Памятка "Грамматические ошибки"
Оценка 4.7

Памятка "Грамматические ошибки"

Оценка 4.7
Памятки
doc
русский язык
8 кл—11 кл
04.04.2018
Памятка "Грамматические ошибки"
Учащиеся достаточно часто в творческих самостоятельных работах допускают грамматические. Необходимо, чтобы ученики знали грамматические нормы. В данной таблице собраны основные грамматические ошибки, которые допускают мои ученики. Этот теоретический материал выносится на зачет, при этом ученики подбирают свои примеры ошибок и обязательно называют правильный вариант.
грамматические ошибки.doc
Вид ошибки Грамматические ошибки. Примеры Правильный вариант Примечания. Обусловленные нарушением норм употребления имен существительных. Неправильно определя­ ется род: а) некоторых  склоняемых сущ.;              б) некоторых неизменя­ емых сущ. Неправильно образуется  форма Им.п. мн.ч. неко­ торых сущ. муж.р. Неправильно образуется  форма Род.п. мн.ч. неко­ торых сущ. А) туфель, рельса,  коленко; (эта) тюль,  (эта) врач; Б) (эта) бра, (этот)  авеню. Торта, профессоры,  директоры. А) туфля – ж.р., рельс –  м.р., коленка – ж.р.;  (этот) тюль, (этот)  врач;   Б) (это) бра –  ср.р., (эта) авеню –ж.р. Торты, профессора,  директора. Надо знать теорети­ ческий материал или  обращаться к слова­ рям и справочникам. Обращаться к  словарю. Пять помидор, без  блюдцев. Пять помидоров, без  блюдец. Обращаться к  словарю. Обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных. Неверный выбор формо­ образующего суффикса  простой сравнительной  степени. Смешение простой и  составной форм степеней сравнения. Образование степеней  сравнения: а) прил­х,  обозначающих признак,  который не может прояв­ ляться в большей либо в  меньшей степени; б) большинства прил­х,  обозначающих цвет. Неправильное образова­ ние кратких форм. Употребление в полной  форме прил­х, не име­ ющих такой формы. Употребление прил­х –  сказуемых в полной ф.  при наличии при них  зависимых дополнений. Звончее, красившее. Звонче, красивее. Более глубже, наиболее  известнейший, самый  глупейший. А) лысее, более слепой; Б) коричневее, более  синий. Наиболее сильный или  сильнее; менее умный. Степень сравнения НЕ  образуется.  Светл, тёпл, хитр. Светел, тёпел, хитёр. Он обязанный это  сделать. Мы очень  радые. Беларусь известная  своими озерами. Игорь  больной гриппом. Он обязан это сделать.  Мы очень рады. Беларусь известна  своими озерами. Игорь  болен  гриппом. При наличии допол­ нения прил­е – ска­ зуемое должно быть  в краткой форме. Обусловленные нарушением норм употребления имен числительных. Неправильное образова­ ние формы количествен­ ных числ­х. Неправильное образова­ ние формы порядковых  числ­х. Нарушение согласования  числ­го оба (обе) и сущ­ С пятистами шести­ десяти семи студен­ тами, о полтарах  килограммах В дветысячном году, в  двух тысяче седьмом  году. Обоими руками, обеим  студентам, на обеих  С пятьюстами шестью­ десятью  семью студен­ тами, о полу­тора  кило­ граммах. В двухтысячном году, в  две  тысячи  седьмом  году. Обеими руками, обоим  студентам, на обоих го. Неправильное образова­ ние формы дробных  числ­х и сочетающихся с  ними сущ­х. окнах. Пятьдесят две целые  три десятые метров.  Сорок три целые две  сотые километров. окнах. Пятьдесят две целых  три десятых  метра.  Сорок три целых две  сотых километра. Двое малышек, четве­ро козликов, трое чернил  разного цвета Сорок двумя сутками,  тридцать три ножниц Две малышки, четыре  козлика Сорока двумя днями,  тридцать три штуки  ножниц Нарушение грамматиче­ ской сочетаемости соби­ рател­х числ.­х и сущ­х. Нарушение грамматиче­ ской сочетаемости соста­ вных числ­ых, оканчива­ ющихся на два, три,  четыре, и сущ­ых, упот­ ребляющихся в форме  только мн.ч. Образование составных  собирательных числ­ых Двадцать трое,  тридцать двое _____________ Слово целые после  слов две, три,  четыре употреб­ ляется в форме Род.  п.; сущ­ое в подоб­ ных сочетаниях  употребляяется в  форме Род.