Савицкая Анна Ивановна
Срымова Сабина Булатовна
Карпова Карина Владимировна
Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова
Кафедра иностранных языков
6В01705 Иностранный язык: два иностранных языка
Методические рекомендации.
Костанай, 2023 г.
УДК 372.8
Савицкая А.И., Срымова С.Б., Карпова К. Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Методические рекомендации - Костанай.: Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова, 2023.- 30 c.
В данных методических рекомендациях представлены теоретические аспекты проблемы партисипативного взаимодействие участников образовательного процесса как способа мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и пути выхода из неё.
ВВЕДЕНИЕ
В нормативных документах, посвященных вопросам образовательной системы Республики Казахстан: в законе «Об образовании»: статья 11 , отмечается, что одной из приоритетных задач является обеспечение мотивации обучающихся. Для выполнения поставленной задачи в рамках обновленного содержания образования, где предусматривается непрерывное его совершенствование, предполагается: постоянное развитие навыков сотрудничества между участниками образовательного процесса. А с тенденциями демократизации общества данные компетенции предусматривают отказ от “воздействия” педагогов на учащихся и переход к “взаимодействию” обеих сторон для выработки и реализации совместного решения в условиях современной системы образования. В качестве результата устанавливаются комфортные субъектно – объектные и субъектно-субъектные отношения , т.е. происходит достижение единства, посредством применения партисипативных методов. Данные подходы применимы во всех отраслях науки и иностранный язык не является исключением, т.к. его изучение позволяет реализовать инициативность, самостоятельность обучающихся, что является компонентами этой методики [1].
Проблема повышения уровня мотивации средствами партисипативного взаимодействия между участниками образовательного процесса рассматривалась в работах : Д.А. Морозовой, Е.Ю. Никитиной, Г.Ф. Суворовой, Н.С. Шкитиной, Е.В. Яковлева. Однако, несмотря на интерес ученых, проблема применения методов партисипативного взаимодействия между субъектами учебной деятельности для повышения мотивации в достаточной мере не раскрыта. Основными причинами этого являются:
1. высокая загруженность педагогического состава общеобразовательных учебных заведений по заполнению отчетности, которая не даёт профессиональным кадрам возможности углубленного изучения вопроса совершенствования навыков сотрудничества ;
2. низкий уровень исследовательской компетенции у учителей средних школ, который ограничивает или полностью исключает поиск новых решений проблемы низкой мотивации учащихся посредством введения в образовательный процесс новых методических рекомендаций.
3. переполненность в классах, которая с трудом позволяет или не позволяет вовсе создать комфортные субъектно – объектные и субъектно-субъектные отношения внутри коллектива;
Таким образом актуальность настоящего исследования определяется: на общественно-политическом уровне- необходимостью повышения уровня мотивации учащихся в соответствии со статьей 11 в Настоящем Законе Республики Казахстан “Об образовании”; на социально-педагогическом уровне- активным применением партисипативных подходов во взаимодействии участников образовательного процесса в качестве современных методов мотивации обучения школьников, определяющимися современными тенденциями развития социума.
На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Её суть заключается в разрешении противоречия между необходимостью повышения мотивации учащихся и недостаточной разработанностью процесса партисипативного взаимодействия. Сформулированное противоречие обусловило выбор темы исследования: “Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.”
Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты проблемы, как способы повышения уровня мотивации на уроке иностранного языка и найти практические выходы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней школе.
Предмет исследования: процесс партисипативного взаимодействия между субъектами образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты партисипативного взаимодействия участников образовательного процесса.
2. Разработать методический комплекс по повышению мотивации средствами партисипативного взаимодействия.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научно-исследовательские работы, в которых представлены ведущие идеи теории: Л. С. Выготский, Д. Дьюи, О.А. Захарова, Д.Л. Митра, Е.Ю. Никитина, Е. Роджерс, П.Фрейре и др.
Теоретическая работа осуществлялась в НАО Костанайском региональном университете им. А.Байтурсынова, на кафедре иностранных языков.
Практическая значимость осуществляется внедрением в образовательный процесс методических рекомендаций по повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПАРТИСИПАЦИИ
1.1 Партисипация в образовании
Термин «партисипация» (от англ. participation — сопричастность, соучастие) используется в различных научных областях. И в каждом направлении имеется своё понимание партисипации в зависимости от контекстов, в которых применён этот термин и его производные. Наиболее общее определение партисипации — это совместное действие, соучастие в каком-либо процессе, деле, мероприятии.
