Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы
Оценка 5
Памятки +1
docx
русский язык
2 кл—4 кл
31.08.2019
Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы:
НАША РЕЧЬ
Текст
Предложение
Знаки препинания в конце предложений
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Нераспространённое и распространенное предложение
Синонимы
Антонимы
Родственные или однокоренные слова
Лексическое значение слова
Однозначные и многозначные слова.
Слоги
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
Ударение
Алгоритмы действий:
Как найти корень слова?
Как разделить слово на слоги?
памятки.docx
Памятка № 1.
Памятка № 1.
НАША РЕЧЬ
устная письменная
слушание;
говорение
чтение
письмо
Речь про себя
НАША РЕЧЬ
устная письменная
слушание;
говорение
чтение
письмо
Речь про себя
Диалог – это речь (разговор) двух или
нескольких лиц.
Монолог – речь одного лица, обращенная
к слушателям или к самому себе.
Диалог – это речь (разговор) двух или
нескольких лиц.
Монолог – речь одного лица, обращенная
к слушателям или к самому себе.
Памятка № 2.
Текст – это высказывание, состоящее из
двух или нескольких предложений,
которые объединены общей темой и
связаны друг с другом по смыслу.
Текст состоит из начала, основной части,
концовки. Каждая часть текста пишется с
красной строки. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём
готовится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о
чём хотел сказать читателю автор.
Памятка № 2.
Текст – это высказывание, состоящее из
двух или нескольких предложений,
которые объединены общей темой и
связаны друг с другом по смыслу.
Текст состоит из начала, основной части,
концовки. Каждая часть текста пишется с
красной строки. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём
готовится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о
чём хотел сказать читателю автор.
Памятка № 3.
Предложение – это слово или несколько
слов, которые выражают законченную
мысль. Слова в нём связаны по смыслу.
Знаки препинания в конце предложений
Если в предложении спокойно сообщается
о чёмлибо, то в конце предложения
ставится точка (.).
Если предложение содержит вопрос, то и в
конце ставится вопросительный знак (?).
Если предложение произносится с сильным
чувством (с радостью,
огорчением,
призывом), то ставится восклицательный
знак (!).
Памятка № 3.
Предложение – это слово или несколько
слов, которые выражают законченную
мысль. Слова в нём связаны по смыслу.
Знаки препинания в конце предложений
Если в предложении спокойно сообщается
о чёмлибо, то в конце предложения
ставится точка (.).
Если предложение содержит вопрос, то и в
конце ставится вопросительный знак (?).
Если предложение произносится с сильным
чувством (с радостью,
огорчением,
призывом), то ставится восклицательный
знак (!). Памятка № 4.
Памятка № 4.
Главные члены предложения
заключается
В предложении есть главные члены
(грамматическая основа предложения). В
них
главный смысл
предложения.
Подлежащее главный член предложения,
который обозначает о ком или о чём
говорится в предложении. Отвечает на
вопрос кто? или что? Подчёркивается
одной чертой.
Сказуемое – главный член предложения,
который обозначает, что говорится о
подлежащем. Отвечает на вопросы что
делает? Что делают? Что делал?
Что сделал? Что сделает? Что
сделают? и др. Подчёркивается двумя
чертами.
подлежащее сказуемое
(что?) Солнце (что делает?) светит.
Главные члены предложения
заключается
В предложении есть главные члены
(грамматическая основа предложения). В
них
главный смысл
предложения.
Подлежащее главный член предложения,
который обозначает о ком или о чём
говорится в предложении. Отвечает на
вопрос кто? или что? Подчёркивается
одной чертой.
Сказуемое – главный член предложения,
который обозначает, что говорится о
подлежащем. Отвечает на вопросы что
делает? Что делают? Что делал?
Что сделал? Что сделает? Что
сделают? и др. Подчёркивается двумя
чертами.
подлежащее сказуемое
(что?) Солнце (что делает?) светит.
Действуй так:
1. Прочитай предложение.
2. Подумай о чём или о ком говорится
в предложении.
3. Задай вопрос кто? или что? и найди
подлежащее.
4. Подчеркни подлежащее одной
чертой аккуратно под линеечку.
5. Задай вопрос от подлежащего к
сказуемому: что делает? что
делают? что делал? что сделал?
что сделает? что сделают? и др.
6. Подчеркни сказуемое двумя чертами
Действуй так:
1. Прочитай предложение.
