Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Оценка 4.7
Памятки
doc
русский язык
2 кл—4 кл
14.05.2019
Памятка
для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе.
ПАМЯТКА «КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ»
№ 1. Описание неодушевленного предмета
План:
1. Какой предмет изображен на рисунке.
2. Какого цвета этот предмет или его части (см. При¬ложение №1).
3. Где находится этот предмет, что ты видишь на зад¬нем плане.
4. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый...; свойства: красивый, полез¬ный (см. Приложения №5, 6).
5. Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться).
6. Какие краски использовал художник (яркие, туск¬лые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
7. Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
8. Твое отношение к этой картинке (нравится, прият¬но на нее смотреть) (см. Приложение№9).
№ 2. Описание растения
План:
1. Какое растение изображено на рисунке.
2. Какого цвета это растение или его части (см. При¬ложение №1).
3. Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане.
4. Какое время года художник изобразил на ри¬сунке.
5. Особенности этого растения (размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный (см. Приложения №3,6).
6. Какие краски использовал художник (яркие, туск¬лые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
7. Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
8. Твое отношение к этой картинке (нравится, прият¬но на нее смотреть) (см. Приложение №9).
№ 3. Описание животного
План:
1. Какое животное изображено на рисунке.
2. Какого цвета это животное или его части (см. При¬ложение №1).
3. Что оно делает, его поза.
4. Где находится это животное, что ты видишь на зад¬нем плане.
5. Особенности этого животного (размер, возраст, свой¬ства: красивый, полезный...) (см. Приложения №3, 4, 6).
6. Какая у него морда.
7. Какое у него настроение, какой характер (см. При¬ложение №7).
8. Какие краски использовал художник (яркие, туск¬лые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
9. Твое отношение к этому животному (нравится, хо¬тел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
10. Твое отношение к этой картинке (нравится, прият¬но на нее смотреть) (см. Приложение №9).
№ 4. Портретное описание человека или сказочного персонажа
План:
1. Кто (какой сказочный персонаж) изображен на ри¬сунке.
2. Из какой он сказки.
3. Что он делает, его поза.
4. Его возраст (см. Приложение №4).
5. Какое у него лицо (морда).
6. Какое у него настроение, какой характер (см. При¬ложение №7).
7. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Прило¬жение №1).
8. Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане.
9. Какие краски использовал художник (яркие, туск¬лые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
10. Твое отношение к этому персонажу (нравит¬ся, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружить¬ся).
11. Твое отношение к этой картинке (нравится, прият¬но на нее смотреть) (см. Приложение №9).
№ 5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображен один персонаж)
План:
1. Какой сказочный персонаж изображен на рисунке.
2. Из какой он сказки.
3. Что он делает, о чем он думает; его поза.
4. Его возраст (см. Приложение №4).
5. Какой момент из сказки изображен на рисунке.
6. Какое у героя лицо (морда).
7. Какое у него настроение, какой характер (см. При¬ложение №7).
8. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, че¬шуя, перья) (см. Приложение №1).
9. Где находится этот персонаж.
10. Какое время года изображено на рисунке.
11. Что нарисовано ближе всего к тебе.
12. Что находится в центре картинки.
13. Что ты видишь на заднем плане.
14. Какие краски использовал художник (яркие, тус¬клые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
15. Твое отношение к этому персонажу (нравит¬ся, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружить¬ся).
16. Твое отношение к этой картинке (нравится, прият¬но на нее смотреть) (см. Приложение №9).
17.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. При¬ложение №9).
№ 6. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображено несколько персонажей)
План:
1. Какие сказочные персонажи изображены на ри¬сунке.
2. Из какой они сказки.
3. Какой момент из сказки изображен на рисунке.
4. Что они делают, о чем они думают, о чем разгова¬ривают; их позы.
5. Какое у первого героя лицо (морда).
6. Его возраст (см. Приложение№4).
7. Какое у него настроение, какой характер (см. При¬ложение №7).
8. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, че¬шуя, перья) (см. Приложение №1).
9. Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружить¬ся).
10. Какое у второго героя лицо (морда).
11. Его возраст (см. Приложение №4).
12. Какое у него настроение, какой характер (см. При¬ложение №7).
13. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, че¬шуя, перья) (см. Приложение №1).
14. Твое отношение к этому персонажу.
15. Где находятся эти персонажи.
16. Какое время года изображено на рисунке.
17. Что нарисовано ближе всего к тебе.
18. Что находится в центре картинки.
