Данная памятка очень нужна современному учителю в своей работе. Проводить работу над ошибками по ней очень легко.Есть правила и есть примеры.Учащиеся исправляют свои ошибки по ходу работы.Анализируют,видят свои допущенные ошибки.А это немаловажно в наше время.Так как современные дети мало читают и допускают много ошибок.
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку 3 4 класс
1. Точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Поставь в конце
точку. Делай так: Птицы улетели.
2. Слоги жиши, чаща, чущу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот
правило. Делай так: жил, жизнь, машина. Составь предложение.
3. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ручейки.
4. Пропуск буквы. Выпиши слово. Раздели его на слоги. Делай так: прилежный,
прилежные.
5. Большая буква в именах людей, кличках животных. Выпиши слово. Придумай
и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша. Составь
предложение.
6. Слово из словаря. Напиши слово три раза. Делай так: карандаш, карандаш,
карандаш. Составь предложение.
7. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два
слова на это правило. Делай так: огонь, учитель, морковь, коньки. Составь
предложение.
8. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это
правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка. Составь
предложение.
9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с
приставками. Делай так: приехал, заехал, уехал. Составь предложение.
10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное
написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) дома, у большого дома.
11. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь
ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное
слово. Делай так: гористая горка. Придумай и запиши еще два слова с безударной
гласной в корне слова, проверяемой ударением. Составь предложение.
12. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Выпиши слово грамотно. Подбери
проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена
ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный честь. Вспомни правило
проверки непроизносимых согласных.13. Ь знак после шипящих. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.); жечь, печь, стеречь ( гл., неопр. ф.); пишешь,
читаешь, решаешь (гл., 2 л.)
Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы и 2
го лица после шипящих пишется Ь.
14. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова
на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач,
изза туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного
числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
15. Гласные е – и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором
допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях. Делай так: на дороге –
дорога сущ., 1 скл, ,предл .п.
Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и
падеж.
16. Гласные е – и в окончаниях имен прилагательных. Выпиши прилагательное
вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени
прилагательного. Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?), дальнему ( м.р.,
дат ,п.).
Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж.
Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно
определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо
хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
17. Гласные е – и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол, в котором допущена
ошибка. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) е; смотрит
смотреть (2 спр) и (исключение).
Запомни! Гласные е и в окончании глагола следует устанавливать по
неопределенной форме.
18. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь
знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Делай так: грачи, скворцы и
жаворонки улетели в теплые края.
23. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно.
Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Выпал снег. Дети рады.24.Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни
сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Дочка, речка, мощный
26. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно, выдели
приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Полетели, побежали, потянули.
27.Правописание предлога. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши
слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Обозначь орфограмму – пробел.
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
Предлог это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет
предлогов.
Лодка отплыла от берега
28.Разделительный Ъ. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой
орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную. Съест,
объявления, объем.
Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.
29.Ь на конце существительных после шипящих. Выпиши слово правильно.
Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Луч (м.р.), шалаш (м.р.) Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.) Ь пишется на конце
существительных ж.р., 3 склонения.
30.Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно.
Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.
Водовоз, самолет.
31.НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило.
Подчеркни орфограмму. Не_пришел, не_выучил.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не
употребляются: нездоровится, негодовать и др..
32.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)
33.Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе,
такое и в прилагательном.
К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.
34.Ь на конце глаголов 2го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой
орфограммой.
Пишешь (2е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)
Глаголы 2го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
35.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на
гласную перед ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В
глаголах 1го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2го спряжения И
Спряжение глаголов
1е спряжение Все глаголы НЕ на – ИТЬ + искл. брить, стелить
2е спряжение все глаголы на ить +исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И
СЛЫШАТЬ,
СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.
Личные окончания глаголов
1е спряжение
–ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ
2 спряжение
–ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ
Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)
Ь в неопределенной форме глагола.Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно
слово с этой орфограммой.
36.Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть
Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на – ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.
37. Пунктуация
А) Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение
с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Слава нашей Родине ! Слава труду !
Б) Однородные члены предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему
предложения.
Знаки препинания при однородных членах
О, О
О и О
О, а О
О да (=и) О
О, но О
О, да (= но) О
О и О,и О,и О
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
В) Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти
схемы.Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .
Г) Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
"А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. " П ?” а.