Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Одним из показателей хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как называют, мелкая пальцевая моторика.
Пальчиковые игры известны давно. В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора ( потешками, прибаутками, дразнилками).Так, к примеру, всем известны и любимы с детства такие пальчиковые игры, как « Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и «Сорока-белобока кашу варила». Однако это не полный перечень тех игр, что можно и нужно использовать в работе с детьми.
Пальчиковые игры как средство развития
мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста.
Одним из показателей хорошего физического и
нервно- психического развития ребенка является
развитие его руки, кисти, ручных умений или, как
называют, мелкая пальцевая моторика.
Пальчиковые игры известны давно. В народной
педагогике данные игры зачастую
использовались в единстве с другими малыми
жанрами фольклора ( потешками, прибаутками,
дразнилками).Так, к примеру, всем известны и
любимы с детства такие пальчиковые игры, как «
Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и
«Сорока-белобока кашу варила». Однако это не
полный перечень тех игр, что можно и нужно
использовать в работе с детьми.
Под пальчиковыми играми мы понимаем
различные двигательные действия кистью и
пальцами под какое-либо речевое
сопровождение ( сказку, потешку, стишок). Они
помогают инсценировать текст, который должен
быть простым и понятным сюжетом, чтобы
суметь завлечь ребенка.
Пальчиковые игры- это универсальное
дидактическое и развивающее средство, котороесостоит в том, что во время его проведения
нервные окончания рук воздействуют на мозг
ребенка и мозговая деятельность
активизируется.
Таким образом в процессе игры дети разминают
пальцы и кисти рук, проводят своеобразный
пальчиковый тренинг.
Пальчиковая игра включает в себя такие
упражнения как: статические ( удержание
приданной пальцам определенной позы),
динамические ( развитие подвижности пальцев,
переключение с одной позиции на другую),
расслабляющие ( нормализующие мышечный
тонус). Смена упражнений помогает ребенку
напрягать, тонизировать и расслаблять еще
неокрепшие и неумелые руки, постепенно
формируя его моторику.
Значение пальчиковых игр у младшего
дошкольного возраста состоит в том что:
- развивается ловкость пальцев, умение
координировать и согласовывать движения рук и
пальцев;
- формируется и развивается устная речь
ребенка;
- развиваются творческие навыки, воображение;- непринужденно прививаются основные
культурно-гигиенические навыки;
- концентрируется внимание на определенном
виде деятельности, что способствует развитию
усидчивости.
Существует широкий спектр пальчиковых игр,
вот некоторые из них:
- пальчиковые игры без речевого сопровождения;
- пальчиковые игры с речевым сопровождением;
- народные пальчиковые игры;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый,
перчаточный, театр теней;
- упражнения с пальчиками с использованием
разнообразного материала: бросовый,
природный, хозяйственно-бытовой.
Главный принцип отбора пальчиковых игр для
детей младшего дошкольного возраста состоит в
том, что упражнения должны быть
разнообразными, содержать в себе сжатие,
расслабление, растяжение пальцев, а также
акцентирующие внимание на каждый пальчик.
Пальчиковые игры- наиболее эффективное
средство развития мелкой моторики у детей
младшего дошкольного возраста при умелом ихиспользовании.
Большое разнообразие видов упражнений в
пальчиковых играх дает возможность
использовать дифференцированный и личностно-
ориентированный подходы в развитии мелкой
моторики ребенка.