19. Что ты видишь на заднем плане.
20. Какие краски использовал художник (яркие, тус¬клые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
21. Твое отношение к этой картинке (нравится, прият¬но на нее смотреть) (см. Приложение №9).
22. О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. При¬ложение №9).
№ 7. Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж)
План:
1. Кто изображен на рисунке.
2. Что он делает.
3. Как он это делает, с каким настроением (см. При¬ложение №8).
4. О чем он думает, говорит, поет.
5. В какой позе он нарисован.
6. Какое у него лицо (морда).
7. Его возраст (см. Приложение №4).
8. Какое у него настроение, какой характер (см. При¬ложение №7).
9. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Прило¬жение №1).
10. Где находится этот персонаж.
11. Какое время года изображено на рисунке.
12. Что нарисовано ближе всего к тебе.
13. Что находится в центре картинки.
14. Что ты видишь на заднем плане.
15.Какие краски использовал художник (яркие, туск¬лые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
16. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
17.Твое отношение к этой картинке (нравится, прият¬но на нее смотреть) (см. Приложение №9).
18.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. При¬ложение №9).
№ 8. Описание сюжетного рисунка (изображено несколько персонажей) План:
1. Кто изображен на рисунке.
2. Что они делают.
3. Что делает первый персонаж.
4. Как он это делает, с каким настроением (см. При¬ложение №8).
5. О чем он думает, говорит, поет.
6. В какой позе он нарисован.
7. Какое у него лицо (морда).
8. Его возраст (см. Приложение №4).
9. Какое у него настроение, какой характер (см: При¬ложение №7).
10.Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Прило¬жение №1).
11. Что делает второй персонаж.
12. Как он это делает, с каким настроением (см. При¬ложение №8).
13. О чем он думает, говорит, поет.
14. В какой позе он нарисован.
15. Какое у него лицо (морда).
16. Его возраст (см. Приложение №4).
17. Какое у него настроение, какой характер (см. При¬ложение №7).
18. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. При¬ложение №1).
19. Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хо¬тел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться).
20. Где находятся эти персонажи.
21. Какое время года изображено на рисунке.
22. Что нарисовано ближе всего к тебе.
23. Что находится в центре картинки.
24. Что ты видишь на заднем плане.
25. Какие краски использовал художник (яркие, тус¬клые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
26. Твое отношение к этой картинке (нравится, прият¬но на нее смотреть) (см. Приложение №9).
21.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. При¬ложение №9).
Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж)
1. Кто изображен на рисунке?
2. Что он делает?
3. Как он это делает, с каким настроением
4. О чем он думает, говорит, поет?
5. В какой позе он нарисован?
6. Какое у него лицо
7. Его возраст
8. Какое у него настроение, какой характер
9. 9. Во что он одет, какого цвета его одежда
10. Где находится этот персонаж?
11. Какое время года изображено на рисунке?
12. Что нарисовано ближе всего к тебе?
13. Что находится в центре картинки?
14. Что ты видишь на заднем плане?
15. Какие краски использовал художник (яркие, тус¬клые, светлые, темные...)
16. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
17. Твое отношение к этой картинке (нравится, при¬ятно но на нее смотреть)
18.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок
Как подготовиться к изложению
1. Прочитай внимательно текст.
2. Определи его тему (о чем говорится в тексте).
3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
4. Составь план.
— Раздели текст на части.
— Выдели главное в каждой части.
— Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Еще раз внимательно перечитай текст. Обрати вни¬мание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Как работать над кратким изложением
1. Прочитай рассказ.
2. Определи тему.
3. Определи главную мысль.
4. Раздели рассказ на части.
5. Выдели главное в каждой части.
6. Сократи каждую часть.
7. Напиши изложение кратко.
8. Проверь работу.
Как составить текст-повествование
1. Определи, о чем будешь рассказывать (какова тема текста)?
2. Какая мысль в рассказе будет основной?
3. Как лучше озаглавить текст?
4. С чего можно начать рассказ (о чем будет говорить¬ся во вводной части)?
5. О чем ты расскажешь в основной части (как раз¬вивалось действие, какой момент был самым напряжен¬ным, чем все завершилось)?
6. Как можно закончить рассказ (какой будет заклю¬чительная часть)?
7. Озаглавь текст и напиши его.
8. Проверь работу.
Как составить текст-описание
1. Определи свое отношение к предмету, который бу¬дешь описывать. Что ты хочешь показать в своем тексте?
