Материал "Памятка написания сочинения-рассуждения ЕГЭ" предназначен для подготовки учащихся 11 классов к заданию 27 ЕГЭ 2019 года по русскому языку. Его актуальность определяется изменениями в КИМах ЕГЭ 2019 года при написании сочинения по заданному тексту. По структуре сочинение-рассуждение должно состоять из следующих частей:
1. Вступление.
2. Определение и формулировка проблемы. (Речь идет о том, какой важный вопрос поднимает автор своей работой).
3. Комментарий – это размышления, пояснения и важные замечания по поводу указанного отрывка текста.
4. 2 Примера-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.
5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями (анализ, сопоставление).
6. Позиция автора – это тот вывод, к которому приходит автор в ходе своих размышлений, сопоставления примеров и аргументов.
7. Отношение к позиции автора: (согласие/несогласие) + аргументация (из жизненного опыта, из художественных, публицистических произведений, на примере жизни известных личностей).
8. Вывод.
Далее в "Памятке" приводятся фразы-клише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения.
Памятка поможет избежать ошибок учащимся при написания сочинения и может использоваться учителями русского языка для успешной подготовки выпускников к ГИА.
Памятка написания сочинениярассуждения ЕГЭ 2019. (Задание 27, советы учащимся)
1 Вступление.
2 Определение и формулировка проблемы. Речь идет о том, какой важный вопрос
поднимает автор своей работой.
3 Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по поводу
указанного отрывка текста.
4 2 Примераиллюстрации – это отрывки текста, которые вы должны объяснить и
интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого отрывка
смогли извлечь.
5 Смысловая связь между примерамииллюстрациями (анализ, сопоставление).
6 Позиция автора – это тот вывод, к которому приходит автор в ходе своих размышлений,
сопоставления примеров и аргументов.
7 Отношение к позиции автора: (согласие/несогласие) + аргументация (из жизненного опыта,
из художественных, публицистических произведений, на примере жизни известных
личностей).
8 Вывод.
Фразыклише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения.
1. Вступление. Как начать сочинение
Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах
выпускников: 1) Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его
интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы.
2) Не начинайте сочинение с местоименной фразы (В этом тексте говорится...).
2. Проблема
В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.
В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …
Автор текста <инициалы и фамилия автора> не случайно обратился к теме… Проблема, о
которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего
интересами своего времени, своего поколения.
Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие
проблемы, одной из которых является...
Что такое ...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.
3. Комментарий На примере случая из жизни <главного героя> автор показывает…
Не случайно писатель обращает наше внимание на…
Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах <здесь может
быть любая другая деталь>, которые…
Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам
автор. В ней… Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует <метафоры,
просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства художественной
выразительности>. Это позволяет ему показать…
4. Привести 2 Примераиллюстрации по указанной проблеме (ДВА аспекта, применяя
ЦИТИРОВАНИЕ).
5. Смысловая связь между примерамииллюстрациями
Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Несмотря на то, что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.
6. Позиция автора
Автор считает/утверждает, что… <позиция автора>.
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).
Автор убеждает нас в том, что… <позиция автора>.
Позиция автора такова: <цитата из текста>.
Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: <цитата из
текста>.
Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <цитата из текста>.
7. Отношение к позиции автора
1) Согласие: Я согласен с автором данного текста в том, что…
Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…
Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …
Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.
2) Несогласие (полное или частичное):
Текст писателя <ФИО> произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны
<выразить согласие> … , но с другой <своё мнение>…
В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что <позиция
автора>... Постараюсь обосновать свою точку зрения.
8. Вывод. Заключение.
1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:
В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…
2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…3) Сделать прогноз, высказать предположение:
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…
4) Призвать читателя к действию:
В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…