- «Я и мои права»
- 2 класс
- Цели: - познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;
- научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
- формировать уважительное отношение друг к другу, развивать творческие способности;
- уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.
- Оборудование: словарь С. И. Ожегова; «Конституция РФ»; мультимедийное оборудование.
- В условиях модернизации российского образования проблема гражданского воспитания становится одной из актуальных на сегодня. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса адаптации и жизненного самоопределения личности. В связи с этим стержнем воспитания теперь является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов активной гражданской позиции обучающихся. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.
- Беседа, игра, тест
- Ход занятия:
1. Вступление.
2. Актуализация знаний Игра «Дополни».
3. Беседа.
4. Игра «Путешествие в сказку».
5. Беседа.
6.Закрепление.
7. Итог. Игра «Разрешается – запрещается»
8. Рефлексия деятельности.Воспитательное мероприятие. Методическая разработка
я и мои права 2.doc
Парламентский урок во 2 классе МБОУ «СОШ №6» г. Краснокамска
Учитель: Замахаева Надежда Васильевна
Тема: Я и мои права.
Цели: познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права
детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в
повседневной жизни;
формировать уважительное отношение друг к другу, развивать творческие
способности;
уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.
Оборудование: словарь С. И. Ожегова; «Конституция РФ»;
мультимедийное оборудование.
1. Вступление. (Слайд 1)
Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России.
Ход занятия:
От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её
радостно и счастливо.
Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и
нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как
правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за
спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с
боем. Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы
хорошо чувствовать себя с другими людьми.
Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе?
Еще с пеленок вас учили этому ваши родители. Они говорили два слова:
«можно» и «нельзя». Потом стали говорить: «Ты поступил хорошо» или «Ты
поступил плохо». Вы слушали сказки и узнавали, что есть герои добрые и
злые. Вы учились хорошим поступкам и определяли, как вы поступили, по
оценке взрослых, по примерам сказочных героев. Каждому человеку нужен
дом, семья, хорошее здоровье и многое другое. И не просто каждому
человеку, не только взрослому, но и детям. Вам и многим другим детям всей
планеты. Поэтому люди разных стран собираются вместе и решают важные
для всего мира вопросы.
2. А кем является каждый из нас? (ответы детей)
Каждый из нас – гражданин России.
Кто такой «Гражданин»? (ответы детей)
В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется
так:
Гражданин (Слайд 2) 1. лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства,
пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2. взрослый человек, а также форма обращения к нему.
Пояснение понятия 1:
Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не
поменялся? (человек)
Что значит «постоянное население»? (люди, которые живут здесь
всегда).
Что значит «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и
обязанности).
Пояснение понятия 2:
Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу:
«уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит
от ситуации и воспитания.
3. Игра «Дополни». (Слайд 3)
А сейчас мы с вами немного поиграем. Ваша задача: к предложенной
схеме подобрать слова из столбика. На выполнение задания – 2 минуты.
Далее проверка по слайду.
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
4. Беседа.
Скажите, гражданами какой страны мы являемся? (ответы детей)
Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как
называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).
(Слайд 4)
Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает
«установление».
А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)
У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые
из них. .Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали,
действительно существуют. (Работа по группам).
(Слайд 6 13)
Каждый человек имеет право на жизнь.
Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может
выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд
запрещён.
Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от
возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при
заболевании.
Гражданин России имеет право на отдых.
А теперь, зная эти права, мы поиграем. 5. Игра «Путешествие в сказку».
Задача: определить, каким правом воспользовались герои.
(Слайд 14)
1. «Айболит» К. И. Чуковский ( право на получение мед. помощи)
(Слайд 15)
2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на отдых)
(Слайд 16)
3. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)
6. Беседа.
Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.
Как вы думаете, существуют ли какиелибо документы, изучая которые
мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)
Как они называются? Таких документов иного, но мы рассмотрим
только эти.
Декларация – документ, который защищает наши права. (Слайд 17)
Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному
вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то
есть подписали договор.
Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности
школьников.
Поскольку «Декларация о правах человека» – это международный
документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар.
Давайте немного отдохнём. (Физминутка)
7.Закрепление.
Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: «Для
меня самое главное право – это …» (Слайд 18)
Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как
школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны
права и обязанности школьников? (Слайд 19)
В уставе нашей школы сказано:
обучающиеся Школы обязаны:
соблюдать Устав Школы;
добросовестно учиться;
бережно относится к имуществу Школы;
соблюдать Правила поведения учащихся.
Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на
вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над
собой. (Слайд 20)
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
(Слайд 21)
Если вы набрали от 15 – 20 баллов вы порядочный человек. Продолжайте
действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки
и усиленно работать над собой.
8. Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Вы живете не одни,
а среди людей, поэтому научитесь принимать правильные решения в
различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с
другими людьми.
(Слайд 22)
9. Итог. Игра «Разрешается – запрещается»
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это … (разрешается.)
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают – Это … (запрещается.)
С мамой дети жить должны,
Ей цветы всегда дарить –
Это …(разрешается.)
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать – всегда
(запрещается!)
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
(запрещается!)
Вместе дружно в мире жить.
С разными детьми дружить –
Это …(разрешается.)
Бегать, прыгать и учиться,
Если заболел – лечиться.
Это … (разрешается.)
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго … (запрещается.)
9. Рефлексия
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? О чем?
Литература:
1. Словарь С. И. Ожегова;
2. «Конституция РФ»;
3. А.В. Енин, В.А.Великородная. Планировнаие воспитательной работы в школе.
Воронеж, 2001
4. Классному руководителю: учебнометодическое пособие/ Под ред. М.И.
Рожковой. – М. «ВЛАДОС», 2001
Парламентский урок 2 класс "Я и мои права"
Парламентский урок 2 класс "Я и мои права"
Парламентский урок 2 класс "Я и мои права"
Парламентский урок 2 класс "Я и мои права"
Парламентский урок 2 класс "Я и мои права"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.