Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры.doc
Пальчиковые игры.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
"пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они
способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как
бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их
деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя
движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" это инсценировка какихлибо рифмованных историй, сказок
при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт
возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые
одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками,
например, одна рука изображает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько
событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить
оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками,
шариками, кубиками и т.д.
т. д.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
ПАЛЬЧИКМАЛЬЧИК
Пальчикмальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
Поочередное сгибание пальцев,
начиная с большого.
По окончании покрутить кулачком.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
Усложнение: поочередное сгибание
пальчика на обеих руках.
На первую строчку показать большие
пальцы на обеих руках. Затем поочередно
соединять их с остальными пальцами. С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы
спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в
панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает
голову.
Когда хочет спать, то прячет её
обратно.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
МЫ РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по
одному.
На последнюю строчку резко поднять руки
вверх с растопыренными пальчиками
пчелы улетели.
Движения прямыми ладонями вверхвниз,
поочередное поглаживание подушечек
пальцев, потирать кулачок о кулачек.
Сжимать и разжимать кулачки.
Имитация всех движений двумя руками
Ритмично сжимать и разжимать
кулачки. На счет поочередно
загибать пальчики на обеих руках
Плавно поднять руки перед собой,
встряхивать кистями.
На каждую строчку соединять поочередно
пальцы правой и левой рук, начиная с Рисовать опять начнем.
мизинца.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяу
На последнюю строчку показать рога,
вытянув указательные пальцы и мизинцы.
На первые строчки две ладони соединить
лодочкой и выполнять волнообразные
движения руками.
На слова "паруса подниму" поднять
выпрямленные ладони вверх.
Затем имитировать движения волн и рыбок.
Имитировать руками движения рыбок в
соответствии с текстом.
мяу!",
Два щенка: "Авав!",
Два жеребенка: Игого!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. ДРУЖБА
Дружат в нашей группе Девочки
и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в
ритме стихотворения,
Обхватить левую ладонь правой и покачивать в
ритме стихотворения
Соединить пальчики обеих рук, начиная с
большого. Затем соединять, начиная с мизинца.
МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали, Наши
пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг скок, прыг скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает, Влево
вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
ритмично сжимать и разжимать кулаки.
пальчики " скачут" по столу
указательный и средний пальцы вытянуть вверх,
остальные выпрямить и соединить.
пальчики "скачут" по столу.
легкие движения кистями рук вправо влево
погрозить пальчиком.
На последнюю помахать пальцами обеих рук
Пальцы в замочек, слегка покачивать
"замочком" впередназад
Повертеть "замочком"
Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг
о друга.
Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Показать ладошки.
ЗАМОК
На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили
Мы замочком постучали,
Постучали, и открыли!
ЗАЙЦЫ
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
На вторую строчку ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко
расставить, на третью строчку ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы
широко расставлены. На последнюю строчку указательный и средний пальцы левой руки
вытянуть, остальные выпрямить и соединить. НА ПОСТОЙ
Русская игра
Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы дети (говорят тоненьким голосом).
Безымянные пальцы мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы папа (говорит
низким голосом). Указательные пальцы солдаты (говорят басом). Скрещенные большие
пальцы порог избы.
Ночь, в избе все спят.
Раздается стук.
Солдаты: Туктук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы
Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы
Мама: Что дети? Постукивают безымянные
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные
Дети: Папа! Постукивают мизинцы
Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы
Дети: Входите! Постукивают мизинцы
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут"
совершая перекрестные движения
Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует
быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.
Руки вытягиваются вперед.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
С добрым утром, глазки! Вы
проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!
Я проснулся!
(проснулась)
МАЛАНЬЯ
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой
Избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
Указательными пальцами поглаживать глаза
Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в
него
Ладонями поглаживать уши
Приложить ладони к ушам "Чебурашка"
Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши
Поглаживание коленок
Потопать ногами
Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Сложить руки углом, показать избушку.
Показать семь пальцев.
Очертить брови пальцами. Вот с такими ушами,
Вот с такими носами
Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели,
Растопыренные ладони поднести к ушам.
Показать длинный нос двумя растопыренными
пальцами.
Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.