п. ед.ч. Вещественные сущ­ ые (чернила и др.) не  сочетаются с числ­м Слова два, три, че­ тыре и оканчива­ ющиеся на них (два­ дцать два, сто три­ дцать четыре ) не  сочетаются с сущ­и,  употребляющимися в форме только мн. ч Собирательные числ.  обозначают количе­ ство как совокуп­ ность только от двух  до десяти : двое ­  десятеро Неправильное  образование форм  местоимений. Обусловленные нарушением норм употребления местоимений. К ихнему дому вела до­ рожка. О их я говорить  не буду. «К какой  работе тебя тянет?» ­  «К никакой». К их дому вела дорожка.  О них я говорить не буду.  «К какой работе тебя  тянет?» ­ «Ни к какой». Обусловленные нарушением норм употребления глагола. Неправильное образова­ ние форм настоящего  времени а)колыхает, кудахтают, махаю, мурлыкает,  плескается, полоскает; б)дремлет, сыпет,  трепаешь, щипают Неправильное образова­ ние форм настоящ.  вр.  разноспрягаемых гл. Неправильное образова­ ние форм прош. вр. ряда  гл. с суффиксом ­ну­ Неправильное образова­ ние форм повелительно­ го наклонения некоторых гл. хотишь хочем бегите замерзнул, иссякнул, охрипнули, утихнула учахнуло Ехать – едь, поедь Класть – поклади Положить – ложи Лечь – ляжь Испечь ­ испечи Литературная норма: а)колышет, кудахчут,  ма­шу, мурлычет,  плещется, полощет;  б)дремлет, сы­плет,  треплешь, щиплют хочешь хотим бежите Литературная норма: замерз, иссяк, охрипли, утихла, чахло Поезжай Клади Положи Ляг испеки Обусловленные нарушением норм употребления причастий и деепричастий. Образование причастий  наст. вр. от глаголов сов.  вида. Неправильное образова­ ние действительных  причастий прош. вр. от  ряда глаголов на –сти. Употребление причастий  с частицей бы. Образование деепричас­ тий несов. в. при помощи  суффиксов – в, ­вш. Образование при помощи  суффикса –вши деепри­ частий, не имеющих  постфикса. Студенты, примущие  участие в этой акции,  будут премированы. Забрести – забревший,  заплести – заплевший,  расцвести – расцвевший,  привести – привевший,  приобрести­ приобревший Студенты, пожелавшие бы сдать экзамен  досрочно, должны  будут написать  заявление. Ткать – ткав, бежать –  бежавши, тянуть –  тянувши и т.д. Нарисовать –  нарисовавши, узнать –  узнавши и т.п. Студенты, которые  примут  участие в акции,  будут премирован Забредший, заплетший,  расцветший, подметший, приведший, приобретший. Образуются от  основы будущего  времени. Студенты, которые  пожелают  сдать  экзамен досрочно,  должны будут написать  заявление. _______________ Нарисовав, узнав. Подобные глаголы не имеют дееприча­ стных форм. Обусловленные нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов. Нарушение целостности  причастного оборота. Посвященные стихотво­ рения дружбе есть и в  творческом наследии  Пушкина. Стихотворения, посвя­ щенные дружб,  есть и в  творческом наследии  Пушкина. Основное и добавочное  действия относятся к  разным лицам (предме­ там). Неудачное употребление  деепричастного оборота в безличном предложе­нии. Читая стихи Пушкина о любви, возникает  ощуще­ние  беспредельности этого  чувства, которому «все  возрасты покорны». Сидя на берегу тихой  речушки, хорошо  думается о будущем. Употребление деепри­ частия несовершенного  вида при описании доба­ вочного действия, пред­ шествующего основно­ му. Подъезжая к дому на  такси, я вышел из  машины и быстро  забежал в подъезд. Когда читаешь  стихи  Пушкина о любви, возни­ кает ощущение беспреде­ льности этого чувства,  которому «все возрасты  покорны». 1.Когда сидишь на берегу  речушки, хорошо думает­ ся о будущем. 