Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы:
НАША РЕЧЬ
Текст
Предложение
Знаки препинания в конце предложений
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Нераспространённое и распространенное предложение
Синонимы
Антонимы
Родственные или однокоренные слова
Лексическое значение слова
Однозначные и многозначные слова.
Слоги
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
Ударение
Алгоритмы действий:
Как найти корень слова?
Как разделить слово на слоги?
Памятка № 1.
Памятка № 1.
НАША РЕЧЬ
устная письменная
слушание;
говорение
чтение
письмо
Речь про себя
НАША РЕЧЬ
устная письменная
слушание;
говорение
чтение
письмо
Речь про себя
Диалог – это речь (разговор) двух или
нескольких лиц.
Монолог – речь одного лица, обращенная
к слушателям или к самому себе.
Диалог – это речь (разговор) двух или
нескольких лиц.
Монолог – речь одного лица, обращенная
к слушателям или к самому себе.
Памятка № 2.
Текст – это высказывание, состоящее из
двух или нескольких предложений,
которые объединены общей темой и
связаны друг с другом по смыслу.
Текст состоит из начала, основной части,
концовки. Каждая часть текста пишется с
красной строки. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём
готовится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о
чём хотел сказать читателю автор.
Памятка № 2.
Текст – это высказывание, состоящее из
двух или нескольких предложений,
которые объединены общей темой и
связаны друг с другом по смыслу.
Текст состоит из начала, основной части,
концовки. Каждая часть текста пишется с
красной строки. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём
готовится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о
чём хотел сказать читателю автор.
Памятка № 3.
Предложение – это слово или несколько
слов, которые выражают законченную
мысль. Слова в нём связаны по смыслу.
Знаки препинания в конце предложений
Если в предложении спокойно сообщается
о чёмлибо, то в конце предложения
ставится точка (.).
Если предложение содержит вопрос, то и в
конце ставится вопросительный знак (?).
Если предложение произносится с сильным
чувством (с радостью,
огорчением,
призывом), то ставится восклицательный
знак (!).
Памятка № 3.
Предложение – это слово или несколько
слов, которые выражают законченную
мысль. Слова в нём связаны по смыслу.
Знаки препинания в конце предложений
Если в предложении спокойно сообщается
о чёмлибо, то в конце предложения
ставится точка (.).
Если предложение содержит вопрос, то и в
конце ставится вопросительный знак (?).
Если предложение произносится с сильным
чувством (с радостью,
огорчением,
призывом), то ставится восклицательный
знак (!).Памятка № 4.
Памятка № 4.
Главные члены предложения
заключается
В предложении есть главные члены
(грамматическая основа предложения). В
них
главный смысл
предложения.
Подлежащее главный член предложения,
который обозначает о ком или о чём
говорится в предложении. Отвечает на
вопрос кто? или что? Подчёркивается
одной чертой.
Сказуемое – главный член предложения,
который обозначает, что говорится о
подлежащем. Отвечает на вопросы что
делает? Что делают? Что делал?
Что сделал? Что сделает? Что
сделают? и др. Подчёркивается двумя
чертами.
подлежащее сказуемое
(что?) Солнце (что делает?) светит.
Главные члены предложения
заключается
В предложении есть главные члены
(грамматическая основа предложения). В
них
главный смысл
предложения.
Подлежащее главный член предложения,
который обозначает о ком или о чём
говорится в предложении. Отвечает на
вопрос кто? или что? Подчёркивается
одной чертой.
Сказуемое – главный член предложения,
который обозначает, что говорится о
подлежащем. Отвечает на вопросы что
делает? Что делают? Что делал?
Что сделал? Что сделает? Что
сделают? и др. Подчёркивается двумя
чертами.
подлежащее сказуемое
(что?) Солнце (что делает?) светит.
Действуй так:
1. Прочитай предложение.
2. Подумай о чём или о ком говорится
в предложении.
3. Задай вопрос кто? или что? и найди
подлежащее.
4. Подчеркни подлежащее одной
чертой аккуратно под линеечку.
5. Задай вопрос от подлежащего к
сказуемому: что делает? что
делают? что делал? что сделал?
что сделает? что сделают? и др.
6. Подчеркни сказуемое двумя чертами
Действуй так:
1. Прочитай предложение.
2. Подумай о чём или о ком говорится
в предложении.