Очертить большой круг вокруг головы.
Показать руками большую окладистую бороду
Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой
"ложку".
На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так. ..
Дети показывают загаданные действия
ГОСТИ Русская игра
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой
руки.
Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.
Гости едут! Постукивают мизинцы.
Ну и что? Постукивают указательные пальцы.
Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же
пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по
тем же пальцам другой руки
БРАТЦЫ
Засиделись в избушке
братцы.
Захотел меньшой
прогуляться
Да скучно ему гулять
одному.
Зовет он братца
вдвоем прогуляться.
Да скучно им гулять
двоим.
Зовут братца втроем
прогуляться.
Грустно старшим
сидеть в избе.
Зовут они братцев
домой к себе.
Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.
Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и
задержать его в этой позиции на 23 секунды.
Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на
исходную позицию.
Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и
безымянный; задержать их в этой позиции на 23 секунды.
Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем
возвращаются в исходную позицию.
Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец,
безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 23
секунды.
Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются
кончиками.
Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно
попробовать играть двумя руками одновременно.
Игры для активной двигательной деятельности детей
Игры на размеченной площадке
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной
моторики, координации, формирование перекрестных движений, закрепление
знаний цвета, формы.
Оборудование: размеченная площадка в группе.
Игра «Классики»
Ход игры:
Дети по очереди прыгают по классикам:
1 вариант – две ноги врозь, две ноги вместе;
2 вариант две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
3 вариант – ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.
Игра «Гигантские шаги»
Ход игры:
Дети по очереди различными способами перешагивают в размеченные
геометрические фигуры (прямые, боковые шаги, на передней поверхности
стопы, на пятках, спиной вперед).
Игра «Веселая дорожка»
Ход игры:
Выбирается водящий, который первым прыгает из одной фигуры в другую,
дети повторяют за ним, стараясь не ошибиться.
Игры с тихим тренажером
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной
моторики, координации, формирование перекрестных движений, понимания
пространственных отношений (право лево), укрепление мышц плечевого
пояса и рук, мышц спины, ног, свода стопы.
Оборудование: «Тихий тренажер» наклеенные на стене силуэты детских
ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5, силуэты ножек от пола и до
70 см, вверху, выше силуэтов ладошек – изображение ягод, мягкий коврик.
Игра «Достань ягодку»
Ход игры: По команде пара детей поднимается по ладошкам от пола до ягодки. От
стены можно оторвать только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая
«право – лево». Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.
Игра «Пройди по стенке»
Ход игры:
Дети по очереди ложатся на пол и стараются «пройти» по дорожке на стене.
Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в
положение «Березка».
Игра «Путаница»
Ход игры:
Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить
только на парные силуэты (право лево), при этом кисти рук приходится
поворачивать в разные стороны.
1 вариант – ребенок играет один и просто «ходит» руками по стенке;
2 вариант – дети играют в паре «Кто быстрее доберется до условной метки?»
При этом руки могут перекрещиваться, дети меняются местами, но не
отрывать рук от стены;
3 вариант – один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку куда
идти (например, правая – красная, левая – зеленая и т. д.)
«Стрейтчинг»
(растягивание)
Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов
1. И.п. стоя, руки вперед. Одной рукой растягивать связки ладони другой руки,
выставленной вперед. Локти не сгибать! Тоже другой рукой.
Длительность 8 сек. Дозировка – 1 раз
2. И.п. стоя, руки сцепленные «замком», наружу и вверх. Отведение прямых рук вверх
назад. Длительность – 810 сек. Дозировка – 1 раз
3. И.п. – стоя, соединить руки за спиной: одну сверху, другую снизу в «замок»; Голову не
опускать! Длительность 810 сек. Дозировка – 1 раз
То же другой рукой.
4. И.п. – стоя, соединить руки за спиной, положив предплечья одно на другое, свести
лопатки. Длительность – 8 сек. Дозировка 1 раз
5. И.п. – сидя, ноги скрестно, «потурецки». Наклониться в правую сторону, положив
правую руку на колено левой ноги, а левую руку тянуть к колену правой ноги через голову.
Длительность – 8 сек. Дозировка 1 раз
То же в другую сторону, поменяв положение рук и ног. 6. И.п. – стоя, руки вверх:
расслабить кисти рук,
расслабить предплечья,
расслабить плечи,
согнув колени, расслабить туловище.