История партисипации начинается в древней Греции, где граждане имели возможность участвовать в жизни государства, но это была привилегия лишь для небольшого круга людей, которые имели право голоса и решающего слова в принятии важных решений. Данный факт показывает, что термин партисипации изначально развивался в рамках социологии и политической науки.
Одним из первых примеров партисипации было создание древнегреческой демократии в Афинах в V веке до н.э. Граждане города имели право голоса на общих собраниях и могли высказывать свои мнения по поводу важных решений для города.
В средние века наибольшее значение для партисипации имело появление городов и гильдий в Европе. Гильдии представляли интересы ремесленников и торговцев, и были способом влиять на государственные решения [2,3,4].
С развитием демократии в Европе и Северной Америке в XVIII - XIX веках, партисипация стала шире распространяться. Новые формы правительства, такие как республики и конституционные монархии, давали больше возможностей для участия граждан в принятии решений. В то же время, рабочие и профсоюзные организации начали использовать стачки и другие формы коллективной борьбы для защиты своих интересов и участия в общественной жизни.
В XX веке партисипация стала уже центральным понятием в политической теории. Академические исследования и практические эксперименты, такие как модель социализма в Советском Союзе и социальная демократия в Западной Европе, сосредоточились на поиске способов массового участия граждан в принятии решений.
Несмотря на то, что данное направление имеет давнюю историю, оно считается относительно новым понятием. Идеи партисипации по сей день активно продолжают развиваться и принимать новые формы. Большое количество теоретиков и философов интересуется данной темой, благодаря чему были отслежены истоки концепции партисипации, и найдено её отражение в образовании.
Первые проявления партисипации в образовании можно отследить ещё в античных греческих городах-государствах, где граждане собирались на агоре (общественном собрании) и обсуждали вопросы общественной жизни, включая вопросы образования. В средневековой Европе католическая церковь играла ключевую роль в образовании, и партисипация была ограничена, однако некоторые гильдии, профессиональные организации и университеты создавали советы, в которых принимали участие студенты и профессора.
В 19 веке с появлением всеобщего образования в Европе и Северной Америке возникла потребность в создании механизмов партисипации. В США в 1820-х годах были созданы первые школьные комитеты, в которые входили родители, учителя и представители местных органов власти. В Великобритании в 1870 году был принят закон об обязательном образовании, который предусматривал создание школьных советов, состоящих из местных жителей.
В то время педагогическая практика не пользовалась термином «партисипация», то есть на первом этапе объект изучения не является предметом сознательной целенаправленной деятельности, обращение к нему носит стихийный и несистематичный характер, знания о нем противоречивы и недостаточны [5].
В 20 веке партисипация в образовании стала ещё более широко распространенной. Во многих странах были созданы общественные организации, такие как родительские комитеты и ассоциации учителей, которые имели возможность влиять на образовательные политики и программы. В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая включала право на образование и на участие в управлении образовательными учреждениями.
Первоначальными источниками возникновения термина «партисипация» в образовании принято считать работы Джона Дьюи, Пауло Фрейре, Льва Выготского и многих других учёных-теоретиков.
Джон Дьюи (John Dewey), американский философ и педагог активно пропагандировал идею партисипации в образовании в начале 20 века. Он утверждал, что обучение должно быть ориентировано на потребности и интересы учащихся, и что они должны быть активно вовлечены в процесс обучения, в том числе в принятие решений и планирование своего образовательного опыта. Реформатор школьного образования утверждал: «Человек думает только тогда, когда, самостоятельно преодолевая трудности проблемной ситуации, ищет свой собственный выход из неё. Если родитель или преподаватель обеспечил условия, которые стимулируют мышление, и занял доброжелательную позицию, вовлекая ребёнка в совместный опыт, можно сказать, что он сделал всё возможное, чтобы стимулировать собственное учение» [6].
Бразильский педагог Пауло Фрейре (Paulo Freire), был схож во взглядах с Д.Дьюи и активно пропагандировал идею освобождения через образование. Он утверждал, что образование должно быть основано на диалоге и взаимодействии, а учащиеся должны быть активно вовлечены в процесс обучения и принятия решений. Он же является одним из ранних источников термина «партисипативные подходы в обучении», благодаря его труду «Педагогика голода» (1968), где впервые появлось понятие «освобождающего образования» [7].
