Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Оценка 4.7
Памятки
docx
русский язык
4 кл
28.04.2017
Данную памятку я использую на уроках русского языка в начальной школе. При проверке тетрадей, на полях, ученикам я ставлю номер из памятки. А дети, ориентируясь на этот номер, выполняют работу над ошибками по памятке. Постепенно усложняю. Ставлю ошибку без номера. Дети сами должны определить орфограмму, на которую допущена ошибка, поставить номер из памятки и выполнить работу по данному алгоритму.
памятка по русскому языку.docx
Прочитай слово, определи тип ошибки.
Прочти, как правильно над ней поработать.
Не допускай появления этих ошибок в своей работе!
1. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. Напиши его три раза.
Делай так: звонок, ученик.
2. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у\чи \тель 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: осина.
Запомни!
При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя
переносить на другую строку.
Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной
(кольцо, отъезд).
Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лейка).
Слова с двойной согласной переносятся так: дрожжи.
Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
При переносе нельзя отрывать начальную часть корня,
не составляющую слога (прикрыть, проспать,
НО НЕ прикрыть, проспать)
4. Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфав т, портф ль, класс.
ии
еи
Запомни! В словах с одним слогом ударение не ставится. 5. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение.
Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
6. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек,
городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
7. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике
предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак
препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в
нашу дверь?
Запомни! В конце предложения ставится точка, восклицательный знак,
вопросительный знак.
8. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму
Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.
Запомни! Жиши, чаща, чущу.
9. Сочетания чк} чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова с этой
орфограммой.
Делай так: почка, мощный, речной, обманщик.
Запомни! Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
10.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: пень, деньки, пальчик.
11. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий
знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи Запомни! Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных
перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
12. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную
букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так Подъезд, объявление.
Запомни!
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок,
оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с
гласных е, ё, ю, я
Исключения: объект, субъект, адъютант
13. Правописание Ы или И после Ц.
Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай
правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И.
Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы.
Запиши ещё 2 слова на это же правило. иск. иск. иск.
Делай так: цирк, цифра, цитата, цыплёнок, цыц, цыкать
Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на ция.
цитировать, операционная, дисциплина.
Буква Ы после Ц пишется:
в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы;
в корнях слов–исключений: цыплёнок, цыц, цыган, на цыпочках,
цыганка, цыганский, цыкнуть, цыпцып, цыкать.
14. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой
орфограммой.
Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.
Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
15. Состав слова.
Выпиши слово и разбери его по составу.
Например: поездка.
окончание (измени число или форму);
корень (подбери несколько однокоренных слов);
приставка (часть слова перед корнем);
суффикс (часть слова после корня). Делай так: поездка – поездку, поездкой.
Запомни! Общая (одинаковая) часть родственных слов называется корнем.
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в
предложении.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для
образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов
16. Написание частицы НЕ с глаголами (слова названия действий)
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.
Запомни! Частица не с глаголами пишется раздельно.
17. Парные звонкие и глухие согласные.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так : Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
Запомни! (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную
согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное
слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
18. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни
безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: Сад сыи
ес, волн – ваи
ад, лес лаи
оолны.
Запомни! Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать
проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
19. Непроверяемая безударная гласная.
Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Капуста, капустный, капусточка
Запомни! Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или
посмотреть их написание в словаре.
20. Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь. Запомни! Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо
подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук.
Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
21. Удвоенные согласные в корне.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так: Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.
Запомни ! Две одинаковые согласные пишутся:
В корне слова (их нужно запомнить)( класс, ванна, хоккей, бассейн, масса,
дрожжи и т.д.)
Если приставка кончается, а корень начинается с той же согласной
(рассказ , оттолкнуть)
Если корень кончается, а суффикс начинается с той же согласной
(ранняя , осенний)
В суффиксе (двойные согласные запоминаем) (клюквенный)
22. Правописание предлога (словопомощник) со словом.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограммупробел. Вставь между
предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) реки, от (какой?) реки
Запомни!
Предлог пишется отдельно от слова.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
У глаголов нет предлогов.
Перед местоимениями 3 лица после предлога пишите букву
Н.
( с ними)
23. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с
разными приставками.
