Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы

  • Памятки
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 31.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы: НАША РЕЧЬ Текст Предложение Знаки препинания в конце предложений Главные члены предложения Второстепенные члены предложения Нераспространённое и распространенное предложение Синонимы Антонимы Родственные или однокоренные слова Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова. Слоги ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА Ударение Алгоритмы действий: Как найти корень слова? Как разделить слово на слоги?
Иконка файла материала памятки.docx
Памятка № 1. Памятка № 1. НАША РЕЧЬ устная                  письменная  ­слушание; ­говорение ­чтение ­письмо Речь про себя НАША РЕЧЬ устная                письменная  ­слушание; ­говорение ­чтение ­письмо Речь про себя Диалог  –   это   речь   (разговор)   двух   или нескольких лиц. Монолог  – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Диалог  –   это   речь   (разговор)   двух   или нескольких лиц. Монолог – речь одного лица, обращенная  к слушателям или к самому себе. Памятка № 2. Текст  –   это   высказывание,   состоящее   из двух   или   нескольких   предложений, которые   объединены  общей   темой  и связаны друг с другом по смыслу.  Текст состоит из начала, основной части, концовки. Каждая часть текста пишется с красной строки. Текст можно озаглавить. Тема текста  –  это   то,  о   ком   или   о   чём готовится в тексте. Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор. Памятка № 2. Текст  –   это   высказывание,   состоящее   из двух   или   нескольких   предложений, которые   объединены  общей   темой  и связаны друг с другом по смыслу.  Текст состоит из начала, основной части, концовки. Каждая часть текста пишется с красной строки. Текст можно озаглавить. Тема текста  –  это   то,  о   ком   или   о   чём готовится в тексте. Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор. Памятка № 3. Предложение  – это слово или несколько слов,   которые   выражают   законченную мысль. Слова в нём связаны по смыслу. Знаки препинания в конце предложений Если в предложении спокойно сообщается о   чём­либо,   то   в   конце   предложения ставится точка (.). Если предложение содержит вопрос, то и в конце ставится вопросительный знак (?). Если предложение произносится с сильным чувством   (с   радостью,   огорчением, призывом), то ставится восклицательный знак (!). Памятка № 3. Предложение  – это слово или несколько слов,   которые   выражают   законченную мысль. Слова в нём связаны по смыслу. Знаки препинания в конце предложений Если в предложении спокойно сообщается о   чём­либо,   то   в   конце   предложения ставится точка (.). Если предложение содержит вопрос, то и в конце ставится вопросительный знак (?). Если предложение произносится с сильным чувством   (с   радостью,   огорчением, призывом), то ставится восклицательный знак (!).Памятка № 4. Памятка № 4. Главные члены предложения заключается   В   предложении   есть   главные   члены (грамматическая  основа предложения). В них   главный   смысл предложения.  Подлежащее ­ главный член предложения, который  обозначает  о   ком  или  о   чём говорится  в   предложении.  Отвечает   на вопрос  кто?  или  что?  Подчёркивается одной чертой. Сказуемое –  главный   член   предложения, который   обозначает,   что   говорится   о подлежащем.   Отвечает   на   вопросы  что делает?   Что   делают?   Что   делал? Что   сделал?   Что   сделает?   Что сделают?  и др.   Подчёркивается   двумя чертами.        подлежащее                сказуемое (что?) Солнце (что делает?) светит. Главные члены предложения заключается   В   предложении   есть   главные   члены (грамматическая  основа предложения). В них   главный   смысл предложения.  Подлежащее ­ главный член предложения, который  обозначает  о   ком  или  о   чём говорится  в   предложении.  Отвечает   на вопрос  кто?  или  что?  Подчёркивается одной чертой. Сказуемое –  главный   член   предложения, который   обозначает,   что   говорится   о подлежащем.   Отвечает   на   вопросы  что делает?   Что   делают?   Что   делал? Что   сделал?   Что   сделает?   Что сделают?  и др.   Подчёркивается   двумя чертами.        подлежащее                сказуемое (что?) Солнце (что делает?) светит. Действуй так: 1. Прочитай предложение. 2. Подумай о чём или о ком говорится в предложении. 3. Задай вопрос кто? или что? и найди подлежащее. 4. Подчеркни   подлежащее   одной чертой аккуратно под линеечку. 