ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Мероприятия
docx
чтение
3 кл—4 кл
06.04.2020
ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ
КЛАССНЫЙ ЧАС СОДЕЙСТВУЕТ ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЮ ИХ К СЕМЕЙНОМУ ЧТЕНИЮ
папа, мама, я читающая семья.docx

МОАУ «СОШ №38 Г.ОРСКА»

ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ

КЛАССНЫЙ ЧАС

 

КУЛИКОВСКАЯ ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОАУ  «СОШ №38 Г. ОРСКА»

 

 

 КЛАССНЫЙ ЧАС СОДЕЙСТВУЕТ ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЮ ИХ К СЕМЕЙНОМУ ЧТЕНИЮ

 


 

Цели:

содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;

способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей и родителей, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогов школы;

показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению.

Участники: учащиеся-первоклассники, классный руководитель, родители первоклассников, школьный библиотекарь, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1. Предварительное анкетирование учащихся и его анализ по следующим вопросам:

– Что ты больше любишь?

а) Читать сам;

б) слушать чтение взрослых;

в) смотреть телевизор.

– Как ведут себя родители во время твоего чтения?

а) Хвалят тебя;

б) ругают.

– Читают ли в вашей семье книги вслух?

а) Читают;

б) не читают.

– Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?

а) Да;

б) нет.

2. Предварительное анкетирование родителей и его анализ по тем же вопросам:

– Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

а) Читать сам;

б) слушать чтение взрослых;

в) смотреть телевизор.

– Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

а) Хвалите;

б) ругаете.

– Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) Да;

б) нет.

– Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

а) Да;

б) нет.

3. Подготовка конкурсных заданий библиотекарем, классным руководителем.

4. Составление памятки для учащихся и их родителей.

5. Оформление приглашений родителям на собрание.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) памятки для детей и родителей;

2) запись на доске темы собрания, русских народных пословиц и поговорок:

• Испокон века книга растит человека.

• Дом без книги что без окон.

• С книгой жить – век не тужить.

• Вслед за книгой умом двигай.

3) Набор «сказочных» вещей: туфелька, стрела, сапог, яйцо, невод с рыбкой, телефон, банка с вареньем, корзина с пирожками.

4) Два комплекта игры «Литературное домино». Разрезается на прямоугольники по линиям.

 

 

Русская народная сказка

«Фантазеры»

Н. Носов

«Красная Шапочка»

Ш. Перро

«Вот какой рассеянный»

С. Маршак

«Мойдодыр»

К. Чуковский

«Цветик-семицветик»

В. Катаев

«Чей нос лучше?»

В. Бианки

«У лукоморья дуб зеленый…»

А. С. Пушкин

«Колобок»

5) Выставка детских книг из школьной библиотеки;

6) Выставка детских рисунков на тему «Мои любимые сказки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход классного часа

I. Организационная часть.

Участники собрания входят в класс и рассаживаются, образуя один большой круг.

Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.

II. Сообщение классного руководителя «Как приобщить ребенка к чтению».

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Самостоятельное чтение ребенком книг доставляет ему много впечатлений, открывает глаза на мир, заставляет задумываться над вопросами жизни, отношениями людей. Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого. Во время чтения ребенок остается наедине с самим собой. То, о чем он читает, глубоко переживается им, он может вернуться к понравившемуся ему эпизоду, к полюбившемуся герою.

В практике же воспитания детей в семьях довольно часто применяются рассказ родителей, беседа, а осознанное отношение к чтению книг встречается реже, в то время как чтение ребенка должно занимать существенное место в воспитании.

Сегодня мы рассмотрим методы и приемы, которые помогают приобщать ребенка к чтению, к книге.

Ребенок в семье должен видеть любовь отца, матери и других членов семьи к чтению. Если ребенок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной.

Приобщение ребенка к чтению будет более успешным, если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждения прочитанных книг.

Чтение вслух – вообще важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребенка, обучает его умению формулировать мысль и говорить, правильно ставить ударение; развивает речевые данные, учит культуре речи.