Делай так Заехал, приехал, уехал.
Запомни! Приставка это часть слова. Она пишется слитно со словом.
24. Безударная гласная в приставках.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму
Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.
Запомни написание гласных букв в приставках:
до, о, об (обо), от (ото), по, под (подо), про, со;
за, на, над при
пре (очень).
Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать
слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под
ударением.
25. Соединительная гласная в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Делай так: Водолаз, землемер.
Запомни!
В сложных словах есть соединительные гласные о, е.
Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то
надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
26. Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных (слованазвания предметов).
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип
склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: На речке речка сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,
у речки – речка сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
Запомни падежные окончания имён существительных!
Падежи
Вопросы
Предлоги
1е скл.
м.р. ж.р м.р.
Именительный
кто? что?
а
я
2е скл.
3е
скл
ср.р ж.р.
о
а
у
а
я
е
я
ю
о
е
и
и
Родительный
Дательный
Винительный
кого? чего?
откуда? где?
кому? чему?
куда? где?
кого? что?
куда?
Творительный
кем? чем? где?
Предложный
о ком? о чём?
где?
Контрольные слова
без, у, с, до
из, от,
около
к, по
в, на, за,
про
через
за, над, с,
под.
в, на, об
ы
и
е
у
ю
ой
ей
ом ем (ь) ю
е
е
и
лиса
конь
степь земля
стол
27. Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных (слованазвания признаков).
От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число,
падеж.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему м.р., ед. ч., Д. п.
По озеру (какому?) голубому – ср. р., Д.п.
Запомни: проверяй написание по вопросу!
Падежи
М. р. и С.р.
Ж. р.
Мн.ч.
Именительный
ый, ий,
ое, ее
ая, яя
ые, ие
Родительный
ого, его
ой, ей
ых, их
Дательный
ому, ему
ой, ей
ым, им
Винительный
ый, ий
ое, ее
ую, юю
ые, ие
Творительный
Предложный
ым, им
ом, ем
ойою,
ейею
ой, ей
ыми, ими
ых, их
28. Правописание окончаний глаголов (слованазвания действий)
2го лица единственного числа.
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же
правило.
Делай так: читаешь I спр., 2л., ед.ч., рисуешь
Запомни! В окончаниях глаголов 2го лица ед. ч. пишется Ь пишешь,
стучишь.
, танцуешь, гуляешь.
29. Правописание безударных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, поставь в начальную форму, определи спряжение, лицо, число,
запиши 3 глагола на это же правило.
Делай так: Строим
– строить II спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.
Запомни! Окончания глаголов можно определить по неопределённой
форме.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
1. поставить глагол в начальную форму; 2. определить спряжение глагола;
3. проверить спряжение по форме 3го лица мн.числа
(они что делают?…, если –ат ят, то пишем И в окончании);
4. определить окончание данного глагола.
Спряжение глаголов в настоящем времени
Лицо
I спряжение
II спряжение
1е
2е
3е
Ед.число
у (ю)
ешь
ет
Мн.число
ем
ете, ёте
ут (ют)
Ед.число
у (ю)
ишь
ит
Мн. число
им
ите
ат(ят)
Глаголы в неопределённой форме
I спряжение: Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть,
кроме глаголов исключений, + брить, стелить
II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголовисключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
Дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть и терпеть.
30.Правописание –тся, ться в глаголах.
Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе.
Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не
надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.
Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает?) торопится;
перестань торопит…ся – перестань (что делать?)торопиться
Запомни!
Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?, то
глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот
глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется
мягкий знак.
Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.
В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется
мягкий знак: стеречь, стричь. 31. Буквы ОЕ после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
Делай так: овцой
кольцом
ножом
плющом
коржом
красавицей
тучей
крышей
товарищем
сторожем
Запомни! Под ударением пиши букву О, без ударения Е.
32.Правописание суффиксов – ЕК, ИК в именах существительных.
Делай так: звоночек звоночка, ключикнет ключика.
Запомни! Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук
выпадает, и –ик, если не выпадает.
33.Правописание предлогов с местоимениями.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту
орфограмму.
Делай так: У _меня, ко
_мне, со _мной.
Запомни!