2. Подумай о чём или о ком говорится
в предложении.
3. Задай вопрос кто? или что? и найди
подлежащее.
4. Подчеркни подлежащее одной
чертой аккуратно под линеечку.
5. Задай вопрос от подлежащего к
сказуемому: что делает? что
делают? что делал? что
сделал? что сделает? что
сделают? и др.
6. Подчеркни сказуемое двумя чертами Памятка № 5.
Памятка № 5.
Второстепенные члены предложения
Если в предложении кроме главных членов
(подлежащего или сказуемого) есть еще
слова, то они являются второстепенными
членами,
которые поясняют, уточняют
главные члены.
Предложения бывают распространённые и
нераспространённые.
Нераспространённое – если предложение
состоит только из главных членов.
Например: Журавли улетают.
Распространённое – если в предложении
кроме главных членов есть еще и
второстепенные.
Осенью журавли улетают на юг.
Второстепенные члены предложения
Если в предложении кроме главных членов
(подлежащего или сказуемого) есть еще
слова, то они являются второстепенными
членами,
которые поясняют, уточняют
главные члены.
Предложения бывают распространённые и
нераспространённые.
Нераспространённое – если предложение
состоит только из главных членов.
Например: Журавли улетают.
Распространённое – если в предложении
кроме главных членов есть еще и
второстепенные.
Осенью журавли улетают на юг.
Действуй так:
Действуй так:
1. Прочитай предложение.
2. Найди главные члены, рассуждая,
5. Прочитай предложение.
6. Найди главные члены, рассуждая,
как в предыдущей памятке
(журавли улетают)
как в предыдущей памятке
(журавли улетают)
3. Посмотри, есть ли еще слова в
предложении кроме главных членов.
Если есть, то они и являются
второстепенными.
7. Посмотри, есть ли еще слова в
предложении кроме главных членов.
Если есть, то они и являются
второстепенными.
4. Так как кроме главных членов
предложения
и
второстепенные, то предложение
распространённое.
есть
еще
8. Так как кроме главных членов
предложения
и
второстепенные, то предложение
распространённое.
есть
еще
Памятка № 6.
То, что нас окружает можно назвать
словом.
Лексическое значение слова – то, что
обозначает слово.
Слово «берёза». Его лексическое значение
– лиственное дерево с белой корой.
Лексическое значение слова можно
посмотреть в толковых словарях.
Слова бывают
(одно
значение: ландыш) и многозначными (два
или более значений: язык, звезда, иглы).
однозначными
Памятка № 6.
То, что нас окружает можно назвать
словом.
Лексическое значение слова – то, что
обозначает слово.
Слово «берёза». Его лексическое значение
– лиственное дерево с белой корой.
Лексическое значение слова можно
посмотреть в толковых словарях.
Слова бывают
(одно
значение: ландыш) и многозначными (два
или более значений: язык, звезда, иглы).
однозначными У многозначных слов может быть прямое
(золотое кольцо) или переносное (золотые
руки) значение.
Памятка № 7.
Синонимы – слова, которые произносятся
поразному, а по смыслу одинаковые или
очень близкие: родник и ключ; храбрый и
смелый; работать и трудиться.
В случае возникновения затруднений по
поиску можно обратиться к словарю
синонимов в конце учебника или к
соответствующему справочнику.
Памятка № 8.
Антонимы – слова, противоположные по
большой – маленький;
значению:
плакать – смеяться; день – ночь.
В случае возникновения затруднений по
поиску можно обратиться к словарю
антонимов в конце учебника или к
соответствующему справочнику.
Памятка № 9.
Родственные или однокоренные слова
слова, близкие по смыслу, имеющие общую
(одинаковую) часть, в которой заключено
лексическое значение.
Корень – общая часть всех родственных
слов. Это самая главная часть в слове.
Как найти корень слова?
Действуй так:
1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
2. Подбери к слову еще несколько
родственных (однокоренных) слов.
Помни!!! Они близки по смыслу
и имеют общую часть.
3. Сравни родственные слова и выдели
их общую часть дугой.
осина, осинка, осиновый
У многозначных слов может быть прямое
(золотое кольцо) или переносное (золотые
руки) значение.
Памятка № 7.
Синонимы – слова, которые произносятся
поразному, а по смыслу одинаковые или
очень близкие: родник и ключ; храбрый и
смелый; работать и трудиться.