2. Сидя на берегу тихой  речушки, хорошо думать  о будущем. Думая о будущем, нельзя  забывать о прошлом. Подъехав к дому на  такси, я вышел из  машины и быстро  забежал в подъезд. Обусловленные нарушением норм употребления предлогов. Определяемое слово  должно находиться  либо перед причаст­ ным оборотом, либо  после него. Основное и добаво­ чное действие дол­ жно совершать одно  и то же лицо (пред­ мет). Деепричастный обо­ рот можно употреб­ лять. Если отсут­ ствует «логическое  подлежащее», а  сказуемое выражено  инфинитивом. При описании доба­ вочного действия,  предшествующего  основному, употреб­ ляются деепричастия совершенного вида. Употребляются не в  соответствии со  значением предлоги  благодаря, ввиду,  вследствие. Заболел благодаря  переохлаждению Вылечился благодаря  твоим советам. Решил  трудную задачу  благодаря хорошей  подготовки. Ввиду прошедших  снегопадов. Вследствие  предстоящего отпуска. Ввиду прогнозируемого  снегопада, ввиду  предстоящего отпуска. Вследствие принятого  решения, вследствие  прошедших снегопадов. Предлог благодаря  по происхождению и  по смыслу связан с  глаголом благода­ рить и употребляет­ ся только при указа­ нии на «положитель­ ные» причины. Предлог  ввиду упот­ ребляется при указа­ нии на то, что будет. Предлог вследствие  употребляется толь­ ко при указании на  уже произошедшее. Неправильный выбор па­ дежной формы сущ­го  либо местоимения в кон­ струкциях с предлогами  по, согласно, вопреки ... Неправильный выбор  предлога. Смешение конструкций  со словами, близкими по  значению или составу, но  требующими разного  управления. Нарушение норм управ­ ления в сочетаниях одно­ го и того же слова с раз­ ными словами. Бродить по полям, по возвращении  домой,  согласно указу президента,  вопреки принятому решению Обусловленные нарушением норм управления. Бродить по полях, по  возвращению домой,  согласно указа президен­ та, вопреки принятого  решения Вернуться со школы, за­ верил о  преданности Радуюсь жизнью,  заведующий склад,  свойственный для этой  поры года. Вернуться из школы, заверил в  своей  преданности Радуюсь жизни – доволен жизнью, заведующий  складом – директор фирмы, свойственный   этой поре  года – характерный для этой поря  года. Требую внимание,  бронзовый памятник  А.Пушкина. Требую внимания – требую книгу, бронзовый  памятник А.Пушкину – памятник скульптора  С.Селиханова. Обусловленные нарушением норм координации подлежащего и сказуемого. Неправильный выбор  формы числа сказуемого  при подлежащем,  выраженным словом или  сочетанием слов со  значением количества Неправильный выбор  формы числа сказуемого  при однородных  подлежащих. 1.Сто двадцать один  депутат проголосовали  за принятие закона. 2.Всего пять книг лежа­ ли на столе. 3.В прошлом году было  опубликовано два  романа этого писателя. 1.Природа, книга,  дереве­нский мир  формирует личность  Татьяны. 2.Тебе больше нравятся  проза или поэзия? 1.Сто двадцать один депутат проголосовал за  принятие этого закона. 2.Всего пять книг лежало на столе. 3.В прошлом году были опубликованы два  романа этого писателя. 1.Природа, книга, деревенский мир формируют  личность Татьяны. 2.Тебе больше нравится проза или поэзия? Обусловленные нарушением норм употребления второстепенных членов предложения. Ко мне придут три моих одноклассника. Неправильный выбор  падежа определений при  Ко мне придут три мои  одноклассника. сочетаниях «два (три,  четыре) + сущ. в Род.п.» Неправильный выбор  падежа приложения. Неправильный выбор  падежа прямого дополне­ ния при глаголах с  отрицанием. Ты бывал на озере  Нарочи? 1.Почему ты не отрезал хлеб? 2.Не ломайте,  пожалуйста, деревьев. Ты бывал на озере Нарочь? 1.Почему ты не отрезал хлеба? 2.Не ломайте, пожалуйста, деревья. Обусловленные нарушением норм употребления однородных членов предложения. Соединение  несопоставимых понятий Соединение родовых и  видовых понятий. Соединение полной и  краткой форм прил­ых и  причастий. Соединение имени  существительного и  инфинитива. Соединение таких слов,  одно из которых не соче­ тается с общим для  вто­ ростепенных членов  словом. Соединение понятий,  частично совпадающих по логическому объему. Употребление слова,  которое может быть  отнесено к разным рядам  однородных членов, что в результате приводит к  двусмысленности  высказывания. Неправильное  употребление  повторяющихся и  двойных союзов. Папа принес настоящую елку и радость для  детей. Нужно купить фрукты,  овощи, огурцы,  мандарины и бананы. Речь Чацкого, обращен­ ная к Софье, эмоциона­ льна и взволнованная. Мы предложили гостям чаю и посмотреть   фотографии. Повсюду были слышны  взрывы петард и  отблески фейерверков. В конференции принима­ ли участие филологи,  психологи, аспиранты,  доценты и профессора. Необходимо добиваться прекращения угнетения  людей иной веры и  пропаганды против них  (Двусмысленность:  1.