Памятка для учащихся начальных классов по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
1. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Наступила осень. Птицы улетели.
2. Заглавная буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву. На деревьях пожелтели листья. Мы любуемся красотой осени.
2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.
Делай так: пружина, жил, жизнь.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: ру-чей-ки.
4. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Раздели его на слоги.
Делай так: при-леж-ный, при-леж-ные.
5. Большая буква в именах людей, кличках животных.
Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: Саша, Алеша, Миша; Зорька, Гнедко, Пестравка.
6. Слово из словаря.
Напиши слово три раза. Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
7. Ь в конце и середине слова.
Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: пень, огонь, учитель, морковь, письмо, коньки.
8. Разделительные Ъ и Ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.
Запомни! Разделительный ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
9. Приставки в словах.
Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка - часть слова. Она пишется слитно.
- 2 -
10. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.
Делай так: у дома (какого?) дома, у большого дома.
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно.
11. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Делай так: гористая - горка.
Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
12. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Подбери проверочное слово.
Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши
проверочное слово.
Делай так: честный - честь.
Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
13. Ь знак после шипящих.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.); жечь, печь, стеречь ( гл., неопр. ф.); пишешь, читаешь, решаешь (гл., 2 л.)
Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы и 2-го лица после шипящих пишется Ь.
14. Правописание слов с шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
15. Гласные е – и в окончаниях имен существительных.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
Докажи написание букв е – и в окончаниях.
Делай так: на дороге – дорога - сущ., 1 скл, ,предл .п.
Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.
- 3 -
16. Гласные е – и в окончаниях имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного.
Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?), дальнему ( м.р., дат ,п.).
Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
17. Гласные е – и в окончаниях глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола.
Делай так: пишет – писать (1 спр.) - е; смотрит - смотреть (2 спр) - и (исключение).
Запомни! Гласные е - и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме.
18. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения.
Делай так: грачи, скворцы и жаворонки улетели в теплые края.
19. Разбор слова по составу.
Делай так: пришкольный.
20. Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.
21. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
22. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки, ручейки (какие?) звонкие; побежали (откуда?) с гор.
23. Заглавная буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Выпал снег. Дети рады.
- 4 -
24.Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный
25.Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение. Алфавит, `азбука, портф`ель
26. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой. Полетели, побежали, потянули.
27.Правописание предлога.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.
Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел. К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Лодка отплыла от берега
28.Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную. Съест, объявления, объем. Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.
29.Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой. Луч (м.р.), шалаш (м.р.) Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.) Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
30.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши
одно слово с этой орфограммой.
Водовоз, самолет.
31.НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. гл. Не_пришел, не_выучил.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
32.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание. На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)
- 5 -
33.Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном. К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.
34.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.) Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
35.Правописание безударных личных окончаний глаголов. Выпиши глагол правильно.
Поставь глагол в неопределенную форму.
Посмотри на гласную перед - ТЬ.
Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную.
В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И
36.Спряжение глаголов
1-е спряжение Все глаголы НЕ на – ИТЬ + искл. брить, стелить
2-е спряжение все глаголы на -ить +исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И
СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И
ТЕРПЕТЬ.
Личные окончания глаголов
1-е спряжение –ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ
2 спряжение–ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ
Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение) Ь в неопределенной форме глагола
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
36.Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ,
если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.