2. Выдели признаки предмета.
3. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
4. Озаглавь текст и напиши его.
5. Проверь работу.
Как составить текст-рассуждение
1. Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь до¬казывать.
2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. п.
3. Вывод.
4. Озаглавь текст и напиши его.
5. Проверь работу.
pamyatka_sochinenia_i_izlozhenia.doc
Памятка
для обучения написанию сочинений
и изложений в начальной школе
1
ПАМЯТКА «КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ»
№ 1. Описание неодушевленного предмета
План:
1. Какой предмет изображен на рисунке.
2. Какого цвета этот предмет или его части (см. Приложение №1).
3. Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане.
4. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый...; свойства:
красивый, полезный (см. Приложения №5, 6).
5. Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться,
понравиться).
6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение
№2).
7. Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
8.
Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см.
Приложение№9).
№ 2. Описание растения
План:
1. Какое растение изображено на рисунке.
2. Какого цвета это растение или его части (см. Приложение №1).
3.
Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане.
4. Какое время года художник изобразил на рисунке.
5. Особенности этого растения (размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный (см.
Приложения №3,6).
6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение
№2).
7. Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах),
потрогать).
8. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).
№ 3. Описание животного
План:
1. Какое животное изображено на рисунке.
2. Какого цвета это животное или его части (см. Приложение №1).
3. Что оно делает, его поза.
4.
5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный...) (см. Приложения
Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане.
№3, 4, 6).
6. Какая у него морда.
7. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7). 2
8. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение
№2).
9. Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить,
встретить, дружить).
10. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).
№ 4. Портретное описание человека или сказочного персонажа
План:
1. Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке.
2. Из какой он сказки.
3. Что он делает, его поза.
4. Его возраст (см. Приложение №4).
5. Какое у него лицо (морда).
6. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
7. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение №1).
8. Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане.
9. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение
№2).
10. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть,
подружиться).
11. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).
№ 5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображен один персонаж)
План:
1. Какой сказочный персонаж изображен на рисунке.
2. Из какой он сказки.
3. Что он делает, о чем он думает; его поза.
4. Его возраст (см. Приложение №4).
5. Какой момент из сказки изображен на рисунке.
6. Какое у героя лицо (морда).
1. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
2. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья) (см. Приложение №1).
7.
10. Какое время года изображено на рисунке.
11. Что нарисовано ближе всего к тебе.
12. Что находится в центре картинки.
13. Что ты видишь на заднем плане.
14. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение
Где находится этот персонаж.
№2).
15. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть,
подружиться).
16. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).
17.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение №9).
№ 6. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображено несколько персонажей)
План:
1. Какие сказочные персонажи изображены на рисунке.
2. Из какой они сказки.
3. Какой момент из сказки изображен на рисунке.
4. Что они делают, о чем они думают, о чем разговаривают; их позы.
5. Какое у первого героя лицо (морда).
6. Его возраст (см. Приложение№4).
7. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7). 3
8. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья) (см. Приложение №1).
9. Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы с ним встретиться, поиграть,
подружиться).
10. Какое у второго героя лицо (морда).
11. Его возраст (см. Приложение №4).
12. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
13. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья) (см. Приложение №1).
14. Твое отношение к этому персонажу.
15. Где находятся эти персонажи.
16. Какое время года изображено на рисунке.
17. Что нарисовано ближе всего к тебе.
18. Что находится в центре картинки.
19. Что ты видишь на заднем плане.
20. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение
№2).
21. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).
22. О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение №9).
№ 7. Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж)
План:
1. Кто изображен на рисунке.
2. Что он делает.
3. Как он это делает, с каким настроением (см. Приложение №8).
4. О чем он думает, говорит, поет.
5. В какой позе он нарисован.
6. Какое у него лицо (морда).
7. Его возраст (см. Приложение №4).
8. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
9. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение №1).
10. Где находится этот персонаж.
11. Какое время года изображено на рисунке.
12. Что нарисовано ближе всего к тебе.
13. Что находится в центре картинки.
14. Что ты видишь на заднем плане.
15.Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение
№2).
16. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
17.Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).
18.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение №9).
№ 8.
Описание сюжетного рисунка
(изображено несколько персонажей)
План:
1. Кто изображен на рисунке.
2. Что они делают.
3. Что делает первый персонаж.
4. Как он это делает, с каким настроением (см. Приложение №8).
5. О чем он думает, говорит, поет.
