Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Лидерство — естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авто¬ритета человека на поведение членов группы.
Вашему вниманию представлена памятка для родителей
Творческое задание 5.docx
Раздел 4 Тема Лидерство и руководство
Памятка для родителей: Воспитываем лидера!
Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную
личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей
организации.
Лидерство — естественный социальнопсихологический процесс в
группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение
членов группы.
Основные функции лидера:
организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;
выработка и поддержание групповых норм;
внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими
группами;
принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
установление и поддержание благоприятных социальнопсихологических
отношений в группе.
В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие типы
лидеров:
1. Лидерорганизатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он
воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер
оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним
идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен
поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не
задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше.
Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
2. Лидертворец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть
новое, браться за решение проблем, которые могут показаться
неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к
обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет
людей.
3. Лидерборец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет
навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу.
Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому
лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все
предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль.
4. Лидердипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его
вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пере
судов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает
доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто
говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих
неафишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь
компенсирует неумение руководить более достойными способами.
5. Лидерутешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в
трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив,
предупредителен, способен к сопереживанию.
Интересен психоаналитический подход к пониманию и классификации видов
лидерства.
3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с
одной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе этих
процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей,
бессознательно вызывать чувства восхищения, обожания, любви. Поклонение
людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером.
Психоаналитики выделяют десять типов лидерства:
1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого,
но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные
эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви
и почитают.
2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний,
соответствующих определенному групповому стандарту. Личность «вожака»
— носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим
чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самим сильным. Это
доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются
смиренно.
4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для
поддержания «Яконцепции» и удовлетворения потребности каждого,
снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других.
Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным
эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение.
Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.
6. «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в
ситуциях группового протеста — благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Он увлекает за
собой людей.
7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для
бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его
любят, боготворят, идеализируют.
9. «Изгой».
10. «Козел отпущения».
Два последних типа лидеров по существу антилидеры, они являются объектом
агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции.
Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему
исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой
стимул.
В развитии лидерства используется, ряд процедур:
формирование мотивации, т. е. устойчивого желания стать лидером;
развитие уверенности в себе;
готовность принимать решения и брать на себя ответственность;
последовательность и упорство в реализации общих целей;
осознание собственной возможности их достижения;
«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления
знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой
важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого
возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,
внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются» — так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес.
Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого
изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей
детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.
Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский,
Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали
педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е.
учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и
интерпретировалась ими поразному. Коменский, например, в понятие
природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех
закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а
именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к
многостороннему развитию и т.д. Ж. Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой
трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это
природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества
детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать
ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К.
Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других
ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать
особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не
сумеем хорошо осуществлять воспитание.
Опираясь на результаты исследований ученых в области социальной
психологии лидерства, можно выделить ряд правил по воспитанию у
ребёнка лидерских качеств:
Поощряйте стремление к исследованию, поиску нового.
Позволяйте рисковать (в пределах разумного).
Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.
Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий.
Воспитывайте в ребенке решительность.
Настраивайте на успех.
Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний.
Поощряйте мечты и различные проекты, какими бы далекими от
жизни они ни казались. При этом важно, чтобы ребенок думал и о
том, как эту мечту осуществить.
Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться
на помощь и делать чтото за него.
Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на
практике.
Подскажите ребенку один из секретов лидера каждый день
здороваться с каждым из подчиненных и улыбаться ему. Так и с
ребенком: если он поддерживает хорошие отношения не только с
тем, с кем дружит, но и с другими детьми, то в нем скоро увидят
потенциального лидера.
Используемая литература
1.Психология и педагогика: учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.
— М.: КНОРУС, 2012
2.Кретов, Б.И. Типология лидерства//Соцгуманистические знания – 2000. №3
3.Алиева, М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина
Е.Г. Я сам строю свою жизнь/ Под ред. Е.Г. Трошихиной. СПб: Речь, 2003. 4. Матюхин, М.В. Мотивация учения младших школьников/М.В.Матюхин. –
М.:Просвещение, 1984.
Памятка для родителей: Воспитываем лидера!
Памятка для родителей: Воспитываем лидера!
Памятка для родителей: Воспитываем лидера!
Памятка для родителей: Воспитываем лидера!
Памятка для родителей: Воспитываем лидера!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.