Работа над ошибками – залог грамотного письма. Если не разобраться в своей ошибке, она так и будет повторяться из раза в раз. Но часто ученик не имеет чёткого представления, как сделать работу над ошибками грамотно.
В помощь учителям и ученикам предлагаю памятку по работе над ошибками, составленную на основе программы «Школа 21 века».памятка по русскому языку
памятка словарная работа 1-4 класс.docx
Учитель: Сланова Людмила Дмитриевна
Работа над ошибками по русскому языку
Работа над ошибками – залог грамотного письма. Если не разобраться в
своей ошибке, она так и будет повторяться из раза в раз. Но часто ученик не
имеет чёткого представления, как сделать работу над ошибками грамотно.
В помощь учителям и ученикам предлагаю памятку по работе над
ошибками, составленную на основе программы «Школа 21 века».
В чём удобства памятки:
1) Орфограммы пронумерованы. При проверке тетрадей учитель
зачёркивает неверное написание, а сверху подписывает номер
орфограммы из памятки.
2) Ученик самостоятельно находит в памятке нужную орфограмму и по
инструкции в памятке её исправляет.
3) В памятке есть столбик с правилами. Если ученик забыл правило с
прошлого года обучения, он может найти его в таблице.
4) Памятка тематически разбита на классы. А значит во втором классе
можно распечатать только те орфограммы, которые относятся к 1 и 2
году обучения, в 3 классе добавить ещё часть, ну и в 4 классе учащиеся
будут иметь памятку целиком.
Памятка «Работа над ошибками»
№ Орфограмма Запиши в тетрадь Вспомни правило
1
2
3
Заглавная буква в
начале
предложения,
именах, кличках
животных,
названиях
географических
объектов
Пропуск буквы и
замена (лишняя
буква)
Перенос слова
1-2 класс
1) Выпиши
предложение
правильно. Подчеркни
заглавную букву.
Выпал первый снег.
2) Выпиши слово
правильно. Подчеркни
заглавную букву.
Придумай ещё два
слова с данной
орфограммой.
Маша, Кирилл, Вика.
Выпиши слово.
Подчеркни в нем
пропущенную букву.
Звонок- звонок.
Раздели слово на слоги
для переноса.
Оси-на
Каждое предложение
начинаем писать с
заглавной буквы.
Имена собственные, клички
животных, названия
географических объектов
всегда пишутся с заглавной
буквы.
1)При переносе одну букву
нельзя оставлять на строке.
2) Буквы й, ы, ъ, ь нельзя
отделять от
предшествующей буквы. 4
5
6
7
8
9
Мягкий знак,
обозначающий
мягкость
Ь на конце
существительных
после шипящих
Непроверяемые
гласные и
согласные в корне
слова (словарные
слова)
Правописание
предлога
Соединительные
гласные в
сложных словах
Гласные и
согласные в
приставках.
10
Сочетание жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Сочетания чк, чн,
нч, нщ
Подчеркни Ь и
согласную перед ним,
запиши еще два слова с
этой орфограммой.
Тоньше, думаешь,
льдина.
Выпиши слово
правильно. Определи
род. Придумай ещё
одно слово с данной
орфограммой:
Луч (м.р.), шалаш (м.р.).
Ночь (ж. р.),печь(ж. р.).
Запиши слово три раза
и запомни, как оно
пишется, поставь
ударение, подчеркни
эту гласную или
согласную.
Ягода, ягода, ягода.
Хоккей, хоккей, хоккей.
Выпиши слово вместе с
предлогом. Докажи, что
предлог со словом
пишется отдельно
(вставь дополнительное
слово или вопрос между
предлогом и словом):
К берегу, к (какому?)
берегу, к крутому
берегу.
Выпиши слово
правильно. Выдели
корни. Подчеркни
гласную. Запиши ещё
одно слово с этой
орфограммой.
Водовоз, самолет.
Выпиши слово
правильно, выдели
приставку. Запиши еще
два слова с этой
приставкой.
Пошёл, посмотрел,
побелел.
Выпиши слово,
подчеркни орфограмму.
Придумай ещё одно
слово с данной
орфограммой.
Жизнь,жираф.
Печка, дочка.
11
Разделительный ь
Выпиши слово
В конце имён
существительных женского
рода в единственном числе
после шипящих всегда
пишется мягкий знак: мышь,
речь.
Предлог - это отдельное
слово. Не смешивай
приставку с предлогом. У
глаголов нет предлогов.
Лодка отплыла от берега
В сложных словах после
твёрдых согласных пишется
соединительная о,
а после мягких согласных,
шипящих и ц –
соединительная е.
морозостойкий, кашевар
Приставки в русском языке:
в-/во-, вы-, до-, за-, о-, об-,
от-, по-, под-, пред-, на-,
над-, не-, пре-/пере-, при-,
с-/со-, у- и пр
Звуки [ж], [ш]-непарные
твёрдые, но в сочетаниях
жи-ши пишется буква и.
