Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»
Оценка 4.8

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»

Оценка 4.8
Памятки
docx
родителям
Детсад
15.04.2018
Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет»
По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство. Ведущей деятельностью становится ролевая игра, ребенок начинает играть во взрослых и подражать им. Неблагоприятным последствием кризиса является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
Крупнова п. Красноярский, Кваркенский р-н Оренбургская обл МАОУ СОШ № 20.docx
Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет» О.В. Крупнова, МАОУ «СОШ № 20» п. Красноярский, Кваркенского района, Оренбургской области По   мнению   психологов,   малыш   в   3   года   переживает   один   из   кризисов,   окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.  Ведущей деятельностью становится ролевая игра, ребенок начинает играть во взрослых и   подражать   им.   Неблагоприятным   последствием   кризиса   является   повышенная чувствительность   мозга   к   воздействиям   окружающей   среды,   ранимость   ЦНС   в   связи   с отклонениями в перестройке эндокринной системы. Отличает его набор симптомов поведения, который в психологии получение название «семизвездие симптомов». 1. Ярко выраженное проявление негативизма, это не просто нежелание выполнять какие – то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого ребенка и часто в ущерб собственным интересам. 2. Это   упрямство,   которое   отличается   от   настойчивости:   ребенок   добивается своего только потому, что он так захотел. 3. Проявление строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый, ребенку не нравится ничего из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет. 4. Своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение: 5. Бунт против окружающих, ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта   со   всеми   людьми,   постоянно   ссорится   с   ними,   ведет   себя агрессивно. 6. Обесценивание ребенком личности близких, малыш может начать называть мать или   отца   бранными   словами.   Резко   меняется   отношение   к   игрушкам, замахивается на них, будто они живые и отказывается играть с ними. 7. В   семьях   с   единственным   ребенком   встречается   стремление   последнего   к деспотичному   подавлению   окружающих:   вся   семья   должна   удовлетворять любое  желание маленького тирана, в  противном  случае ее  ждут истерики  и слезы. Если в семье не один ребенок, этот симптом проявляется в ревности, агрессии к детям. Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это – отношение к предметному миру, к другим людям и к себе. Как надо вести себя взрослым в период кризиса 1. Если   вы   увидели,   что   очень   резко   изменился   ваш   любимец,   и   не   в   лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более   гибкими   в   воспитательных   мероприятиях,   расширяйте   права   и обязанности   малыша   и   в   пределах   разумного   дайте   вкусить   ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. 2. Знайте,   что   ребенок   не   просто   не   соглашается   с   вами,   он   испытывает   ваш характер   и   находит   в   нем   слабые   места.   Чтобы   воздействовать   на   них   при отставании своей независимости. 3. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас – действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно, и если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у других взрослых,   не   сердитесь   на   него   за   это.   А   лучше   сбалансируйте   правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. 4. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3 лет, чтобы ребенок ощущал, что взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.  Как вести себя родителям с детьми 3 лет, находящимся в кризисе» Разрешить   ребенку   действовать   самостоятельно,   но   контролировать.   Причем контролировать нужно не столько действия самого малыша, сколько пространство вокруг него. Ваш ребенок хочет пролезть под столом? Пусть, только подставьте руку, чтобы он не ушибся. Хочет от вас отбежать — проследите, чтобы он не пропал из виду. Хочет есть сам ложкой — пусть, проследите только, чтобы рядом не было ножа. Подобное отношение к ребенку позволит ему чувствовать себя уверенно. Часто попытки ребенка быть самостоятельным очень нервируют родителей, проще и быстрее самим одеть, накормить и умыть. Но если вы не позволите ему делать это сейчас, то в будущем не сетуйте, что ваш ребенок ленив и несамостоятелен. Раздражение взрослых вполне естественно, это чувство можно понять. Ведь на самом деле ребенок еще очень немногое может   сделать   сам,   он   неловок,   даже   неуклюж,   у   него   многое   не   получается.   Ко   всему прочему он непоследователен в своем поведении: с одной стороны, настаивает на своем, с другой   —   оказывается   совершенно   беспомощным   перед   самой   простой   задачей.   Но   вы должны   относиться   к   этому   спокойно,   так   как,   почувствовав   ваше   раздражение,   ребенок может   испытать   чувство   стыда   от   своей   неуклюжести   и   отказаться   от   попыток   быть самостоятельным.   Пусть   сделает   так,   как   умеет,   и   не   забудьте   похвалить!   Абсолютно недопустимы   насмешки   и   ирония.   В   такой   ситуации   ребенок   может   решить,   что   лучше оставаться маленьким и зависимым, во всяком случае маленьких и беспомощных не ругают. Либо ребенок захочет поскорее стать большим и самостоятельным, но поскольку этот путь довольно долог, то он будет постоянно испытывать чувство стыда и вины. Но существует и другая крайность в поведении взрослых. Они так рады, что ребенок становится самостоятельным, что готовы предоставить самостоятельности гораздо больше, чем ему по силам. А это один из источников невротизации ребенка. Несмотря на сильное желание ребенка быть самостоятельным активное присутствие взрослых рядом с ребенком обязательно и в целях безопасности, и в целях развития его положительной самооценки. Не следует также постоянно поправлять ребенка, если взрослым кажется, что он что­то делает не так: не так держит ложку, не так кидает мяч, это может вызвать либо бурный протест, либо отказ от выполнения этих действий. Наберитесь терпения, отложите свои попытки «править» действия малыша до того момента, когда они станут более уверенными. Только в этом случае у ребенка сложится правильное представление о взаимоотношениях с родителями. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он, с одной стороны, уже «Я сам», а с другой — «Мои мама и папа всегда помогут, мы нужны друг другу». Стойкое стремление к самостоятельности трехлетнего малыша вполне можно обратить в   воспитательную   тактику.   Например,   если   вам   хочется,   чтобы   ребенок   разделся самостоятельно, то лучше спросить: «Миша, ты сам разденешься, или тебя раздеть?».  В результате самостоятельных действий ребенок может испачкаться краской, пролить сок,   уронить   ложку,   порвать   курточку,   зацепившись   за   сук,   —   все   это   не   должно   быть поводом для наказания, но может стать поводом для совместной деятельности: «Ну что, пойдем   стирать   твои   штанишки?   Ты   будешь   делать   это   сам,   а   я   совсем   немножко   тебе помогу». Да, обучение детей простейшим навыкам требует времени (самому порой проще и быстрее   что­либо   сделать),   но   нет   ничего   приятнее   сияющих   глаз   ребенка,   с   гордостью рассказывающего: «Я сам…». Хочется, чтобы родители поняли и то, что ребенку в этом возрасте и самому непросто. Его стремление к независимости не отменяет желания чувствовать себя в безопасности. И в этом смысле доброжелательное присутствие взрослого человека и постоянство обстановки — знакомые игрушки, своя уютная комната или уголок — необходимы ребенку для внутреннего комфорта. Характеристики   полноценного   общения   ребенка   раннего   возраста   со   взрослыми:   ­  инициативность  по  отношению   к старшему,  стремление  привлечь его  внимание  к  своим действиям;  ­ предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;  ­ доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;  ­   чувствительность   к   отношению   взрослого,   к   его   оценке   и   перестраивание   своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;  ­ активное использование речи во взаимодействии. Как избежать возникновения и закрепления страхов  Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.  Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).     Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки ­ как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)   Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2­х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)     Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.  Повышайте самооценку малыша.  «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).   Учитывайте,   что   более   всего   подвержены   страхам   эмоционально­ чувствительные   и   впечатлительные   дети,   а   также   дети,   у   которых   хорошо   развито воображение.  Как помочь ребенку, испытывающему страхи   Выясните причину страха.   Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.    Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).   Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача ­ поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).   Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.   Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.   Помните,   что   ребенок   еще   не   может   управлять   своим   поведением,   поэтому словесные убеждения малоэффективны.   Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).   Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше). Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы,  повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).  Средство «быстрой разрядки»  Если   видите,   что   ребенок   перевозбужден,   «на   грани»,   то   попросите   его   быстро   громко). песенку (очень спеть или           побегать, попрыгать           Игра «Обзывалки».   Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток   Чем   помогает   такая   игра?   Если   Вы   разозлитесь   на   ребенка,   захотите   его   «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение. иссякнет. слов не       Памятки строгим родителям.  Нельзя наказывать и ругать ребенка: • когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы; • когда он ест, перед сном и после сна, • сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например упал, подрался, принес плохую оценку и т.д.; • если он при всем старании никак не может победить страх" невнимательность, какие­ то недостатки;  • если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас; • если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым; •   если   вы   в   плохом   настроении,   устали,   чем­то   огорчены   или   раздражены.   Гнев, который   вы   в   таком   состоянии   обрушиваете   на   детей,   всегда   несправедлив. Согласитесь, в таких случаях вы попросту срываете на детях зло. Несколько “волшебных” способов, как обойтись без нотаций. • Попробуйте рассказать ребенку о ком­то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический прием. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете. • Можно с иронией  похвалить  детей  за то, что они  натворили.  Например, шалуны разбили вазу. А вы им: “Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете и банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят всю эту красоту — вот славно будет!”  Ироническая   похвала   —   как   стрела:   всегда   метко   попадает   в   цель.   Но   будьте осторожны с насмешками, не переборщите. •  Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.  Таких “волшебных” способов воспитания можно придумать множество. Выбор за вами, дорогие родители. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас. Некоторые решения преодоления кризиса  (Дон и Джоан Элиум) 1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями,   после   почистит   зубы,   вымоет   руки   и   будет   играть.   