Предлагаемый методический материал является раздаточными дидактическими карточками с подборкой тематических заданий для быстрой проведения знаний школьников по определенной теме из школьного курса химии. Также материалы заданий могут быть использования для индивидуальных заданий на уроках химии, для повторения, обобщения или закрепления знаний, навыков решения задач разных типов, в качестве тренировочных тематических заданий при отработке заданий из ОГЭ или ЕГЭ
Зябкина о.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Памятка для учащихся «Правила поведения в кабинете химии»
Ученики должны знать и уметь выполнять следующие правила.
1. Содержать закрепленное рабочее место в чистоте и порядке.
2. После окончания работы сдать рабочее место дежурному, который затем
сдает его преподавателю (лаборанту).
3. Соблюдать тишину. Запрещается есть, заниматься посторонними делами.
4. Приступать к выполнению задания лишь тогда, когда отчетливо уяснены
его цели и задачи, обдуманы отдельные этапы проведения опыта и на рабочем
месте имеется все необходимое для работы.
5. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать
дисциплину, быть собранными, внимательными и предельно аккуратными.
6. Реактивами пользоваться следующим образом: сухое вещество брать
шпателем, жидкие реактивы – капельницей или наливая раствор из склянки,
держать склянку этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не повредили
надпись). Избыток взятого вещества не ссыпать и не сливать обратно в банку с
реактивами, а удалять в санитарную склянку. Все работы с вредными
веществами проводить в вытяжном шкафу. Остатки неагрессивных реактивов
и продукты их взаимодействия после разбавления выливать (жидкие) или
выбрасывать (твердые) с бытовым мусором.
7. Работать в халате. После окончания работы тщательно вымыть руки.
8. Наблюдения и выводы заносить в форме отчета в лабораторный журнал,
записи вести так, чтобы они кратко и логично описывали работу,
используемые приборы и реактивы. Отчет должен быть написан аккуратно,
иметь заголовок (тема практической работы) и даты. В отчет включают
следующие сведения.
а) Цель работы в целом и каждого отдельного опыта (это может быть
получение вещества, исследование его свойств и др.).
б) Конкретные экспериментальные наблюдения (изменение цвета, выделение
газа, выпадение осадка или, наоборот, его растворение); при изменении
окраски быть внимательным и учиться характеризовать оттенки цвета
(например, оттенки красного цвета – розовый, малиновый, кровавокрасный,
бледнокрасный, темновишневый, цвет запекшейся крови и др.).
Наблюдательность при проведении химического эксперимента – очень ценнаяи важная черта профессионального химика, которую нужно развивать.
в) Объяснение опыта и экспериментальных наблюдений с помощью уравнений
реакций, с использованием необходимых формул и расчетов по ним (с
указанием единиц измерения).
г) Выводы, где подводится итог работы.
9. Соблюдать максимальную осторожность. Вce опыты с токсичными и
летучими веществами, упаривание растворов проводить только в вытяжном
шкафу.
10. Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью, нагреваемую
пробирку держать отверстием в сторону от себя и соседа, во избежание
выброса жидкости прогревать все содержимое пробирки.
11. Нюхать вещества в емкостях, не вдыхая пары полной грудью, a направляя
воздух от них к себе плавным движением ладони.
12. Работу с кислотами и щелочами проводить, наливая их растворы в
пробирку на расстоянии от себя, не допускать попадания агрессивных
веществ на одежду, лицо и руки.
13. При обращении с неизвестными веществами проявлять повышенную
осторожность. Ни в коем случае нельзя пробовать вещество на вкус!
14. Необходимо тотчас убирать все пролитое, разбитое и просыпанное на
столах и полу. При проливании кислоты на пол это место засыпать песком,
собрать его и вынести, вымыть этот участок пола раствором соды.
15. Нельзя набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости,
следует пользоваться резиновой грушей.
16. Запрещается работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи
огня.
17. При измельчении сухих щелочей следует надевать резиновые перчатки,
защитные очки. Брать твердую щелочь только пинцетом или щипцами.
18. Не использовать для опытов вещества из склянок и банок без этикеток и с
неразборчивыми надписями.
19. При приготовлении растворов нужно лить серную кислоту в воду, а не
наоборот (вследствие сильного местного разогревания возможно
разбрызгивание концентрированной кислоты). Следует пользоваться
толстостенной склянкой или фарфоровой посудой.
20. Запрещается брать вещества из лаборатории домой.
21. В целях противопожарной безопасности рекомендуется тушить горящую
спиртовку крышкойколпачком (не дуть), уметь пользоваться асбестом,песком и огнетушителем.
22. При необходимости уметь пользоваться содержимым аптечки, согласно
инструкции оказать первую помощь при ожогах и отравлениях.
23. К работе в лаборатории допускаются только учащиеся, правильно
ответившие на вопросы по технике безопасности в кабинете химии.