Пальчиковые игры – полезное занятие!
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение.
Развивать малыша с пеленок стало модным. Но гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями.
Так как же быть? Да просто играть с ребенком!
И сегодня я хотела бы поговорить с вами о пальчиковых играх. Это увлекательное, веселое и полезное занятие!
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы рук и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Кроме того, такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
А сейчас я хочу предложить вам поиграть в пальчиковые игры для самых маленьких. В эти игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
Итак, игра «Мой мизинчик, где ты был?». В начале детям предлагается сложить ручку в кулачок таким образом, чтобы большой палец оказался прикрыт остальными пальчиками. При проговаривании потешки каждый пальчик правой руки раскрывается, массажируется большим и указательным пальцами левой руки от верхней фаланги к основанию пальчиков. В конце потешки большой палец прикладывается к ладошке и прикрывается остальными пальчиками. Ладошка снова сжимается в кулачек. Затем потешка проговаривается еще раз со сменой рук. В конце игры самим себе можно похлопать в ладоши: «Вот какие мы молодцы!»
Давайте попробуем это сделать. (Проводится игра «Мой мизинчик, где ты был?»)
«Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным щи варил,
А со средним кашу ел,
С указательным запел,
И конфетой угощал!»
Следующая игра «Пальчик-мальчик» – это некий вариант той игры, в которую мы только что с вами играли. Перед тем как начать рассказывать эту потешку, нам с вами нужно выставить большие пальцы на обеих руках. По ходу чтения потешки большие пальцы поочередно соединяем с остальными пальчиками, образуя колечки.
Давайте посмотрим, как все это выглядит.
«Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел».
В пальчиковые игры с удовольствием играют не только самые маленькие детки, но и ребятишки постарше. Так дети среднего и старшего дошкольного возраста с удовольствием принимают участие в игре «Как живешь?».
Предлагаю вам, уважаемые участники семинара, немного размяться. Давайте образуем круг и немного подвигаемся.
- Как живешь?
- Вот так! (Большие пальцы обеих рук отогнуты вверх, остальные пальчики собраны в кулак)
- А плывешь?
- Вот так! (Руками изображаем движение пловца)
- Как бежишь?
- Вот так! (Руки сгибаем в локтях и совершаем ими движения «вперед-назад», как при ходьбе)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! (Поочередно прикладываем ладони козырьком ко лбу, поворачивая туловище то влево, то вправо)
- Машешь вслед?
- Вот так! (Производим энергичные движения руками с раскрытыми ладошками из стороны в сторону)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Ладони соединяем и подкладываем под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)
Хочу предложить вам поучаствовать еще в одной игре, которая называется
«Гном». В эту игру можно играть на индивидуальных занятиях с ребенком, можно
использовать ее в групповой работе. Здесь тоже есть два варианта: вы можете выбрать одного ведущего, который будет задавать вопросы, а дети отвечать на них, а можете предложить детям образовать две команды, одна из которых задает вопросы, а другая отвечает. В процессе игры команды меняются ролями.
Давайте попробуем поиграть!
- Кто живет под потолком?
(Указательным пальцем правой руки указываем в потолок)
- Гном!
(Кончики пальцев соединяем над головой, изображая колпак гнома)
- У него есть борода?
(Двумя руками изображаем длинную бороду)
- Да!
(Ладони прижимаем к щекам и подбородку в том месте, где должна быть борода)
- А манишка и жилет?
(Сначала проводим по груди сверху вниз одной рукой, потом двумя руками)
- Нет!
(Разводим руки в стороны)
- Как встает он по утрам?
(Поднимаем руки вверх и сладко потягиваемся)
- Сам!
(Бьем себя ладонью в грудь и ставим руки на пояс)
- Кто с ним утром кофе пьет?
(Левую ладошку держим перед собой, изображая блюдечко, а правой рукой подносим ко рту воображаемую чашку с кофе)
- Кот!
(Указательным и средним пальцем обеих рук рисуем на лице усики)
- И давно он так живет?
(Разводим руки, раскрывая ладони)
- Год!
(Указательным пальцем правой руки показываем единичку)
- Кто с ним бегает по крыше?
(Изображаем «бег» по левой руке указательным и средним пальцем правой руки)
- Мыши!
(Показываем «мышиные ушки», прижав руки к голове, сжимая и разжимая кулачки)
- Он капризничает, да?
(Киваем головой)
- Ни-ког-да!
(Качаем головой из стороны в сторону)
- Ну и как его зовут?
(Наклоняем голову сначала к правому плечу, потом – к левому)
- Скрут!
(Руками имитируем выжимание белья)
Теперь я хочу предложить вам игру на основе русского фольклора «Маланья» для детей подготовительной группы.
В эту игру могут играть от трех человек и более. Играющие собираются в кружок, выбирают Маланью (ведущего). Выбрать можно по желанию. Если желающих много или нет ни одного, можно использовать считалочки. Маланью надевают большой яркий платок и провожают ее за дверь. Оставшиеся игроки выбирают какое-нибудь действие, которое можно показать руками, ногами, то есть при помощи каких-то манипуляций (например, вязание, шитье, письмо, перекопка огорода и т.д.) Договорившись, играющие хором зовут ведущего: «Маланья!». Маланья, входя отвечает: «Что, детушки?» Играющие отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не догадаешься!» Ведущий садится на стул, а играющие приговаривают с характерными движениями:
У Маланьи, у старушки,
(Хлопки в ладоши – то правая, то левая рука сверху)
Жили в маленькой избушке
(На первое слово руки расположить горизонтально (параллельно одна другой),
на второе слово – вертикально (параллельно одна другой), на третье слово – сложить руки углом, соединив кончики пальцев, показывая крышу)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев)
Все без бровей,
(Очертить брови указательными пальцами)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, сложенный из двух ладоней с растопыренными пальцами)
Вот с такими усами,
(Очертить указательными пальцами залихватские «гусарские» усы)
Вот с такой головой,
(Очертить двумя руками большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели,
(Одной рукой поднести ко рту воображаемую чашку, другой рукой – воображаемую ложку)
На Маланью всё глядели,
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так…
(Играющие показывают выбранное ими движение)
После того как ведущий угадывает движение, выбирается новая Маланья и игра продолжается.
Мы сейчас с вами окунулись в мир пальчиковых игр. Игры эти очень эмоциональные, увлекательные. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности детей. Если ребенок усвоит одну какую-либо пальчиковую игру, скорее всего он будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Пальчиковые игры – это великолепный универсальный дидактический и развивающий материал. У самых разных народов эти игры были распространены издавна. И сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.