ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
имени Василия Михайловича Пескова»
(ГБПОУ ВО «ВГПГК имени В.М. Пескова»)
Параллельный перенос. Решение задач.
для обучающихся заочной формы обучения
по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» и 09.02.01»Компьютерные системы и комплексы».
Составитель ТОМИЛИНА Т.П,
|
Менеджмент: методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 38.02.04 «Коммерцмя(по отраслям) и 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» заочной формы обучения / департамент обр. Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж имени В.М. Пескова; [cост. Томилина Т.П..]. – Воронеж : ВГПГК, 2023... – … c. Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Предназначено для обучающихся II курса специальности …. заочной формы обучения. |
___________________________
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж имени В.М. Пескова (ВГПГК имени В.М. Пескова)
394036 г. Воронеж, пр. Революции, 20
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК …
© © |
Томилина Т.П., 2023 Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж имени В.М. Пескова, 2023. |
Содержание
1. Введение………………………………………………………………. ………3
2. Методические указания по выполнению контрольной работы…………….5
3. Требования к оформлению и выполнению контрольной работы…… …9
4. Контрольные задания………………………………………………….............9
5. Критерии оценивания контрольных работ …………………………………..10
6. Рекомендуемые источники и литература……………………………………..11
7. Вопросы к зачету (экзамену)…………………………………………………..12
Приложение 1. Титульный лист и бланк рецензии на контрольную работу.
введение
Предмет «Менеджмент» изучается студентами-заочниками специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»и 09.02.01 «Компьютерные систеиы и комплексы» на II курсе. В соответствии с учебным планом предусмотрена одна контрольная работа и сдача зачета и экзамена.
Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки и зачета.
Контрольная работа оформляется в отдельной тетради шариковой ручкой, четко, грамотно, без исправлений, подчисток и высылается или сдается в колледж для проверки преподавателю или методисту заочного обучения.
Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно, в полном объеме, в строгом соответствии с условиями задания и методическими указаниями без помарок.
Норма и наименование счетов во всех заданиях указываются в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
В конце работы приводится список использованной литературы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС следующими умениями, знаниями:
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, владеющих современными навыками эффективной коммуникации, основами управленческих знаний, необходимых в профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
1. Методические указания по выполнению заданий
контрольной работы
Для выполнения контрольной работы студентам необходимо знать:
Тематический план и содержание дисциплины :» Менеджмент»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА |
|
|
|
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента |
Содержание учебного материала |
|
3 |
Понятие менеджмента. Предпосылки возникновения менеджмента Черты менеджмента. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся История развития менеджмента Концепции менеджмента, их сущность и основные отличия Японская система управления Американская система управления Особенности Российского менеджмента |
2 |
|
|
Тема 1.2. Механизм менеджмента |
Содержание учебного материала |
|
|
Характеристика составляющих цикла менеджментаЦикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. Принципы менеджмента Классические принципы управления по Файолю. Система методов управления Понятие методов управления. Направленность, содержание и организационная форма методов. Классификация методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. Характер воздействия: прямое и косвенное. Взаимосвязь методов, функций и принципов менеджмента. |
1
|
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Применение методов управления в практической деятельности. Принципы управления современной организацией. |
2 |
|
|
Тема 1.3. Менеджер как субъект управления |
Содержание учебного материала |
|
|
Менеджеры в системе управления. Уровни управления. Роли руководителя по Минсбергу. Компетенция менеджера |
1 |
2 |
|
Практические занятия |
|
|
|
Модель менеджера XXI века |
1 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Знания, умения, должностные обязанности, деловые и личные качества современного менеджера Подготовка и обучение управленческих кадров |
2 |
|
|
Тема 1.4. Внешняя и внутренняя среда организации
|
Содержание учебного материала |
|
|
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. |
1 |
3 |
|
Практические занятия |
|
|
|
Анализ внешней и внутренней среды организации |
1 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Концепция жизненного цикла организации. Особенности управления на разных стадиях жизненного цикла организации Сведения о деятельности конкретных организаций |
2 |
|
|