Предлоги с местоимениями
(как и с именами
существительными) пишутся отдельно.
34.Запятая в предложении с однородными членами.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.
Делай так: Мальчики смеялись, веселились и кувыркались.
Схема:
Кто?
Что
делали?
Что
делали?
Что
делали?
Запомни!
Запятая ставится:
1) если между ними нет союзов;
2) если между ними есть союзы А, НО, ДА=НО;
3) если союзы И, ИЛИ повторяются.
Запятая не ставится: 1 )если между ними один раз употребляется союз И, ИЛИ, ДА=И
35.Запятая в сложном предложении.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.
Делай так: Кокованя с утра на работу ходил, Дарёнка в избе прибирала.
Запомни!
Если в предложении две и больше грамматические основы, то
это сложное предложение.
Запятая ставится между частями сложного предложения.
36.Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части
речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не
является словосочетанием).
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: Днём шёл мелкий дождик. (Повеств., невоскл., прост.,
распр.)
дождь (какой?) мелкий
шёл (когда?) днём
Запомни!
По
цели
предложения
повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные и невосклицательные.
высказывания
бывают: Характер ошибок
Как исправить
1
П – повтор слова
2
Замените повторяющееся
слово.
Запишите предложение с
новым словом
Н – неудачное слово
или предложение
V – пропуск слова
или предложения
Г – нет в конце
предложения точки
или других знаков
препинания
Z – красная строка
1, 2, 3… –
неудачный порядок
слов в предложении
Замените неудачное слово
или предложение.
Запишите исправленное
предложение, употребив
нужные слова
Подумайте, какое слово
или предложение
пропущено. Запишите
предложение, впишите в
него пропущенное слово
(или запишите
предложение, которое
пропустили)
Подумайте, какие знаки
препинания не поставили.
Выпишите предложение.
Поставьте в конце
предложения нужный знак
препинания. Объясните
свой выбор
Разделите текст на части.
Запишите каждую (или
соответствующую) часть с
красной строки
Прочитайте предложение.
Измените порядок слов.
Запишите предложение,
правильно расположив
слова
Пример
3
Ваня увидел собаку и
испугался. Ваня закрыл
руками лицо и заплакал.
Он закрыл руками лицо и
заплакал.
Мальчик закрыл руками
лицо и заплакал.
Холодный осенний ветер
вырывал листья и заносил их.
Холодный осенний ветер
срывал листья и уносил их.
Жилибыли V со старухой.
Жилибыли старик со
старухой.
Наступило раннее утро.
(повествовательное,
невосклицательное)
Ученики класса нашего спорт
любят. Ученики нашего
класса любят спорт. 1. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится
ошибка.
2. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка, и обозначение
ошибки на полях условным знаком.
3. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком
(/).
4. 3ачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на
полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.
5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на
полях морфемы, в которой находится ошибка.
Например:
5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на
полях способа исправления ошибки.
/ – орфографическая ошибка.
V – пунктуационная ошибка.
W – логопедическая ошибка.
Ф – фактическая ошибка. (К лесным защитникам относятся разные
гусеницы, муравьи.)
Z – красная строка (нет отступа).
Г – нарушение границы предложения. (Еж фыркнул. И убежал под диван.)
V – пропуск слова, предложения.
1, 2, 3 – нарушение порядка слов в предложении.
1 3 4 2
(Кувшин стоял на столе с молоком.)
Н – речевой недочет (неудачный выбор слова).
– нарушение последовательности изложения.
П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы). Авторская программа «Систематический курс русского языка» по
предмету «Русский язык» (Программа по русскому языку (Авторы:
М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А.Байкова,
Н.М.Лаврова) («Программы по учебным предметам», М.:
Академкнига/учебник , 2011 г. – В 2 ч. Ч.1.)
.Чуракова Н.А., Байкова Т.А.,
Малаховская О.В. Методическое
пособие к учебнику «Русский язык. 2 класс. Стандарты второго
поколения», — М.: Академкнига/Учебник;
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 12 класс: Методическое
пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных
работ. 12 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник.
Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. — М.:
Академкнига/Учебник;
Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. — М.:
Академкнига/Учебник;
Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. — М.:
Академкнига/Учебник;
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.