"Пальчиковые игры - полезное занятие"

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Лекции
  • Мероприятия
  • Педсоветы
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Разработки уроков
  • Семинары
  • doc
  • 19.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале рассказывается о таком важном, увлекательном и полезном занятии, как пальчиковые игры.
Иконка файла материала Пальчиковые игры - полезное занятие.doc

Пальчиковые игры – полезное занятие!

           

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение.

Развивать малыша с пеленок стало модным. Но гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями.

Так как же быть? Да просто играть с ребенком!

И сегодня я хотела бы поговорить с вами о пальчиковых играх. Это увлекательное, веселое и полезное занятие!

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы рук и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Кроме того, такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. 

 

А сейчас я хочу предложить вам поиграть в пальчиковые игры для самых маленьких. В эти игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

Итак, игра «Мой мизинчик, где ты был?». В начале детям предлагается сложить ручку в кулачок таким образом, чтобы большой палец оказался прикрыт остальными пальчиками. При проговаривании потешки каждый пальчик правой руки раскрывается, массажируется большим и указательным пальцами левой руки от верхней фаланги к основанию пальчиков. В конце потешки большой палец прикладывается к ладошке и прикрывается остальными пальчиками. Ладошка снова сжимается в кулачек. Затем потешка проговаривается еще раз со сменой рук. В конце игры самим себе можно похлопать в ладоши: «Вот какие мы молодцы!»

Давайте попробуем это сделать. (Проводится игра «Мой мизинчик, где ты был?»)

            «Мой мизинчик, где ты был?

            С безымянным щи варил,

            А со средним кашу ел,

            С указательным запел,

А большой меня встречал

И конфетой угощал!»

            Следующая игра «Пальчик-мальчик» – это некий вариант той игры, в которую мы только что с вами играли. Перед тем как начать рассказывать эту потешку, нам с вами нужно выставить большие пальцы на обеих руках. По ходу чтения потешки большие пальцы поочередно соединяем с остальными пальчиками, образуя колечки.

            Давайте посмотрим, как все это выглядит.

                        «Пальчик-мальчик, где ты был?

                        С этим братцем в лес ходил,

                        С этим братцем щи варил,

                        С этим братцем кашу ел,

                        С этим братцем песни пел».

 

            В пальчиковые игры с удовольствием играют не только самые маленькие детки, но и ребятишки постарше. Так дети среднего и старшего дошкольного возраста с удовольствием принимают участие в игре «Как живешь?»

            Предлагаю вам, уважаемые участники семинара, немного размяться. Давайте образуем круг и немного подвигаемся.

 

 

- Как живешь?

- Вот так!                            (Большие пальцы обеих рук отогнуты вверх, остальные пальчики собраны в кулак)

- А плывешь?

- Вот так!                            (Руками изображаем движение пловца)

 

- Как бежишь?

- Вот так!                            (Руки сгибаем в локтях и совершаем ими движения «вперед-назад»,  как при ходьбе)

- Вдаль глядишь?

- Вот так!                            (Поочередно прикладываем ладони козырьком ко лбу, поворачивая туловище то влево, то вправо)

- Машешь вслед?

- Вот так!                            (Производим энергичные движения  руками с раскрытыми ладошками из стороны в сторону)

 

- Ночью спишь?

- Вот так!                            (Ладони соединяем и подкладываем под щеку)

 

- А шалишь?

- Вот так!                            (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)

 

Хочу предложить вам поучаствовать еще в одной игре, которая называется

«Гном». В эту игру можно играть на индивидуальных занятиях с ребенком, можно

использовать ее в групповой работе. Здесь тоже есть два варианта: вы можете выбрать одного ведущего, который будет задавать вопросы, а дети отвечать на них, а можете предложить детям  образовать две команды, одна из которых задает вопросы, а другая отвечает. В процессе игры команды меняются ролями.

            Давайте попробуем поиграть!

