Данное мероприятие направлено на то, чтобы использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. Данное мероприятие создано для конкретной экологической тропы, имеющейся в нашем детском саду. Мероприятие большое по объему, поэтому мы со своими детьми проводили его в два захода.
ИЮНЬ МЕСЯЦ
1. Ознакомительная экскурсия по экологической тропе
детского сада.
(возможно деление экскурсии на несколько дней).
Цель: Вызвать интерес к окружающему миру.
Познакомить детей с экологической тропой детского сада.
Предварительная работа:
познакомить детей тем, кто такой эколог, что собой представляет зеленый
патруль.
Беседы с детьми о том почему нужно любить, беречь природу и от кого ее
нужно защищать.
Заочно познакомить детей со старичком Лесовичком.
Оборудование:
Игрушки – хранители природных объектов, расставленные по экологической
тропе детского сада; игрушка старичка Лесовичка; карта для детей
экологической тропы; музыкальная колонка с записями голосов хранителей;
картотека загадок об овощах; шкатулка; маска кота для подвижной игры;
дидактическая игра «Собери цветок»; маска «ель» для подвижной игры;
набор картинок «Как растет ель»; пластилиновые заготовки ежа по
количеству детей; поднос; лупы; обручи; зонтик;
Ход мероприятия:
В гости к детям приходит старичок – Лесовичок: «Здравствуйте, ребята.
Меня зовут – старичок Лесовичок. Я живу в лесу и занимаюсь тем, что
охраняю лес. Можно сказать, что я – хозяин леса. Я всегда слежу за
порядком, за людьми, что приходят ко мне в гости, то есть в лес. Если я вижу,
что человек пришел с добрыми помыслами и не собирается причинять вред, я
ему всегда помогу: на грибное место выведу, или на ягодную полянку, или
устрою красивый птичий концерт, или другие чудеса покажу. Но если только
почувствую, что человек злой, нехороший: ветки ломает, птиц пугает, костры
разжигает и не тушит за собой. Вот тогда я злиться начинаю: человека такого
уханьем пугаю, поплутать по лесу его заставляю, могу даже медведя на него
напустить (ну, это если уж совсем рассержусь). Вот услышал я, что вы тоже
хотите научиться правильно относиться к природе. Я прав?Я именно тот, кто вам нужен. Ведь для того, что любить природу не
обязательно отправляться в лес. Природа – она же вокруг вас, нужно только
внимательно посмотреть. Я слышал, что в вашем детском саду имеется
специальная экологическая тропа, а у каждого объекта этой тропы есть свой
хранитель. Вот если вы с ними сможете подружиться, тогда они вас многому
смогут научить, а сколько интересного вы сможете от них узнать. Просто
словами не передать. Хотите с ними подружиться?
Тогда мою карту в помощь возьмите
И, по ней сверяясь, скорее в путь поспешите.
Если с хранителями подружиться вы сумеете,
Будете их слушать, им помогать…
То в гости я приду опять
И смело смогу вас защитниками назвать.
(передает детям карту экологической тропы детского сада, в которой
природные объекты обозначены цифрами и рядом фотография хранителя
объекта. Приложение № 1)
1 объект: огород.
Ребята, сверяясь с картой находят Пугало на огороде. Пугало их
встречает:
Здравствуйте, ребята, очень видеть я вас радо! Но вначале хочу я вас
испытать, умеете ли вы отгадывать загадки хочу я узнать.
Загадывает загадки об овощах:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...(капуста)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ...(лук)
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом ...(картошка)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...(свекла)Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой. (репка)
(картотека загадок об овощах. Приложение № 2)
Молодцы, вы ребятки, отгадали все мои загадки. А вы знаете как одним
словом можно назвать все отгадки? (овощи). Правильно. Как вы думаете,
почему я вам загадки об овощах загадывал. (они растут на огороде).
Правильно, а я живу на огороде и стерегу его, оберегаю его от гостей не
прошенных. Если вы будете со мной дружить я вам расскажу очень много
интересного об овощах, научу вас как их сажать, как за ними ухаживать,
чтобы вырастить богатый урожай. Будем дружить? (да). Вот и здорово. Я
хочу подарить вам вот такую шкатулку, она не простая: если мне потребуется
с вами связаться, чтобы в гости позвать или помощь ваша потребуется, я вам
письмо напишу, и оно в этой шкатулке появится. Вы же тогда ко мне придете?
(да). Вот и договорились. Кстати, другие хранители тоже так же с вами
связаться смогут. А от кого письмо вы узнаете по картинке на конверте. До
свидания, ребята, до новых встреч.