5. Задай   вопрос   от   подлежащего   к сказуемому:  что   делает?   что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др. 6. Подчеркни сказуемое двумя чертами Действуй так: 1. Прочитай предложение. 2. Подумай о чём или о ком говорится в предложении. 3. Задай вопрос кто? или что? и найди подлежащее. 4. Подчеркни   подлежащее   одной чертой аккуратно под линеечку. 5. Задай   вопрос   от   подлежащего   к сказуемому:  что   делает?   что делают?   что   делал?   что сделал?   что   сделает?   что сделают? и др.   6. Подчеркни сказуемое двумя чертамиПамятка № 5. Памятка № 5. Второстепенные члены предложения Если в предложении кроме главных членов (подлежащего   или   сказуемого)   есть   еще слова, то они являются второстепенными членами,  которые  поясняют,   уточняют главные члены. Предложения бывают распространённые и нераспространённые. Нераспространённое – если предложение состоит только из главных членов.  Например: Журавли улетают. Распространённое  – если в предложении кроме   главных   членов   есть   еще   и второстепенные.  Осенью журавли улетают на юг. Второстепенные члены предложения Если в предложении кроме главных членов (подлежащего   или   сказуемого)   есть   еще слова, то они являются второстепенными членами,  которые  поясняют,   уточняют главные члены. Предложения бывают распространённые и нераспространённые. Нераспространённое – если предложение состоит только из главных членов.  Например: Журавли улетают. Распространённое  – если в предложении кроме   главных   членов   есть   еще   и второстепенные.  Осенью журавли улетают на юг. Действуй так: Действуй так: 1. Прочитай предложение. 2. Найди   главные   члены,   рассуждая, 5. Прочитай предложение. 6. Найди   главные   члены,   рассуждая, как в предыдущей памятке  (журавли улетают) как в предыдущей памятке  (журавли улетают) 3. Посмотри,   есть   ли   еще   слова   в предложении кроме главных членов. Если   есть,   то   они   и   являются второстепенными. 7. Посмотри,   есть   ли   еще   слова   в предложении кроме главных членов. Если   есть,   то   они   и   являются второстепенными. 4. Так   как   кроме   главных   членов предложения     и второстепенные,   то   предложение распространённое. есть еще   8. Так   как   кроме   главных   членов предложения     и второстепенные,   то   предложение распространённое. есть еще   Памятка № 6. То,   что   нас   окружает   можно   назвать словом. Лексическое   значение   слова   –  то,   что обозначает слово.  Слово «берёза». Его лексическое значение – лиственное дерево с белой корой. Лексическое   значение   слова   можно посмотреть в толковых словарях. Слова   бывают (одно значение: ландыш) и многозначными (два или более значений: язык, звезда, иглы).   однозначными  Памятка № 6. То,   что   нас   окружает   можно   назвать словом. Лексическое   значение   слова   –  то,   что обозначает слово.  Слово «берёза». Его лексическое значение – лиственное дерево с белой корой. Лексическое   значение   слова   можно посмотреть в толковых словарях. Слова   бывают (одно значение: ландыш) и многозначными (два или более значений: язык, звезда, иглы).   однозначнымиУ многозначных слов может быть  прямое (золотое кольцо) или переносное (золотые руки) значение. Памятка № 7. Синонимы – слова, которые произносятся по­разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ; храбрый и смелый; работать и трудиться. В   случае   возникновения   затруднений   по поиску   можно   обратиться   к   словарю синонимов   в   конце   учебника   или   к соответствующему справочнику.  Памятка № 8. Антонимы  – слова, противоположные по  большой   –   маленький; значению: плакать – смеяться; день – ночь.  В   случае   возникновения   затруднений   по поиску   можно   обратиться   к   словарю антонимов   в   конце   учебника   или   к соответствующему справочнику. Памятка № 9. Родственные или однокоренные слова ­  слова, близкие по смыслу, имеющие общую (одинаковую) часть, в которой заключено лексическое значение. Корень  – общая  часть  всех   родственных слов. Это самая главная часть в слове. Как найти корень слова? Действуй так: 1. Прочитай слово. Выясни его смысл. 2. Подбери   к   слову   еще   несколько родственных   (однокоренных)   слов. Помни!!! Они близки по смыслу и имеют общую часть. 3. Сравни родственные слова и выдели их общую часть дугой.  