В случае возникновения затруднений по
поиску можно обратиться к словарю
синонимов в конце учебника или к
соответствующему справочнику.
Памятка № 8.
Антонимы – слова, противоположные по
большой – маленький;
значению:
плакать – смеяться; день – ночь.
В случае возникновения затруднений по
поиску можно обратиться к словарю
антонимов в конце учебника или к
соответствующему справочнику.
Памятка № 9.
Родственные или однокоренные слова
слова, близкие по смыслу, имеющие общую
(одинаковую) часть, в которой заключено
лексическое значение.
Корень – общая часть всех родственных
слов. Это самая главная часть в слове.
Как найти корень слова?
Действуй так:
1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
2. Подбери к слову еще несколько
родственных (однокоренных) слов.
Помни!!! Они близки по смыслу
и имеют общую часть.
3. Сравни родственные слова и выдели
их общую часть дугой.
осина, осинка, осиновый Памятка № 10.
Слоги – части слова, которые можно
выделить при его произнесении.
Слог может состоять из одного (гласного!)
или нескольких звуков.
В слоге
обязательно должен быть гласный звук.
Сколько в слове гласных,
Памятка № 10.
Слоги – части слова, которые можно
выделить при его произнесении.
Слог может состоять из одного (гласного!)
или нескольких звуков.
В слоге
обязательно должен быть гласный звук.
Сколько в слове гласных,
столько и слогов!!!
столько и слогов!!!
Как разделить слово на слоги?
Действуй так:
1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
2. Посчитай количество гласных в
слове. Отметь их точками под
буквами.
3. Медленно и чётко произнеси слово
(можно
другими
или «прохлопай» его.
воспользоваться
известными тебе способами)
Раздели слово на слоги
вертикальными линиями так, чтобы в
каждом слоге был один гласный.
4.
и
5. Проверь себя:
Сколько в слове гласных,
столько и слогов!!!
Посчитай еще раз количество гласных и
количество получившихся слогов. Оно
должно быть одинаковым.
Как разделить слово на слоги?
Действуй так:
1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
2. Посчитай количество гласных в
слове. Отметь их точками под
буквами.
3. Медленно и чётко произнеси слово
(можно
другими
или «прохлопай» его.
воспользоваться
известными тебе способами)
Раздели слово на слоги
вертикальными линиями так, чтобы в
каждом слоге был один гласный.
4.
и
5. Проверь себя:
Сколько в слове гласных,
столько и слогов!!!
Посчитай еще раз количество гласных и
количество получившихся слогов. Оно
должно быть одинаковым.
Яна, весна, окунь, аист, шапка, рука.
Яна, весна, окунь, аист, шапка, рука.
Памятка № 12.
Памятка № 12.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
1. Переносить слова с одной строки на
другую можно только по слогам.
2. Не переносятся слова, которые
имеют один слог, и слог, состоящий
из одного гласного: улей, змея, сад.
3. Одну букву нельзя оставлять на
строке или переносить на новую.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
1. Переносить слова с одной строки на
другую можно только по слогам.
2. Не переносятся слова, которые
имеют один слог, и слог, состоящий
из одного гласного: улей, змея, сад.
3. Одну букву нельзя оставлять на
строке или переносить на новую.
4. Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя
4. Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя отделять от стоящей перед ними
буквы.
5. Слова с удвоенными согласными
нужно переносить так: русский.
Памятка № 11.
Ударение – это выделение голосом одного
из слогов в слове. Ударный слог тянется
дольше, произносится громче, сильнее.
Знак ударения в слове ставится над
буквой, которая обозначает ударный
гласный звук.
Знак ударения не ставится: в словах,
состоящих из одного слога и в словах с
буквой «ё».
Правильное произношение слов можно
уточнить в орфоэпическом словаре в
конце учебника.
отделять от стоящей перед ними
буквы.
Слова с удвоенными согласными нужно
переносить так: русский
Памятка № 11.
Ударение – это выделение голосом одного
из слогов в слове. Ударный слог тянется
дольше, произносится громче, сильнее.
Знак ударения в слове ставится над
буквой, которая обозначает ударный
гласный звук.
Знак ударения не ставится: в словах,
состоящих из одного слога и в словах с
буквой «ё».
Правильное произношение слов можно
уточнить в орфоэпическом словаре в
конце учебника.
Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы
Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы
Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы
Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы
Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы
Памятки по основным темам русского языка для учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.