Раздел 2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА |
|
|
|
Тема 2.1. Внутрифирменное планирование
|
Содержание учебного материала |
|
|
Планирование как элемент процесса менеджмента. Основные стадии планирования. Способы планирования. Условия, оказывающие влияние на качество планирования. Виды планов. Особенности стратегического, тактического и оперативного планирования. |
1 |
3
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Понятие миссии и цели организации. Планы, составляемые менеджерами. |
2 |
|
|
Тема 2.2. Управленческий контроль |
Содержание учебного материала |
|
|
Сущность и виды контроля. Этапы осуществления контроля. Свойства контроля. |
1 |
2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Правила контроля. |
2 |
|
|
Тема 2.3. Организация и типы ее структур |
Содержание учебного материала |
|
|
Понятие организационной структуры и ее элементы. Принципы построения организационных структур. Типы организационных структур. Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления. |
1 |
3
|
|
Практические занятия |
|
|
|
Организационная структура |
1 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Особенности различных типов организационных структур. Достоинства, недостатки различных типов организационных структур, Принципы построения, применение различных типов организационных структур. |
4 |
|
|
Тема 2.4. Мотивация трудовой деятельности |
Содержание учебного материала |
|
|
Понятия и сущность мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивы и стимулы. Оплата труда. Составляющие социального пакета |
1 |
3
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Сущность и практическое применение теорий мотивации.Индивидуальная и групповая мотивация. Правила эффективной мотивации. Формы и системы оплаты труда. Оплата труда менеджера. Положение о стимулировании персонала организации |
4 |
|
|
Раздел 3 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ |
|
|
|
Тема 3.1. Принятие решений |
Содержание учебного материала |
|
|
Содержание и типы управленческих решений. Методика принятия и реализации управленческих решений. Условия эффективности управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческому решению. Делегирование полномочий. |
1 |
3
|
|
Практические занятия |
|
|
|
Управленческие решения. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Правила делегирования. Методы принятия групповых решений. |
4 |
|
|
Тема 3.2 Система информационных коммуникаций
|
Содержание учебного материала |
|
|
Понятие коммуникаций. Коммуникационные цели. Функции эффективных коммуникаций в организации. Способы коммуникаций. Модель коммуникационного процесса. Модели коммуникации. Виды коммуникаций. Коммуникационный шум. Коммуникационные сети и стили. Приемы межличностной аттракции. |
1 |
3
|
|
Практические занятия |
|
|
|
Деловое и управленческое общение. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Информационное обеспечение различных уровней управления. Типы собеседников. Правила общения. Сущность межличностной аттракции. Правила проведения деловых совещаний и переговоров |
4 |
|
|
Раздел 4 ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ |
|
|
|
Тема 4.1 Руководство: власть и партнерство |
Содержание учебного материала |
|
|
Власть и личное влияние. Формы власти. Способы управленческого влияния. Управление и лидерство. Стили управления. Эффективность руководства |
|
3
|
|
Практические занятия |
|
|
|
Сравнительная характеристика стилей руководства. |
1 |
|
|
Ситуативное применение стилей руководства |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Ситуационные теории лидерства Авторитет менеджера. Характеристика стилей руководства Р. Блейка и Дж. Моутон. Неформальная группа и ее влияние на эффективность управления организацией. Концепции ситуационного лидерства Проблемы лидерства в организации |
4 |
|
|
Тема 4.2 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
|
Содержание учебного материала |
|
|
Менеджмент в профессиональной деятельности. |
|
3 |
|
Практические занятия |
|
|
|
Организация труда руководителя. Рабочее место руководителя. |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Тайм-менеджмент Служебная субординация Имиджа руководителя Совершенствование трудовой деятельности менеджера |
4 |
|
|
Всего: |
54 |
|
2. Требования к оформлению и выполнению
контрольной работы
Задание к контрольной работе содержит практическое задание по вариантам.
Вариант контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки и соответствует последней цифре. Если последней цифрой является ноль, то это соответствует десятому варианту.
Контрольная работа выполняется в тетради с полями или на листах бумаги формата А4, пишется от руки или набирается на ПК в текстовом редакторе Word.
Ответ на практическое задание должен содержать условие задачи,
пошаговое решение задачи, ответ со всеми необходимыми пояснениями.
При выполнении работы необходимо следовать списку рекомендуемой литературы. Кроме того, нужно использовать материалы лекций, а также словари и справочные пособия.
Контрольная работа должна быть сдана за две недели до начала сессии.