- Кто живет под потолком?      

(Указательным пальцем правой руки указываем в потолок)

- Гном!

ончики пальцев соединяем над головой, изображая колпак гнома)

- У него есть борода?                    

(Двумя руками изображаем длинную бороду)

- Да!

(Ладони прижимаем к щекам и подбородку в том месте, где должна быть борода)

- А манишка и жилет?

(Сначала проводим по груди сверху вниз одной рукой, потом двумя руками)

- Нет!

(Разводим руки в стороны)

- Как встает он по утрам?

(Поднимаем руки вверх и сладко потягиваемся)

- Сам!

(Бьем себя ладонью в грудь и ставим руки на пояс)

- Кто с ним утром кофе пьет?

(Левую ладошку держим перед собой, изображая блюдечко, а правой рукой подносим ко рту воображаемую чашку с кофе)

- Кот!

(Указательным и средним пальцем обеих рук рисуем на лице усики)

- И давно он так живет?

(Разводим руки, раскрывая ладони)

- Год!

(Указательным пальцем правой руки показываем единичку)

- Кто с ним бегает по крыше?

(Изображаем «бег» по левой руке указательным и средним пальцем правой руки)

- Мыши!

(Показываем «мышиные ушки», прижав руки к голове, сжимая и разжимая кулачки)

- Он капризничает, да?

(Киваем головой)

- Ни-ког-да!

(Качаем головой из стороны в сторону)

- Ну и как его зовут?

(Наклоняем голову сначала к правому плечу, потом – к левому)

- Скрут!

уками имитируем выжимание белья)

 

            Теперь я хочу предложить вам игру на основе русского фольклора «Маланья» для детей подготовительной группы.

            В эту игру могут играть от трех человек и более. Играющие собираются в кружок, выбирают Маланью (ведущего). Выбрать можно по желанию. Если желающих много или нет ни одного, можно использовать считалочки. Маланью надевают большой яркий платок и провожают ее за дверь. Оставшиеся игроки выбирают какое-нибудь действие, которое можно показать руками, ногами, то есть при помощи каких-то манипуляций (например, вязание, шитье, письмо, перекопка огорода и т.д.) Договорившись, играющие хором зовут ведущего: «Маланья!». Маланья, входя отвечает: «Что, детушки?» Играющие отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не догадаешься!» Ведущий садится на стул, а играющие приговаривают с характерными движениями:

            У Маланьи, у старушки,

(Хлопки в ладоши – то правая, то левая рука сверху)

            Жили в маленькой избушке

(На первое слово руки расположить горизонтально (параллельно одна другой),

на второе слово – вертикально (параллельно одна другой), на третье слово – сложить руки углом, соединив кончики пальцев, показывая крышу)

            Семь сыновей,

(Показать семь пальцев)

            Все без бровей,

(Очертить брови указательными пальцами)

            Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными  пальцами поднести к ушам)

            Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, сложенный из двух ладоней с растопыренными пальцами)

            Вот с такими усами,

(Очертить указательными пальцами залихватские «гусарские» усы)

            Вот с такой головой,

(Очертить двумя руками большой круг вокруг головы)

            Вот с такой бородой!

(Показать руками большую окладистую бороду)

            Они не пили, не ели,

(Одной рукой поднести ко рту воображаемую чашку, другой рукой – воображаемую ложку)

            На Маланью всё глядели,

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

            И все делали вот так…

(Играющие показывают выбранное ими движение)

            После того как ведущий угадывает движение, выбирается новая Маланья и игра продолжается.

            Мы сейчас с вами окунулись в мир пальчиковых игр. Игры эти очень эмоциональные, увлекательные. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности детей. Если  ребенок усвоит одну какую-либо пальчиковую игру, скорее всего он будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Пальчиковые игры – это великолепный универсальный дидактический и развивающий материал. У самых разных народов эти игры были распространены издавна. И сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.