6. В какой позе он нарисован.
7. Какое у него лицо (морда).
8. Его возраст (см. Приложение №4).
9. Какое у него настроение, какой характер (см: Приложение №7).
10.Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение №1). 4
11. Что делает второй персонаж.
12. Как он это делает, с каким настроением (см. Приложение №8).
13. О чем он думает, говорит, поет.
14. В какой позе он нарисован.
15. Какое у него лицо (морда).
16. Его возраст (см. Приложение №4).
17. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
18. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение №1).
19. Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы ты с ним встретиться, поиграть,
подружиться).
20. Где находятся эти персонажи.
21. Какое время года изображено на рисунке.
22. Что нарисовано ближе всего к тебе.
23. Что находится в центре картинки.
24. Что ты видишь на заднем плане.
25. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение
№2).
26. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).
21.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение №9).
Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж)
1. Кто изображен на рисунке?
2. Что он делает?
3. Как он это делает, с каким настроением
4. О чем он думает, говорит, поет?
5. В какой позе он нарисован?
6. Какое у него лицо
7. Его возраст
8. Какое у него настроение, какой характер
9. 9. Во что он одет, какого цвета его одежда
10. Где находится этот персонаж?
11. Какое время года изображено на рисунке?
12. Что нарисовано ближе всего к тебе?
13. Что находится в центре картинки?
14. Что ты видишь на заднем плане?
15. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...)
16. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть,
подружиться).
17. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно но на нее смотреть)
18.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок
Как подготовиться к изложению
1. Прочитай внимательно текст.
2. Определи его тему (о чем говорится в тексте).
3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
4. Составь план.
— Раздели текст на части.
— Выдели главное в каждой части.
— Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания. 6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Еще раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и
словосочетаний.
5
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Как работать над кратким изложением
1. Прочитай рассказ.
2. Определи тему.
3. Определи главную мысль.
4. Раздели рассказ на части.
5. Выдели главное в каждой части.
6. Сократи каждую часть.
7. Напиши изложение кратко.
8. Проверь работу.
Как составить текстповествование
1. Определи, о чем будешь рассказывать (какова тема текста)?
2. Какая мысль в рассказе будет основной?
3. Как лучше озаглавить текст?
4. С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться во вводной части)?
5. О чем ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым
напряженным, чем все завершилось)?
6. Как можно закончить рассказ (какой будет заключительная часть)?
7. Озаглавь текст и напиши его.
8. Проверь работу.
Как составить текстописание
1. Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в
своем тексте?
1. Выдели признаки предмета.
2. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и
ярким, какие сравнения использовать.
2. Озаглавь текст и напиши его.
3. Проверь работу.
Как составить текстрассуждение
1. Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что...»,
«Объясняется это тем, что...» и т. п.
3. Вывод.
4. Озаглавь текст и напиши его.
5. Проверь работу. 6
КРАСНЫЙ
красный
яркокрасный
темнокрасный
светлокрасный
бледнокрасный
красноватый
малиновый
яркомалиновый
темномалиновый
светломалиновый
бледномалиновый
алый
яркоалый
темноалый
светлоалый
бледноалый
бордовый
яркобордовый
темнобордовый
светлобордовый
бледнобордовый
ПРИЛОЖЕНИЯ:
№ 1. Цвета и их оттенки
ОРАНЖЕВЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ
оранжевый
яркооранжевый
