Ознакомление с должностными инструкциями сотрудников бухгалтерии.docx

  • docx
  • 13.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ознакомление с должностными инструкциями сотрудников бухгалтерии.docx

Ознакомление с должностными инструкциями сотрудников бухгалтерии 

 

Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерской службы (бухгалтерии), которые составляются для каждого ее работника. В них определяются конкретные учетные операции. Благодаря разграничению прав и обязанностей учетного персонала каждое должностное лицо может планировать свою деятельность в пределах возложенных на него обязанностей, избегая дублирования в выполнении трудовых функций. Закрепление за работником участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или сокрытия отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Основные должностные обязанности, требования к знаниям, квалификации работников должны соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам. В должностной инструкции указывается перечень документов, получаемых работником для дальнейшей обработки. Структура инструкции соответствует Положению о бухгалтерии и содержит следующие разделы:

§  Общие положения.

§  Функции работника.

§  Права и обязанности.

§  Ответственность.

§  Заключительные положения.

Должностные инструкции составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «Ознакомлен», дату и подпись.

Если в штат бухгалтерии вводится должность заместителя главного бухгалтера, он выполняет часть обязанностей главного бухгалтера в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной руководителем организации, а в отсутствие главного бухгалтера — все его обязанности.

Обязанности других работников бухгалтерии (за исключением бухгалтера-кассира и бухгалтера-ревизора) типовые и различаются только спецификой выполняемых операций. Эти особенности учитываются при разработке должностных инструкций по каждой специальности (рабочему месту бухгалтера).

Общие обязанности бухгалтера заключаются в следующем:

§  выполнение работ по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, материально-производственных запасов, затрат на производство, продажи продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.);

§  участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, рациональное использование ресурсов;

§  прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке;

§  отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, материально-производственных запасов и денежных средств;

§  составление отчетных калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), выявление источников образования потерь и непроизводительных затрат, подготовка предложений по их предупреждению;

§  начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, платежей в банковские учреждения, оплаты труда рабочим и служащим, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников организации;

§  обеспечение внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета;

§  участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии;

§  участие в мероприятиях по совершенствованию документооборота, разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, проведении инвентаризаций денежных средств и материально-производственных запасов;

§  подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности;

§  выполнение работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;

§  оформление и подготовка бухгалтерских документов в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

Бухгалтер должен знать законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности; формы и методы бухгалтерского учета в организации; План счетов и корреспонденцию счетов; организацию документооборота по участкам бух ran терского учета; порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, материально-производственных запасов и денежных средств; методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации; правила эксплуатации вычислительной техники; экономику, организацию труда и управления; рыночные методы хозяйствования; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

Бухгалтер должен иметь профессиональное образование.

Если в штат бухгалтерии вводится должность бухгалтера-кассира, то следует иметь в виду, что функции, выполняемые этим работником, также имеют свою специфику, и должностная инструкция должна разрабатываться с учетом этой специфики.

Обязанности бухгалтера-кассира отличаются от обязанностей других бухгалтерских работников в силу особенности выполняемых им функций. Бухгалтер-кассир обязан:

§  осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;

§  получать по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты персоналу заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;

§  вести на основании приходных и расходных кассовых ордеров кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;

§  составлять описи ветхих купюр, а также соответствующих документов для их передачи в учреждения банка в целях замены на новые;

§  передавать в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам;

§  составлять кассовую отчетность.

Бухгалтер-кассир должен знать нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению кассовых операций; формы кассовых и банковских документов; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации, правила обеспечения их сохранности; порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности; основы организации труда; правила эксплуатации вычислительной техники; основы законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Бухгалтер-кассир должен облачать начальным профессиональным образованием. Обязательное условие приема бухгалтера-кассира на работу — заключение договора о полной материальной ответственности.

Бухгалтер-ревизор обязан:

§  осуществлять в соответствии с действующими положениями и инструкциями плановые и по специальным заданиям — документальные ревизии хозяйственно-финансовой деятельности организации по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, а также подразделений организации, находящихся на самостоятельном балансе;

§  своевременно оформлять результаты ревизии и представлять их в соответствующие инстанции для принятия необходимых мер;

§  контролировать достоверность учета поступающих основных средств, материально-производственных запасов и денежных средств, своевременность отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением; правильность расходования материалов, топлива, электроэнергии, денежных средств и соблюдения смет расходов, порядок составления отчетности на основании первичных документов, а также организацию проведения инвентаризаций и бухгалтерского учета в подразделениях организации; соблюдение сроков перечисления налогов и сборов и выплаты заработной платы;

§  участвовать в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых средств, усиление контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации, обеспечение сохранности собственности организации и правильной организации бухгалтерского учета;

§  контролировать деятельность работников организации по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Бухгалтер-ревизор имеет право давать оперативные указания руководителям ревизуемого объекта об устранении выявленных нарушений и недостатков, проведении контрольных проверок выполненных работ.

Бухгалтер-ревизор должен знать законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности; формы и методы бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности в организации; порядок проведения документальных ревизий и проверок, ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций; организацию документооборота и порядок документального оформления и отражения на счетах бухгаптерского учета операций, связанных с движением основных средств, материально-производственных запасов и денежных средств; План счетов и корреспонденцию счетов; финансовое и хозяйственное законодательство; экономику, организацию производства, труда и управления; рыночные методы хозяйствования; правила эксплуатации вычислительной техники; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

На должность бухгалтера-ревизора принимаются работники, как правило, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в качестве бухгалтера.

Приведенные обязанности бухгалтерских работников являются типовыми и при разработке должностных инструкций должны уточняться и корректироваться с учетом специфики деятельности организации, объема работ на каждом участке, сложившейся в организации схемы документооборота, а также перспектив развития организации вообще и системы управления организацией в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с должностными инструкциями сотрудников бухгалтерии 

 

1. Общие положения

 

1.1. Ведущий специалист бухгалтерии принимается на работу и увольняется приказом директора предприятия по согласованию с главным бухгалтером.

1.2. Ведущий специалист бухгалтерии непосредственно подчиняется главному бухгалтеру.

1.3. В своей деятельности ведущий специалист руководствуется:

- действующими законодательными и нормативными актами, регулирующими вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;

- уставом предприятия;

- приказами и распоряжениями директора, заместителя директора по финансовым вопросам и персоналу и главного бухгалтера;

- положениями об отделе бухгалтерского учета предприятия;

- правилами внутреннего трудового распорядка предприятия;

- настоящей должностной инструкцией.

1.4. Ведущий специалист бухгалтерии должен знать:

- законодательство о налогах и сборах;

- законодательство о бухгалтерском учете;

- гражданское право, законодательство о труде;

- структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития;

- положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения;

- организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;

- методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;

- средства вычислительной техники и возможности их применения для целей налогового учета предприятия и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

2. Функции

 

На ведущего специалиста бухгалтерии предприятия возлагаются следующие функции:

2.1. Ведение налогового учета предприятия.

2.2. Составление налоговой отчетности предприятия.

2.3. Контроль за своевременным представлением налоговой отчетности в налоговые органы, соблюдением налоговой дисциплины.

2.4. Формирование учетной политики предприятия для целей налогообложения.

2.5. Контроль за своевременным и правильным исчислением и перечислением налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

2.6. Обобщение информации об изменениях в налоговом законодательстве с целью их своевременного применения в налогообложении доходов предприятия.

2.7. Налоговое планирование.

 

3. Должностные обязанности

 

Для выполнения возложенных на него функций ведущий специалист бухгалтерии предприятия обязан:

3.1. Осуществлять налоговый учет предприятия.

3.2. Формировать в соответствии с действующими законодательными нормами учетную политику предприятия для целей налогообложения с учетом различных видов деятельности предприятия с целью обеспечения стабильности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3.3. Обеспечивать правильное и своевременное исчисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

3.4. Участвовать в разработке и внедрении на предприятии прогрессивных методов налогового учета.

3.5. Оказывать консультационную и методическую помощь сотрудникам предприятия по вопросам налогообложения, связанным с коммерческой деятельностью.

 

4. Права

 

Ведущий специалист бухгалтерии предприятия имеет право:

4.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с отделами предприятия, другими организациями и налоговыми органами.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью оптимизации налогового учета.

4.3. Своевременно получать от руководителей отделов предприятия документы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.4. Требовать от главного бухгалтера оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

 

5. Ответственность

 

Ведущий специалист бухгалтерии предприятия несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных Трудовым кодексом РК.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным и гражданским законодательством РК.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством РК.

 

6. Взаимоотношения, связи по должности

 

Примечание. Данный раздел представляется дополнительно к настоящей инструкции для применения пользователями по своему усмотрению.

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящей инструкцией, ведущий специалист взаимодействует:

6.1. С директором предприятия, с заместителем директора предприятия по финансовым вопросам и персоналу и главным бухгалтером по вопросам:

- получения: приказов, распоряжений, указаний, корреспонденции, относящихся к налоговому учету и вопросам налогообложения, а также присланных в адрес предприятия по вопросам налогообложения;

- представления: налоговых отчетов и другой информации, относящейся к вопросам налогообложения предприятия.

6.2. С руководителями отделов предприятия по вопросам:

- получения: информации и сведений, необходимых для ведения налогового учета предприятия;

- представления: методических рекомендаций по ведению коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности предприятия для правомерного ведения

налогового учета предприятия.

6.3. С сотрудниками бухгалтерии предприятия по вопросам:

- получения: любой информации, необходимой для ведения налогового учета предприятия;

- представления: служебных записок о начислении в бухгалтерском учете сумм исчисленных налогов и уплате их в бюджеты различных уровней.

6.4. С налоговыми органами по вопросам:

- получения: по согласованию с главным бухгалтером актов проверок правильности уплаты налогов в бюджет, актов выездных и камеральных проверок о нарушениях налогового законодательства, справок об отсутствии задолженности по уплате налогов в бюджеты различных уровней, запросов о проведении встречных проверок;

- представления: по согласованию с главным бухгалтером налоговых деклараций в сроки, установленные законодательством, годовой и квартальной отчетности, документов по требованиям о проведении встречных проверок, актов сверки по бюджетным счетам и другой необходимой информации для правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.