«Память о Холокосте — путь к толерантности» Методическая разработка учебного занятия, внеклассного мероприятия.
Оценка 5

«Память о Холокосте — путь к толерантности» Методическая разработка учебного занятия, внеклассного мероприятия.

Оценка 5
doc
08.03.2024
«Память о Холокосте — путь к толерантности»    Методическая разработка учебного занятия, внеклассного мероприятия.
память о холокосте.doc

 «Память о Холокосте — путь к толерантности»

 

 

 

Методическая разработка учебного занятия, внеклассного мероприятия.

 

« Движение сопротивления (подпольные группы, партизанские отряды, вооружённые восстания)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа, посвящённого борьбе еврейского народа против фашизма. Может быть использована для проведения классных часов в основной школе. На мероприятии обучающиеся узнают о неизвестных страницах Великой Отечественной войны, о том, какой вклад в победу над врагом внёс еврейский народ. К классному часу обучающиеся готовят стихи. На мероприятии организуется беседа с целью осмысления полученной информации.

1. Понятие Холокост.

2.Холокост во время Великой Отечественной войны

2.1.Массовое истребление еврейского народа на оккупированных территориях.

2.2. Сопротивление врагу.

3.Отстаивая честь народа,  защищаем общечеловеческие ценности

Цель: усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире.

Задачи:

·        формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцидов;

·        воспитания у учащихся понимания опасности неонацизма, антисемитизма;

·        формирование интереса к малоизученным страницам истории Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютерная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия

                                        Звучат стихи в исполнении учащихся

Красивое название, страшные дела:
Убила сотни жизней «Ночь из хрусталя».
Смерти отражались в осколках из витрин,
От зверства и от страха содрогнулся мир.

Не раз горячей кровью планета облилась,
Осенней ночью смертная жатва началась.
Гибель тех невинных не будет прощена,
Вспомним и помянем 9 ноября.

Чтоб не повторилось это никогда,
Чтоб не возродился фашизм из никуда,
Годовщину скорбную каждый должен знать,
День против фашизма наступил опять.

Учитель:     9 ноября — Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года начался массовый еврейский погром в Германии, получивший название «Хрустальной ночи»  или «Ночи разбитых витрин». «Хрустальная ночь» или «ночь разбитых витрин» в 1938 году положила начало Холокосту — массовому насилию в отношении еврейского народа, которое привело к гибели около 6 миллионов евреев.  Шесть миллионов только за то, что они люди другой национальности. Сегодня вопросы антисемитизма отошли на второй план перед антимигрантской истерией или проблемой исламофобии. Но Холокост — это не только проблема одного народа, а пример того, к чему приводит политика «поиска козла отпущения» и убеждения в превосходстве одной нации над другими. Поэтому, рассказывая о преступлениях нацизма, необходимо помнить о том, каким может стать будущее, если мы вовремя не скажем «Никогда снова!» в ответ тем, кто предлагает ограничить права одной группы людей только потому, что они почему-то не такие как мы. Массовое уничтожение еврейского народа происходило в годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Продвижение гитлеровских войск вглубь СССР летом и осенью 1941 г. сопровождалось актами грубого произвола и террора по отношению к мирному населению. Однако страдания, несчастье, выпавшие на долю еврейского населения, носили совершенно иной характер: оно столкнулось с реальной угрозой тотального истребления. Первые недели и месяцы оккупации сопровождались массовыми убийствами евреев. Десятки тысяч были убиты в Белостоке, Львове, Вильнюсе, Каунасе, Минске, Риге, Витебске, Киеве, Ровно, Одессе и многих других городах и местечках. Среди наиболее известных убийств – расстрелы десятков тысяч киевских евреев в Бабьем Яру в сентябре 1941 г. и виленских евреев в Понарах. Около 2500 евреев было сожжено заживо в центральной синагоге Белостока, а несколько недель позже число жертв еврейского населения этого города увеличилось еще на 5000 расстрелянных в Петрашах под Белостоком. Расстрелы, а затем угон еврейского населения многих городов и местечек эшелонами в лагеря смерти продолжались и в 1942 г.  (Слайды) 

Учащиеся читают стихотворение  «Последние шаги»

Фашист стоял, слегка расставив ноги,
А рупором усиливалась речь
О том, что для евреев нет дороги,

Иной дороги, чем дорога в печь.
Надменность и презрение во взгляде.
И черный автомат наперевес.
Казалось, утро в лагерном наряде
Легло к его ногам, сойдя с небес.
А женщина стояла у барака.
Раздели заключенных догола.
Война, как кровожадная собака,
Давным-давно всех близких унесла.