Ясно, что чтение вслух требует усилий от взрослых, их желания потратить время на собственных детей и осознания, что эффект воспитания складывается из таких вот «мелочей», которые оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка.

Малыш еще не умеет читать, ходит за родителями и просит почитать. Нельзя отмахиваться от ребенка, выговаривать ему: «Как же ты мне надоел со своими книжками, читай да читай, как будто у меня других дел нет». Такой раздражительный тон родителей по поводу просьбы ребенка может задержать процесс воспитания у него любви к книгам, отлучить его от чтения на долгое время, а иногда и навсегда.

Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребе-нок научился читать, а читать сам не хочет. Как тут быть? К умению читать надо добавить желание читать, радоваться каждой встрече с интересной книжкой. Эта радость будет полной, когда для всех членов семьи встреча с книгой является праздником, когда ребенок в семье не только потребитель духовной пищи, но и творец духовного общения: читают в семье интересную книжку по очереди, подбадривают еще неумелого младшего чтеца; устраивают среди детей конкурсы чтения с небольшими домашними подарками-сувенирами (поделками из природных материалов и др.). Ребенок, у которого еще не развился интерес к чтению, должен быть в центре внимания семьи.

Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребенку самому дочитать рассказ или всю книгу. С этой же целью можно обратиться к ребенку с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами (вяжут, шьют) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сестры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, грамотного и выразительного чтения на совместных вечерних встречах с книгой особенно дорог малышу своей близостью сопереживания.

Классный руководитель сообщает о результатах анкетирования.

III. Сообщение школьного психолога о развитии воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного.

• Во время чтения ребенок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребенок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление, будет делать и другие пометки о прочитанных книгах в особой тетради.

Поговорим о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в самом ходе обсуждения прочитанного.

• Сначала еще раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами, и если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребенка, чтобы он вынес из текста одну-единственную «мораль». Может быть, ребенок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, – не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришел самостоятельно. Однако пусть ребенок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий.

• Помните при этом, что подлинное понимание – процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребенка радости «сотворчества».

• Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести новое содержание к набору готовых схем и оценок, помогите ему проявить воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного «экспериментирования». Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребенок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же «экспериментировать» с текстом? Предложите ребенку поиграть в игру «А если...». Вы заменяете какого-либо героя произведения или какое-либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребенок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесенные вами изменения. Вы же, в свою очередь, указываете ребенку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит его слишком далеко от исходного сюжета. Вот, например, вы обсуждаете с ребенком рассказ В. Осеевой «Отомстила»:

– А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?

– Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет ее краски трогать.

– А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алешу бросалась. Могла бы она его сразу простить?

И т. д.

«Экспериментируя» с содержанием текста, ребенок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Все это формирует у дошкольников новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.

Дети особенно любят сказки. Ведь во всякой сказке есть элемент действительности. Сказки помогают разобраться в характерах людей, лучше познать жизнь. Особенно нравятся детям сказки о животных. Период, когда дети любят сказки, очень важен для формирования чувств ребенка: не надо спешить утешать ребенка, если он из жалости к кому-то из героев расплакался. Некоторые родители, утешая ребенка, начинают приговаривать, что это ведь только в книжке написано, а в жизни не так, что не следует по этому поводу расстраиваться. Тем самым родители подрывают веру ребенка в книгу, в то, что в ней написано. Дети в подобных случаях привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрагиваются их чувства. Позже такие родители сами начинают удивляться, как могло случиться, что ребенок вырос бесчувственным, равнодушным ко всему.

IV. Выступление школьного библиотекаря.

Как же следует собирать семейную библиотеку, каково должно быть участие в ней детей?

С самых ранних лет важно научить их ценить и любить книгу. В доме всегда найдутся старые книги, и родителям не надо жалеть времени на то, чтобы вместе с ребенком отремонтировать их: подклеить оторвавшиеся страницы, обернуть книгу в бумажную обложку, красиво написать название и имя автора.

