Упражнения по словообразованию.
Памятка
1. Определи часть речи. Образуй начальную форму.
2. Установи значение слова. Постарайся «развернуть» его в словосочетание с родственным словом.
3. Вспомни разницу между производной и производящей основой и подумай, какую именно основу нужно найти.
4. Ищи не корень, а производящую основу, ведь слова от корней не образуются.
5. Помни, что есть слова, у которых нет производящей основы (страна, вода).
6. Может быть, нужно найти не производящую основу, а производящее слово или производящее словосочетание?
7. Не всякое сложное слово образовано путём сложения!
8. Не спеши с выводами, если слово образовано без суффикса или без приставки!
9. Может быть не одно, а два словообразовательных решения. Рассмотри и докажи каждое.
10. Постепенно «снимай» морфемы «ближайших родственников», идя от производного слова к производящей основе.
11. Если трудно решить вопрос, образовано ли слово приставочно-суффиксальным способом, проверь, употребляется ли бесприставочная часть как отдельное слово. Если не употребляется, то в данном случае приставочно-суффиксальное словообразование. Например, анализируя таким образом слово безвыходный, устанавливаем, что в речи нет слова выходный. Следовательно, здесь приставочно-суффиксальный способ.
12. Помни, что производящая основа (слово) может отличаться от созданного ею другого слова ударением, конечным гласным или согласным.
Готовые словообразовательные цепочки
Писа-ть → писа-тель → писатель-ск-ий.
Золот-о → золот-и-ть → по-золотить → позолот-а.
Скор-ый → скор-ость → скорост-н-ой.
Красн-ый → красн-е-ть → по-краснеть.
Велосипед → велосипед-ист → велосипедист-к-а.
Упр. 1.
Чем отличается поиск основы (производной, непроизводной) от поиска производящей основы?
(Ответ: основу слова ищем в самом слове, т. к. она представляет собой часть изменяемого слова без окончания; или всё неизменяемое слово; производящую основу ищем в другом слове, от которого образовано данное слово.)
Упр. 2.
Выделите в данных словах корень. Отличается корень от производящей основы? Образуются слова от корня?
Машинист ← машина, бетонщик ← бетон.
Упр. 3.
Опираясь на одиннадцатый пункт памятки, определите, какое из слов образовано приставочно-суффиксальным способом.
Дворник, отрегулировать, пригорок, берёзка.
Упр. 4.
Установите, от производящих основ или производящих слов образованы слова индус- → индус-ск-ий, куда → от-куда, культур-а → культур-н-ый → культурн-о → не-культурно.
Упр. 5.
Одни учащиеся думают, что слово водонос образовано от производящего слова, другие — от производящей основы. Как думаете вы?
Упр. 6.
Заполните пропуски в данных предложениях.
Слово, от которого образовано другое слово, называется … (например: воля → неволя). Основа слова, от которой образовано другое слово, называется … (например: воля → … → невольный).
Упр. 7.
Что надо сделать со словами лесочком, дачниками, на подоконнике, чтобы можно было определить способ их образования?
(Ответ: поставить в начальной форме.)
Упр. 8.
Данные слова имеют в своём составе приставку. Установите, как образованы эти слова.
1. Пригород, предыстория, привкус, подстанция.
2. Привоз, вызов, заплыв, выход.
Упр. 9.
Выпишите слова, которые образованы от производящих сочетаний слов.
Полотняный, послеобеденный, землечерпалка, телефонистка, горец.
Упр. 10.
Вставьте пропущенные в словообразовательной цепочке слова:
… → прилить → приливать → прилив.
… → клёв.
… → небольшой.
Трава → … → травянистый.
… → … → шахматистка.
Выполните словообразовательный разбор слов. В скобках указано, сколько всего слов вместе с первым должно быть в цепочке.
По-городскому ← (3)
Подарочный ← (4)
Лекарственный ← (4)
Овчинка ← (3)
Священник ← (4)
Ослабевающий ← (6)
Беспричинно ← (3)
Победительница ← (4)
Нянчиться ← (4)
Озеленение ← (4)
Образец рассуждения:
«Как образовано слово попутчик? Если это слово образовано при помощи приставки по-, то она присоединена к производящему слову путчик. Но такого слова нет. Предположим, что словообразовательную роль сыграл здесь суффикс -чик, но и слова попут нет. Кто же такой попутчик? Спутник, идущий или едущий вместе с кем-нибудь по одному пути. Вот и однокоренные слова спутник, путь. Значит, слово попутчик образовано одновременным присоединением приставки по- и суффикса -чик к производящей основе путь».