И право жить, дарованное Богом,
Утеряно, как полушалок с плеч.
И женщина шагнула на дорогу,
Дорогу, упиравшуюся в печь.
Но будто натолкнулась на преграду,
И, словно молоко, вскипела кровь:
Фашист сверлил ее надменным взглядом.
Так смотрят на зверей и на рабов.
А до конца шагов осталось мало,
Но ей не одолеть стыда черту.
Она себя руками прикрывала,
Руками прикрывала наготу.
И этот жест, знакомый всем от века,
Казалось, объяснил ему без слов:
Она прожить стремится Человеком
Оставшиеся несколько шагов.
И столько в жесте женственного было,
Что он внезапно понял, почему
Жила в еврейке нравственная сила
Быть Человеком вопреки всему.
И в этой мысли новизна сквозила
Такая, что он дрожь сдержать не смог.
Она его, фашиста, победила.

Он понял это. И нажал курок.

 Учитель: Начинается сопротивление врагу: от побегов и неповиновения до вооружённых столкновений, создания подпольных организаций и партизанских отрядов. Около 1, 5 млн евреев принимали участие в антинацистском сопротивлении — в армии, подполье, партизанском движении.

Минское подполье возглавлял Исай Павлович Казинец, под его руководством было проведено более ста диверсионных акций. В марте 1942 года немецкие службы безопасности арестовали некоторых руководителей подполья, один из арестованных выдал Казинца. Во время ареста он оказал вооружённое сопротивление, отстреливаясь, он ранил и убил несколько сотрудников гестапо, но был схвачен. 7 мая 1942 года он был повешен в числе 28 участников подполья. 8 мая 1965 где ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. ( Слайд)

В Глубокском гетто ( гетто- районы крупных городов, где добровольно или принудительно проживают этнические меньшинства) в 1943 году произошло вооружённое восстание, организованное Либерманом. Условленным сигналом все ринулись на прорыв проволочных заграждений забора. Завязался бой с немцами и полицией.Немцы были ошеломлены такми действиями и открыли артиллерийский огонь, подошли танки, но ничто не могло удержать натиска. Было убито и ранено 100 гитлеровцев. Часть воставших ушла в лес, а большая часть была расстреляна. Погиб и организатор восстания.

Основная часть еврейского партизанского движения была в Белоруссии, в меньшей степени на Украине и Литве. Большая часть евреев-партизан были беженцами из гетто. Самый крупный отряд, целиком состоявший из евреев, был создан братьями Бельскими в 1941 году и действовал до конца оккупации в 1944 году, насчитывая в своих рядах 1200 человек, в том числе 350 вооружённых бойцов. Три еврейских партизанских отряда были созданы подпольщиками Вильнюсского гетто: «Мститель» - командир Абба Ковнер, «За победу», «Смерть фашизму». Широкий резонанс получили боевые действия в составе партизанского соединения генерала Ковпака и множество других партизанских отрядов. Среди евреев-ковпаковцев были Гриша Розенблат, Роман Плакса, Элиезер Зельдман, Николай Стречевский, Симон Хайчук, Иосиф Горенштейн, Адам Купер, Семен Розензак, Фома Гельфанд, Песах Шемеш, Абрам Эленфайн, Инда Корнвейц и др. Эти партизаны и др. евреи-ковпаковцы успешно воевали: подрывали вражеские эшелоны, в частности, на участке Сарны-Олевск, атаковали нефтяные вышки, сражались с немецкими гарнизонами, участвовали в сложнейшем рейде в Карпаты. Адаму Куперу удалось из пулемета подбить немецкий самолет. Отряды партизан уничтожали телефонные и телеграфные линии, железнодорожные пути, мосты, эшелоны с живой силой и техникой, самолёты, артиллерийские орудия; совершали нападения на немецкие гарнизоны, занимались разведывательной деятельностью.

Известный партизанский руководитель полковник А. Бринский рассказывает о еврейском партизанском взводе, которым командовал молодой офицер-еврей Борис Гиндин. Взвод Б. Гиндина взорвал 11 эшелонов, сжег 5 мостов и участвовал в других боевых операциях. Один из бойцов Гиндина, Володя Цвибель, бросился со связкой гранат под немецкий эшелон. Володя отдал свою жизнь, но эшелон был взорван

Генерал Капуста рассказывает о молодом еврее Зубареве, который стал его лучшим разведчиком. Зубарев поставил разведку на такой уровень, что получал всегда точные и своевременные донесения в радиусе 60-и километров. Второй партизан-еврей, о котором рассказывает генерал Капуста, Лев Гильчик, был гораздо старше, но также отличался живостью ума и незаурядными организаторскими способностями. По поручению Капусты, Лев Гильчик проник в гетто местечка Копыль (откуда он был родом), а затем, по собственной инициативе, в гетто Несвижа и Клецка (Зап. Беларусь) и увел оттуда более 30 чел. еврейской молодежи. Лев Гильчик создал отдельный еврейский партизанский отряд, который за короткое время вырос до 140 чел. Отряд Гильчика быстро вооружился и отлично воевал. Он бесстрашно дрался против эсэсовцев, начавших в мае 1942 г. наступление против соединения генерала Капусты. В декабре 1942 г. каратели опять перешли в наступление. Часть отряда Гильчика получила задание отвлечь на себя главные силы немцев – 64-й полк СС и два батальона полиции. Партизаны Гильчика сражались до конца, они погибли, но задание выполнили.