Идеи Марии Монтессори (Maria Montessori), Жана Пиаже (Jean Piaget) и Льва Выготского (Lev Vygotsky), также активно исследовали взаимодействие между учениками и учителями и утверждали, что учащиеся должны быть активно вовлечены в свой собственный процесс обучения, и что обучение должно быть ориентировано на жизненный опыт и интересы учеников [8-14].
Партисипация - это концепция, которая была включена в образование в течение многих лет, в разных контекстах и в разных странах.Это процесс, в котором люди могут влиять на образовательные процессы и принимать активное участие в принятии решений, касающихся образования. История партисипации в образовании тесно связана с историей образования в целом.
Сегодня партисипация в образовании продолжает развиваться и принимает различные формы. Современные концепции партисипации в образовании также включают в себя идеи об управлении школой и университетом совместно учащимися и педагогическими работниками. Современные методы обучения, такие как проблемное обучение, проектное обучение и кооперативное обучение, активно используют принципы партисипации. Они помогают студентам развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления, коммуникации и сотрудничества. Это позволяет рассматривать образовательную среду как более демократичное пространство.
Если партисипация описывает акт участия в деятельности или процессе, который может быть активным или пассивным, то уровень данной активности участника в процесс, образовательный в том числе, показывает партисипативность. Так в первом случае, человек может участвовать в общественном мероприятии, принимать участие в опросах или голосованиях, или быть просто наблюдателем. Второй же термин предполагает степень вовлеченности ученика в учебный процесс [15].
В обучении существуют различные виды партисипативности, которые могут быть использованы для повышения активности студентов и улучшения их результатов, другими словами это партисипативные подходы в обучении.
Примерами таких подходов в обучении являются:
· Проблемно-ориентированное обучение (Problem-based learning, PBL) - это метод обучения, при котором студенты работают в группах над решением реальных проблем или сценариев, чтобы улучшить понимание концепций и развить навыки.
· Кооперативное обучение (Cooperative learning) - это метод обучения, который подразумевает работу студентов в малых группах для достижения общих целей, например, решение задач, дискуссии и создание проектов.
· Диалогическое обучение (Dialogic learning) - это метод обучения, который подразумевает активное участие студентов в диалоге и обмене мнениями в целях понимания концепций и углубления знаний.
· Проектное обучение (Project-based learning) - это метод обучения, при котором студенты работают над проектом в течение определенного периода времени, чтобы развивать навыки решения проблем и критического мышления [16-19].
Ориентация образовательного процесса на партисипативность обеспечивает, прежде всего, повышение качества управления, обусловленное, во-первых, углублением и расширением взаимодействия субъектов образования, во-вторых, повышением комфортности образовательного процесса в целом, в третьих, формированием необходимых для продуктивной совместной работы личностных качеств участников взаимодействия, в-четвёртых, максимально эффективным использованием возможностей для решения поставленной проблемы [20].
Таким образом можно прийти к выводу, что при использовании партисипативных подходов, студенты имеют возможность более глубоко погрузиться в тему, работать в группах и обмениваться идеями, что может увеличить их заинтересованность в учебном процессе. Партисипативные подходы могут стать мощным и эффективным источником мотивации для обучения [21-23].
1.2 Мотивационный компонент учебной деятельности в школе.
Идеи о мотивации в обучении появились довольно давно и были высказаны многими учеными. Одним из первых источников, где были обозначены проблемы мотивации в обучении, является книга "Мышление и речь" Льва Выготского, опубликованная в 1934 году. Выготский считал, что мотивация играет важную роль в процессе обучения и влияет на способность учеников к усвоению новых знаний.
Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация в обучении - это термин, который описывает внутренние и внешние факторы, которые побуждают студента к изучению новых знаний и умений. Мотивация может происходить от самого ученика, преподавателя, и их взаимодействия; от социальной среды и от других внешних факторов.
Продуктом мотивации(психической деятельности) является мотив, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели». Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий [24, 25].
Мотивы учеников в обучении могут быть разнообразными и могут включать в себя следующее: личный интерес и любопытство, потребности в будущей карьере, желание получить лучшее образование, социальное признание, желание улучшить свои навыки.
Кроме того, мотивы могут изменяться со временем и в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, ученик может начать изучать новый предмет из-за любопытства, но затем стать мотивирован в освоении этого предмета из-за его полезности для будущей карьеры, таким образом, мотив обучающегося меняет свою форму, т.е. вид, приобретая структурно-уровневую систему.