Упр. 11.
Найдите ошибки в образовании выделенных слов. Исправьте эти ошибки.
1. Мы вышли к лесистому озеру. 2. В
библиотеке есть список рекомендательной литературы.
3. Недавно начались каникулы у наших школьников, страстных любителей рыболовли.
4. Младшая сестричка очень обидная. 5. Началась защитительная полоса
лесов. 6. По приказу жестокого царя объявили смертельный приговор.
Упр. 12.
Назовите одним словом.
Тот, кто печёт хлеб —…; тот, кто любит книги — …; тот, кто выписывает газеты, журналы — …
Упр. 13.
От данных слов образуйте слова с различными оттенками:
· с уменьшительно-ласкательными: рука, сестра, воробей, птенец, дочь, перо;
· с пренебрежительным: волк, лошадь.
Упр. 14.
От существительных пепел, пожар и глаголов пасти, учить, хранить, жить с помощью суффиксов -ищ-, -бищ-, -лищ- образуйте существительное, обозначающее место.
Упр. 15.
От существительных газета, ракета и глаголов пилить, рассказать, летать с помощью суффиксов -чик- (-щик-) образуйте существительные с общим значением «действующее лицо, деятель».
Значение приставок
Приставка |
Значение |
Пример |
В- (во-) |
Направление движения внутрь. |
Войти — входить в дом. |
Вы- |
Направление движения изнутри. |
Выходить из дома. |
В- |
Направление движения вверх. |
Въехать на гору. |
С- (со-) |
Направление движения вниз. |
Съехать с горы. |
Вз- (взо-), вс- |
Направление движения вверх. |
Взбежать по лестнице, |
При- |
Достижение цели, нахождение в месте; прибавление, приближение, присоединение; пространственная близость, смежность; совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок; доведение действия до конца; совершение действия в чьих-либо интересах. |
Прийти — приходить в школу; приклеить; пришкольный; приоткрыть; придумать; припрятать. |
У- |
Удаление с места нахождения |
Уйти — уходить из школы. |
Под- (подо-) |
Приближение к предмету на близкое расстояние. |
Подойти — подходить к доске. |
От- (ото-) |
Удаление от предмета. |
Отойти — отходить от доски. |
Раз- (разо-), рас- + постфикс -ся |
Движение из одного места в разные стороны; достижение интенсивности движения. |
Разойтись — расходиться по домам; разбегались, расшумелись. |
С- (со-) + постфикс -ся |
Движение из разных мест в одно. |
Сойтись — сходиться на площади. |
С- |
Совершение движения «туда — обратно» с целью получения, взятия чего-либо; совершение движения с целью пребывания где-либо. |
Сходить в магазин за хлебом; на каникулах мы съездим на дачу. |
До- |
Достижение границы. |
Доехать до школы. |
Пере- |
Движение с одной стороны на другую, движение с одного места на другое. |
Переходить улицу, переехать на другую квартиру. |
Про- |
Движение мимо; движение через, сквозь; движение, связанное с преодолением определённого расстояния; длительно-ограниченное движение. |
Пройти мимо дома; проехать через лес; пройти 40 километров; весь день проходить по комнате. |
О- (об-, обо-) |
Движение вокруг; движение мимо предмета, находящегося на пути; охват движением всего предмета или всех предметов. |
Обойти вокруг стола; обходить стройку; обойти все комнаты, город. |
За- |
Движение в тыльную сторону предмета; движение далеко вглубь; движение, посещение чего-нибудь по пути, мимоходом; начало движения. |
Забежать за дерево; заходить далеко в лес; зайти по дороге в магазин; вдруг заходил по комнате. |
На- |
Столкновение с предметом. |
Наехать на столб. |
По- |
Недлительно-ограниченное движение. |
Немного побегать по двору. |
Пре- |
Значение высокой степени качества или действия; значение «через», «по-иному» (близкое |
Превосходный; преображение. |
Упр. 16.
Даны слова от разных, но одинаково звучащих корней. Выпишите сначала слова с одним корнем, а затем с другим; корни выделите:
1. Вода, водить, безводный, заводь, заводить, водитель, водица, водник, наводить, развод, наводнение, наводчик, уводить, сводка, водяной, обезводить, привод, отводить.