Подобный   простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики ­ словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести   к   минимуму   борьбу,   которую   обычно   приходится   вести   родителям,   добиваясь   от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе. 2.   Маленькому   ребенку   нужны   «кирпичные   стены»   ­  абсолютные   запреты,   при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание   определенной   домашней   среды.   Никакие   суровые   слова,   объяснения,   шлепки   по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно. Мальчикам и девочкам с рождения и до 4­5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам   возникают   границы   собственных   возможностей.   Дети   знают,   что   родители упорядочили   их   жизнь,   и   поэтому   они   могут   спокойно   проявлять   свою   активность   с естественной   энергией   и   отсутствием   внутренних   запретов.   Дети   получают   абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.  Что делать пережить кризис трех лет     родителям,   чтобы   помочь   ребенку   Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.  Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по­возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.  Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту   и   т.д.).   Запретов   не   должно   быть   слишком   много.   Этой   линии   поведения   должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).  Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).  нейтральное. При   вспышках   упрямства,   гнева   попробуйте   отвлечь   малыша   на   что–нибудь  Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.  Используйте   игру   для   сглаживания   кризисных   вспышек.   Например,   если ребенок   отказывается   есть,   не   настаивайте,   посадите   мишку   за   стол   и   пусть   малыш   его кормит, но мишка хочет есть по­очереди ­ ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...  Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.  Любите   ребенка   и   показывайте   ему,   что   он   Вам   дорог   даже   заплаканный, упрямый, капризный. Немного о детских рисунках                Правила психологического растолкования рисунка семьи. Правило 1. В рисунке случайных деталей быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры,   а   выражает   эмоции   и   переживания   по   поводу   близких   ему   людей   и   значимых предметов. Оговорки  типа  «А брата  я просто  забыл  нарисовать» или  «Сестра  у  меня не поместилась» должны потерять для вас значение. Если кто­то из членов семьи отсутствует, то это может означать: 1. Наличие   бессознательных   негативных   чувств   к   этому   человеку,   которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую». 2. Полное   отсутствие   эмоционального   контакта   с   отсутствующим   на   рисунке человеком. Этого как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка. Правило 2.  Если на рисунке семьи отсутствует сам автор рисунка, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях: 1. Либо   это   свидетельствует   о   трудностях   самовыражения   в   отношениях   с близкими людьми типа: «меня здесь не понимают», «мне трудно найти свое место», либо: 2. «Я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Все уже «схвачено» в этой структуре, но меня это мало волнует». Правило 3. Размер   изображенного   персонажа   или   предмета   выражает   его   субъективную значимость для ребенка, то есть какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения  с родителями стоят для ребенка на втором плане. Правило 4. После того, как ребенок закончит рисунок, обязательно опросите его, «Кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто­то из реальных членов семьи может   отсутствовать,   а   вместо   него   может   быть   изображен   вымышленный   персонаж. Например: Дед Мороз или Фея. Правило 5. Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто – ниже. Наиболее высоко   на   рисунке   расположен   персонаж,   обладающий,   по   мнению   ребенка,   наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Например, если на листе выше всех расположен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи. Правило 6. Если группа маленьких фигур изображена на верху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек как бы говорит своим рисунком: «Мне в жизни много хочется, но у меня мало, что получается». Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, большая верхняя часть листа пустая,   то   это   свидетельствует   о   сочетании   низкой   самооценки   с   низким   же   уровнем притязаний. Здесь «послание» уже другое: «Я уже и так в жизни много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у мня не получается».  Правило 7. Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками,   пребывают   в   столь   же   тесном   психологическом   контакте.   Персонажи,   не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. Правило 8. Персонаж   ил   предмет,   вызывающий   у   автора   рисунка   наибольшую   тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Правило 9. Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанности кого­то из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи. Иногда словами, изображение машины вместо папы отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с отцом, а лишь выражает острую любовь папы к этой игрушке. Правило 10. Изображение   большого   количества   мелких   деталей   предметов   свидетельствует   о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим взрывом. Правило 11. Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивают особую значимость этой деятельности для членов семьи. Например, изображение холодильника, накрытого обеденного стола, плиты, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи.

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка 3 лет»

Памятка воспитателям «О кризисе ребенка  3 лет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018