Работа над ошибками — это действия обучающихся, направленные на исправление допущенных недочетов. Основная цель РНО - разбор и отработка ошибок, сделанных при выполнении задания. Эта работа позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учеников, формирует умение систематизировать, обобщать и закреплять полученные знания.
Если творчески подойти к выполнению данной работы, у обучающихся можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними.
Разработанный алгоритм выполнения РНО, позволяет ученику качественно проработать свои ошибки, а также способствует развитию творческого потенциала.Как качественно выполнить работу над ошибками? Поможет эта инструкция.
Тренажёр
ы
русского
языка
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________Проверяемые написания в корне слова
Безударные гласные, непроизносимые согласные,
парные согласные в корне слова,
1. Правильное написание слова.
2. Подобрать проверочное слово, разобрать слово по составу,
выделить орфограмму.
3. Фонетический разбор слова.
4. Подбор однокоренных слов.
5. Записать два слова с данной орфограммой.
6. Записать предложение с этим словом. Выполнить
синтаксический разбор данного предложения.
Образец:
Окно, окна,
о (а) – гл., безуд.,
к (к) согл., тв., глух.,
н (н) согл., тв.,зв.,
о (о) гласный, ударный.
Оконце, окошко, подоконник.
Земля, казалось.
За окном идет дождь.Безударные личные окончания глаголов
1. Записать слово правильно, выделить окончание глагола.
2. Доказать правильность написания окончания.
3. Написать 3 слова на данную орфограмму, выделить личные
окончания глаголов.
4. Составить словосочетания с данным словом:
глагол + наречие (разобрать наречие по составу)
глагол + существительное (падеж, род, число, склонение)
глагол + местоимение (падеж, лицо, число)
5. Творческая работа:
а) фразеологизм;
б) пословица, поговорка;
в) сочинение фразеологизма с данным словом;
Г) составление предложения.
6. Синтаксический разбор.
Образец:
Играет , играть, суффикс а , 1 спряжение.
Узнает, пишет, поймает.
Играет ловко,
играет с сестрой (Т.П., ж.р., ед. ч., 1 склонение)
играет около меня (Р.п., 1 лицо, ед. ч.)Мой друг играет первую скрипку.
Играть в молчанку.
Разделительный Ъ и Ь знаки, мягкий знак как
показатель мягкости
1. Записать слово правильно. Доказать правильность его
написания.
2. Написать 3 слова на данную орфограмму.
3. Подобрать или придумать предложение с этим словом. Найти главные
члены предложения.
Образец:
1. Объехать
2. Подъезд, объявление, съежился.
3. Машина подъехала к парку.
Написание предлогов и приставок.
1. Записать слово правильно. Доказать правильность написания
орфогрммы.
2. Записать 3 слова с этой орфограммой.
3. Подобрать или придумать предложение с этим словом. Найти
главные члены предложения.
Образец.
1. Издалека. Наречие.
2. Справа, слева, снизу.3. Издалека начать разговор.
1. На стене. (На чем?) на стене. Предлог.
2. На столе, под столом, за столом.
3. Стенка об стенку.
Непроверяемые написания.
1. Записать слово правильно.
2. Подобрать 5 слов с непроверяемыми орфограммами.
3. Подобрать или придумать предложение с этим словом. Найти
главные члены предложения.
Образец.
1. Прекрасный.
2. О кеан, комната, квартира, фиолетовый, решить.
3. В одно прекрасное время.
Написание И/Ы после шипящих
1. Записать слово правильно. Доказать правильность
написания. (Правило)
2. Подобрать 3 слова с этой орфограммой.
3. Подобрать или придумать предложение с этим словом.
Найти главные члены предложения.
Написание сложных слов с буквой
соединительного гласного4. Записать слово правильно. Доказать правильность
написания. (Правило)
5. Подобрать 3 слова с этой орфограммой.
6. Подобрать или придумать предложение с этим словом.
Найти главные члены предложения.
Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3–ем лице.
1. Записать слово правильно. Доказать правильность его
написания.
2. Фонетический разбор слова.
3. Написать 3 словосочетания на данную орфограмму:
глагол + наречие (разобрать наречие по составу)
глагол + существительное (падеж, род, число, склонение)
глагол + местоимение (падеж, лицо, число).
4. Подобрать синонимы.
5. Подобрать антонимы.
6. Творческая работа:
а) фразеологизм;
б) пословица, поговорка;
в) сочинение фразеологизма с данным словом или
предложения.
7. Морфологический разбор данного глагола.
Образец.
1. Хорошо возвращаться домой. Хорошо (что делать?),
неопределенная форма глагола, пишется –ТЬСЯ.2. Фонетический разбор.
3. Возвращаться надолго,
возвращаться к другу ( Д.п., м.р., ед.ч., 2 склонение),
возвращаться к ней ( Д.п., 3 лицо, ед.ч.)