2. Носить, нос, носильщик, поднос, носик, переносица, носилки, носовой, подносчик, перенос, заносы, наносный.
Упр. 17.
Укажите слова, от которых образованы приведённые ниже названия. Объясните, почему данные предметы и действия так названы: черника, рыжик, рябчик, рогатка, затылок, очки, напёрсток, перина, одеяло, покрывало, рукавица, плетень, подосиновик, огород, петушиться, съёжиться, стушеваться, ошеломить, вздыматься, бельё.
Образец: черника — чёрный (ягода чёрного цвета).
Упр. 18.
К следующим словам подберите родственные слова, постепенно отбрасывая от основ данных слов приставки и суффиксы, пока не получите слов с простой основой или с самой короткой производной основой:
преподаватель, учительница, обвинительный, небесспорный, небезызвестный, образованность, перевыполнение, преподносить, порассказали, обезвредить, безрассудный.
Образец: преподаватель, преподавать, подавать, давать, дать.
Упр. 19.
Выпишите сперва родственные слова, а затем изменения одного и того же слова:
1) чернила, чернеешь, чернота, чернеют, черника, чернеет, чернилами, черникой, чёрненький;
2) белый, белеет, побелка, белая, белое, белизна, бельё, забелить, бельём, беловатый, белеют.
Упр. 20.
Перепишите, отделяя окончания от основ. Нулевые окончания укажите. Непроизводные основы подчеркните:
Баскетбол придумал американский учитель физкультуры Джеймс Нейсмит в 1891 году. На Олимпийских играх 1904 года в Сент-Луисе (США) в рамках показательных выступлений был проведен баскетбольный матч. В официальную программу Олимпиад баскетбол вошёл в 1939 году на играх в Берлине. Американская сборная побеждала на всех Играх вплоть до 1972 года, когда в Мюнхене золото завоевала сборная СССР. В 1976 году на Играх в канадском Монреале впервые на баскетбольную площадку вышли женские сборные. Сильнейшей оказалась советская команда. Отечественные баскетболисты и баскетболистки пять раз поднимались на высшую ступень пьедестала Олимпиады. Накануне Игр 1992 года в Барселоне МОК одобрил участие профессионалов НБА (NBA). Американская Dreamteam уверенно побеждала на всех Олимпиадах, лишь сборная Аргентины смогла её однажды обыграть.
Упр. 21.
К каждому прилагательному подберите существительное, которое может быть определено этим прилагательным. Выделите суффиксы в именах прилагательных и укажите разницу в значении родственных прилагательных:
1) серебряный, серебристый, 2) земляной, земной, землистый, земельный, 3) водяной, водянистый, водный, 4) кровный, кровавый, кровяной, кровянистый, 5) разговорный, разговорчивый, 6) ветреный, ветряной.
Образец: серебр-ян-ое кольцо (т. е. из серебра), серебр-ист-ый свет (т. е. имеющий оттенок серебра).
Упр. 22.
Опираясь на словообразовательный анализ, выделите в данных группах слов суффиксы.
Влажность, готовность, вредность. Радостный, пресный, местный. Печник, отличник, помощник. Землянка, машинка, соломинка.
Упр. 23.
Что общего в составе слов обеих групп? Чтобы установить различия в образовании слов каждой группы, ответьте на вопросы: 1) Для слов какой группы мы не можем найти производящие основы? Почему? 2) Слова какой группы могут быть производящими? Почему?
1. Синь, муть, гладь, темь. 2. Горох, вода, страна, зуб.
Упр. 24.
Расскажите, как образовались слова подоконник, подстаканник. Одновременно или последовательно присоединились в данном случае к производящей основе суффиксы и приставки?
Упр. 25.
Приведите примеры слов, которые образовались в результате последовательного присоединения к производящей основе суффиксов и приставок.
Упр. 26.
Прочитайте отрывок из повести Н. Березовского «Наш интернат» и скажите, кто из мальчиков правильно определяет значение слова.
Было начало мая. Земля ещё не подсохла как следует, ноги вязли в глине, но мы не обращали на это внимания. Шли напролом к лесу… Иногда нам попадались зелёные острова. Мы обходили их сторонкой. Почему-то жалко топтать траву, только что пробившую землю и согревшуюся на солнце. Быть может, потому, что на пустыре больше ничего не росло.
