Памятка для родителей «Речевое развитие детей в средней группе».
Оценка 5

Памятка для родителей «Речевое развитие детей в средней группе».

Оценка 5
docx
31.03.2023
Памятка для родителей «Речевое развитие детей в средней группе».
Памятка развитие речи.docx

Памятка для родителей

«Речевое развитие детей в средней группе»

Речь ребенка старше 4 лет отличается разнообразием, точностью и содержательностью. Дошкольник быстро запоминает слова, правильно воспроизводя их. Наступает период активного общения со сверстниками. Быстрое созревание головного мозга сопровождается появлением способности к изложению своих мыслей. Развитие речи для детей 4-5 лет играет важную роль в социализации и подготовке к обучению грамматике.

Формирование речевых навыков у детей пятого года жизни протекает как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении. Если родственники и педагоги будут правильно подходить к обучению, ребенок к 7 годам будет иметь обширный словарный запас и способность к построению любых речевых конструкций.

Нарушения обнаруживаются у малышей, чьи родители не уделяют должного внимания воспитанию и развитию. Речь ребенка старше 4 лет имеет некоторые особенности, которые учитывают при выявлении отклонений.

Словарный запас

Словарный запас к 4 годам расширяется до 3000 элементов речи. Богатый лексикон позволяет не только называть предметы, но и давать точное описание их свойств. Имеющие творческий склад ума дошкольники составляют собственные слова. Родители могут назвать не один пример подобных конструкций, которые в дальнейшем исчезают из лексикона.

К другим особенностям речевого развития дошкольника рассматриваемой возрастной категории можно отнести:

1.     Использование рифмы, составление стихотворений.
Произведения могут состоять из разных элементов, некоторые из них мало напоминают привычные слова. На этом этапе развития не стоит критиковать ребенка. Таким способом тренируется речевой слух, разрабатываются навыки подбора речевых элементов с похожим звучанием.

2.     Расширение набора прилагательных.
На первое место выходят качественные характеристики предметов. Ребенок различает оттенки основных цветов, например голубой, розовый.

3.     Увеличение количества предлогов.
Дошкольник начинает использовать сложные конструкции, состоящие из слов, разделяемых дефисом (из-за, из-под). Активно применяются личные местоимения, существительные употребляются в соответствии с ситуацией.

Грамматика детской речи

Дети старше четырех лет способны стоить монологи, состоящие из нескольких связанных предложений. Конструкции бывают не только простыми, но и сложными («Я надел куртку, потому что на улице дождь. Брату купили книгу, а сестре — куклу»).

Резкое расширение лексикона приводит к возникновению некоторых грамматических ошибок, в числе которых:

  • нарушение правил размещения элементов предложения;
  • несогласованность существительного с прилагательным или числительным (синий колготки, два ручек);
  • неправильное склонение глаголов (она хотим, они играет).

Несмотря на допускаемые четырехлетними детьми ошибки, большинство дошкольников в этом возрасте правильно составляют высказывания. С помощью наводящих вопросов пересказывается прочитанный ранее текст, заучиваются короткие стихотворения. Ребенок обращает внимание на речевые ошибки сверстников, однако собственные нарушения остаются незамеченными.

Звукопроизношение

Мышечно-связочный аппарат лица и гортани продолжает совершенствоваться, движения языка и губ становятся координированными.

Дети правильно воспроизводят многосложные конструкции, расставляют ударения, соблюдают порядок размещения слогов.

Предложения составляются с учетом литературных норм. Если развитию речи уделялось достаточно внимания, ребенок способен различать звуки и составлять слова по заданным параметрам.

К таким недостаткам можно отнести:

  • неустойчивость употребления некоторых типов звуков (в одних случаях эти элементы произносятся правильно, в других — нет);
  • правильное использование звуков «л» и «р» по отдельности и неверное их употребление в сочетании с другими элементами речи (ребенок заменяет труднопроизносимые звуки другими, например «вопата-лопата», «йожка-ложка»);
  • выпадение слогов при произношении незнакомых слов.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Уровень речевого развития детей рассматриваемой возрастной категории может быть разным.

Для оценки этого показателя используются такие критерии:

  • способность к осмысленному употреблению существительных;
  • расширение запаса прилагательных, местоимений, наречий, числительных;
  • возможность точного и полного описания свойств предметов;
  • четкое и правильное произношение большинства звуков;
  • способность к регулированию громкости речи и переходу на шепот (ребенок придерживается среднего темпа без ускорения или замедления);
  • изменение интонации при пересказе текстов и декламации стихотворений.

Ребенок 4-5 лет понимает, когда нужно говорить более медленно, а когда быстро. В зависимости от ситуации слова произносятся тише или громче. Дошкольник замечает особенности речи взрослых, придавая высказываниям эмоциональный окрас. Мысли излагаются связно и последовательно.

Таким образом, к пяти годам в активном словаре около 3 000 слов. Ребёнок точно называет предметы. В речи много прилагательных, есть наречия, сложные предлоги и местоимения. Предложения сложные, высказывания правильно оформленные, появляется монологическая речь. Дети могут пересказать только что прочитанный рассказ или сказку, описать игрушку, картинку. Произношение звуков приближается к литературной норме, но может не быть четкого звукопроизношения шипящих, сонорных Л, Р. Появляется интонационная выразительность речи, дети могут произносить слова тихо и громко, шепотом, рассказывать стихи с большим артистизмом.

 

Источники:

  • Развитие речи для детей 4-5 лет: особенности и возрастные нормы (gotovluskshkole.ru)
  • Речевое развитие детей 4 – 5 лет: игры и задания для развития речи (razvivashka.online)

 

Памятка для родителей «Речевое развитие детей в средней группе»

Памятка для родителей «Речевое развитие детей в средней группе»

Грамматика детской речи Дети старше четырех лет способны стоить монологи, состоящие из нескольких связанных предложений

Грамматика детской речи Дети старше четырех лет способны стоить монологи, состоящие из нескольких связанных предложений

Ребенок 4-5 лет понимает, когда нужно говорить более медленно, а когда быстро

Ребенок 4-5 лет понимает, когда нужно говорить более медленно, а когда быстро
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2023