Падежи имён существительных

  • Работа в классе
  • doc
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: - ознакомить учащихся с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа в предложении; - учить решать проблемные задачи; - формировать дружеские отношения среди одноклассников. -организовать учебную деятельность по усвоению падежей -воспитательная деятельность: создать условия, способствующие формированию таких качеств как самоконтроль, взаимоконтроль.
Иконка файла материала Падежи имён существительных.doc
Урок русского языка в 3 классе Тема урока: «Падежи имён существительных» Учитель: Бабошко Светлана Андреевна Цели урока: ­ ознакомить учащихся с названиями падежей и падежными                          вопросами, алгоритмом определения падежа в предложении;                       ­ учить решать проблемные задачи;­ формировать дружеские отношения среди одноклассников. Ход урока: 1. Организационный момент. Постановка задач урока. Начинается урок. Он пойдёт, конечно, впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку пять! ­ Чему вы, ребята, хотели бы научиться сегодня на уроке русского языка? ­ Открываем тетради, садимся правильно. Прочитайте  дату и вид работы. Запишите без ошибок. 2. Каллиграфическая минутка. На доске: см..шной, верн..сть, п..дружки, з..вёт. ­ Прочитайте записанные слова. Сейчас вы сами сможете определить буквы,  которые сегодня будем писать на чистописании. 1­ ая буква находится: в приставке существительного множественного числа,                                         в корне глагола,                                         в суффиксе существительного единственного числа,                                         в окончании имени прилагательного. ­ Какая это буква? Как рассуждали? 2­ ая буква обозначает непарный звонкий твёрдый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. ­ Какая это буква? Обоснуйте свой выбор.­ Посмотрите на данное соединение букв: ор. Напишите его до конца строки,  вставляя вместо точки справа,  гласные русского языка в алфавитном  порядке. ­ Запишите 4 данных на доске слова, поставьте ударение, обозначьте  безударные гласные, графически покажите, в какой части слова она  находится. 3. Актуализация опорных знаний. ­ Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам задать  вопросы своему другу об этой части речи. Если он затрудняется, помогите  ему. ­ Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном,  познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам  такое упражнение. Прочитайте запись на доске:     Друг ­ это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь  через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь  другом. Многие мечтают о настоящем друге. ­ Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово  «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его  формах. Запись на доске: кто? друг               кого? друга                              кого? друга            кем? другом                              кому? другу          о ком? о друге ­ Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась  форма слова и его окончание? Как называется такое изменение формы имени  существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою  падежную форму?  4. Изучение нового материала. а) Знакомство с названиями падежей русского языка: ­ В русском  языке 6  падежей (показ по таблице) : именительный, родительный, дательный,  винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам излатинского языка и переводится «падение». Ещё  древние учёные заметили,  что слова, употреблённые в речи «падают» той или иной формой.                   ­ Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках, например ,в немецком,  падежи? Сколько падежей в нашем языке? В других языках мира иначе: в  немецком­4, а у финнов­15. Но каждый народ прекрасно справляется со  своими падежами. И ваша задача ­ выучить и понять свои 6, чтобы говорить и  писать легко, грамотно, красиво. В этом вам может помочь стихотворение о  падежах, послушайте наших учеников.(6 учащихся читают стихи наизусть) Физминутка: Именительный  подпрыгнул,                           А родительный – летал.                           Дательный  полез на горку,                           А винительный – устал.                           Наш творительный поплавал,                           А предложный – убежал.                           Падежи нам все нужны                           И при этом все важны! б) Фронтальная работа с таблицей падежей. Учебник: стр. 8 урок 78, тема  «Падежи имён существительных». ­ Найдите рубрику «Тайны русского языка», прочитайте самостоятельно. ­ Работаем вместе. Рубрика «Давай подумаем». Сравните таблицы в учебнике  и на доске, похожи ли они? Учимся задавать падежные вопросы: я читаю  название падежа, а вы хором – падежные вопросы. Знакомы  вам эти вопросы? К какому члену предложения они относятся? ­ Подумайте, к каким словам мы будем задавать вопросы  кто? кого? кому?  кем? о ком?, к каким словам ­  что? чего? чему? чем? о чём? ­ Перед письменной работой прочтём материал рубрики «Обрати внимание!» Найдите эти вспомогательные слова в таблице. в) Выполнение упр. 2(письменно), с комментированием у доски.Образец: пишу (чем?) карандашом (Т. п.) г) – А теперь посмотрим, как же правильно определить падеж имени  существительного в предложении. Чтение алгоритма в учебнике стр. 10. 5.  Работа в парах.( карточки : 1 и 2 вариант) ­ Спишите предложения и определите падеж выделенных существительных. Проверка. 6. Словарная работа. П.льто                           ­ Запишите слова в столбик, поставьте ударение, Адр.с                                обозначьте безударные  гласные. Проверка. Д.вочка                          ­ Выделите в столбике первые буквы. Какое слово Ед.ница                            получилось? Верно, «падеж» ­ это ключевое слово Ж.лтый                            нашего урока. 7. Рефлексия урока. ­ Подходит к концу сегодняшний урок. Всем ли легко сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На  последующих уроках русского языка мы продолжим знакомство с падежами  потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж  имени существительного. ­ Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши  друзья­одноклассники. Назовите самых активных учащихся. Да, эти ребята  работали хорошо (выставляются оценки). Д/з: стр. 9 – таблица, стр. 11 упр. 4