темнооранжевый
светлооранжевый
бледнооранжевый
оранжеватый
рыжий
яркорыжий
темнорыжий
светлорыжий
бледнорыжий
апельсиновый
яркоапельсиновый
темноапельсиновый
светлоапельсиновый
бледноапельсиновый
абрикосовый
яркоабрикосовый
темноабрикосовый
светлоабрикосовый
зеленый
яркозеленый
темнозеленый
светлозеленый
бледнозеленый
зеленоватый
травяной
яркотравяной
темнотравяной
светлотравяной
бледнотравяной
салатовый
яркосалатовый
темносалатовый
светлосалатовый
бледносалатовый
болотный
яркоболотный
темноболотный
светлоболотный вишневый
ярковишневый
темновишневый
светловишневый
бледновишневый
кирпичный
яркокирпичный
темнокирпичный
светлокирпичный
бледнокирпичный
розовый
яркорозовый
темнорозовый
светлорозовый
бледнорозовый
розоватый
оранжевокрасный
рыжекрасный
желтокрасный
желтоватокрасный
синекрасный
фиолетовокрасный
коричневокрасный серокрасный
персиковый румяный
БЕЛЫЙ
белый
яркобелый
чистобелый
снежнобелый
беловатый
белоснежный
молочный
цвет топленого молока
красноватобелый
розоватобелый
оранжевобелый
желтоватобелый
голубоватобелый
синеватобелый
фиолетовобелый
сероватобелый
чистобелый
бледноабрикосовый
медный
краснооранжевый
желтооранжевый
7
бледноболотный
желтозеленый
синезеленый
коричневатозеленый
серозеленый
сероватозеленый
ЖЕЛТЫЙ
ГОЛУБОЙ
желтый
яркожелтый
темножелтый
светложелтый
бледножелтый
желтоватый
канареечный
яркоканареечный
темноканареечный
светлоканареечный
бледноканареечный
соломенный
яркосоломенный
темносоломенный
светлосоломенный
бледносоломенный
яичный яркояичный
темнояичный
светлояичный
бледнояичный
лимонный
ярколимонный
темнолимонный
светлолимонный
бледнолимонный
песочный
яркопесочный
темнопесочный
светлопесочный
бледнопесочный
красножелтый
красноватожелтый
зеленоватожелтый
коричневожелтый
коричневатожелтый
серожелтый
голубой
яркоголубой
темноголубой
светлоголубой
бледноголубой
голубоватый
бирюзовый
яркобирюзовый
темнобирюзовый
светлобирюзовый
бледнобирюзовый
лазурный
ярколазурный
темнолазурный
светлолазурный бледно
лазурный
небесный
морской волны
синеголубой
сероголубой
сероватоголубой
СИНИЙ
синий
яркосиний
темносиний
светлосиний
бледносиний
синеватый
васильковый
ярковасильковый
темновасильковый
светловасильковый
бледновасильковый 8
фиолетовосиний
сероватосиний
ФИОЛЕТОВЫЙ
фиолетовый
яркофиолетовый
темнофиолетовый
светлофиолетовый
бледнофиолетовый
сиреневый
яркосиреневый
темносиреневый
светлосиреневый
бледносиреневый
лиловый
ярколиловый
темнолиловый
светлолиловый
бледнолиловый
фиалковый
яркофиалковый
темнофиалковый
светлофиалковый
бледнофиалковый
сизый яркосизый
темносизый
светлосизый
бледносизый
краснофиолетовый
красноватофиолетовый
синефиолетовый
синеватофиолетовый
серофиолетовый
сероватофиолетовый
ЧЕРНЫЙ
черный черноватый
смоляной угольный
красноваточерный
желтоваточерный
синеваточерный
фиолетовочерный
СЕРЫЙ
серый
яркосерый
темносерый
светлосерый
бледносерый
сероватый
стальной
пепельный
мышиный
красносерый
красноватосерый
желтосерый
желтоватосерый
зеленоватосерый
голубоватосерый
синесерый
синеватосерый
фиолетовосерый
коричневосерый
КОРИЧНЕВЫЙ
коричневый
яркокоричневый
темнокоричневый
светлокоричневый
бледнокоричневый
коричневатый
шоколадный
яркошоколадный
темношоколадный
светлошоколадный
бледношоколадный
кофейный
темнокофейный
светлокофейный
бледнокофейный
каштановый
яркокаштановый
темнокаштановый
светлокаштановый
бледнокаштановый
бурый
темнобурый
светлобурый
бежевый
темнобежевый
светлобежевый
кофе с молоком
краснокоричневый
красноватокоричневый
желтокоричневый
желтоватокоричневый
зеленокоричневый
зеленоватокоричневый
серокоричневый
сероватокоричневый
чернокоричневый
черноватокоричневый 9
№ 3. Размеры 10
большой
большущий
огромный
огромнейший
гигантский
крупный
громадный
громаднейший
громоздкий
великанский
маленький
малюсенький
небольшой
крохотный
крошечный
махонький
миниатюрный
словно игрушечный
№ 2. Краски, которые
используют художники
светлые
лучистые
радужные
веселые
радостные
жизнерадостные
яркие
сочные
темные
мрачные