2 объект: пруд
Далее по карте дети посещают пруд и знакомятся с его хранителем:
розовым Фламинго.
Добрый день, ребятишки и девчонки, и мальчишки. Оченьочень я рад вас
видеть. Я – розовый Фламинго, я хранитель этого пруда. Вы знаете, кто в
пруду живет? (рыбки). А что вы знаете о рыбах? (дети рассказывают).
Молодцы, вы много знаете. А вы знаете почему рыбы в воде не тонут? А чем
они дышат в воде, знаете? А бывает ли рыбам холодно? Нет. Вот видите,
сколько всего еще можно узнать о рыбках. Если мы будем дружить, я вам
столько всего интересного об рыбах расскажу, и том, кто еще живет в воде. А
еще я научу вас как правильно ухаживать за прудом, чтобы рыбам жилось
комфортно. Хотите? Ну вот и договорились. Как мы будем связываться с
вами вам уже рассказало Пугало. Если в вашей шкатулке увидите конверт в
моей фотографией, значит вам необходимо поспешить ко мне в гости.
Договорились? Ну тогда до скорых встреч, друзья.
3 объект: кормушка
Далее по карте ребята посещают следующий природный объект:
кормушку и знакомятся с ее хранителем пестрой Уточкой. Здравствуйте, ребята, я рада, что вы пришли. Зимой мне весело: прилетают
мои друзья птички – невелички, чтобы корма поклевать да со мною поиграть.
А вот летом и без кормушки всюду корма полно, совсем мои друзья обо мне
забыли. А мне так грустно. Может хоть вы согласитесь со мной поиграть?
(да).
Ой, как здорово. У меня есть любимая игра, называется она «Птички и кот».
Согласитесь, в нее поиграть?
Подвижная игра: «Птички и кот».
Дети – «птички» имитируют, что ищут корм, находят, клюют, ведущий «кот»
притаился за деревом. По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их
поймать.
Как же здорово мы поиграли. Спасибо, вам друзья, повеселили вы меня. Я
уверена, что мы с вами станем настоящими друзьями. Я много чего знаю о
птицах, если захотите, я вам все расскажу. А еще смогу научить вас как
помогать птицам зимой. Согласны? Тогда до новых встреч, ребята.
4 объект: цветник
Далее по карте дети переходят к цветнику и знакомятся с его
хранителем: Белоснежкой.
Добрый день, ребята. Меня зовут Белоснежкой. Мои лучшие друзья – гномы,
всегда говорили мне, что я так красива, как самый прелестный цветок, вот
поэтому я и живу теперь среди цветов. Посмотрите, не правда ли они
чудесны? Они очень нежные и хрупкие и общаться с ними нужно осторожно,
говорить доброжелательно, ласково. Попробуйте поздороваться с ними так:
«Здравствуйте, цветочки! Мы пришли на вас посмотреть! »
Ребята, послушайте: может быть, цветы с нами здороваются? Нет, цветы
хоть и живые, но говорить не умеют, говорить могут только люди – мы с вами.
Как хорошо, что растут цветы! Вы отойдите немного подальше и посмотрите
на цветы издали. Как приятно на них смотреть! И ходить, и гулять около них
тоже приятно! Правда? Ведь цветы украшают нашу жизнь. А еще, благодаря
цветам могут жить многие насекомые, потому что они питаются нектаром
цветов.
Я приготовила для вас небольшой сюрприз: хотела подарить вам цветы:
красивые, но нарисованные, чтобы вы живые цветы не рвали, не портили
красоту. Но случилась беда, сильный порыв ветра порвал мои подарки. Не
могу я их теперь собрать, может у вас получится?
Дидактическая игра «Собери цветок из частей» (приложение № 3)Цель: учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей
растения. Дети располагаются на тротуарной плитке и собирают разрезные
картинки.
Молодцы, ребята, вы так быстро справились. Приходите ко мне еще, я вас
познакомлю со своими друзьями – разноцветными цветами. Всевсе вам о них
расскажу. А сейчас до свидания, нам с цветами пора немного отдохнуть.
5 объект: ельник
Далее дети переходят к ельнику и знакомятся с его хранителем: Зайкой.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли. Я вас уже давно жду. В
удивительном месте я живу: в летний зной здесь прохлада и тень, а зимой
тепло и не бывает метелей. Это место ельником зовется. Догадайтесь почему?
Верно, слово «ельник» от слова «ель» произошло, ельником называют место,
где много елей растет. Вот! И вообще я так сильно елочки люблю, хотите
могу вам рассказать о них? (хотим)
Ель верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух,
древесину, даже лекарства. Весной во время цветения на кончиках еловых
веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте
вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда
шишка раскроется. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной
из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его
несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток
превратится в большое дерево. Долго растет ель. (речь сопровождается
показом картинок приложение № 4)
А еще я знаю одну замечательную игру, она так и называется «Елка». Хотите
научу как в нее играть?