Виды мотивов учения могут быть следующие
1. Познавательные мотивы. Такие мотивы связанны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения и в свою очередь подразделяются на:
· широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям;
· учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
· мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Познавательные мотивы могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным.
2. Социальные мотивы. Они связанны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми:
· широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
· узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.
Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших (т.н., «мотивация престижа»). Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения - в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;
· мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком, проявляются в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов её осуществления) [26].
Можно выделить следующие пять уровней учебной мотивации, по которым может «двигаться» обучающийся, в течении своего психологического, культурного, познавательного и социального развития.
Рис. 1. Схема пяти уровней мотивационной деятельности обучающихся с подробной характеристикой.
Движение по данным уровням может быть обусловлено влиянием различных факторов на мотивационную среду обучающегося.
Факторы, определяющие учебную мотивацию:
1. Образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность.
2. Организация образовательного процесса.
3. Субъектные особенности обучающегося, в том числе умение сформулировать цель, исходя из объективной проблемы или на основе личной потребности (интереса); умение ставить задачи для реализации поставленной цели; умение планировать деятельность по решению поставленных задач; навыки эмоциональной и волевой саморегуляции в ходе реализации планов; умение осуществлять текущий и итоговый контроль деятельности; умение оценить результат по критериям (сформулированным самостоятельно); умение осуществить рефлексию.
4. Субъектные особенности педагога. Структура субъектных качеств педагога включает: тип направленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специально-педагогическая, методическая, психолого-педагогическая компетентность.
5. Специфика учебного предмета [27].
Одним из ключевых элементов выделенного нами фактор организация образовательного процесса, как компонента определяющий мотивацию может рассматриваться взаимодействие двух ведущих субъектов обучения - педагога и обучающегося.
Взаимодействие, в исходном своем варианте предполагает действие друг на друга как минимум двух объектов (субъектов в рамках педагогического процесса), и означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими.
А.Н. Леонтьев, рассматривая категорию взаимодействия, выделил его специфику в органическом мире, в мире живой природы. По его мнению, жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел; чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. В любых формах взаимодействия в неживой природе (например: ветра и скалы, вода и камень) или объектов живой и неживой природы (человек – камень, земля) воздействие одного объекта приводит к разрушению другого. Однако понимая, что говоря об обучении предполагается субъектно-субъектные отношения и разрушение одного из элементов посредством его взаимодействия с другим, не является возможным. Становится ясна необходимость в особой организации образовательного пространства, установки определенного стиля поведения взрослых и детей, т.е. тщательного подбора технологий обучения.
Возрастает потребность во взаимодействие в форме сотрудничества, которое предполагает общение как его идеальную форму. В процессе коммуникации человека со значимыми, референтными людьми проявляется система целостных и устойчивых позиций личности, как совокупность принимаемых ею идей, т.е. представлений субъекта о возможном, необходимом, желаемом и недопустимом.
При таком взаимодействии фактор организации образовательного процесса будет иметь положительное воздействие на мотивационный компонент и вести к повышению мотивации, исключая понижение.
Одной из наиболее подходящей технологией, где обучающийся получает поддержку и внимание при педагогическом воздействие, которое повышает его личностную мотивацию, является партисипативный подход.
Партисипативный подход рассматривается не только как фактор мотивации, а так же может стать мотиватором к обучению по нескольким причинам:
· Повышение интереса и вовлеченности учеников в учебный процесс. Если ученики имеют возможность активно участвовать в обучении, они могут лучше понимать материал и больше заинтересованы в его изучении.
· Способствование ощущению своей значимости в учебном процессе. Если ученики знают, что их мнение и идеи ценятся и учитываются в учебном процессе, это может повысить их самооценку и мотивацию к обучению.
· Развитие социального взаимодействия и сотрудничества между учениками. Когда ученики работают в группах или парах, они могут обмениваться идеями, решать проблемы вместе и учиться друг у друга. Это может помочь создать приятную и поддерживающую обучающую среду, которая стимулирует учеников к обучению.
· Повышение контроля над учебным процессом со стороны обучающегося. Когда ученики имеют возможность выбирать, как они будут учиться, или участвовать в принятии решений относительно учебного материала, это может помочь им чувствовать себя более ответственными за свое обучение и более мотивированными к его успешному завершению [27].
