Пальчиковые игры своими руками для развития речевой деятельности дошкольника

  • pptx
  • 05.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация1.pptx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида города Абакана «Ёлочка»

Подготовила: воспитатель
компенсирующей группы
Чернышова О.В. высшей кв.к



г. Абакан
2021 г.

Пальчиковые игры своими руками для развития речевой деятельности дошкольника

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Актуальностью этой работы является то, что пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель:  создание условий для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. 
Задачи:
1.Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.).

2.Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Методы:

- Разучивание потешек;

- Использование атрибутов к пальчиковым играм;

- Изобразительное творчество;

- Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга;

- Изготовление игр своими руками.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано мною не случайно, т.к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей дошкольного возраста.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.


Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

«Рамки-вкладыши»

Любимое занятие детей– складывать в емкость разные предметы, сравнивать размеры коробочек, пытаться совместить стаканчики. Именно в этом возрасте игры, направленные на сравнение формы и размера, наиболее популярны и результативны. Вариантов занятий с мозаиками и рамками очень много.

Игры направленные на развитие тонких движений пальцев и кистей рук:  - Сортировать овощи и фрукты по величине: крупные яблоки класть в корзинку, а мелкие на тарелку или в миску. То же самое можно проделывать с картофелем, луком и другими овощами или фруктами; - Перебирать крупу, горох, фасоль, выбирая мусор, испорченные зерна. - Игры с песком и водой.  - Начинать с небольшого количества, допустим с ложки. Затем, помогая маме, перебирать стакан крупы для каши; - Разложить пуговицы по величине, цвету, форме, материалу, из которого они изготовлены. Надевать и снимать рукавички, перчатки. - Нанизывать на толстую нитку, проволоку, тонкую веревку бусинки, катушки, ягоды рябины и т.д. 

«Игры - шнуровки»

Для детей с ТНР завязать поясок, застегнуть пуговицу, нанизать бусины на нитку – настоящий труд. Детские пальчики отказываются делать даже самую простую, с точки зрения взрослого, работу.

Для развития мелкомоторных навыков лучше всего подходят игры-шнуровки. Как правило, шнуровка представляет собой увеличенную копию знакомого предмета: пуговицы, ботинка, элементов одежды. Тренируясь шнуровать картонные или деревянный ботинок, ребёнок не только овладевает этим простым навыком, но и совершенствует устную речь, "набивает" руку для рисования и письма в дальнейшем.

Игры со шнуровкой

Пальчиковые дорожки

Рисование на крупе

Пальчиковые дорожки

Пальчиковые игры с прищепками

Пальчиковые дорожки

Игры с бусинами

Игры со счётными палочками

Игры с крупой

Спасибо
за
внимание!