4. Вернуться.
5. Разлучаться, расставаться.
6. Вернуться с пустыми руками.
7. 1. Возвращаться – глагол, (что делать?)
2.Неопределенная форма – возвращать, 1 спряжение.
3.Главный член предложения – сказуемое.
Безударные окончания имен прилагательных.
1. Записать словосочетание правильно.
2. Выполнить морфологический разбор имени
прилагательного.
3. Записать 3 словосочетания на эту орфограмму.
4. Синонимы.
5. Антонимы.
6. Творческая работа:
а) фразеологизм;
б) пословица, поговорка;
в) сочинение фразеологизма с данным словом или
предложения.
Образец.
1. К любезному соседу.
2. 1. Любезному – имя прилагательное, (к какому?);
2.Начальная форма – любезный;
3.Дательный падеж, мужской род, единственное
число;4.Второст епенный член предложения –
определение.
3. К открытому окну, искусному мастеру, по родному
брату.
4. К вежливому, к искреннему.
5. К недружелюбному, у двуличному.
6. Садиться на любезного конька.
Безударные гласные в суффиксах –ик, ек
1. Записать слово правильно, проверить правильность
написания данной орфограммы.
2. Разобрать слово по составу.
3. Выполнить фонетический разбор.
4. Подобрать 4 слова на данную орфограмму.
5. Синонимы.
6. Антонимы.
7. Творческая работа:
а) фразеологизм;
б) пословица, поговорка;
в) сочинение фразеологизма с данным словом или
предложения.
Образец.
1. Кораблик – кораблики, замочек – замочки.
2. Кораблик.
3. К – (к) согласный, твердый, глухой, парный;
О – (а) гласный, безударный;
Р – (р) согласный, твердый, звонкий, непарный;А – (а) гласный, ударный;
Б – (б) согласный, твердый, звонкий, парный;
Л – (л ) согласный, мягкий, звонкий, непарный;
И – (и) гласный, безударный;
К – (к) согласный, твердый, глухой, парный.
4. Конёчек, лучик, билетик.
5. Пароход, лодка.
6. Самолет, автобус.
7. Корабль мечты; сжечь свои корабли.
Падежные окончания имен существительных.
1. Записать словосочетание правильно. Доказать
правильность написания орфограммы.
2. Морфологический разбор имени существительного, в
котором допущена ошибка.
3. Подобрать3 словосочетания на данную орфограмму.
4. Составить предложение с данной орфограммой.
Синтаксический анализ.
Образец.
1. На поляне (1 склонение, П.П.)
2. 1.На поляне – имя существительное, (на чем?)
2.Начальная форма – поляна.
3.1 склонение, предложный падеж, женский род,
единственное число.
4.Второстепенный член предложения – обстоятельство.
3. О песне, на диване, о родине.
4. На лесной опушке появились первые цветы.
Это предложение по цели высказывания
повествовательное, по интонации невосклицательное,распространенное, не оснащено однородными членами,
простое.
Запятая при однородных членах предложения.
1. Выписать предложение, в котором допущена ошибка.
2. Выполнить синтаксический анализ предложения.
3. Выписать словосочетания.
4. Придумать или найти в художественной литературе
предложение, содержащее однородные члены.
Образец.
1. Павлины разозлились, выдрали у нее чужие перья и
выгнали со двора!
2. Это предложение по цели высказывания – побудительное,
по интонации – восклицательное, распространенное,
оснащено однородными сказуемыми, простое.
Павлины разозлились, выдрали у нее чужие перья и
выгнали со двора!3. Выдрали (что?) перья;
Выдрали (у кого?) у нее;
Перья (какие?) чужие;
Выгнали (от куда) со двора.
4. Петух был покрыт желтыми, красными и зелеными
перьями.
Запятая в сложном предложении.
1. Выписать предложение, в котором допущена ошибка.
2. Выполнить синтаксический анализ предложения.
3. Выписать словосочетания.
4. Придумать или найти в художественной литературе
сложное предложение.
Образец.
1. Пришла осень, и листья стали опадать.
2. Это предложение поцели высказывания
повествовательное, по интонации – невосклицательное,нераспространенное, сложное, не оснащено однородными
членами.
3. Вскоре вслед за выстрелом послышался лай охотничьих
собак, страх охватил оленя.
Состав слова
1. Разобрать слово по составу.
2. Подобрать к данной схеме 3 слова. Разобрать их по составу.
3. Подобрать однокоренные слова. Разобрать их по составу.
4. Творческая работа:
а) фразеологизм;
б) пословица, поговорка;
в) сочинение фразеологизма с данным словом или
предложения.
Образец.
1. Пробегает.
2. Прошагает, проводка, сделает.
3. Бегун, беготня, бегущий, убегающий.4. Бежит так, что пятки сверкают.