В деятельности партизанских отрядов было немало трудностей: большинство юношей не успели отслужить в армии, а потому не были обучены военному делу, не было оружия, его приходилось отбивать у врага, часть населения враждебно относилась к евреям, доносила на них немцам. Но были люди, которые помогали евреям, в том числе и партизанам, подпольщикам. Боевая дружба партизан-евреев со многими своими товарищами по оружию – русскими, белорусами, украинцами, литовцами и др. заслуживает самой высокой оценки. Эта дружба и поддержка позволили выжить и стать активными борцами против фашизма многим бывшим узникам гетто. Были отдельные случаи, в частности, в районе Суража (Вост. Белоруссия), когда некоторым советским партизанским отрядам удалось переправить через линию фронта несколько сот еврейских женщин и детей.

 

Вопросы для беседы с учащимися:

1) Что такое Холокост?

2) Когда отмечается день памяти жертв нацизма?

3)Почему еврейский народ стал оказывать массовое сопротивление фашистам?

4) Какие формы принимало сопротивление фашистам?

5) На территории каких современных государств действовали партизанские отряды?

6)Назовите фамилию руководителя Минского подполья, Героя Советского Союза?

7) Какой вред врагу наносили партизанские отряды?

8) Что помогло победить врага?

 

 

 

Завершается классный час чтением стихотворения учащимся

Человек родился, он просто человек,
Русский или немец, еврей или узбек,
У каждого есть мама, каждый хочет жить,
Работать и учиться, растить детей, шутить.

Это невозможно там, где есть фашизм,
Где кто-то разрешает злобу и расизм.
Где страшно быть не тем и страшно не таким,
Где всем знакомо слово «антисемитизм».

Пусть люди будут разными, и мирным будет свет,
Настоящих поводов для ненависти нет.
Вспомним смерть замученных в начале ноября.
Не должны мучения позабыться зря.

 Заключение.

Приведенные факты о борьбе евреев в тылу врага, лишь небольшая часть известного материала о сопротивлении евреев нацистским палачам. Информация о многих подпольщиках, участниках восстаний в гетто и различных лагерях погибла вместе с героями. Однако и то, что известно, позволяет утверждать, что десятки тысяч евреев – в гетто, немецких лагерях, не исключая лагерей смерти с их строжайшим режимом, и конечно же, в партизанских отрядах – проявили бесстрашие и в тяжелейших условиях боролись с фашизмом, отстаивая честь еврейского народа и общечеловеческие ценности, защищая землю, на которой они родились и жили.

 

 

 

 

Использованная литература

журнал «Корни» № 10, стр. 92-123 сайт http://shorashim.narod.ru/best.html

https://ru.wikipedia.org

 http://www.vampodarok.com/pozdr/prazdniki/den-protiv-fashizma/

russia-rebom.ru

ng.sb.by

potemkin.photograph

friends-parhners

открытые источники

 


Скачано с www.znanio.ru

Память о Холокосте — путь к толерантности»

Память о Холокосте — путь к толерантности»

Методическая разработка классного часа, посвящённого борьбе еврейского народа против фашизма

Методическая разработка классного часа, посвящённого борьбе еврейского народа против фашизма

Ход мероприятия

Ход мероприятия

Массовое уничтожение еврейского народа происходило в годы

Массовое уничтожение еврейского народа происходило в годы

Давным-давно всех близких унесла

Давным-давно всех близких унесла

Минское подполье возглавлял Исай

Минское подполье возглавлял Исай

Сарны-Олевск, атаковали нефтяные вышки, сражались с немецкими гарнизонами, участвовали в сложнейшем рейде в

Сарны-Олевск, атаковали нефтяные вышки, сражались с немецкими гарнизонами, участвовали в сложнейшем рейде в

В деятельности партизанских отрядов было немало трудностей: большинство юношей не успели отслужить в армии, а потому не были обучены военному делу, не было оружия, его…

В деятельности партизанских отрядов было немало трудностей: большинство юношей не успели отслужить в армии, а потому не были обучены военному делу, не было оружия, его…

Завершается классный час чтением стихотворения учащимся

Завершается классный час чтением стихотворения учащимся

Использованная литература журнал «Корни» № 10, стр

Использованная литература журнал «Корни» № 10, стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2024