Начальная школа – время детской открытости, и в эту пору детям надо помочь продолжить их отношения с книгой и домашней библиотекой, которая может оказаться похожей на школьную или районную, куда ваш ребенок записался вместе со всем своим классом.

Личные книги ребенка можно как-то выделить в домашней библиотеке, отвести для них определенное место, но их нельзя отделять нравственно от взрослых книг. Напротив, следует всячески подчеркивать, что детские книги – составная часть семейной библиотеки.

Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства, участвовать в формировании круга чтения своего ребенка, как бы разжигать аппетит к важным для каждого человека книгам. И когда аппетит этот появился, смелее подводите ребенка к книжным шкафам, помогайте снять с полки нужную книгу. Есть такое прекрасное занятие – рыться в книгах. Рыться в книгах собственной библиотеки желательно с участием собственных детей. О книгах любимых рассказывать с восхищением, подвигая ребенка к мысли, что его ожидает величайшее из наслаждений – прочитать эту или вот эту книгу.

V. Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Классный руководитель предлагает родителям и детям проверить свои знания и умения по прочитанным книгам детской тематики в игре.

Х о д   и г р ы

Родители и дети образуют по две команды.

Ученик читает стихотворение:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия.

1. К о н к у р с для обеих команд учащихся «П р о д о л ж а й…».

Каждая команда детей хором должна продолжить стихотворение, первую строчку которого читает учитель.

З а д а н и е   д л я   п е р в о й   к о м а н д ы (читаются первые строки из стихотворений Агнии Львовны Барто):

Идет бычок, качается,          Наша Таня громко плачет,

Вздыхает на ходу:                 Уронила в речку мячик.

(«Ох, доска кончается,        (Тише, Танечка, не плачь,

Сейчас я упаду».)                  Не утонет в речке мяч.)

          Уронили мишку на пол,

          Оторвали мишке лапу.

          (Все равно его не брошу,

         Потому что он хороший.)

З а д а н и е   д л я   в т о р о й   к о м а н д ы (читаются первые строки четверостиший Самуила Яковлевича Маршака):

Эй, не стойте слишком близко…      Дали туфельки слону,

(Я тигренок, а не киска.)          Взял он туфельку одну

                 (И сказал: «Нужны пошире

                 И не две, а все четыре».)

        Бедный маленький верблюд!

        Есть ребенку не дают:

        (Он сегодня съел с утра

        Только два таких ведра.)

2. К о н к у р с для обеих команд учащихся «Ч ь и   э т о   в е щ и?».

Каждая команда детей получает вещи, принадлежащие сказочным героям, и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений, кому принадлежат эти вещи.

Командам вручаются следующие вещи:

1) туфелька («Золушка» Ш. Перро);

2) стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»);

3) сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);

4) яйцо (русская народная сказка «Курочка Ряба»);

5) невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина);

6) телефон («Телефон» К. И. Чуковского);

7) банка с вареньем («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен);

8) корзинка с пирожками (русская народная сказка «Маша и медведь»).

3. К о н к у р с  для обеих команд учащихся «Н а й д и т е   а в т о р а».

Каждая команда получает набор карточек «Литературного домино».

Побеждает та команда, которая быстрее составит верную цепочку из карточек домино.

4. К о н к у р с  для обеих команд родителей «У з н а й т е  п о  о п и-
 с а н и ю».

Классный руководитель или библиотекарь зачитывают каждой команде по очереди характеристику и описание поступков действующего лица книги; через 3 секунды игроки должны назвать его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.

Используются следующие характеристики:

1) «Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво-дивное, усовершенствовал диковинку заморскую – подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его ничего хорошего не ожидало».

Автор книги говорил: «Там, где стоит имя этого героя, надо читать – «русский народ».

О т в е т: Левша. Н. Лесков. «Левша».

2) «Странное плавающее существо: получеловек-полулягушка, с серебристой чешуей, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, то выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет. Однако в своем получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище».