Длительность – 8 сек.
Дозировка – 2 раза. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Проводится два раза в день для улучшения работы головного мозга.
Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их. Согревать глаза центром ладони
30 секунд.
Под закрытыми веками рисовать глазами круги — влево, вверх, вправо, вниз; затем
круг в обратную сторону. Повторить 5 раз.
Погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.
И. п. — вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотреть на ноготь
среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за этим ногтем — рука пере
мещается вправо в сторону затем — влево. Сменить руку, все повторить по 5 раз
каждой рукой медленно.
И. п. см. упражнение 4. Медленно приблизить правую руку к носу, затем удалить.
Повторить 10 раз.
«Пчела оса»
Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У
воспитателя в руках изображение пчелы на палочке, у второго педагога — осы. По
звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее
взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу голова должна находиться в
фиксированном положении, двигаются только глаза.
«СОЛНЫШКО И тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло.
Посмотреть вправовлево, вверхвниз.
Солнышко тучкилетучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки.
Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе вовсю засияло.
Поморгать.
«Елочка»
Дети берут в руку маленькую елочку
на палочке, четко проговаривая чистоговорку.
При выполнении гимнастики голова все время находится в одном положении,
двигаются только глаза. Хором.
Ашуашуашу — Нарядим елку нашу.
движение взглядом.
Передвигают елочку вправовлево, прослеживая
Ишкиишкиишки Вот золотые шишки.
Поднимают елочку вверх и опускают вниз, следя за ней взглядом.
Ошошош Шар большой хорош.
Рисуют глазами в воздухе круг.
Шашаша Елка тоже хороша. Рисуют глазами в воздухе елочку.
«Белка»
Белка дятла поджидала,
Дети резко перемещают взгляд вправовлево.
Гостя вкусно угощала:
— Нука, дятел, посмотри —
Перемещают взгляд вверхвниз.
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой
Помигивают.
И пошел играть в горелки.
Закрывают глаза и поглаживают веки указательными пальцами.
Упражнение для снятия усталости глаз
Выпрямляют вверх большой палец правой руки, вытягивают руку вперед на уровне
глаз и пристально смотрят на него в течение 10 секунд. Затем, оставляя большой палец в
этом же положении, отводят правую руку вправо, следя за кончиком большого пальца, не
поворачивая головы, до тех пор, пока он не исчезнет из
виду. Каждой рукой 2 раза.
Комплекс упражнений для профилактики зрительного
утомления
В основу данного комплекса положены многолетние ис
следования и опыт внедрения в школы Красноярского
края, Канады, Финляндии.
Автор методик — доктор медицинских наук В. П.
Базарный.
1. Развитие глазодвигательных мышц
Для проведения нужен рисунок размером 50x60 см, который может быть сделан на стене
над доской,
на любой другой стене, на потолке. Схема выполнения упражнений видна по рисункам
(см. справа). Каждое упражнение выполняется по 1015 раз.
2. Сигнальные метки
В различных участках групповой комнаты, на полках фиксируются (подвешиваются)
привлекающие внимание сигнальные метки. Это могут быть игрушки или красочные
картинки.
Упражнение следует выполнять только в положении стоя. Педагог периодически дает соответствующие
команды и под счет «один, два, три, четыре» дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных
зрительных точках, сочетая при этом движение головой, глазами, туловищем. Продолжительность
выполнения 12 минуты.
3. Бумажные офтальмотренажеры • Пирамидки Задание: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех
пирамидках колец красных, зеленых и т. д.; сколько всего колец.
• Тарелки Задание: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет,
который в других не повторяется, и т. п.
Гимнастика пробуждения 1
(гимнастика после сна)
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ 2
1. Потягивание рук и ног. 2. Подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим
выпрямлением.
3. Перекрестное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно
туловища.
4. Покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным
движением рук.
5. «Воздушный велосипед».
6. Лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища, поднимать и опускать голову с
прогибом спины.
7. Лежа на боку, упор на локти, делаем «ножницы» ногами.
8. Поглаживание рук и ног поочередно.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.