В целом, партисипация может помочь учащимся чувствовать себя более вовлеченными в учебный процесс и увеличить их мотивацию, что приведет и к повышению эффективности обучения. Учителя могут использовать различные методы, чтобы стимулировать партисипацию и помочь учащимся достигать успеха в учебе.
Глава 2. Практические аспекты: проблемы повышения уровня мотивации средствами партисипативного взаимодействия.
Партисипативность в образовании означает активное участие студентов в учебном процессе. Она подразумевает, что учащиеся не только пассивно слушают лекции, но и принимают активное участие в обсуждении материала, решении задач, проектной деятельности и т.д. Популярность понятия партисипации в образовании, его понимание и применение также могут зависеть от страны, региона, уровня образования и образовательных тенденций в конкретном контексте.
Однако, понимание и использование термина "партисипация" может варьироваться среди педагогов. Некоторые педагоги могут быть хорошо знакомы с этим термином и активно применять его в своей практике, в то время как другие могут иметь ограниченное понимание или не иметь опыта в его использовании.
Существует несколько причин, почему многие педагоги допускают подобные ошибки на уроке:
· Недостаточное понимание концепции: Некоторые педагоги могут не иметь достаточного понимания о том, что такое партисипация и как ее правильно применять. Это может привести к неправильному включению студентов или недостаточной поддержке их участия в учебном процессе.· Отсутствие ясной структуры и направления: Если урок не имеет четкой структуры или целей, студенты могут испытывать затруднения в понимании, как и когда они должны участвовать. Это может привести к путанице и недостатку активного участия студентов.
· Неправильный баланс между руководством и автономией: Некоторые педагоги могут столкнуться с трудностями в нахождении правильного баланса между руководством и демонстрацией автономии студентов. В результате, либо они перекладывают всю ответственность на студентов, либо, наоборот, контролируют их слишком сильно, что может препятствовать активному участию студентов.
· Отсутствие планирования и подготовки: Если урок не был должным образом спланирован и подготовлен с учетом партисипации студентов, то педагог может испытывать сложности в интеграции активных учебных методов и заданий, которые стимулируют участие студентов.
· Сопротивление со стороны студентов: Возможно, что некоторые студенты могут быть неактивными или сопротивляться партисипации. Это может быть вызвано разными факторами, такими как недостаточная мотивация, страх совершать ошибки или отсутствие навыков коммуникации. В таких случаях педагогу может быть сложно мобилизовать студентов для активного участия.
Проведя устный социальный опрос между студентами, студентами-практикантами и уже работающими педагогами нами были выявлены следующие результаты: основная проблема в применении партисипативных методов на уроках является не только отсутствие понимании термина партисипации в целом, но и недостаточное понимание концепции её функционирования.
Рис. 2.Анализ устного опроса студентов и педагогов от 26. 04.2023-30.04.2023г.
Анализ опроса на тему применения партисипативных методов в образовательном процессе также показал, что к сожалению многие педагоги неправильно понимают принцип работы данной методики и допускают некоторые ошибки, используя его некорректно:
1. Молодые педагоги выдвигают предположение, что партисипативность означает, что студенты должны учиться самостоятельно без вмешательства учителя. Некоторые из профессионалов могут считать, что если студенты активно участвуют в учебном процессе, то учитель должен оставаться на заднем плане.
Однако, это не соответствует понятию партисипативности. Важно, чтобы учитель активно участвовал в образовательном процессе, чтобы поддерживать и направлять студентов в правильном направлении.
2. Некоторые педагоги считают, что все студенты должны принимать участие в обсуждении, иначе партисипативность не достигнута.
Это также не соответствует понятию партисипативности. Важно, чтобы студенты имели возможность выбирать свой уровень участия в учебном процессе в зависимости от их уровня комфорта и знаний. Американский культуролог Г. Дженкинс утверждал, что в партисипаторных медиапрактиках «не все участники должны вносить свой вклад, но все должны быть уверены в том, что они могут внести вклад и что этот вклад будет соответствующим образом оценён».
3. Другие же предлагают использовать партисипативность как единственный способ улучшения учебного процесса.
Стоит понимать, что партисипативность не является универсальным решением всех проблем в образовании. Важно использовать ее в сочетании с другими методами обучения для достижения лучших результатов. Вместо традиционных методов преподавания, основанных на лекциях и зубрежке, педагоги могут использовать активные методы обучения, которые способствуют партисипативности.
