Памятка для юного исследователя

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала БОГОМОЛОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНАjob_24208_1604404512.docx

Приложения

 

Памятка

Юный исследователь!

Верю, что впереди тебя ожидает множество открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий! Новых идей!

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.        

1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование? 

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» «Поставили цель: изучить  …».

4. Задачи.Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Установить, почему…»

«Задачи:

изучить литературу …  

выявить …

установить …

выяснить…

рассмотреть …

определить …

5. Дата и место проведения моего исследования.

6. Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

7. Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

8. Выводы.Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали  …

Наше предположение подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10.  Использованная литература.

11. Приложения

 

Справочник исследователя

1.                  План проведения исследования: определи тему, сформулируй цель, наметь источники информации, иллюстраций, реши, как ты оформишь сообщение.

Работать можно самостоятельно, или в паре, или в группе.

Срок выполнения: в течение учебного года.

Защита исследования: по мере готовности.

2.                  Возможные источники информации:

·                     учитель;

·                     тексты по выбранной тематике в учебниках;

·                     энциклопедии, справочники, воспоминания, журналы, сборники произведений устного народного творчества, литература по краеведению;

·                     телевизионные передачи

·                     музеи – краеведческие, картинные галереи;

·                     интернет.

3.Вид работы: сочинение, альбом, реферат, презентация, выпуск газеты.

4.Оформление работы: текст с иллюстрациями или фотографиями, рисунками, таблицами, графиками, диаграммами; в конце представляется список литературы.

5. Защита итогов исследования. Обсудите организацию защиты: кто присутствует, кто входит в состав жюри, сколько тем представлено, время на доклад, максимальное количество вопросов.

6. Структура доклада:

·                     Почему выбрана именно эта тема;

·                     Основное содержание работы с выражением собственного отношения к фактам, событиям, интересное их изложение;

·                     Что дала работа по этой теме докладчику, что он посоветует другим.

7.Оценка доклада. Обсудите вариант бланка для заполнения членами жюри:

1.Фамилия, имя автора

2. Название темы.

3.Критерии оценки; оригинальность и ценность собранного материала; структура и логика работы; язык и стиль изложения, оформление, ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

Оценочный лист

(самооценка учащегося работы в группе)

Ф.И.__________________________________________________________________________

Перед тобой оценочный лист. Постарайся объективно оценить себя и свою работу в группе.

Параметры

отлично

хорошо

надо потрудиться

Я участвовал при определении цели исследования

 

 

 

Я работал сообща

 

 

 

Я предлагал помощь участникам группы

 

 

 

Я искал новые пути решения проблемы, если что-то не удавалось

 

 

 

Я работал со справочной литературой и художественными произведениями

 

 

 

Я научился работать в группе

 

 

 

 

Вывод (что хотел сделать лучше при работе над следующим проектом):

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Лист оценивания группы учителем на этапе презентации

Критерии оценки

Параметры

Максимальное количество баллов

Оценка учителя

Структура

- Страницы оформлены логично.

- Информация оформлена последовательно

5

 

 

4

 

Техническая часть

- Оформление

- Графика соответствует теме исследования

- Текст читается легко

5

 

4

4

 

Содержание

- Наличие названия работы

 -Сюжет (последовательность, описание событий с изображением

 -Объём работы

 -Иллюстрации подчёркивающие содержание фразеологизма

 -Содержание соответствует цели исследования

5

5

 

3

3

 

 

5

 

Грамотность

 -Грамотность  изложения (орфография, пунктуация)

5

 

 

Общее количество баллов: 48

Работа выполнена:  на отлично – 48 баллов

                                       на хорошо – 40 – 47 баллов

удовлетворительно – 33 – 39 баллов

 

 

 

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

 

Этапы работы над проектом

1. ПОИСКОВЫЙ

– моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

– анализ имеющейся информации;

– определение и анализ проблемы

– анализ имеющейся информации;

– определение потребности в информации;

– сбор и изучение информации

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

– постановка цели проекта;

– определение задач проекта;

– определение способа разрешения проблемы;

– анализ рисков;

– составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ

– анализ ресурсов;

– планирование продукта;

– анализ имеющейся информации;

– определение потребности в информации;

– сбор и изучение информации

3. Практический

– выполнение плана работ

– текущий контроль

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

– предварительная оценка продукта;

– планирование презентации и подготовка презентационных материалов

– презентация продукта

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

– анализ результатов выполнения проекта

– оценка продукта;

– оценка продвижения

 

 

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

Цель –структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.



 

 

 

 

 

 

 

Работа по организации долговременных исследований.

 

1. Как выбрать тему исследования

Ответь на вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Какими могут быть темы:

фантастические

• эмпирические

• теоретические

2. Цель и задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3. Гипотеза исследования

Предположим

Допустим

Возможно

Что, если

4. Организация исследования

• Подумать самостоятельно

Что я знаю об этом?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предметеисследования?

 

 

• Просмотреть книги по теме

Запиши важную информацию, которую узнал из книг

 

• Спросить у других людей

Запиши интересную информацию, полученную от других людей

 

• Просмотреть телематериалы

Запиши то необычное, что узнал из фильмов

 

• Использовать  Интернет

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера

 

• Провести наблюдение

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы

 

• Провести эксперимент

Запиши план и результаты эксперимента

5. Подготовка
к защите исследовательской работы

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи по важности.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути изучения.

8. Подготовить текст доклада.

9. Сделать схемы, чертежи, макеты