пасмурные
тусклые
грустные
печальные
блеклые
неяркие
полинялые
унылые
высокий
высоченный
рослый
длинный
длиннющий
долговязый
низкий
низенький
низкорослый
коротыш
невысокий
широкий
широченный
просторный
вместительный
глубокий
толстый
узкий
узенький
тесный
мелкий
худой
№ 4. Возраст
№ 5. Состояние предмета 11
младенец
дитя
детеныш
малыш
ребенок
крошка
малютка
мальчик
малец
мальчишка
мальчуган
мальчонка
девочка
девчушка
девчонка
дети
детвора
ребята
ребятня
ребятки
юноша
молодой человек
парень
паренек
молодец
детина
девушка
девица
девица
молодая женщина
мужчина
взрослый человек
мужик
мужичок
мужичонка
женщина
пожилой человек
старик
старичок
старец
старикашка
дед
дедушка
пожилая женщина
старуха
старушка
бабушка
бабуля
новый
свежий
свежайший
модный
современный
новехонький
стильный
старый
древний
старинный
ветхий
дряхлый
изношенный
бесполезный
ненужный
вредный
опасный
бестолковый
красивый
прекрасный
великолепный
видный
изящный
складный
миловидный
приятный
пригожий
прелестный
привлекательный
модный № 6. Свойства предмета,
человека, животного
№ 7. Настроение, характер,
вид
полезный
лечебный
практичный
спасительный
нужный
добротный
удобный
комфортный
бесполезный
ненужный
вредный
опасный
бестолковый
красивый
прекрасный
великолепный
видный
изящный
складный
миловидный
приятный
пригожий
прелестный
привлекательный
модный
заметный
очаровательный
бесподобный
потрясающий
обворожительный
хороший
хорошенький
роскошный
чудный
чудесный
дивный
удивительный
замечательный
симпатичный
щегольской
живописный
обаятельный
некрасивый
неказистый
незаметный
неприятный
безобразный
невзрачный
добрый
положительный
порядочный
добропорядочный
хороший
целеустремленный
надежный
отличный
добродушный
добросердечный
человечный
отзывчивый
доброжелательный
дружелюбный
душевный ровный
неподкупный
злой плохой
злобный
злющий
отрицательный
подлый
спокойный
скверный
бессовестный
скупой
прижимистый
злопамятный
сердитый
ехидны
мстительный
бессердечный
кровожадный
хищный
враждебный
вредный
сварливый
вздорный
вспыльчивый
ворчливый
недовольный
въедливый гневный
недоброжелательный
сумасбродный
смелый
находчивый
сообразительный
умный
12
заметный
очаровательный
бесподобный
потрясающий
обворожительный
хороший
хорошенький
роскошный
чудный
чудесный
дивный
удивительный
замечательный
симпатичный
щегольской
живописный
обаятельный
некрасивый
неказистый
незаметный
неприятный
безобразный
невзрачный
неприглядный
неуклюжий
нескладный
безвкусный
безобразный
грубый
отвратительный
омерзительный
противный
ужасный
уродливый
отталкивающий
№ 8. Характеристика действия
быстро
проворно
поспешно
спешно
стремительно
бойко
резво
скоро
оживленно
лихо
мгновенно
опрометью
весело
вскачь СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ
(для справок и упражнений в анализе оттенков значения)
азбука, алфавит
азбука, букварь
актёр, артист(актриса, артистка)
алмаз, бриллиант
армия, войско, рать
аромат, запах, благоухание
бедный, нищий, убогий
бежать, мчаться, нестись, лететь
беспокойство, волнение, тревога
битва, бой
боец, солдат, воин
большой, громадный, огромный, гигантский
бояться, страшиться, трусить, робеть, пугаться
бранить, ругать, журить
бросать, кидать, швырять
буря, ураган, шторм
быстрый, скорый, торопливый, проворный (о человеке)
вежливо, учтиво, любезно (когото встретить) весело, радостно,
оживлённо
ветер, вихрь взбираться, подниматься
взлетать, подниматься, взмывать, вспархивать (о птице, бабочке)
вид, пейзаж, картина
волшебник, чародей, колдун, маг, кудесник
восток, восход
враг, противник, неприятель, недруг
всадник, верховой, конный, наездник
вслух, громко (говорить)
всюду, повсюду, везде
выносливый, терпеливый
высокий, рослый, долговязый, длинный (о человеке)
гаснуть, погасать, тухнуть
глаза, очи
гнев, ярость, бешенство, негодование
горевать, грустить, печалиться, огорчаться, расстраиваться,
тужить, кручиниться
горячий, жаркий, знойный громкий, оглушительный,
звучный граница, рубеж, предел груз, багаж, поклажа