— На то он и называется — «пустырь», — сказал Радик. — Пустырь. Понял? От слова «тырь». Тащи, значит.
— От слова «пусто», — не согласился Толик.
— Я и говорю, — кивнул Радик. — Пусто — значит, тырь. Никто и не увидит[2].
Упр. 27.
Замените данные словосочетания одним словом, выделите словообразовательный суффикс.
1. Детёныш слона, детёныш коровы, детёныш лошади, детёныш курицы, детёныш утки. 2. Продавать товар, покупать товар, жить в доме, творить стихи, работать на подъёмном кране, отправлять почту. 3. Чуть-чуть зелёный, чуть-чуть длинный, чуть-чуть серебряный.
Упр. 28.
Используя производящие основы предложенных в скобках глаголов и существительных, образуйте подходящие по смыслу прилагательные. Выделите суффиксы, с помощью которых образовались эти прилагательные.
(Летать) аппарат, (стараться) ученик, (содержание) ответ, (обедать) перерыв, (жизнь) опыт, (капуста) лист, (рыба) жир.
Упр. 29.
С помощью какого суффикса можно образовать прилагательные со значением «имеющий 1) много (чешуи, бахромы, материи); 2) значительные размеры лба, глаз, губ»?
Упр. 30.
1) Общее значение производящей основы — название животного. Суффикс прилагательного привносит значение — отношение к этому животному. Запишите два-три примера таких прилагательных.
2) Общее значение производящей основы — название дерева. Суффикс прилагательного привносит значение — отношение к этому дереву. Запишите два-три примера таких прилагательных.
Упр. 31.
В данных ниже примерах найдите основу и окончания.
Страна страны стране |
Новый нового новым |
Нахожу находишь находим |
Наш нашего нашему |
Два двух двумя |
Упр. 32.
Изменяя слова, найдите основу и окончание. Выделите окончания.
Образец: крыша — крыши, делаю — делаешь.
Река, ночь, осень, лётчик, дерево, родина, деревянный, хороший, новый, первые, четыре, семь, иду, несёшь, рубил, мой, наш.
Упр. 33.
Спишите предложения, в выделенных словах подчеркните основу.
Организаторы летних Олимпийских игр тысяча девятьсот семьдесят шестого года в Монреале удивили зрителей некоторыми техническими новинками. Впервые на главном стадионе Игр были установлены два гигантских телеэкрана для замедленного повтора. Другим новшеством Олимпиады стал олимпийский плавательный бассейн без волн. Турбулентные потоки, создаваемые пловцами во время движения в воде, практически были ликвидированы благодаря особой конструкции и нестандартным размерам ванны.
Упр. 34.
Спишите текст, добавляя окончания. (Вставьте окончания.)
Хозяева летн__ Олимпийск__ игр 1976 года в Монреале гордил_сь уникальн__ способ__ транспортировки Олимпийск__ огня. На Мраморн__ стадион__ в Афинах, куда огонь доставляли из Олимпии, факел передали канадск__ спортсмену. После того как он зажёг огонь в чаш_, при помощи космическ__ спутника священн__ пламя за несколько секунд переместилось в Оттаву — столиц_ Канады. Отсюда началась эстафета по территор__ страны, принимающ__ Игры.
Суффикс -чик- или -щик-? Оканчивается производящая основа существительного на з и с или д и т? |
|
Да |
Нет |
Пишу -чик- |
Пишу -щик- |
Прилагательные с суффиксами -ск-, -к- |
К какой части речи относится производящая основа? |
Какой суффикс служит для образования прилагательного? |
1. Узбекский, флотский, океанский. |
Узбек-, флот-, океан- |
|
2. Дерзкий, тряский, скользкий. |
Дерз-ить, тряс-ти, скольз-ить. |
|
Упр. 35.
1. Данные прилагательные образованы от существительных: ткач → ткацкий, немец → немецкий, рыбак → рыбацкий. Что произошло с конечными согласными производящих основ?
2. Можно ли утверждать, что прилагательные плотницкий, казацкий, донецкий образованы от глаголов при помощи суффикса -к-?
3. Проследите примеры образования прилагательных. Что происходит с производящей основой существительного (с предшествующим согласным) при образовании от неё прилагательного с помощью суффикса -ск-?
