Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"
Оценка 4.6

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Оценка 4.6
Памятки
docx
русский язык
4 кл
28.04.2017
Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"
В сборнике содержатся сведения обо всех видах разбора, включенных в программу начальной школы.Все виды разбора в школе носят практическую направленность, помогают ребятам стать грамотными, а сами «задания с цифрами» не утяжеляют учебный материал, а помогают формированию орфографической и пунктуационной зоркости у школьников.
виды разбора.docx
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Составила Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы. А О У Ы Э Л М Н Р Й Б В Г Д Ж З         Ъ Я Ё Ю И Е           П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ Ь  А О У Ы Э – указывают на твёрдый согласный звук Я Ё Ю И Е – указывают на мягкий согласный звук [Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки Ъ Ь – звука не дают [Б]  [В] [Г] [Д]  [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки [П] [Ф] [К] [Т]  [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки [Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки [Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки      Я                  Ё               Ю                 Е     /   \               /   \              /    \             /    \ [Й’] [а ]       [ Й’][о]     [Й’] [у]       [Й’] [э]    Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:  в начале слова (яма, ёж, юла, ель)  после гласной (лесная, умею)  после ь, ъ (вьюга, подъезд) План разбора:              1. Выпиши слово.              2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.             3. Покажи место ударения.             4. Запиши слово с помощью транскрипции.             5. Укажи количество слогов.            6.  Дать характеристику звуков, обозначенных буквами, в соответствии с их                  расположением в слове, по схеме:                       ­ гласный или согласный;                   ­ гласный: ударный или безударный;                     ­ согласный: звонкий или глухой ,парный или непарный(назови пару);                      твёрдый или мягкий, парный или непарный (назови пару)               7. Подсчитай количество букв и  звуков . Образец письменного разбора:                /                      / Пись/мо –  [п’и с’мо]– 2слога  п – [п’] – согл., , глух., парн. [б/п ],  мягк. пар. [п/п’]  , и – [и] – гласн., безударн. с– [с’] – согл., глух. парн. [з/с],  мягк. пар.[с/с’] ь – [­  ] м – [м ] – согл., звонк. непарн. , твёрд. пар. [м /м’]           / о ­ [о ] – гласн., ударн. ____________________________________ 6 б. 5 зв. Морфемика и словообразование ­ раздел науки о  языке, изучающий части слова и способы их образования. План разбора: Чтобы разобрать любое слово по составу делай так: 1. Найди окончание. Для этого измени слово так: ­ если это существительное­  измени по вопросам (кто? что? кого? чего?  кем? чем? о ком?  о чём?) и по числам (ед.ч­ мн.ч.).  ­ если это прилагательное  ­измени по родам и числам. (какая? какой?  какие? какое?) ­ если глагол­ измени по числам и лицам (подставь слова я, ты, он, она,  они, мы, вы) , а в прошедшем времени по родам. 2.  Выдели основу слова. Основа­ часть слова без окончания (в основу не  входят некоторые суффиксы, о которых ты узнаешь позже). 3. Найди корень слова. Для этого подбери несколько однокоренных слов  (пробуй изменять приставки, суффиксы и не путай с формами слова). 4. Выдели суффикс и приставку Образец письменного разбора: Разберём слово:  подорожник 1) Ищу окончание: подорожники, подорожника, подорожнику,  подорожником­ окончание нулевое. Основа подорожник. подорожник  2) Ищу корень: дорожка, дорога, дорожный, придорожный­ корень дорож­ подорожник  3) Перед корнем приставка­ по­ подорожник   4)   После корня и перед окончанием­ суффикс­ ник  подорожник  ¬приставка  ∩корень  ^суффикс           окончание            приставки неизменяемые в­   над­ об­ от­ с­под­ пред­  вы­ до­    за­  на­  о­ изменяемые без­/бес­  воз­/вз­/вос­/вс­  из­/ис­ низ­/нис­  раз­/рас­,                      суффиксы сущ. ­ость  ­ени­­ни­­ ак ­ок,    ­ як ­ач­ец прилаг. ­к­     ­ск­ ­ив­   ­ов­ ­ев­  ­альн­ ­ист­   ­н­ ­ан­­ян­ глаг. ­и­ ­е­ ­а­ ­ну ­ыва­ пере­по­ про­ раз­/роз,рос  чрез­/чрес­ через/черес­  пре­  при­ ­тель­чик ­щик­ист ­ник  ­ниц ­иц­арь ­ин­­енн­ ­онн­ ­ива­ ­ова­ ­ева­ ­ва­ В неизменяемых словах (существительных, наречиях) основа слова равна всему слову: кино слева Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания. Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи. Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных одушевлённое­ неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число). (собственное­нарицательное,    признаков   Порядок морфологического разбора имени существительного 1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.  