Апрель 2020г.
Мини-тренинг: «Одаренные педагоги - одаренным детям».
педагог-психолог Лой В.Ю.
Цели:
Ø создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.
Ø создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
Ø формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;
Ø активизация индивидуальных и творческих способностей;
Ø преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
- Всем здравствуйте! Предлагаю вам выполнить ритмическое упражнение «Дождь», чтобы настроиться на предстоящую работу.
Хором. Дождик, дождик на дорожке.
(Стучать кулаками друг о друга)
Он намочит наши ножки.
(Наклониться похлопать ладонями по коленям)
Надо ножки поднимать,
(Стоя на месте шагать, высоко, поднимая ноги)
Через лужицы скакать.
(Указательный жест правой рукой вправо – вниз, один прыжок на месте)
Вот так, вот так,
Через лужицы скакать.
(Прыжки из стороны в сторону)
Поспешим мы. Поспешим,
От дождя мы убежим.
(присесть - спрятаться в домик)
-Молодцы! Мы с вами немного размялись. А теперь, предлагаю разделиться на подгруппы. Сейчас, мы с вами выполним несколько упражнений.
1. Упражнение. « Креативная Коробка».
Перед вами коробка, в которой лежат обычные предметы. Ваша задача –
найти им необычное применение и представить «новый продукт»
потребителям. Предлагаю поработать рекламодателями.
2. Упражнение «Моё имя»
- Напишите своё имя в столбик. К каждой букве подберите положительную характеристику. Прочитайте всем участникам тренинга.
3. Упражнение «На букву…»
Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букв: «С». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.
4. Упражнение «Что нарисовано?»
Участники группы сидят полукругом. У меня в руках лист с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите на нем». Участники высказывают свои версии: – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната…
- У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время, очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Таким образом, вы сумели проявить свои творческие способности, увидев необычное в обычном.
Теоретическая часть. Презентация.
v Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
v Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих
возможность и границы его участия в определенной деятельности.
v Педагогическая деятельность – это проявление непрерывного разностороннего
творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих
способностей, качеств, среди которых важное место занимают:
v инициативность и активность,
v внимание и наблюдательность,
v искусство нестандартно мыслить,
v богатое воображение и интуиция.
Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими
способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом
профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое.
Рефлексия. Упражнение «Мешочек пожеланий».
Передавая мешочек друг другу, участники достают из него по одному
листику с текстом. Начиная со слов: «Сегодня ты была самая…», дописывают предложение и передают своему соседу.
Всем педагогам раздаются памятки.
Памятка для педагогов по работе с одаренными детьми.
Приемы ТРИЗ для развития творческих способностей у детей «Мозговой штурм».
С детьми мозговой штурм возникает незапланировано, при решении возникшей задачи (бытовой или сказочной), во время игры, образовательной деятельности, при обсуждении какого-либо поступка, случая или чтения художественной литературы. Мозговой штурм относится к методам коллективной выработки какой-либо идеи. Этому методу характерно то, что решение задачи, познание нового приходит часто внезапно, а не как длительный непосредственный результат мышления.
Правила мозгового штурма – это исключение всякой критики, проведение совместного анализа идей, поощрение самых невероятных идей, большое количество ответов и предложений, а также улучшение чужих идей.
Суть мозгового штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания,
создавать условия расковывающие ребенка. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть:
-как не промокнуть под дождем;
-как выгнать лису из заячьей избушки;
-как сделать разноцветную льдинку;
-что можно сделать из шишки;
-как достать сосульку и т. д.
Предлагаю вам с помощью мозгового с штурма решить следующую задачу: вам надо быстро охладить стакан с кипятком.
Давайте определим, что есть в условии задачи. Стакан, кипяток, вы, кухня и
все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи.
Варианты решений:
- Добавить холодную воду.
- Налить в большую миску.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...
Желаем вам успехов в использовании ТРИЗ-технологии в развитии творческого воображения у ваших воспитанников!
Памятка для педагогов «Несколько советов по развитию нестандартного мышления»
1. Развивайте восприятие. Используйте все свои органы чувств «по полной программе», избавляйтесь от стереотипов. Помните, что именно они определяют наш образ мыслей.
2. «Кормите» мозг. Читайте, обсуждайте и анализируйте хорошую литературу по фантастике.
3. Тренируйтесь. Не давайте мозгу «застояться». Сомневайтесь в привычном.
Позволяйте себе творческие паузы. Фокусируйтесь, здесь должна быть идея! Бросайте себе вызов. Задавайте провокационные вопросы. Ищите альтернативы. Меняйте «точку входа». Полученные навыки позволят Вам находить творческие решения в любой ситуации.
4. Используйте любую свободную минуту, чтобы найти необычное в
обычном.
5. Не останавливайтесь. Решение нестандартных задач - процесс сложный, только при систематической и продолжительной работе над собой можно достичь желаемого результата.
6. Возьмите за правило - придумывать новые идеи. К примеру, по пять в день. Фиксируйте даже самые бредовые идеи, которые совсем не креативные и за реализацию которых никогда не возьметесь.
7. Сохраняйте идеи. Со временем, проглядывая те, что показались интересными, но вы не захотели за них браться, вы можете изменить точку зрения или придумать три свежие идеи на основе имеющейся.
8. Будьте уверены. Кждый творческий человек нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.