Уэльс → уэль-ск-ий, Реймс → рем-ск-ий, Одесса → одес-ск-ий, Черкассы → черкас-ск-ий.
4. Почему сохраняется буква с перед суффиксом -ск- в словах белорусский, тунгусский, образованных соответственно от белорус, тунгус?
5. Как образованы прилагательные курский, смоленский, новосибирский?
Упр. 36.
По данному образцу впишите в таблицу слова.
Основа |
Окончание |
||
приставка |
корень |
суффикс |
|
под |
вод вод |
н |
а ый |
Тихий, тихонькая, затих; ходит, подход, восход, заходит; малый, маленький, малыши; гость, гостинец, погостила; школа, школьник, школьница, пришкольный (участок).
Упр. 37.
С помощью приставок по образцу корня «лёт» образуйте от данных слов новые слова (с производной основой).
По- |
-лёт- (-лет-) |
Полёт |
Вы- |
Вылет |
|
Пере- |
Перелёт |
|
При- |
Прилетел |
|
На- |
Налёт |
|
За- |
залететь |
Шёл, несу, пишут, бить, льёт.
Упр. 38.
Игра «Кто больше?». Кто больше образует новых слов от корней, данных в упражнении. Задание можно выполнять как письменно, так и устно.
Ход, смотр, езда, возить.
Упр. 39.
С помощью приставок (про-, у-, от-, ото-, до-, во-, с-, со-, под-, подо-) образуйте новые слова. Укажите, с какими приставками некоторые из данных слов не образуют новых.
Иду, ем, несу, вяжешь, строит, роет, крашу, бросить, бью, везёте, даёшь, ломаешь, плывёт, ползу, двигаю.
Упр. 40.
Спишите, добавляя подходящие по смыслу пропущенные приставки. (Вставьте.)
Идеи Олимпизма __ражены в олимпийской клятве и девизе. __родить античную традицию клятвы __ложил Пьер де Кубертен. Он __дал текст, который с 1920 года __износит спортсмен страны, __нимающей Игры, на церемонии открытия: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они __водятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд». В 2000 году клятва __полнена словами об __казе __пользовать допинг. Главная же идея спорта как вида деятельности __площена в девизе «Быстрее, выше, сильнее!». Эти слова _первые __изнёс священник Анри Дидон, и с 1920 года они стали частью олимпийской эмблемы.
Упр. 41.
Дайте полные ответы на вопросы. Объясните, как образованы сложные слова.
Образец: Кто ловит зверей? — Зверей ловит зверолов. Кто землю мерит? — Землю мерит землемер.
Кто ловит рыбу? Кто возит воду? Кто ловит птицу? Кто копает землю? Кто чистит трубы? Кто пишет басни? Кто варит сталь? Кто разводит сады? Кто разводит пчёл? Кто разводит овец? Кто рубит лес? Кто делает вино?
Упр. 42.
Спишите текст, заменяя слово половина корнем пол.
Пол-Пол.
Был у нас в школе мальчик. Мы его прозвали «Пол-Пол». Почему? — Мать ему ни в чём не отказывала, и он ничего не берёг. Напишет (половина) листа и вырвет, заполнит (половина) тетради и выбросит, испишет (половина) карандаша и зашвырнёт; даже в книгах у него были вырваны то (половина) страницы, то целая страница. В парте у него вечно валялись недоеденные (половина) булки, (половина) яблока. Из жадности он однажды на наших глазах съел (половина) апельсина и остальную половину бросил в мусорный ящик: ни с кем не хотел делиться, а есть уже совсем не хотелось. А то ещё хвастался: «Я (половина) Москвы победить могу». Мой друг рассердился раз и говорит: «А ты, может быть, похвастать хочешь, что у тебя в голове только (половина) ума». С тех пор мы его прозвали «Пол-Пол».
Упр. 43.
1) Измените слова так, чтобы в них появились беглые гласные.
Дни — день, пни; башня — башен, песня, сотня; бруски — брусок, носки, подарки, чулки, рамки, ветки, клетки, сетки, детки, трубки, зубки; почки — почек, точки, дочки, спичка, строчка, курочка.
2) Измените слова так, чтобы в них исчезли беглые гласные.
Любезен — любезный, интересен, чудесен, вечен, ясен, прекрасен, красен, приятен, опасен, напрасен; сладок – сладкий, резок, близок, низок, робок, крепок, вязок, дерзок, узок, жидок, редок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.