дворец, палаты, хоромы дерзкий, наглый, нахальный
дети, ребята, малыши добросовестный, честный
догонять, настигать дождь, ливень доктор, врач, лекарь
дорогой, ценный, драгоценный доход, прибыль, выгода,
барыш дрожать, трястись, трепетать
друг, товарищ, приятель
думать, мыслить, размышлять
душистый, пахучий, ароматный
жара, жар, зной
желать, хотеть
13
плата, вознаграждение, награда
плохо, скверно, дурно, худо,
неудовлетворительно
победить, одолеть, побороть,
сломить, разбить
позволять, разрешать
покорять, порабощать
посылать, отправлять
похвала, одобрение, хвала,
правда, истина
предсказывать, пророчить,
предвещать
препятствие, помеха, преграда
приказ, предписание, команда,
повеление, указание,
распоряжение
просить, умолять, клянчить
простой, скромный,
бесхитростный
прохладный, свежий
прочный, крепкий, надёжный,
устойчивый
прощать, извинять, спускать
пугать, грозить, стращать
путешественник, странник,
турист
работа, труд, дело, занятие,
служба
радоваться, торжествовать,
веселиться
разборчивый, капризный,
прихотливый,
привередливый
развлекать, забавлять, веселить,
тешить
разговаривать, беседовать,
толковать, болтать
разговорчивый, словоохотливый,
болтливый
разрешать, позволять
разрушать, рушить, ломать,
крушить, громить
раньше, прежде
ребёнок, дитя, младенец
робкий, трусливый, несмелый,
боязливый
Родина, Отчизна, Отечество
родник, ключ, источник
свобода, воля, независимость
сильный, могучий, мощный жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый,
лютый
забава, развлечение
загрязнять, пачкать
загораться, вспыхивать, зажигаться,
воспламеняться
задира, забияка, драчун
закрывать, запирать, затворять, замыкать
застенчивый, стеснительный, стыдливый
затея, выдумка
затраты, издержки, расходы
заяц, серый, косой
злой, злобный, недобрый, лихой
знаменитый, известный, славный, прославленный
зябнуть, мёрзнуть, замёрзнуть, коченеть, леденеть,
стыть, стынуть, промерзать, застывать
идти, ступать, шагать, семенить, шествовать, плестись,
тащиться известие, сообщение, новость, весть иногда, порой,
временами, подчас, изредка
иностранный, заграничный, зарубежный, заморский,
чужеземный
интересно, занимательно, увлекательно, занятно
использовать, употреблять, применять
испугаться, устрашиться, оробеть, содрогнуться,
струсить
истратить, израсходовать
кавалерия, конница
капризничать, привередничать карлик, лилипут
кичиться, чваниться, важничать, зазнаваться, заноситься,
задаваться
клевета, наговор
комната, горница, светёлка, светлица, каморка
корабль, судно
красивый, хорошенький, миленький, прекрасный, прелестный
красный, багровый, багряный, алый, пунцовый, рдяный,
огненный, рубиновый, кумачовый
крестьянин, земледелец, пахарь, хлебороб
кричать, орать, вопить
крутой, обрывистый, отвесный
ласковый, нежный, мягкий, приветливый
ленивый, нерадивый
ловкий, проворный, юркий, изворотливый
ловушка, западня, капкан
ложь, неправда, враньё
лошадь, конь, скакун
любить, обожать
любознательный, пытливый, любопытный
маленький, крошечный, крохотный
медведь, мишка, косолапый, топтыгин
месяц, луна
множество, масса, тьма, бездна, уйма, пропасть
14
скучный, тоскливый, печальный
слабый, слабосильный,
бессильный
случай, происшествие
слушаться, подчиняться,
повиноваться, покоряться
смелый, бесстрашный, храбрый,
безбоязненный,
отважный, лихой, удалой,
неустрашимый
смерть, конец, кончина, гибель
смешной, забавный, комичный,
потешный,
уморительный
смеяться, хохотать, хихикать
смотреть, взирать, глядеть
спасибо, благодарю,
благодарствую
спасти, выручить, избавить,
вызволить
спокойный, тихий, мирный,
смирный
старый, древний, давний,
старинный
страдать, мучиться, маяться,
томиться, терзаться
страх, боязнь, ужас
стыд, позор, срам
тайный, секретный, потайной
танцевать, плясать
темнота, мрак, тьма, потёмки
тихий, бесшумный
тревожить, беспокоить,
волновать
тюрьма, темница, острог,
застенок
тяжёлый, увесистый, грузный
тянуть, тащить, волочить
угощать, потчевать
удивительный, изумительный,
