Начинать формировать учебные умения надо с самых первых уроков в начальной школе. Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в учебном процессе раньше, используются и теперь.Предлагаю к вам памятки, которыми пользуюсь я и мои ученики. они нам очень помогают.
памятка по рус.яз..doc
ПАМЯТКА № 1
РЕЧЬ.
Речь – это способность говорить.
Речь бывает устная ( У) и письменная (П).
Устную речь мы говорим и слышим.
Письменную – пишем и читаем.
Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и
о том, что их окружает.
Речь состоит из предложений. Предложение – это несколько
слов, связанных между собой по смыслу.
СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Маша кормит кошку.
Начало предложения пишется с
большой буквы.
Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.
В конце предложения ставится точка или ?, !.
ПАМЯТКА № 3
СЛОГ
Слог – это те звуки в слове, которые мы можем произнести
одним толчком воздуха.
На слоги можно разделить хлопками или подставив руку под
подбородок.
Количество слогов определяется также количеством гласных.
Сколько в слове гласных столько и слогов.
На письме на слоги делим так:
КИНО
ПАМЯТКА № 5
Звуки и буквы.
Звуки – в устной речи, их произносят и слышат.
Буквы – в письменной речи, их пишут и видят.
Звуки:
гласные
согласные – твердые ( обозначается синим цветом )
мягкие ( обозначается
зеленым цветом )
Гласный звук – это длинный звук. При образовании гласных
звуков воздух не встречает в полости рта никаких преград.
Согласный звук – при их образовании поток воздуха встречает
препятствия в полости рта. Их устраивают нос, нёбо, зубы и
губы человека.
Памятка № 2
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений.
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную
мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Предложение, в котором о чем – либо спокойно сообщается,
повествуется, называется повествовательным и в конце его
ставиться точка.
В саду щебечут птицы.
Предложение, которое произносится с сильным
чувством, называется восклицательным и в конце его ставится
восклицательный знак.
Как хорошо весной в лесу!
Предложение, в котором содержится вопрос, называется
вопросительным и в конце его ставится вопросительный знак.
Где обедал воробей?
ПАМЯТКА № 4
Ударение.
Один из слогов в слове мы обязательно произносим с большей
силой. Это значит на него падает ударение. Ударение падает на
гласный звук в этом слоге.
Слог, на который падает ударение, называется ударным. Все
остальные слоги безударные.
Ударный гласный всегда звучит сильно, отчетливо.
ПАМЯТКА № 6
Сочетания ЖИ – ШИ
Мыши, лыжи и ужи,
Шины, ежики, чижи
ЖИ да ШИ, ШИ да ЖИ
С буквой И всегда пиши.
Правило: сочетания ЖИ – ШИ пишутся с буквой И
Памятка № 7
Правописание ЧУ – ЩУ,ЧА ЩА.
ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У.
ЧА – ЩА – пиши с буквой А.
Сочетанья ча и ща –
В словах пища и свеча,
Куча, гуща, каланча,
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквой «А» писать!
Памятка № 8. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР (сокращения)
Гласный – гл. Согласный согл.
Ударный – уд. Безударный – безуд.
Звонкий – звон. Глухой – глух.
Парный – пар. Непарный – непарн.
Мягкий – мягк. Твёрдый – тв.
Звук – зв.
Буква – б.
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
Памятка № 9
Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я
нужно изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало
ударение.
Например: вода – воды, зима – зимы
1 Памятка № 10
Роль е, ё, ю, я
после согласного
е [ э/ ], [ и ]
ё [ о ]
ю [ у ]
я [ а ]
в начале слова,
после ь, ъ
после гласного
е [ й, э ]
ё [ й, о ]
ю [ й, у ]
я [ й, а ]
о [ а ] в безударной позиции
Памятка № 13
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ
Парные согласные: Б – П, В – Ф, Г – К, З – С, Д – Т, Ж Ш.
Парные согласные надо проверять в том случае, если они стоят в
конце слова или перед глухой согласной. В таком случае
говорят, что согласная стоит в СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ.
Например: зуб, дубки.
Чтобы проверить согласную в слабой позиции, надо подобрать
проверочное слово так, чтобы после этой согласной стояла
гласная или звонкая согласная буква.
Например: зуб зубы, дубки дубы
Памятка № 15
Перенос
Слова переносятся по слогам: перенос,
слово.
Нельзя:
Оставлять на
строке одну
букву
Переносить одну
букву
Неправильный перенос: одинокий
Правильный перенос:
одинокий
Неправильный перенос:
какао
Правильный перенос: какао
Неправильный перенос:
мальчик, подъём, майка
Правильный перенос:
мальчик, подъём, майка
Неправильный перенос: кабан
Правильный перенос: кабан
Переносить
буквы ь, ъ, й
Отрывать
согласную от
следующей за
ней гласной, т.к.
они составляют
один слог
Памятка № 11
Большая буква.
Большая буква пишется в именах, отчествах, фамилиях
людей, в кличках животных и географических названиях.
Например:
кот Васька, мужчина Иванов Николай Иванович, город
Костанай.
Памятка № 12
Мягкий знак.
Смягчающий мягкий знак находится в конце слова или между
двумя согласными.
Разделительный мягкий знак пиши после согласных перед
гласными: е, ё, ю, я, и
Мягкий знак звука не обозначает.
Буквы две, а звук один.
Голубь – 6 букв, 5 звуков
Памятка № 14
Транскрипция
Слово пишем в квадратной скобке (ручкой), которая обозначает,
что здесь живут звуки.
В транскрипции пишем звуки, которые слышим. Каждый звук
классифицируем по твердости – мягкости. У мягких согласных
всегда ставим запятую сверху (апостроф), как показатель
мягкости.
Всегда мягкие: Й Ч Щ
Всегда твердые: Ж Ш Ц
Гласные звуки: А И О У Ы Э
Звуков Е Ё Я Ю в русском языке нет, поэтому в транскрипции
их быть не должно.
Мягкий и твердый знак в транскрипции не пишутся.
Если есть звуки, которые обозначают 2 звука (пам. № 15) так и
отмечаем в транскрипции 2 звука, при этом Й мягкий (ставим
запятую сверху).
Памятка №16.
Что значит построить схему
1. Если дано задание: построить схему предложения, то это
выглядит так:
Мы гуляли в лесу. Сколько слов, столько и прямоугольников,
маленькие слова (местоимения и предлоги) – квадратики или
маленькие прямоугольники.
2. Если дано задание: построить схему слова, то это выглядит та
кошка или
Маша
2 Оставлять на
строке
двойные
согласные или
переносить их на
новую строку
Неправильный перенос: коллекция,
коллекция
Правильный перенос: коллекция
улица
Гласных
е Я
ы
н
ч
а
н
з
о
к
г
я
м
Ё
Ю
И
Е
т
в
е
р
д
о
з
н
а
ч
н
ы
е
А
О
У
Ы
Э
тупик
беззвучных
Город букв
медведь
улица
Согласных
3. Если дано задание: построить звуковую схему слова, то это
выглядит так:
аллея парных
г
л
у
х
и
е
лиса
е
и
к
н
о
в
з
Б
З
В
Г
П
С
Ф
К
Д
Ж
Т
Ш
аллея непарных
М
звонкие
Л
глухие
Н
Ц
Ч
Й
Щ
Р
Х
3
Памятки на лето 1 класс русский язык
Памятки на лето 1 класс русский язык
Памятки на лето 1 класс русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.