3. Задания для контрольной работы
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
|
1. Характеристика составляющих цикла менеджмента. Принципы управления современной организацией. 2. Проанализируйте организационную структуру конкретного предприятия. Предложите рекомендации по ее совершенствованию. |
Вариант 2
|
1. Проанализируйте конфликтные ситуации, возникающие на конкретном предприятии. Приведите примеры различных видов конфликтов, их причины и методы устранения на конкретном предприятии. 2. Система методов управления. |
Вариант 3
|
1. Определите и опишите стиль управления, который присущ вашему руководителю. Проанализируйте его достоинства и недостатки. Предложите рекомендации по применению стилей управления вашему руководителю. 2. Проанализируйте организационную структуру конкретного предприятия. Предложите рекомендации по ее совершенствованию. |
Вариант 4
|
1. Проанализируйте использование методов управления на конкретном предприятии. Предложите рекомендации по их совершенствованию. 2. Проанализируйте организационную структуру конкретного предприятия. Предложите рекомендации по ее совершенствованию. |
Вариант 5
|
1. Проанализируйте факторы внешней и внутренней среды, влияющие на работу конкретного предприятия. Предложите рекомендации по уменьшению рисков. 2. Проанализируйте организационную структуру конкретного предприятия. Предложите рекомендации по ее совершенствованию. |
Вариант 6
|
1. Проанализируйте процесс планирования на конкретном предприятии. Приведите конкретные примеры видов планов, используемых на предприятии. Предложите мероприятия по совершенствованию процесса планирования 2. Проанализируйте организационную структуру конкретного предприятия. Предложите рекомендации по ее совершенствованию. |
Вариант 7
|
1. Проанализируйте организацию деятельности кадровой службы на конкретном предприятии. Определите критерии первичного отбора кандидатов, укажите источники привлечения кандидатов, документы и материалы которые должен представить кандидат при обращении о приеме на работу на конкретном предприятии. Предложите мероприятия по совершенствованию кадровой политики. 2. Проанализируйте организационную структуру конкретного предприятия. Предложите рекомендации по ее совершенствованию. |
Вариант 8
|
1. Проанализируйте способы мотивации трудовой деятельности, их эффективность на конкретном предприятии. Наметьте мероприятия по совершенствованию мотивации. 2. Проанализируйте организационную структуру конкретного предприятия. Предложите рекомендации по ее совершенствованию. |
Вариант 9
|
1. Проанализируйте виды и средства коммуникации на конкретном предприятии. Предложите рекомендации по совершенствованию коммуникаций на конкретном предприятии. 2. Проанализируйте организационную структуру конкретного предприятия. Предложите рекомендации по ее совершенствованию. |
Вариант 10 |
1. Проанализируйте процесс управленческого контроля на конкретном предприятии. Приведите примеры видов контроля, системы управленческого контроля. 2. Проанализируйте организационную структуру конкретного предприятия. Предложите рекомендации по ее совершенствованию. |
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Изложение теоретического материала должно быть кратким, последовательным, раскрывающим содержание вопроса по своему варианту.
Оценка «отлично» ставится, если выполненная контрольная работа удовлетворяет следующим требованиям: в работе отражено знание студентом теоретических основ вопроса, даны определения. Работа должна выполняться в строгой последовательности Оценка «хорошо» ставится при соблюдении всех вышеперечисленных требований, но сопроводительный материал дан не в полной мере, исключая имеющие значение элементы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если содержание работ носит описательный характер. При этом имеют место: слабая аргументированность суждений, не были даны четкие определения, сопроводительный материал дан не в полной мере, исключая значительные элементы; имеются погрешности в оформлении.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа полностью не отвечает требованиям к данному виду работ: при этом, не были даны четкие определения, сопроводительный материал подобран не по существу рассматриваемых вопросов, не раскрыты главные элементы вопросов; имеются значительные погрешности в оформлении.
В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки на заочное отделение. Последний срок сдачи контрольной работы - за две недели до начала сессии.
После получения проверенной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя и повторить недостаточно усвоенный материал.
Если контрольная работа не зачтена, то студент выполняет ее вторично и оправляет на проверку вместе с работой, в которой сделаны замечания.
5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Иванова, И. А. Менеджмент : учеб. пособие / И. А. Иванова. - 3-е изд. - М. : РИОР, 2018. – 128 с.
2. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» — http://www.consultant.ru
3. Виханский О.С. Менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для ссузов / Виханский О. С., Наумов А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019 // ЭБС Znanium.com.
Дополнительные источники:
1. Казначеевская, Г. Б. Менеджмент : учебник для СПО / Г. Б. Казначеевская. - 11-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2019. - 346 с.
2. Драчева, Е. Л. Менеджмент : учебник для ссузов / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - М. : Академия, 20119. - 288 с.
Интернет-источники:
1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» — http://www.consultant.ru
2. Административно - управленческий портал [Электронный ресурс]. – http://www.aup.ru
5. Справочная правовая система «Гарант» — http://www.garant.ru
6. Сайт Министерства финансов Российской Федерации —http://www.minfin.ru
6. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
1. Дайте определение понятию«менеджмент» и назовите этапы исторического развития менеджмента как науки и практики.
2. Назовите характерные особенности менеджмента в Японии и США
3. Принципы менеджмента (назовите автора разработки классических принципов, какое количество он разработал), сущность принципов менеджмента(не менее двух по выбору)
4. Перечислите функции менеджмента. В чем проявляется взаимосвязь функций менеджмента?
5. Перечислите функции менеджмента. Дайте краткую характеристику функции планирование.
6. Какая функция является начальным этапом процесса управления? Какие вы знаете виды планирования.
7. Назовите главные переменные факторы внутренней среды организации, кратко охарактеризуйте одну их них.
8. Все факторы внешней среды предприятия можно разделить на группы, назовите их и охарактеризуйте одну из них.
9. Назовите основные типы организационно-управленческих структур и дайте краткую характеристику одной из них.
10. Назовите характерные особенности одного типа (по выбору) ОУС, достоинства и недостатки.
11. Дайте определение понятию «менеджмент персонала». Назовите методы управления персоналом и кратко охарактеризуйте один из методов.
12. Дайте определение понятию траектория карьеры. Назовите причины, которые побуждают людей делать карьеру.
13. Что представляет собой деловые коммуникации? Охарактеризуйте кратко систему деловой коммуникации паблик рилейшнз.
14. Дайте определение понятию «коммуникация» икратко охарактеризуйте внутренние и внешние коммуникации.
15. Дайте определение понятию «менеджер». Назовите критерии-требования, предъявляемые к современному менеджеру.
16. Назовите стили руководства и дайте краткую характеристику одному из них.
17. Дайте определение понятию «управленческое решение в менеджменте» и назовите основные этапы принятия управленческого решения.
18. Назовите основные методы принятия управленческих решений, используемые на этапах процесса принятия решений и кратко охарактеризуйте один из них.
19. Дайте определение понятию «мотивация». Назовите основные виды мотивации.
20. Дайте определение понятию «система мотивации персонала». Назовите виды мотивации персонала.
21. Что такое конфликт? Личные и профессиональные конфликты.
22. Дайте краткую характеристику последней из основных функций управления и назовите её виды.
23. Охарактеризуйте понятие «контроль». Какие существуют виды контроля? Дайте определение понятию «комплексная система поддержки управления организацией»
Приложение 1. Титульный лист и бланк рецензии на контрольную работу.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ В.М.ПЕСКОВА»
Отделение заочной формы обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ___________________________________________________
________________________________________________________________
Вариант ________
Выполнил(а) студент(ка) _________ курса, группы____________________
специальности ____________________________________________________
_________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Шифр (номер зачётной книжки)_____________________________________
Преподаватель____________________________________________________
Работа сдана на проверку___________________________________________
Дата, подпись
Регистрационный номер____________________________________________
Работа принята на проверку________________________________________
Дата, подпись
Работа проверена__________________________________________________
Дата, подпись
Оценка _______________________ Подпись _________________________
(зачтено/не зачтено)
Воронеж __________ год
РЕЦЕНЗИЯ
на контрольную работу
по дисциплине _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Студента(ки) _______ курса, группы ___________
__________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преподаватель_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
____________________ _________________ Подпись__________________
Оценка (зачтено/не зачтено) Дата
Рецензия на домашнюю контрольную работу составляется преподавателем на основании анализа содержания выполненной работы, отмеченных ошибок и неточностей. При составлении рецензии необходимо отметить кратко положительные стороны работы, дать анализ ошибок, отмеченных в тексте и на полях, перечислить не усвоенные и недостаточно полно изложенные вопросы, дать указания по устранению обнаруженных недостатков, рекомендовать дальнейшую самостоятельную работу по изучению материала.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.