необычайный,
поразительный, невиданный,
сказочный
ум, разум, рассудок
умереть, скончаться, погибнуть
умный, понятливый, толковый,
смышленый,
смекалистый, разумный
уничтожать, истреблять,
искоренять
употреблять, пользоваться, 15
применять,
использовать
усердный, прилежный,
старательный
успех, удача
устать, утомиться, измучиться,
умориться
ухаживать, заботиться,
присматривать
фантазия, воображение
хвалить, одобрять
хвастаться, хвалиться
хижина, лачуга, хибара
хитрый,, лукавый
хотеть, желать
худой, тощий, худощавый,
сухопарый, поджарый
цепи, оковы, узы
шалить, проказничать, баловаться,
озорничать
яд, отрава
молодой, юный
мир, вселенная, космос
мокрый, влажный, сырой
мучить, истязать, терзать, изводить, тиранить, пытать
наглый, бесстыдный, бессовестный, беззастенчивый, развязный,
нахальный
нападение, атака, штурм, налёт, набег, приступ
наружный, внешний
недостаток, изъян, порок, недочёт, дефект
независимый, самостоятельный, свободный
некрасивый, безобразный, уродливый
ненастный, пасмурный, хмурый, непогожий (день)
несчастный, бедный, горемычный
несчастье, горе, беда, бедствие, невзгоды, напасть
неуклюжий, нескладный, мешковатый, неловкий
неясный, смутный, туманный, невнятный
обеднеть, обнищать, разориться
оберегать, беречь, охранять, хранить
огонь, пламя
одежда, костюм, платье, наряд, убранство, туалет
опрятный, чистый, аккуратный
отец, папа
откровенный, искренний, чистосердечный, прямой,
прямодушный
очень, весьма, крайне, чрезвычайно
ошибка, просчёт, промах, оплошность
печаль, грусть, тоска, горе, боль, скорбь, горесть,
кручина
пища, еда, питание, корм (для животных)
плакать, рыдать, реветь, хныкать
СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ
(для упражнений и справок) 16
белый — чёрный
бледнеть — краснеть
бледный — румяный
близкий — дальний
богач — бедняк
большой — маленький
быстро — медленно
великан — карлик
весёлый — грустный, скучный
высокий — низкий
горький — сладкий
грубый — нежный
да — нет
день — ночь
добро — зло
дорогой — дешевый
друг — враг
жар — холод
здоровый — больной
зима — лето
красивый — уродливый
лёгкий — трудный
ложиться — вставать
любить — ненавидеть
мир — война
молодой — старый
мягкий — твёрдый
нельзя — можно
новый — старый
острый — тупой
падать — подниматься
плюс — минус
поднимать (ся) —опускать(ся)
полезный — вредный
полный — пустой
помогать — мешать
правда — ложь
прибыль — убыток
прямой — кривой
радость — грусть, печаль
родина — чужбина
рождаться — умирать
свет — тьма
свобода — рабство
сильный — слабый
смелый — трусливый, робкий
смеяться — плакать
сухой — мокрый
толстый — тонкий
умный — глупый
успех — неудача
честный — подлый
чистый — грязный
хвалить — ругать, бранить
хороший — плохой
хохотать — рыдать
широкий — узкий
щедрый — скупой
юг — север
юноша — старик
Список использованной литературы 17
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
М.Р. Львов. Речь младших школьников и пути ее развития. М., «Просвещение», 1975.
М.Р. Львов. «Школа творческого мышления». Учебное пособие по русскому языку для
обучения в начальных классах. М., «Дидакт», 1993.
Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах.
М., «Просвещение», 1979.
Т.Г. Рамзаева. Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам Т.Г.
Рамзаевой «Русский язык» для 14 кл. М., «Дрофа», 2000.
М.С. Соловейчик. Русский язык в начальных классах. Методика развития речи
младших школьников. Часть I. М., «ЛИНКАПРЕСС», 1994.
Н.С. Черноусова. Сочинения в начальных классах. М., «Просвещение», 1976.
Н.В. Нечаева. Обучение грамоте. Организация литературного творчества.
Методические рекомендации. М., 1992.
Л.В. Попкова. «Из опыта работы над сочинениями», журнал «Русский язык в школе»,
2002, № 2.
М.А. Горлова. «Обучение написанию сочинения», журнал «Начальная школа», 2006, №
8.
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Памятка для обучения написанию сочинений и изложений в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.