ЦЕЛЬ: ознакомление с понятием «толерантность», формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, обогащение словарного запаса, использование предложно-падежных форм, согласование слов в предложении, составление сложных предложений.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: и/а доска, презентация, глобус, карта, аудиозапись песни «Дружба», видео «Чунга-чанга».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
«Солнечный круг». Дети размещаются на ковре по кругу.
- Давайте улыбнемся своей самой доброй улыбкой друг другу.
-А теперь закроем глаза, возьмёмся за руки и не опуская рук, вытянем их вперед к центру круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром. Потому что все мы вместе – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и ни какие тучи не смогут нас разъединить!
-Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
- Береги свою планету!
– Ведь другой похожей нету!
- Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?
Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.
- Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?
Слайд 1.
Дети: Глобус.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины. Посмотрите, земли, пригодной для жизни на планете, очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.
- А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?
Слайд 2.
Дети: На карте.
- Давайте посмотрим на политическую карту. Карта раскрашена разными цветами, так на ней обозначены страны. На нашей планете 258 стран. У каждой страны есть свой главный город, флаг, гимн, обычаи, свой национальный язык. А как называется главный город страны?
Дети: Главный город страны-столица.
- Назовите столицу нашей Родины.
Дети: Столица нашей Родины - Москва.
- Кто сможет показать нашу страну на карте? Как она называется?
Дети: Наша страна-Россия.
- Подумайте и скажите, что отличает всех людей, живущих на нашей планете?
Дети: Цвет кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции…
- Все люди разные, а что же нас объединяет, что у нас есть общего?
Дети: Есть руки, ноги, живем на одной планете, в городах, странах, ходим в детский сад, занимаемся одинаковыми делами.
- А, что ещё нас объединяет, мы узнаем с помощью простой игры «Аплодисменты». Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все:
- встаньте все те, кто умеет читать,
- встаньте все те, кто любит кататься на каруселях,
- встаньте все те, кто любит смотреть мультфильмы,
- встаньте все те, кто любит мороженное,
- встаньте все те, кто любит играть,
- встаньте все те, кто мечтает полететь в космос,
- встаньте все те, кто любит животных,
- встаньте те, кто любит танцевать,
- встаньте все те, кто умеет дружить.
- Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)
-Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых, которые живут в Италии, Белоруссии т. д.?
Почему вы так думаете? (ответы детей)
- Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями.
Воспитатель:
- А кто из вас слышал слово «толерантность»?
- А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)
– Толерантность-это способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
- А сейчас мы послушаем, как вы понимаете это новое слово:
Толерантность – значит это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Садик, быт наш и уют.
Чувствовать, думать, любить, как другие,
Сердцем умея понять солидарность,
Напрочь отбросить – "Они не такие",
Этому учит нас толерантность.
- То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.
- А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.
-Ребята, у нас есть волшебный экран, который поможет нам путешествовать.
Слайд 3 с изображением Китая.
- Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Китай) Как вы догадались? (по разрезу глаз, национальной прическе и одежде)
«Нихао!» - так звучит приветствие на китайском языке. Жители Китая – китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
Попробуйте поздороваться и вы.
Ю переводиться – как «друг», ю- вы мои друзья.
Слайд 4. В Китае есть свой гимн, флаг и герб.
Слайд 5, 6, 7 Там высокие красивые горы, необычные многоярусные храмы и дома.
Слайд 8. В Китае большое внимание уделяется национальному костюму.
- Платья шьют из шёлковой ткани, шёлк изобрели в Китае.
Слайд 9. Иероглифы – специальные красивые и сложные знаки, которые используют вместо привычного для нас письма. Каждый иероглиф имеет своё значение. Например: одна горизонтальная линия – человек, а если нарисовать две горизонтальные линии, получиться слово – небо.
Слайд 10. Китайцы очень много времени уделяют своему здоровью и следят за своим телом. Когда они устают на производстве, то делают специальную гимнастику «Ушу».
Динамическая пауза.
Элементы гимнастики Ушу.
- А теперь скажем по-китайски: се-се (спасибо).
-Давайте скажем до свидания на китайском языке. «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют.)
- А мы продолжаем путешествовать.
Слайд 11 с изображением Африки.
- Кто из вас знает, где живут дети с темным цветом кожи? (в Африке)
Слайд 12.
-Ребята, Африка- это континент. Карта раскрашена разными цветами, значит в Африке много стран.
Слайд 13.
-Мы не знаем языка народов Африки, поэтому поздороваемся без слов. Некоторые племена здороваются носами. Вот так.
Теперь мы с вами поздоровались по –африкански.
- У людей Африки такая темная кожа.
Слайды 14.
-В Африке очень жарко и одежда у людей легкая. Свои наряды жители Африки дополняют украшениями из костей, бус, раковин или перьев.
Слайды 15.
-А вот так выглядит жилище коренных жителей Африки.
-Африканские дети, как и все дети планеты Земля, любят играть.
- Как и мы любят животных, природу.
- Ходят учиться в школу.
- Но больше всего африканские дети любят танцевать.
- Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма и потанцуем вместе с ними.
(показ отрывка из мультфильма «Катерок», танец «Чунга- чанга»)
- Ну что ж ребята, мы познакомились и с жителями жарких стран. Народы африканских стран живут не так богато, как мы, но всё равно они любят и гордятся своими странами, обычаями, традициями.
-Продолжаем путешествие.
Слайд 16
- Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Россия) Как вы догадались?
-Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна.
Слайд 17.
В России много национальностей, но все они – один народ. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого отношения к культуре и традициям соседних народов.
А главное – что одной из важных традиций народов России является многовековая ДРУЖБА.
-Возвращаемся в детский сад.
- А это дети нашего детского сада. Они очень дружные и любят играть, танцевать, умеют считать и читать. Они очень дружные.
Слайд 18 с надписью: «МИР И ДРУЖБА».
– Прочитайте важные слова. Почему это важные слова?
- А вы по–настоящему дружные ребята?
-Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?
- А что важно для дружбы? (доброта, отзывчивость, внимание к другому).
- Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства.
- Мы с вами сегодня замечательно провели время. Что больше всего понравилось вам сегодня?
-Мы познакомились с новым словом и понятием – толерантность, познакомились с некоторыми странами и их народами, танцевали.
-Главное чудо света — это человек.
-Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек!»
-Какими качествами должен обладать человек?
(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, весёлый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обаятельный).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.