Согласные [ч'], [щ']-
непарные мягкие, но в
сочетаниях ча-ща пишется
буква а, и в сочетаниях чу-
щу пишется буква у.
Разделительный ь правильно, запиши ещё
два слова с этой
орфограммой,
подчеркни Ь и гласную
букву.
Вьюга, листья, соловьи.
Выпиши слово, поставь
ударение, выдели
корень. В корне
подчеркни безударную
гласную, подбери
проверочное слово и
запиши рядом.
Сады′ – са′д; волна′ - во
′лны.
Запиши слово, в
котором допущена
ошибка, подбери
проверочное
однокоренное слово,
где парный согласный
произносится
отчетливо.
Мороз – морозы;
Ягодка – ягода.
Прочитай слово,
подбери такое
проверочное слово, где
эта согласная
произносится
отчетливо.
Звездный – звезда.
Честный – честь.
Выпиши слово, Выдели
суффикс и подчеркни
букву перед суффиксом.
Запиши ещё одно слово
с этой орфограммой.
Волчонок, бельчонок.
Выпиши слово, выдели
суффикс, запиши это
слово в родительном
падеже.
Мячик - мячика,
Платочек - платочка.
указывает, что следующие
за ним буквы е, ё,ю,я
обозначают два звука: [й']
+гласный.
Например: пьёт-[п'й'от]
Чтобы проверить
безударный гласный в
корне слова, нужно
изменить слово так, чтобы
безударный звук оказался
под ударением.
Подбери родственное слово
или измени слово так, чтобы
после согласного оказался
гласный звук или согласные
звуки [л], [м], [н], [р], [й'].
Подбери родственное слово
(слово, от которого оно
образовалось) или измени
слово так, чтобы после
согласного стоял гласный
звук. Если звук-невидимка
пропал, то и писать его в
слове не надо.
Изве[cн]ый-весть-известный
Прекра[сн]ый-прекрасен-
прекрасный
После мягких согласных,
кроме [ч'], пичется суффикс
-ёнок- (тигрёнок), после
твёрдых согласных и [ч']
пишется суффикс -онок-
(волчонок)
Суффикс -ик- пишется, если
при изменении слова
гласный звук в суффиксе
сохраняется (ключик- нет
ключика)
Суффикс -ек- пишется, если
при изменении слова
гласный звук убегает
( замочек- нет замочка)
Разделительный ъ пишется
после приставок, которые
оканчиваются на буквы
Разделительный ъ Выпиши слово
правильно, запиши еще
два слова с этой
12
Безударный
гласный в корне
слова
13
Парный согласный
в корне слова
14
Непроизносимый
согласный в корне
слова
Суффиксы -онок-,
-ёнок-
Суффиксы -ик-,
-ек-
15
16
17 18
19
20
Правописание
приставок,
заканчивающихся
на з/с
Правописание слов
с приставкой с-
Правописание о,ё
после шипящих в
корне слова
21
Обозначения звука
[ы] после звука [ц]
22
Правописание
суффиксов -ец, -иц
и сочетаний -ичк-,
-ечк-.
орфограммой, выдели
приставку, подчеркни
гласный звук.
Съест, объявления,
объем.
3 класс
Выпиши слово, обозначь
приставку, придумай
ещё два слова с данной
орфограммой:
Бесполезный,
бесшумный,
бескорыстный.
Выпиши слово, обозначь
приставку, придумай
ещё два слова с данной
орфограммой:
Сделать, слететь,
слезать.
Выпиши слово,
подчеркни орфограмму,
запиши родственное
слово к нему (измени
слово):
Пчёлы-пчела.
Если слово не
изменяется, придумай
ещё одно аналогичное
слово:
Шорох, шорты.
Выпиши слово,
придумай ещё два
слова с данной
орфограммой
(подчеркни её):
Акция, акация.
Цыган, цыплёнок.
Выпиши слово, найди
слово от которого оно
образовано:
Шишка- шишечка.
Пуговица-пуговичка.
согласных звуков, перед
буквами е,ё,ю,я.
Например: съел,подъём
В приставках,
заканчивающихся на з//с
пишется буква с, если
корень начинается буквой
глухого согласного:
бесполезны, искусать. В
остальных случаях пишется
буква з: безопасный,
разрубить.
В русском языке есть только
приставка с-: сделать,
сбежать.
Приставки з- не бывает!
После шипящих в корнях
под ударением звук [о]
обозначается буквой ё, если
при изменении слова или
образовании родственного
слова в этом корне звук [о]
не слышится: пчёлы-пчела,
жёлтый- желтеть.
В остальных случаях звук
[о] обозначается буквой о:
шорох, шорты.
В корнях слов после ц звук
[ы] обозначается буквой и:
цирк, цифра.
Исключение: цыган
подошёл на цыпочках,
сказал цыплёнку цыц.
В именах существительных
мужского рода пишется
суффикс -ец- (храбрец), в
именах существительного
женского рода пишется
суффикс -иц- (красавица).