Необходимо доби­ ваться (чего?) прекра­ щения угнетения людей  иной веры и пропаганды  против них; 2. Необходи­ мо добиваться прекра­ щения (чего?) угнетения людей иной веры и  пропа­ганды против них. 1.Мерный, чеканный  ритм стиха не раз ме­ няется, взрываясь то  народной частушкой, то растворяясь в  Папа принес настоящую елку, и это вызвало у  детей радость. 1.Нужно купить фрукты и овощи. 2. Нужно купить огурцы, мандарины, бананы и  другие фрукты и овощи. 1.Речь Чацкого, обращенная к Софье, эмоциона­ льна и взволнованна. 2. Речь Чацкого,  обращенная к Софье, эмоциональная и  взволнованная. Мы предложили гостям выпить чаю и посмот­ реть наши фотографии Повсюду были слышны взрывы петард и видны  отблески фейерверков. В конференции принимали участие аспиранты,  доценты и профессора, занимающиеся  филологией и психологией. Необходимо добиваться, чтобы прекратились  угнетение  людей иной веры и пропаганда против них. 1.Мерный, чеканный ритм стиха не раз  меняется, то взрываясь  народной частушкой,  то растворяясь в цыганском романсе. 2.В зарисовках старой деревенской Руси я цыганском романсе. 2.В зарисовках старой  деревенской Руси я не  только нахожу у Есе­ нина радостные, но и  грустные интонации. Я люблю и восхищаюсь  своей бабушкой. Способствуя экономи­ ческому прогрессу стра­ ны, Лопахины все же  вряд ли смогут уничто­ жить извечные пороки  русской жизни:   нищета,  несправедливость,  бескультурье. В своем дневнике путе­ шественник описал эту  уникальную местность:  природу, достопримеча­ тельности, интересных  людей. Употребление общего  дополнения при  однородных сказуемых,  требующих разной  формы зависимых слов. Нарушение связи между  однородными членами и  обобщающим словом при  них. Включение в ряд одноро­ дных членов слов, не  представляющих собой  видового понятия по от­ ношению к родовому на­ званному обобщающим  словом. нахожу у Есенина не только радостные, но и  грустные интонации. Я люблю свою бабушку и восхищаюсь ею.  Люблю (кого? что?), восхищаюсь (кем? чем?). Способствуя экономическому прогрессу страны, Лопахины все же вряд ли смогут уничтожить  извечные пороки русской жизни: нищету,  несправедливость, бескультурье. В своем дневнике путешественник описал  природу и достопримечательности этой  уникальной местности, интересных людей,  живущих там. Обусловленные нарушением норм построения сложноподчиненных предложений. Неправильное постро­ ение СП с придаточной  определительной, поро­ ждающее двусмыслен­ ность высказывания или  искажающее его смысл. Употребление в качестве  однородных придаточной части и члена простого  предложения. Употребление разных по  виду придаточных частей в качестве однородных. 1.Об этом вы сможете  прочесть в материале  И.Максимова, который  увидит мир на этой  неделе. 2.Министер экономики  посетил один из цехов  завода, который по  итогам года назван  лучшим (Цех или завод  назван лучшим?) В стихотворении заме­ чательно переданы чув­ ства, испытываемые  человеком в пору взрос­ ления и когда ему прихо­ дится расставаться с  наивными мечтами и  иллюзиями детства. В сочинении необходимо  рассказать о тех чув­ ствах, которые вызыва­ 1.Об этом вы сможете прочесть в материале  И.Максимова, которая увидит мир на этой  неделе. 2.Министр посетил один из заводских цехов,  который по итогам года назван лучшим.  ­Министр посетил один из цехов того завода,  который по итогам года назван лучшим. В стихотворении замечательно переданы  чувства, испытываемые человеком в пору  взросления и когда ему приходится  расставаться с наивными мечтами и  иллюзиями детства. В сочинении необходимо рассказать о тех  чувствах, которые вызывает природа,  и о том,  что любовь Пушкина к русской природе Соотнесение формы ска­ зуемого придаточной ча­ сти с формой подлежа­ щего главной части. Соотнесение формы ска­ зуемого главной части с  грамматической основой  придаточной части. Немотивированное  расчленение частей СПП. Употребление лишнего  союза или союзного  слова. Неправильный выбор  союза или союзного  слова. ет природа и что  любовь Пушкина к  русской при­роде  является отраже­нием  его любви к родине. Все, кто пришли сегодня на рынок, были приятно  удивлены. Основное, о чем удалось  договориться, ­ это об  увеличении товарообо­ рота между нашими  странами. Татьяна долго размыш­ ляла над письмом  Онеги­на и,  наконец,  решила. Что она не  сможет лгать,  притворяться и  обманывать мужа. Несмотря на то что  хотя Ольга Онегину не  нравится, на именинах у  Лариных он ухаживает  именно за ней. Такое понимание друж­ бы появилось в счастли­ вые лицейские годы, где  Пушкин проникся духом  братства и товарище­ ства. является отражением его любви к родине. Все, кто пришел сегодня на рынок, были  приятно удивлены. Основное, о чем удалось договориться, ­ это   увеличение  товарооборота между нашими  странами. Татьяна долго размышляла над письмом  Онегина и, наконец,  решила, что она не сможет лгать, притворяться и обманывать своего  мужа. Несмотря на то что Ольга Онегину не  нравится, на именинах у Лариных он ухаживает именно за ней. Хотя Ольга Онегину не нравится,  на именинах у Лариных он ухаживает именно за  ней. Такое понимание дружбы появилось в  счастливые лицейские годы, когда Пушкин  проникся духом братства и товарищества. Обусловленные неправильным построением предложений с чужой речью. Смешение прямой и  косвенной речи. В стихотворении «Русь советская» С. Есенин с  грустью пишет, что его поэзия в этой стране  больше не нужна. В стихотворении «Русь  советская» С. Есенин с  грустью пишет, что  моя поэзия в этой  стране больше не  нужна. Мы поинтересовались,  что будет ли лекция. Употребление двух под­ чинительных союзов в  предложении с косвен­ ной речью. Употребление подчини­ тельного союза и союз­ ного слова в предл­ях с  косвенной речью. Употребление прямой  речи при вводных словах  Мы поинтересовались, будет ли лекция. Папа спросил, что кто  ему звонил. Папа спросил, кто ему звонил. По мнению Б. Шоу:  «Деятельность –  1.По мнению Б. Шоу, деятельность – лучший  путь к знанию. (вводных предложениях), указывающих на  источник сообщения. лучший путь к знанию». 2. Б. Шоу говорил: «Деятельность – лучший  путь к знанию». Речевые ошибки местоимений. Двусмысленность выска­ зывания при неудачном  использовании личных  местоимений Двусмысленность выска­ зывания при неудачном  использовании возврат­ ного местоимения Двусмысленность выска­ зывания при неудачном  использовании притяжа­ тельных местоимений Употребление лишнего  слова Фамусов сказал Чац­ кому, что он должен  еще послужить. (Кто  должен послужить:  Фамусов или Чацкий?) Чичиков приказал  слу­ге отнести вещи к себе. (К кому отнести  вещи: к Чичикову или  к слуге?) Профессор сказал  уче­нику, что его  предпо­ложение  оказалось  правильным. (Чье  предположение: про­ фессора или ученика?) В своем стихотворе­ нии «Смерть поэта»  М.Ю.Лермонтов  обличает тех, кто  был виновен в гибели  А.С.Пушкина Фамусов сказал, что  Чацкий должен еще  послужить. Чичиков приказал,  что­бы слуга отнес  вещи к нему. / Чичиков  прика­зал, чтобы слуга отнес вещи к себе. Профессор сказал, что  предположение ученика  оказалось правильным. В стихотворении  «Смерть поэта»  М.Ю.Лермонтов  обличает тех, кто  виновен в гибели  А.С.Пушкина.

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"

Памятка "Грамматические ошибки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018