ПАМЯТКА СПЕЦИАЛИСТАМ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС И ЗПР».
Забота о ребёнке с РАС – это тяжелая работа, которая требует много времени. Часто у взрослого возникает желание поторопить ребёнка, который выполняет повседневные задачи, например, ест завтрак или одевается. Однако ребёнку с РАС полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение таких задач – ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.
По мере того, как ребёнок становится всё более компетентным в коммуникации, ему нужно всё меньше руководства. Если задавать ребёнку слишком много вопросов или предложений, то ему станет сложно инициировать собственный разговор. Важно следовать за ребёнком и реагировать на то, что он сам делает.
Очень важно награждать ребёнка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребёнок попробует это снова. Вы можете использовать простые описательные фразы, которые комментируют достижения ребёнка. Таким образом ребёнок сможет установить связь между собственными действиями и вашими конкретными словами.
Если ребёнок с РАС без труда получает всё, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребёнка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.
К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребёнку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребёнка, прежде чем надувать его до конца – это простой способ поощрить общение между взрослым и ребёнком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей – выдуйте несколько пузырей в сторону ребёнка, и как только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите реакции ребёнка, прежде чем выдувать новые пузыри.
Если ребёнок сразу получает всё, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то ещё. Если вы будете ограничивать количество еды/игрушек, которые вы даете ребёнку, то у него появится возможность выражать свои желания и потребности. Например, если ребёнок хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему ещё, как только он сообщит о данном желании.
Если ребёнок участвует в каком-то занятии со взрослым, продолжайте это занятие, пока ребёнок сам не покажет, что его надо прекратить. Следите за поведением ребенка, когда он оттолкнет от себя предметы для занятия. В этом случае ребёнок был вынужден сообщить о том, что он готов прекратить занятие. Если ребёнок не пользуется речью для того, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, "ну вот и всё" и "хватит". Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребёнка.
Ребёнку с РАС нелегко дается обработка информации. Это
происходит потому, что ему трудно понять окружающий его мир. Даже когда ребёнок
с РАС понимает ситуацию, он всё равно может не понимать слова, которые сопровождают
ситуацию. Иногда взрослым только кажется, что ребёнок понял их слова, так как
он выполняет данную ему инструкцию. Тем не менее, ребёнок просто мог знать, что
нужно делать в определенной ситуации, независимо от словесных инструкций только
потому, что он выполнял эти действия множество раз в прошлом.
Есть несколько методов, которые помогают ребёнку лучше понимать, что говорят
ему другие люди.
Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребёнком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент.
Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово.
Если ребёнок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребёнком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребёнка. Если вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребёнку то, что вы обозначили. Если внимание ребёнка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл.
Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребёнку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребёнка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ.
Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребёнка понять, что ему говорится. Для цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты – кивок головой при слове "да", мотание головой при слове "нет", махание рукой при словах "привет" и "пока". Когда вы говорите с ребёнком о других людях, например, "бабушка остается здесь", то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребёнком.
Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.
Цель: развивать коммуникативные способности, необходимые детям для общения с другими участниками группы на начальном этапе: стимулировать желание общаться с другими детьми, умение устанавливать зрительный контакт, умение обращать внимание собеседника на себя вербально и невербально.
1.«Змейка»
Цель: организовать первичное невербальное взаимодействие детей друг с другом.
дети стоят друг за другом и держатся за плечи стоящего впереди. Ведущий взрослый стоит первым и направляет движения «змейки».
2. «Гляделки»
Цель: учить детей устанавливать зрительный контакт.
Во время игры ведущий (сначала взрослый, потом ведущими становятся дети) должен выбрать одного из детей и посмотреть ему в глаза. Тот, кому ведущий смотрит в глаза, должен сделать заранее оговоренное простое действие (сесть, подпрыгнуть, крикнуть и т.п.). Остальные дети действие не выполняют, пока не будет установлен зрительный контакт с ведущим.
3. «Передай мяч»
Цель: обратить внимание ребенка на других детей группы, учить называть детей по имени, устанавливать зрительный контакт.
Вариант 1. Дети сидят в кругу. Нужно передавать мяч по кругу, посмотрев и назвав того, кому передаешь мяч. Или мяч можно передавать в произвольном направлении, называя имя ребенка.
Вариант 2. Используется как приветствие в начале занятия. Дети, передавая мяч, здороваются со своим соседом, называя его по имени.
4. «Позови»
Цель: учить обращать внимание сверстника на себя как вербальным способом, так и невербальным.
Дети стоят спиной к водящему ребенку. Он выбирает того, кто должен повернуться лицом и называет его по имени (либо дотрагивается до плеча и потом называет по имени). Выбранный ребенок становится водящим. Остальные не должны поворачиваться, пока не услышат свое имя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.