3. Задай вопрос кто? или что? и найди
подлежащее.
4. Подчеркни подлежащее одной
чертой аккуратно под линеечку.
5. Задай вопрос от подлежащего к
сказуемому: что делает? что
делают? что делал? что
сделал? что сделает? что
сделают? и др.
6. Подчеркни сказуемое двумя чертамиПамятка № 5.
Памятка № 5.
Второстепенные члены предложения
Если в предложении кроме главных членов
(подлежащего или сказуемого) есть еще
слова, то они являются второстепенными
членами,
которые поясняют, уточняют
главные члены.
Предложения бывают распространённые и
нераспространённые.
Нераспространённое – если предложение
состоит только из главных членов.
Например: Журавли улетают.
Распространённое – если в предложении
кроме главных членов есть еще и
второстепенные.
Осенью журавли улетают на юг.
Второстепенные члены предложения
Если в предложении кроме главных членов
(подлежащего или сказуемого) есть еще
слова, то они являются второстепенными
членами,
которые поясняют, уточняют
главные члены.
Предложения бывают распространённые и
нераспространённые.
Нераспространённое – если предложение
состоит только из главных членов.
Например: Журавли улетают.
Распространённое – если в предложении
кроме главных членов есть еще и
второстепенные.
Осенью журавли улетают на юг.
Действуй так:
Действуй так:
1. Прочитай предложение.
2. Найди главные члены, рассуждая,
5. Прочитай предложение.
6. Найди главные члены, рассуждая,
как в предыдущей памятке
(журавли улетают)
как в предыдущей памятке
(журавли улетают)
3. Посмотри, есть ли еще слова в
предложении кроме главных членов.
Если есть, то они и являются
второстепенными.
7. Посмотри, есть ли еще слова в
предложении кроме главных членов.
Если есть, то они и являются
второстепенными.
4. Так как кроме главных членов
предложения
и
второстепенные, то предложение
распространённое.
есть
еще
8. Так как кроме главных членов
предложения
и
второстепенные, то предложение
распространённое.
есть
еще
Памятка № 6.
То, что нас окружает можно назвать
словом.
Лексическое значение слова – то, что
обозначает слово.
Слово «берёза». Его лексическое значение
– лиственное дерево с белой корой.
Лексическое значение слова можно
посмотреть в толковых словарях.
Слова бывают
(одно
значение: ландыш) и многозначными (два
или более значений: язык, звезда, иглы).
однозначными
Памятка № 6.
То, что нас окружает можно назвать
словом.
Лексическое значение слова – то, что
обозначает слово.
Слово «берёза». Его лексическое значение
– лиственное дерево с белой корой.
Лексическое значение слова можно
посмотреть в толковых словарях.
Слова бывают
(одно
значение: ландыш) и многозначными (два
или более значений: язык, звезда, иглы).
однозначнымиУ многозначных слов может быть прямое
(золотое кольцо) или переносное (золотые
руки) значение.
Памятка № 7.
Синонимы – слова, которые произносятся
поразному, а по смыслу одинаковые или
очень близкие: родник и ключ; храбрый и
смелый; работать и трудиться.
В случае возникновения затруднений по
поиску можно обратиться к словарю
синонимов в конце учебника или к
соответствующему справочнику.
Памятка № 8.
Антонимы – слова, противоположные по
большой – маленький;
значению:
плакать – смеяться; день – ночь.
В случае возникновения затруднений по
поиску можно обратиться к словарю
антонимов в конце учебника или к
соответствующему справочнику.
Памятка № 9.
Родственные или однокоренные слова
слова, близкие по смыслу, имеющие общую
(одинаковую) часть, в которой заключено
лексическое значение.
Корень – общая часть всех родственных
слов. Это самая главная часть в слове.
Как найти корень слова?
Действуй так:
1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
2. Подбери к слову еще несколько
родственных (однокоренных) слов.
Помни!!! Они близки по смыслу
и имеют общую часть.
3. Сравни родственные слова и выдели
их общую часть дугой.
осина, осинка, осиновый
У многозначных слов может быть прямое
(золотое кольцо) или переносное (золотые
руки) значение.
Памятка № 7.
Синонимы – слова, которые произносятся
поразному, а по смыслу одинаковые или
очень близкие: родник и ключ; храбрый и
смелый; работать и трудиться.