2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3) Постоянные признаки:   собственное   —   нарицательное;   одушевлённое   —   неодушевлённое;   род; склонение. 4) Непостоянные признаки:  падеж; число. 5) Синтаксическая роль в предложении. Образец морфологического разбора имени существительного Над лугом летают весёлые стрекозы. Устный разбор 1) (над)   лугом   —   имя   существительное.   Обозначает   предмет,   отвечает   на вопрос «что?» 2) Начальная форма — луг. 3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род;      2 склонение. 4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число. 5)  В   предложении   является   второстепенным   членом   (обстоятельством   места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом. Письменный разбор 1) (над) лугом — имя сущ. (над чем?), предмет 2) н.ф. — луг. 3) нариц., неодуш., м. р., 2­ое скл. 4) в Т.п., в ед. ч. 5) обстоятельство:  летает (где?) над лугом. 1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и  поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж.          Над озером кружились чайки. Кружились (над чем?) над озером (Т.п.) 1. Определить род. 2. Выделить окончание существительного в И.п.  единственного числа. 3. По роду и по окончанию определить склонение.    Образец рассуждения Тетрадь – она, моя – сущ.,  ж.р. с ь на конце;                 в И.п. ед.ч. нулевое окончание;                 значит, существительное тетрадь 3­го склонения. 1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро,  портье);  2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду,  колибри, кенгуру, пони, фламинго); 3) слова кофе, пенальти и др.  названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).  названия неодушевлённых предметов (пальто,  кашне, декольте, депо, метро, эскимо, кафе, кино, безе, ситро, желе, суфле, какао, домино, видео,  лото ). Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи. Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе включает выделение трёх непостоянных признаков (род, число, падеж).  Порядок морфологического разбора имени прилагательного 1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.  2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 3) Род (в ед. числе); падеж; число. 4) Синтаксическая роль в предложении.  Образец морфологического разбора имени прилагательного Над цветком летает пёстрая бабочка. Устный разбор 1) пёстрая — имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какая?» 2) Начальная форма — пёстрый. 3) женский род, именительный падеж, единственное число. 4)  в   предложении   является   второстепенным   членом  (определением),   поясняет подлежащее: бабочка (какая?) пёстрая. Письменный разбор 1) пёстрая — имя прилаг. (какая?), признак предмета, 2) н.ф. — пёстрый. 3) в  ж. р., в И.п., в ед. ч.  4) определение:  бабочка (какая?) пёстрая. 1. Найти существительное, к которому относится  прилагательное. 2. Определить падеж существительного. 3. По падежу существительного определить падеж  прилагательного. В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин) Блещут (где? в чём?) в небе – П.п. в небе (каком?) синем – П.п. Запомни! Прилагательные во множественном числе  изменяются только по падежам.  Прилагательные во множественном числе по родам  не изменяются.  Падеж имени прилагательного как в единственном,  так и во множественном числе можно узнать по  падежу существительного, к которому оно  относится: к  домам (Д.п.)  (каким?) новым (Д.п.); за  домами (Т.п.)  (какими?) новыми (Т.п.) Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи. Морфологический   разбор   глагола   в   начальной   школе   включает   выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род). Порядок морфологического разбора глагола 1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.  2) Начальная форма (неопределённая форма). 3) Постоянные признаки:  вид; спряжение. 4) Непостоянные признаки:  время; лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);  род и число (если глагол в прошедшем времени) 5) Синтаксическая роль в предложении.  Образец морфологического разбора глагола Над цветком летает пёстрая бабочка.  Устный разбор 1) Летает  —  глагол. Обозначает  действие  предмета, отвечает на  вопрос  «что делает?» 2) Начальная форма — летать. 3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение. 4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3­е лицо, единственное число. 5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает Письменный разбор 1) Летает — гл. (что делает?), действие предмета 2) н.ф. — летать. 3) несов. в.; I спр. 4) в н.в., в 3­е л., в ед. ч. 5) сказуемое: бабочка (что делает? ) летает 1. Определить время, лицо и число глагола. 2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве  гласного звука перед суффиксом – ть определить  спряжение (таять, светить). 