осина, осинка, осиновый У многозначных слов может быть  прямое (золотое кольцо) или переносное (золотые руки) значение. Памятка № 7. Синонимы – слова, которые произносятся по­разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ; храбрый и смелый; работать и трудиться. В   случае   возникновения   затруднений   по поиску   можно   обратиться   к   словарю синонимов   в   конце   учебника   или   к соответствующему справочнику.   Памятка № 8. Антонимы  – слова, противоположные по  большой   –   маленький; значению: плакать – смеяться; день – ночь.  В   случае   возникновения   затруднений   по поиску   можно   обратиться   к   словарю антонимов   в   конце   учебника   или   к соответствующему справочнику. Памятка № 9. Родственные или однокоренные слова ­  слова, близкие по смыслу, имеющие общую (одинаковую) часть, в которой заключено лексическое значение. Корень  – общая  часть  всех   родственных слов. Это самая главная часть в слове. Как найти корень слова? Действуй так: 1. Прочитай слово. Выясни его смысл. 2. Подбери   к   слову   еще   несколько родственных   (однокоренных)   слов. Помни!!! Они близки по смыслу и имеют общую часть. 3. Сравни родственные слова и выдели их общую часть дугой.  осина, осинка, осиновыйПамятка № 10. Слоги  –   части   слова,   которые   можно выделить при его произнесении.  Слог может состоять из одного (гласного!) или   нескольких   звуков.   В   слоге обязательно должен быть гласный звук.  Сколько в слове гласных,  Памятка № 10. Слоги  –   части   слова,   которые   можно выделить при его произнесении.  Слог может состоять из одного (гласного!) или   нескольких   звуков.   В   слоге обязательно должен быть гласный звук.  Сколько в слове гласных,  столько и слогов!!! столько и слогов!!! Как разделить слово на слоги? Действуй так: 1. Прочитай слово. Выясни его смысл. 2. Посчитай   количество   гласных   в слове.   Отметь   их   точками   под буквами. 3. Медленно   и   чётко   произнеси   слово   (можно другими или   «прохлопай»   его. воспользоваться   известными тебе способами)   Раздели   слово   на   слоги вертикальными линиями так, чтобы в каждом слоге был один гласный. 4. и   5. Проверь себя:  Сколько в слове гласных,  столько и слогов!!! Посчитай   еще   раз   количество   гласных   и количество   получившихся   слогов.   Оно должно быть одинаковым. Как разделить слово на слоги? Действуй так: 1. Прочитай слово. Выясни его смысл. 2. Посчитай   количество   гласных   в слове.   Отметь   их   точками   под буквами. 3. Медленно   и   чётко   произнеси   слово   (можно другими или   «прохлопай»   его. воспользоваться   известными тебе способами)   Раздели   слово   на   слоги вертикальными линиями так, чтобы в каждом слоге был один гласный. 4. и   5. Проверь себя:  Сколько в слове гласных,  столько и слогов!!! Посчитай   еще   раз   количество   гласных   и количество   получившихся   слогов.   Оно должно быть одинаковым. Яна, весна, окунь, аист, шапка, рука. Яна, весна, окунь, аист, шапка, рука. Памятка № 12. Памятка № 12. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА 1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. 2. Не   переносятся  слова,   которые имеют  один слог, и слог, состоящий из одного гласного: улей, змея, сад. 3. Одну   букву   нельзя  оставлять   на строке или переносить на новую. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА 1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. 2. Не   переносятся  слова,   которые имеют  один слог, и слог, состоящий из одного гласного: улей, змея, сад. 3. Одну   букву   нельзя  оставлять   на строке или переносить на новую. 4. Буквы  й, ь, ъ  при переносе  нельзя 4. Буквы  й, ь, ъ  при переносе  нельзяотделять  от   стоящей   перед   ними буквы. 5. Слова   с   удвоенными   согласными нужно переносить так:  рус­ский. Памятка № 11. Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак   ударения   в   слове   ставится   над буквой,   которая   обозначает  ударный гласный звук.  Знак   ударения   не   ставится:  в   словах, состоящих  из одного слога  и в словах с буквой «ё». Правильное   произношение   слов   можно уточнить   в  орфоэпическом   словаре  в конце учебника. отделять  от   стоящей   перед   ними буквы. Слова   с   удвоенными   согласными   нужно переносить так:  рус­ский Памятка № 11. Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак   ударения   в   слове   ставится   над буквой,   которая   обозначает  ударный гласный звук.  Знак   ударения   не   ставится:  в   словах, состоящих  из одного слога  и в словах с буквой «ё». Правильное   произношение   слов   можно уточнить   в  орфоэпическом   словаре  в конце учебника.