О т в е т: Ихтиандр – Морской Дьявол. А. Беляев. «Человек-амфибия».

3) «Внешность этого человека была необыкновенной. Он был одет в глухой костюм, голова его была покрыта несколькими слоями бинта, на глазах – черные очки, розовый нос блестел так, как будто он был сделан из папье-маше, на руках надеты плотные перчатки. Этот человек был великим изобретателем, но его открытия не принесли счастья ни ему, ни человечеству, хотя он мог творить поистине чудеса».

О т в е т: Гриффин. Г. Уэллс. «Человек-невидимка».

4) «Молодой человек 18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в семнадцатом веке видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишен юмора, остроумия, хитрости, сообразительности».

О т в е т: Д'Артаньян. А. Дюма. «Три мушкетера».

5) «Молодой туземец, родом из Южной Африки. Был приговорен к смерти, но спасен человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя».

О т в е т: Пятница. Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

6) «Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была «...вся сплошь черная как чернила, но с отметинами, видными на свету, точно легкий узор на муаре. Никто в джунглях не захотел бы встать ей поперек дороги, ибо она была хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха…».

О т в е т: Багира. Р. Киплинг. «Маугли».

7) «…Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит... Коса иссиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые... А одежа такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладь…».

О т в е т: Медной горы хозяйка. П. Бажов. «Уральские сказы».

8) …Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подняв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода...

О т в е т: Черномор. А. Пушкин. «Руслан и Людмила».

VI. Подведение итогов конкурса.

Объявление результатов конкурса, награждение команд-победительниц и всех участников памятными призами.

VII. Решение родительского собрания.

1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.

2. Помогать ребенку вести читательский дневник.

3. Объявить конкурс на лучший читательский дневник; в конце учебного года подвести его итоги и вручить призы победителям.

 

VIII. Заключительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители и дети! Закончилось наше собрание-конкурс. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день ваших семей будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в этом путешествии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятки вручаются родителям и учащимся.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день.

2. Хвалите ребенка за чтение.

3. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

4. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.

5. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

6. Какие слова или выражения запомнились ему?

7. Чему учит эта книга?

8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

2. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй со знаками препинания, делай паузы.

3. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бодрова, Е. В. Когда мы читаем детям // Календарь для родителей. – 1989.

2. Воликова, Т. В. Учитель и семья. – М.: Просвещение, 1979.

3. Зыкина, Л. Книги в доме // Календарь для родителей. – 1989.

4. Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. – М., 1988.

     5. Шклярова, Г. В. Справочник для начальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ

ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ

Цели: – содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению; – способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей и родителей,…

Цели: – содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению; – способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей и родителей,…

Подготовка конкурсных заданий библиотекарем, классным руководителем

Подготовка конкурсных заданий библиотекарем, классным руководителем

Ход классного часа I. Организационная часть

Ход классного часа I. Организационная часть

Такой раздражительный тон родителей по поводу просьбы ребенка может задержать процесс воспитания у него любви к книгам, отлучить его от чтения на долгое время, а…

Такой раздражительный тон родителей по поводу просьбы ребенка может задержать процесс воспитания у него любви к книгам, отлучить его от чтения на долгое время, а…

Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести новое содержание к набору готовых схем и оценок, помогите ему проявить…

Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести новое содержание к набору готовых схем и оценок, помогите ему проявить…

Начальная школа – время детской открытости, и в эту пору детям надо помочь продолжить их отношения с книгой и домашней библиотекой, которая может оказаться похожей…

Начальная школа – время детской открытости, и в эту пору детям надо помочь продолжить их отношения с книгой и домашней библиотекой, которая может оказаться похожей…

Уронили мишку на пол,

Уронили мишку на пол,

Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его ничего хорошего не ожидало»

Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его ничего хорошего не ожидало»

Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая,

Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая,

Памятки вручаются родителям и учащимся

Памятки вручаются родителям и учащимся

Литература 1. Бодрова, Е. В

Литература 1. Бодрова, Е. В
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей