня |
Содержание деятельности |
|
1,3 недели |
2,4 недели |
||
1 |
Перед прогулкой |
Когнитивное упражнение Зайчик – колечко-цепочка, «Ладошка», «Замок», Упражнения в подбрасывании предметов двумя руками. |
Когнитивное упражнение Дом – ежик – замок, «Фонарики»
|
2 |
После сна |
Когнитивное упражнение «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Локоть к колену». |
Когнитивное упражнение «Колечко», Солнышко – заборчик – камешки. Упражнения в перекладывании предмета
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.