Сочетание -ичк- пишется в
словах, образованных от
слов на -ица (луковица-
луковичка). В остальных
случаях пишется сочетание
-ечк-. 23
24
25
26
Правописание
сочетаний -инк-,
-енк-.
Правописание
окончаний имён
существительных
Правописание
гласных о и е в
окончаниях имён
существительных
и ц
Правописание
окончаний имён
существительных
на -ий, -ия, -ие
27
Правописание
окончаний имён
прилагательных
Правописание НЕ с
глаголом.
30
Правописание
мягкого знака
после шипящих в
глаголах
Выпиши слово, найди
слово от которого оно
образовано:
Вершина-вершинка,
Вишня-вишенка, сосна-
сосенка.
Выпиши
существительное.
Определи склонение и
падеж. Выдели
окончание.
На опушке (1 скл., П.п.),
у речки (1 скл., Р.п.),
нет печи (3 скл., Р.п.).
Выпиши слово, поставь
ударение, придумай
ещё одно слово с
данной орфограммой:
Се′рдцем, ма′ршем.
Кольцо′м, трубачо′м.
Выпиши
словосочетание,
определи падеж
проверяемого слова и
начальную форму слова:
Благодарность Евгении
(Д.п. Евгения) .
Благодарность
Наталье( Д.п. Наталья).
Выпиши слово, поставь
ударение, придумай
ещё одно слово с
данной орфограммой:
Чужо′го, лесно′го.
Лу′чшего, ху′дшего.
4 класс
Выпиши глагол с НЕ.
Запиши два слова на
это правило. Подчеркни
орфограмму.
гл. гл.
Не_пришел, не_выучил.
Выпиши слово,
придумай ещё два
слова с данной
орфограммой
Сочетание -инк- пишется в
словах, образованных от
слов на -ина (трещина-
трещинка).
Сочетание -енк- пишется в
словах, образованных от
слов на -на, -ня (вишня-
вишенка)
Вспомни таблицу окончаний
имён существительных или
воспользуйся словами с
ударным окончание (1 скл.-
земля, весна, 2 скл.-слон, 3
скл.-рожь)
В окончаниях имён
существительных и после
шипящих и ц под
ударением пишется буква о,
а без ударения в этих же
окончаниях пишется буква
е.
Свечой-тучей
У слов на -ий,-ие в
предложном падеже, у слов
на -ия в родительном,
дательном и предложном
падежах пишется
окончание -и.
О здании, об окончании.
В окончании имён
существительных и имён
прилагательных после
шипящих и буквы ц под
ударением пишется буква о,
без ударения пишется буква
е.
Чужого-лучшего.
Не с глаголом всегда
пишется раздельно.
Во всех глагольных формах
после шипящих пишется
мягкий знак: знаешь, съешь. 31
Правописание тся
и ться в глаголах
32
Спряжение
глаголов
33
34
35
Правописание
гласных на конце
наречий
Правописание ь на
конце наречий
после шипящих
Правописание
имён
числительных
(подчеркни её):
Спишь, ешь, бежишь.
Определи в какой
форме употребляется
глагол. Для этого
запиши вопрос, потом
слово, подчеркни
орфограмму:
Что делает? Волнуется.
Что делать?
Волноваться.
Определи спряжение
глагола, запиши ещё
одно слово данного
спряжение:
Четает 1 спр. Листает.
Если слово исключение
укажи это в скобочках
Выпиши слово,
придумай ещё два
слова с данной
орфограммой:
Вправо, засветло,
накрепко.
Выпиши слово,
придумай ещё два
слова с данной
орфограммой:
Настежь, навзничь,
сплошь.
Выпиши слово,
придумай ещё одно
слово с данной
орфограммой:
Семидесятый,
девятисотый
Если глагол употреблён в
начальной форме (отвечает
на вопрос что делать? что
сделать?), на конце
пишется ться-улыбаться.
Если глагол употреблён в
форме 3-го лица,
единственного или
множественного числа
(отвечает на вопрос что
делает? что делают? что
сделает? что сделают?) на
конце пишется тся-
волнуется.
Если у глагола личное
окончание -у(-ю), -ешь, -ет,
-ем, -ете, -ут (-ют), то это
глагол 1-го спряжения.
Если у глагола личные
окончания -у (-ю),-ишь, -ит,
-им, -ите, -ат (-ят), то это
глаголы 2-го спряжения.
В наречиях с приставками
на-, за-, в- на конце
пишется суффикс -о. В
наречиях с приставками из-
(ис-), до-, с- на конце
пишется суффикс -а.
После шипящих на конце
наречий пишется мягкий
знак.
Исключения: муж, замуж,
невтерпёж
При изменении сложных
количественных
числительных (сколько?)
изменяются обе части
сложного слова:
пятидесяти,
пятьюдесятью. При
изменении сложных
порядковых числительных
изменяется только вторая
часть: пятидесятого,
пятидесятому.
Памятка словарной работы
Памятка словарной работы
Памятка словарной работы
Памятка словарной работы
Памятка словарной работы
Памятка словарной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.