3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном  лице и числе. I спряжение                    II спряжение ­ешь                                 ­ишь ­ет                                    ­ит ­ем                                   ­им ­ете                                  ­ите     ­ут (­ют) ­ат (­ят) Глаголы­исключения II спряжения Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть,                                                зависеть, терпеть, вертеть; глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать. Глаголы­исключения I спряжения Брить, стелить Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает  словосочетание и                          предложение. Разбор предложения. Определи предложение : 1) По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение); побудительное (побуждает к действию); вопросительное (содержит вопрос); 2) По интонации: восклицательное; невосклицательное; 3) По наличию главных членов: простое или сложное; Грамматическая основа: подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.) 4) По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое; Второстепенные члены предложения: ­ дополнение (падежные вопросы) ­ обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?) ­ определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?) 5) Наличие однородных членов. Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Разбери группу подлежащего.(Ставь вопрос от  подлежащего к второстепенным членам предложения) Разбери группу сказуемого. (Ставь вопрос от сказуемого  к второстепенным  членам предложения) Поставь вопрос от второстепенного члена к другому второстепенному члену предложения. Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз. Выпиши словосочетания. Образец письменного разбора:          пр.            сущ.                   гл.                сущ.         с.  сущ.      От  петуха  летели  пыль  и  пух.  и . (Повеств., невоскл., прост., распр., с однород. чл.) летели (от кого? откуда?) от петуха   пр.  сущ.       гл.             прил.             сущ. В         тени  росли         душистые  ландыши. (Повеств., невоскл., прост., распр.)  ландыши (какие?) душистые    росли (в чём? где?) в тени Имя существительное.                (кто? что?) Подлежащее  (Им.п. кто? что?)         Имя прилагательное.                   (какой? чей?) Сказуемое (что делает? что сделает? каков?)            Имя числительное .   (сколько? какой по счёту?)             Местоимение (вопросы предыдущих частей речи) Дополнение (вопросы косвенных падежей ­  всех, кроме Им.п.) Определение (какой? чей? какой по счёту?)                    Глагол        (что делает? что сделает?)                    Наречие              (как? где? когда?)                     Предлог        (в на, у, около, по, за и др.)                      Союз         (и, а, но, или, либо и др.) Обстоятельство (где? когда? куда? откуда?  почему?  зачем?  как?) Примечание: Подлежащее и сказуемое­  главные члены предложения.  Дополнение, определение и  обстоятельство   второстепенные члены  предложения.   – Частица          (не, ни, бы, же, ли и др.)              Междометие          (ах, ой, ох, ну и др.) Грамматическая основа  предложения– это подлежащее и  сказуемое. СКЛОНЕНИЕ существительных (изменение по падежам) 1 склонение: сущ. м. и ж.р. с окончанием в И.п. –А, ­Я  (яблонЯ, юношА) 2 склонение: сущ.м.р. с  нулевым окончанием и ср.р. с окончанием–О, ­Е (стол ,  полЕ) СПРЯЖЕНИЕ глаголов (изменение по лицам и числам) I спряжение: все глаголы,  на –АТЬ, ­ОТЬ, ­ЕТЬ ­УТЬ,  ­ЫТЬ и 2 глагола на –ИТЬ (брить, стелить) В личных безударных окончаниях эти глаголы имеют гласная Е! II спряжение: все глаголы  на–ИТЬ (кроме брить,  стелить),4 глагола на –АТЬ  и 7 глаголов на–ЕТЬ (Гнать, держать,  дышать и слышать, 3 склонение: сущ.ж.р.,  оканчивающиеся на –Ь (речЬ, рожЬ) смотреть, видеть,  ненавидеть,  и обидеть, и терпеть,  и зависеть, и вертеть!) В личных безударных окончаниях эти глаголы имеют гласная И! – раздел науки о языке, который изучает значение слова. Термин синонимы омонимы антонимы Произношение и  значение разные по звучанию, но близкие по значению одинаковые по  звучанию, но разные по значению разные по звучанию и  противоположные по  значению Пример Бегемот­ гиппопотам Лук (для  салата)­  лук (для  стрельбы) Холодный­ горячий Чтобы составить план текста, нужно: 1. Разделить текст на законченные по смыслу части. 2. Определить основную мысль каждой части. 3. Озаглавить каждую часть текста. Тема – это то, о чём говорится в тексте.             Тема объединяет предложения в тексте. Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать                                                                  автор. Тема и основная мысль связаны между собой. Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или                                             основную мысль. 1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём  говорится в тексте. 2. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить  их написание. 3. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в  словосочетаниях. 4. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"

Памятка "Все виды разборов по русскому языку 2-4 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017