Подвижная игра «Елка».
Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится
ведущий – елка.
Мы посадим елку – Все ходят по кругу вокруг «елки».
Вот, вот! Присесть.
Пускай наша елка Медленно встать.
Растет, растет!
Вырастай ты, елка Поднять руки вверх.
Вот такой вышины;
Вырастай ты, елка Развести руки в стороны.
Вот такой ширины.
Вырастай ты, елка Делают «пружинку».
В добрый час!Потанцуй, Сережа (имя водящего) Хлопают в ладоши.
Покружись для нас! Ведущий танцует, кружится.
А мы с этой елки
Шишки срывать будем. Приближаются к ведущему.
От нашего Сережи Стараются дотронуться до
ведущего.
Убегать будем! Дети убегают, ведущий их ловит.
Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень
нужны шишки? (Ответы детей).
Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.
Какие же вы молодцы, ребята. А можно я вам еще загадку загадаю?
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)
Ребята, как вы думаете, чем еж на елку похож? (и у елки, и у ежа есть
иголка). А я умею при помощи пластилина и опавших еловых иголок делать
красивых ежат. Если хотите я и вам покажу как.
(зайчонок раздает всем желающим ребятам пластилиновые заготовки
ежа и предлагает собрать под елками ее хвоинкииголки и вставить их в
поделку, тогда ежик получится колючий. Готовые поделки дети
размещают на подносе, чтобы удобно было нести)
Сегодня мы много узнали про ель, догадались, что ель и еж похожи. А ведь у
елки есть родные сестры: сосна, пихта, туя, можжевельник, кедр. Вы слышали
о таких деревьях? Вот если будете ко мне в гости приходить, я вас и с ними
познакомлю. А сейчас вам пора, ждут еще вас дела.
6 объект: муравейник
(далее по карте дети приходят к муравейнику, где их ждет Божья
Коровка)
Здравствуйте, ребята. Я – божья коровка. А вот кто живет здесь и кого я
охраняю, вы узнаете, если сможете отгадать мою загадку.
Тащит он соломинку к маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга… (муравей)
Конечно ребята, речь идет о муравье. Вот сегодня мы с вами за ним и
понаблюдаем.
На вид конечно мелковаты,
Но всё, что можно тащат в дом
Ребята наши – муравьятаВся жизнь их связана с трудом.
(Л. Гулыга).
Какое насекомое самое сильное? (Ответы детей). Ребята, а вы знали, что
муравей может переносить на себе в 10 раз больше своего веса.
Муравьи очень трудолюбивые, они всегда чем – то заняты. Давайте
рассмотрим их строение. Возьмите лупы и посмотрите. Брюшко муравья
соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько
лапок у муравья? (Ответы детей.) Обратите внимание, какие у него длинные
усикиантенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми
пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.
Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.)
Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но
особенно любят сладкое.
Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы,
Муравьи относятся к общественным насекомым. Они живут семьями в
больших муравейниках. А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы
детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки
листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Дырочки в муравейнике –
это ходы. По ним можно даже предсказать погоду. Перед дождем муравьи
прячутся в муравейник и закрывают ходы и выходы из него. (можно
показать детям картинки муравья и муравьиного холмика. Приложение
№ 5)
Предлагаю нам поиграть в интересную игру. Хотите?
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети «муравьи» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит
«дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По
команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик»
старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой
– выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый
ловкий «муравей».
Муравьиные холмики не встречаются на территории нашего детского сада,
но на участках нашего детского сада есть муравьи, которые живут в земле.
Вот где я стою как раз и есть такой подземный домик муравьев.
Трудовая деятельность
Цель: воспитание трудолюбия.
Предложить детям «превратиться в трудолюбивых муравьишек» прибрать на
участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки
Муравьи — лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Если мы будем с вами, ребята, дружить, то вы сможете еще много
интересного узнать и про муравьев, и про других насекомых. А сейчас вам
пора. До свиданья, детвора.
7 объект: фито клумба
(далее ребята приходят к фито клумбе и знакомятся с ее хранителем:
Доктором Ежом)
Здравствуйте, ребята. Я уж давно вас жду поджидаю, да о встрече с вами
мечтаю. Как вы видите, я – еж. Только не совсем простой. Я доктор Еж.
Мы с ребятами были в ельнике в гостях у Зайки, так он нас научил
делать красивых ежат. Мы принесли их с собой, хотим тебе показать.
