Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».
Воспитатель:
Мазурина Анна Владимировна
2019-2020гг.
Актуальность темы:
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного
возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку,
которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на
ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок
попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и
особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских
учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих
воспитанников.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы по самообразованию.
Цель:
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи: 1.
Повысить собственный уровень профессионального мастерства и компетентности.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Помочь усвоить дошкольникам первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице.
5. Формировать и
развивать у детей целостное восприятие окружающей
дорожной среды.
6. Расширять словарный запас
детей по дорожной лексике.
7. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и
безопасности детей.
8. Развивать логическое
мышление, произвольное внимание, зрительное и
слуховое восприятие, творческую активность.
9. Сплотить детский коллектив.
Формы работы с детьми:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3. Развлечения и досуги.
4.Организованная образовательная деятельность.
4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения. Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей.
Ожидаемый
результат:
1.Сформированные у детей
соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность, негативное отношение
к нарушениям ПДД.
2. Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения,
самостоятельно принимать нужные решения.
3. Сформированные
у детей навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в
дорожно-транспортной среде.
4. Устойчивый интерес у
родителей к безопасности детей как участников дорожного движения, участие
взрослых в совместной деятельности с детьми.
Перспективное планирование деятельности по самообразованию
на 2020-2021 учебный год
Месяц |
Содержание работы |
Практический выход |
Сентябрь |
1.Изучение методической литературы. 2. Самоанализ педагогов «Что я знаю о ПДД».
|
1.Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения»; 2. Картотека подвижных игр для ознакомления детей с правилами дорожного движения. |
Октябрь |
1.Изучение методической литературы. 2. Консультирование воспитателей «Организация занятий по обучению ПДД».
|
Подбор литературы по ПДД |
Ноябрь |
1.Изучение методической литературы.
|
Изготовление светофора для подвижной игры. |
Ноябрь Апрель |
1.Работа с детьми 2.Знакомство с темой по средствам информации (беседы, НОД, проектная деятельность, целевые прогулки, чтение произведений, стихов , просмотр мультфильмов, загадки). |
1.Картотека бесед по ПДД. 2. Разработка конспекта занятия по теме ПДД. 3. Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения. 4. Оформление плаката по ПДД. 5. Изготовление картотеки считалок, скороговорок и загадок на тему «ПДД». 6. Развлечение по ПДД «В гостях у Светофорчика». 7. Оформление проектов.
|
Сентябрь-май |
Работа с родителями. Подбор материала для родителей (консультации, папки-передвижки , рекомендации ,анкета «Правила и безопасность дорожного движения».) |
1.Аналитическая справка по анкетированию. 2.Папки-передвижки. 3. Буклеты для родителей. |
Май |
Диагностические исследования Отчет по проделанной работе |
Презентация – отчет по теме самообразование |
Работа с детьми на 2019 -2020 учебный год
МЕСЯЦ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Сентябрь |
1. Диагностика 2.Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»). Цель: запомнить правила дорожного движения. 3.Отгадывание загадок по ПДД. 4.Сюжетно-ролевая игра «Такси». Цель: Закрепить знания детей о професии «таксист». 5.Беседа: легковой и грузовой транспорт. Цель: закреплять умения различать грузовой и легковой транспорт. |
Октябрь |
1.Знакомство с дорожными знаками. 2.Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица». Цель: закрепить навыки организованного поведения на улице. 3.Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Цель: учить правильно вести себя в общественном транспорте. 4.Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве. 5.Слушание песни «Дорожный знак», муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука |
Ноябрь |
1.Просмотр развивающего мультфильма «Дорожные знаки для детей со стихами» 2.Подвижная игра «Воробушек и автомобиль». Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. 3.Чтение М.Пожарского «Машины». 4.Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Цель: закреплять знания об автобусе, его назначении. |
Декабрь |
Беседа «Правила дорожного движения
выполняй без возражения» |
Январь |
1.Дидактическая игра «Назови правильно». Цель: закрепить понятия «справа»-«слева», «снизу»-«сверху» развивать умение ориентировать-ся в пространстве. 2.Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения». Цель: воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. 3.Игра «Починим светофор» - закрепить порядок цветов в светофоре. 4.Ситуативное общение «Как мы играем на улице зимой». 5.Беседа: «Осторожно, скользкая дорога! » |
Февраль |
1.Беседа с детьми «Для чего нам нужен светофор» - закреплять знания детей о светофоре, его назначении. 2.Чтение детям рассказа Н. Калининой «Как ребята переходили улицу». 3.Игровая ситуация: «Как две упрямые машины не хотели уступить друг другу». 4.Рисование « Дорога для автомобилей». 5.Сюжетно-ролевая игра «Пешеходный переход». |
Март |
1.Заучивание считалки. Цель: развивать умение четко проговаривать каждое слово, воспитывать умение использовать считалку в игре. 2.Чтение «Мальчик и сто автомобилей». Цель: учить детей отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать суть произведения. 3.Рисование «Дорога и пешеходный переход». 4.Сюжетно-ролевая игра «Мы–водители». Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов. |
Апрель |
1.Просмотр мультфильмов «Светофор», «Обучающая детская песенка», «Мультик про машинки», «Учим правила дорожного движения». 2.Чтение С.Волкова «Правила дорожного движения» Цель: закреплять знания ПДД. 3.Подвижная игра «Ловкий пешеход» Цель: развивать ловкость, действовать по сигналу. 4.Беседа «О полосатой «зебре» и о дорожном знаке «Пешеходный переход». |
Май |
1.Просмотр мультфильма « Мультик для
детей. «Авария на дороге». 2.Беседа «Когда мы пассажиры» |
Работа с родителями на 2019-2020 учебный год
МЕСЯЦ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь |
Анкетирование родителей. Памятка родителям о дорожной безопасности |
Октябрь |
Памятка для родителей и детей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге» |
Ноябрь |
Беседа с родителями «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице». |
Декабрь |
Памятка родителям по правилам дорожного движения |
Январь |
Привлечение родителей к созданию (обогащению) развивающей среды по изучению ПДД. |
Февраль |
Работа с родителями: папка - передвижка «ПДД». |
Март |
Консультация «Как выработать навыки безопасного поведения на улице». |
Апрель |
Совместный конкурс рисунков: «Азбука безопасного поведения на дороге» |
Май |
Рекомендации по закреплению правил безопасного поведения у детей на летний период. |
Список используемой литературы
1. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
3. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М. :Центр педагогического образования, 2007.
5.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
6.Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014.
7.Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
8. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.
9. Н.В. Коломеец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет»
10. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб. Детство-Пресс, 2010.
11. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013.-64с.
12.Шалаева Г. П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М. : СЛОВО, Эксмо; 2007
13.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013
14. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
15. Козловская Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
16.Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973
17.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.