ЦЕЛЬ: ознакомление с понятием «толерантность», формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, обогащение словарного запаса, использование предложно-падежных форм, согласование слов в предложении, составление сложных предложений.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: и/а доска, презентация, глобус, карта, аудиозапись песни «Дружба», видео «Чунга-чанга».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
«Солнечный круг». Дети размещаются на ковре по кругу.
- Давайте улыбнемся своей самой доброй улыбкой друг другу.
-А теперь закроем глаза, возьмёмся за руки и не опуская рук, вытянем их вперед к центру круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром. Потому что все мы вместе – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и ни какие тучи не смогут нас разъединить!
-Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
- Береги свою планету!
– Ведь другой похожей нету!
- Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?
Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.
- Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?
Слайд 1.
Дети: Глобус.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины. Посмотрите, земли, пригодной для жизни на планете, очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.
- А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?
Слайд 2.
Дети: На карте.
- Давайте посмотрим на политическую карту. Карта раскрашена разными цветами, так на ней обозначены страны. На нашей планете 258 стран. У каждой страны есть свой главный город, флаг, гимн, обычаи, свой национальный язык. А как называется главный город страны?
Дети: Главный город страны-столица.
- Назовите столицу нашей Родины.
Дети: Столица нашей Родины - Москва.
- Кто сможет показать нашу страну на карте? Как она называется?
Дети: Наша страна-Россия.
- Подумайте и скажите, что отличает всех людей, живущих на нашей планете?
Дети: Цвет кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции…
- Все люди разные, а что же нас объединяет, что у нас есть общего?
Дети: Есть руки, ноги, живем на одной планете, в городах, странах, ходим в детский сад, занимаемся одинаковыми делами.
- А, что ещё нас объединяет, мы узнаем с помощью простой игры «Аплодисменты». Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все:
- встаньте все те, кто умеет читать,
- встаньте все те, кто любит кататься на каруселях,
- встаньте все те, кто любит смотреть мультфильмы,
- встаньте все те, кто любит мороженное,
- встаньте все те, кто любит играть,
- встаньте все те, кто мечтает полететь в космос,
- встаньте все те, кто любит животных,
- встаньте те, кто любит танцевать,
- встаньте все те, кто умеет дружить.
- Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)
-Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых, которые живут в Италии, Белоруссии т. д.?
Почему вы так думаете? (ответы детей)
- Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями.
Воспитатель:
- А кто из вас слышал слово «толерантность»?
- А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)
– Толерантность-это способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
- А сейчас мы послушаем, как вы понимаете это новое слово:
Толерантность – значит это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Садик, быт наш и уют.
Чувствовать, думать, любить, как другие,
Сердцем умея понять солидарность,
Напрочь отбросить – "Они не такие",
Этому учит нас толерантность.
- То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.
- А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.
-Ребята, у нас есть волшебный экран, который поможет нам путешествовать.
Слайд 3 с изображением Китая.
- Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Китай) Как вы догадались? (по разрезу глаз, национальной прическе и одежде)
«Нихао!» - так звучит приветствие на китайском языке. Жители Китая – китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
Попробуйте поздороваться и вы.
Ю переводиться – как «друг», ю- вы мои друзья.
Слайд 4. В Китае есть свой гимн, флаг и герб.
Слайд 5, 6, 7 Там высокие красивые горы, необычные многоярусные храмы и дома.
Слайд 8. В Китае большое внимание уделяется национальному костюму.
- Платья шьют из шёлковой ткани, шёлк изобрели в Китае.
Слайд 9. Иероглифы – специальные красивые и сложные знаки, которые используют вместо привычного для нас письма. Каждый иероглиф имеет своё значение. Например: одна горизонтальная линия – человек, а если нарисовать две горизонтальные линии, получиться слово – небо.
Слайд 10. Китайцы очень много времени уделяют своему здоровью и следят за своим телом. Когда они устают на производстве, то делают специальную гимнастику «Ушу».
Динамическая пауза.
Элементы гимнастики Ушу.
- А теперь скажем по-китайски: се-се (спасибо).
-Давайте скажем до свидания на китайском языке. «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют.)
- А мы продолжаем путешествовать.
Слайд 11 с изображением Африки.
- Кто из вас знает, где живут дети с темным цветом кожи? (в Африке)
Слайд 12.
-Ребята, Африка- это континент. Карта раскрашена разными цветами, значит в Африке много стран.
Слайд 13.
-Мы не знаем языка народов Африки, поэтому поздороваемся без слов. Некоторые племена здороваются носами. Вот так.
Теперь мы с вами поздоровались по –африкански.
- У людей Африки такая темная кожа.
Слайды 14.
-В Африке очень жарко и одежда у людей легкая. Свои наряды жители Африки дополняют украшениями из костей, бус, раковин или перьев.
Слайды 15.
-А вот так выглядит жилище коренных жителей Африки.
-Африканские дети, как и все дети планеты Земля, любят играть.
- Как и мы любят животных, природу.
- Ходят учиться в школу.
- Но больше всего африканские дети любят танцевать.
- Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма и потанцуем вместе с ними.
(показ отрывка из мультфильма «Катерок», танец «Чунга- чанга»)
- Ну что ж ребята, мы познакомились и с жителями жарких стран. Народы африканских стран живут не так богато, как мы, но всё равно они любят и гордятся своими странами, обычаями, традициями.
-Продолжаем путешествие.
Слайд 16
- Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Россия) Как вы догадались?
-Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна.
Слайд 17.
В России много национальностей, но все они – один народ. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого отношения к культуре и традициям соседних народов.
А главное – что одной из важных традиций народов России является многовековая ДРУЖБА.
-Возвращаемся в детский сад.
- А это дети нашего детского сада. Они очень дружные и любят играть, танцевать, умеют считать и читать. Они очень дружные.
Слайд 18 с надписью: «МИР И ДРУЖБА».
– Прочитайте важные слова. Почему это важные слова?
- А вы по–настоящему дружные ребята?
-Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?
- А что важно для дружбы? (доброта, отзывчивость, внимание к другому).
- Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства.
- Мы с вами сегодня замечательно провели время. Что больше всего понравилось вам сегодня?
-Мы познакомились с новым словом и понятием – толерантность, познакомились с некоторыми странами и их народами, танцевали.
-Главное чудо света — это человек.
-Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек!»
-Какими качествами должен обладать человек?
(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, весёлый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обаятельный).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.