В случае возникновения затруднений по
поиску можно обратиться к словарю
синонимов в конце учебника или к
соответствующему справочнику.
Памятка № 8.
Антонимы – слова, противоположные по
большой – маленький;
значению:
плакать – смеяться; день – ночь.
В случае возникновения затруднений по
поиску можно обратиться к словарю
антонимов в конце учебника или к
соответствующему справочнику.
Памятка № 9.
Родственные или однокоренные слова
слова, близкие по смыслу, имеющие общую
(одинаковую) часть, в которой заключено
лексическое значение.
Корень – общая часть всех родственных
слов. Это самая главная часть в слове.
Как найти корень слова?
Действуй так:
1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
2. Подбери к слову еще несколько
родственных (однокоренных) слов.
Помни!!! Они близки по смыслу
и имеют общую часть.
3. Сравни родственные слова и выдели
их общую часть дугой.
осина, осинка, осиновыйПамятка № 10.
Слоги – части слова, которые можно
выделить при его произнесении.
Слог может состоять из одного (гласного!)
или нескольких звуков.
В слоге
обязательно должен быть гласный звук.
Сколько в слове гласных,
Памятка № 10.
Слоги – части слова, которые можно
выделить при его произнесении.
Слог может состоять из одного (гласного!)
или нескольких звуков.
В слоге
обязательно должен быть гласный звук.
Сколько в слове гласных,
столько и слогов!!!
столько и слогов!!!
Как разделить слово на слоги?
Действуй так:
1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
2. Посчитай количество гласных в
слове. Отметь их точками под
буквами.
3. Медленно и чётко произнеси слово
(можно
другими
или «прохлопай» его.
воспользоваться
известными тебе способами)
Раздели слово на слоги
вертикальными линиями так, чтобы в
каждом слоге был один гласный.
4.
и
5. Проверь себя:
Сколько в слове гласных,
столько и слогов!!!
Посчитай еще раз количество гласных и
количество получившихся слогов. Оно
должно быть одинаковым.
Как разделить слово на слоги?
Действуй так:
1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
2. Посчитай количество гласных в
слове. Отметь их точками под
буквами.
3. Медленно и чётко произнеси слово
(можно
другими
или «прохлопай» его.
воспользоваться
известными тебе способами)
Раздели слово на слоги
вертикальными линиями так, чтобы в
каждом слоге был один гласный.
4.
и
5. Проверь себя:
Сколько в слове гласных,
столько и слогов!!!
Посчитай еще раз количество гласных и
количество получившихся слогов. Оно
должно быть одинаковым.
Яна, весна, окунь, аист, шапка, рука.
Яна, весна, окунь, аист, шапка, рука.
Памятка № 12.
Памятка № 12.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
1. Переносить слова с одной строки на
другую можно только по слогам.
2. Не переносятся слова, которые
имеют один слог, и слог, состоящий
из одного гласного: улей, змея, сад.
3. Одну букву нельзя оставлять на
строке или переносить на новую.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
1. Переносить слова с одной строки на
другую можно только по слогам.
2. Не переносятся слова, которые
имеют один слог, и слог, состоящий
из одного гласного: улей, змея, сад.
3. Одну букву нельзя оставлять на
строке или переносить на новую.
4. Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя
4. Буквы й, ь, ъ при переносе нельзяотделять от стоящей перед ними
буквы.
5. Слова с удвоенными согласными
нужно переносить так: русский.
Памятка № 11.
Ударение – это выделение голосом одного
из слогов в слове. Ударный слог тянется
дольше, произносится громче, сильнее.
Знак ударения в слове ставится над
буквой, которая обозначает ударный
гласный звук.
Знак ударения не ставится: в словах,
состоящих из одного слога и в словах с
буквой «ё».
Правильное произношение слов можно
уточнить в орфоэпическом словаре в
конце учебника.
отделять от стоящей перед ними
буквы.
Слова с удвоенными согласными нужно
переносить так: русский
Памятка № 11.
Ударение – это выделение голосом одного
из слогов в слове. Ударный слог тянется
дольше, произносится громче, сильнее.
Знак ударения в слове ставится над
буквой, которая обозначает ударный
гласный звук.
Знак ударения не ставится: в словах,
состоящих из одного слога и в словах с
буквой «ё».
Правильное произношение слов можно
уточнить в орфоэпическом словаре в
конце учебника.