Тебе нравится.
Очень нравится. Вы молодцы, ребята. Я слышал, что вы очень трудолюбивые
и талантливые, теперь и сам в этом убедился. Скажите, вам интересно узнать,
почему меня называют доктором?
Да, очень интересно.
Я на грядке сижу, растения разные я стерегу, но растения эти не простые,
особые – лекарственные или целебные.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться
Нужно только научиться
Находить в лесу растения
Что пригодны для лечения.
А вы чтонибудь знаете о лекарственных растениях, цветах? За много лет
народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений.
В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из,
таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы. Может быть
ктото из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто
из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с
помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы
можете сказать о его запахе? (Ответы детей). Запах у него приятный,ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах
название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Ребята, на нашей полянке есть еще одно лекарственное растение, которое вы
хорошо знаете. Послушайте. Я о нем расскажу. Это растение бывает высоким,
стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде
морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него
мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие
солнышки выглядывают из травы. Если узнали о каком растении идет речь,
найдите его. (Ребята находят аптечную ромашку, рассматривают ее).
Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение?
(Отвар применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы
волосы стали красивее и быстрее росли)
Кажется, солнце в ромашку вошло,
Желтое донце в лучах расцвело,
Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,
Солнца на ножках, качаясь стоят.
Залит лучами зеленый лужок,
Солнце нал нами и солнце у ног.
(А. Мельникова)
Молодцы, все у вас получается. А вы обратили внимание, что растений на
моей грядке много, все они лекарственные, лечебные. Если захотите с ними
познакомиться – приходите ко мне в гости чаще. Я не только обо всех
растениях расскажу, но и научу вас их правильно собирать, заготовлять, а
также научу правильно за ними ухаживать.
Ребята, кстати мне очень нужна ваша помощь. Поможете? Видите, стоит
красивое дерево – это липа. Она сейчас цветет. А цветы липы тоже являются
лекарственными. И сейчас самое время их собирать и сушить. Вот это и будет
ваше задание.
(Воспитатель срывает с веток цветы липы, после этого дети
рассматривают их, нюхают: «Давайте возьмём по одному цветочку на
ладошку и рассмотрим их. Это красивые жёлтые цветы, собранные как
бы в небольшой букетик. В цветах липы много сладкого сока – поэтому
липа считается медоносным деревом». Потом доктор Еж рассказывает
детям, что если дети заболеют, то липовый чай поможет им быстрее
поправиться. Потом дети раскладывают собранные цветы тонким слоем
на газете для просушки, обязательно в тени, прикрыв марлей)
Ну а сейчас нам пора прощаться. До свидания, ребята, до новых встреч.
8 объект: красный дуб(ребят ждет последний природный объект на экологической тропе и его
хранитель – Гномик)
Рад приветствовать вас, друзья, я – гномик – хранитель дуба я. Если вы
посмотрите вокруг, то увидите, что нас окружает большое количество разных
деревьев. Без деревьев было бы невозможно жить: летом они дарят нам
прохладу, своими листьями укрывая нас от палящего солнца, зимой согревают
под своей корой множество насекомых, весной дают приют птичкам, которые
устраивают свои гнезда в ветвях деревьев. А самое главное, деревья очищают
воздух, уменьшают шум, оберегают здоровье людей
Дерево, которое я храню, дубок, еще очень молодое дерево. Пройдет еще не
мало лет, пока оно не превратится в могучего, огромного великана. А сейчас
про дубок можно сказать, что он еще детсадовец, а потому очень любит
играть. Поиграем с дубком?
Русская народная хороводная игра «Дубок»
Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не
разрывая рук, показывают движения.
У нас рос дубок
Вот таков,
Вот таков!
(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод
останавливается)
Корень да его —
Вот так глубок,
Вот этак глубок!
(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)
Ветки да его —
Вот так высоки,
Вот этак высоки!
(руки поднимают вверх и покачивают ими)
Листья да его —
Вот так широки,
Вот этак широки!
(хоровод расходится, расширяется). Приложение № 7
А еще дубок очень любит слушать сказки, я знаю многомного сказок о
деревьях, если мы с вами подружимся я смогу их вам рассказать. Так вы
готовы со мной подружиться и хотите прямо сейчас послушать сказку?
Хорошо, устраивайтесь поудобнее на скамеечках и слушайте…
Итог: На этом наше с вами знакомство с хранителями закончилось. Вам
понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали, запомнили? С кем изхранителей еще хотите встретиться? Мы продолжим наше знакомство? Ну а
сейчас нам пора возвращаться в группу, нас ждет вкусный обед.