Важно помнить, что правильное применение партисипации требует понимания и применения соответствующих методов и стратегий, а также гибкости и адаптации к конкретным условиям. Именно корректное использование партисипативных методов на уроках будет способствовать высокой эффективности в обучении студентов.
Так как было замечено ранее, партисипативные подходы включают в себя различные виды, такие как проблемно-ориентированное, кооперативное, диалогическое и проектное обучение, нами были разработаны примеры заданий на основе всех типов для применения на уроках английского языка. Важно помнить, что каждое упражнение должно быть адаптировано к уровню и потребностям студентов, а также соответствовать учебной программе.
1. Задание на исследование:
- Исследуйте и представьте историю развития английского языка, включая его происхождение, влияние других языков и современное использование.
- Проведите исследование о культурных особенностях англоязычных стран и представьте их в виде презентации или отчета.
2. Задание на решение проблемы:
- В роли путешественника, разработайте план путешествия в англоязычную страну, включая выбор маршрута, бронирование отелей и представление культурных достопримечательностей.
- Разработайте рекламную кампанию для продвижения продукта или услуги на английском языке, включая создание логотипа, слогана и рекламного видео.
3. Задание на дискуссию:
- Проведите дебаты о преимуществах и недостатках использования социальных сетей на английском языке.
- Проведите обсуждение глобальных проблемах, таких как изменение климата, и найдите решения на английском языке, в группах.
4. Задание на творчество:
- Создайте собственную историю на английском языке, используя определенный лексический набор или грамматические конструкции.
- Снимите короткометражный фильм на английском языке, иллюстрирующий определенную ситуацию или проблему.
5. Задание на исследование мнений:
- Исследуйте мнения людей на английском языке о важности здорового образа жизни, и представьте свое мнение в виде эссе или презентации.
- Проведите опрос о предпочтениях в питании на английском языке, соберите данные и представьте результаты в виде графиков или диаграмм.
При использовании подобных примеров заданий для увеличения мотивации обучающихся на уроках английского языка, необходимо также позаботиться о дальнейшем применении данной методики на занятиях, для повышения уровня эффективности этой технологии обучения. Анализ применения партисипативных методов на уроке может помочь педагогу в этом.
Анализ может быть проведен следующим образом:
1. Определите цели и задачи урока: Определите, какие конкретные цели и задачи были поставлены перед уроком. Это может включать активное участие студентов, развитие навыков критического мышления, сотрудничество и т. д.
2. Оцените степень активного участия студентов: Проанализируйте, насколько студенты были активно вовлечены в урок. Это может включать задания, которые требуют от них предложений, решения проблем, дискуссии, сотрудничества или исследований. Оцените, насколько студенты проявляли инициативу и активность.
3. Изучите методы оценки и обратную связь: Проанализируйте, какие методы оценки и обратной связи использовались на уроке. Оцените, насколько они способствовали партисипации студентов, и какие изменения могут быть внесены для повышения активности участия студентов.
4. Оцените роли и функции педагога: Изучите, какую роль играл педагог в проведении урока. Оцените, насколько педагог обеспечивал поддержку и стимулировал партисипацию студентов, и насколько он сумел достичь равновесия между руководством и автономией студентов.
5. Изучите результаты обучения: Проанализируйте, насколько применение партисипативных методов повлияло на результаты обучения. Рассмотрите, насколько студенты смогли достичь поставленных целей и задач урока, и какие знания и навыки они приобрели.
6. Сделайте выводы и предложения: На основе проведенного анализа сделайте выводы о применении партисипативных методов на уроке. Выделите сильные и слабые стороны и предложите рекомендации для улучшения и эффективного применения партисипативных методов в будущем.
Учет всех ошибок, ложного понимания или полного его отсутствия терминов “партисипация”, “ партисипативные методы”, “партисипативность” может помочь как начинающему, так и опытному педагогу стимулировать интерес учащихся к учебе и улучшить их успеваемость, т.е. найти новые решения проблемы низкой мотивации обучающихся посредством введения в образовательный процесс новых методических рекомендаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Партисипативность в образовании является очень актуальной темой в наши дни. Она связана с изменением роли учителя в образовательном процессе и переходом к более интерактивной, взаимодействующей и кооперативной форме обучения.
Партисипативность может быть мощным мотиватором к обучению, поскольку она может помочь ученикам ощутить свою значимость в учебном процессе, повысить интерес и вовлеченность в обучении иностранному языку, развить их навыки сотрудничества, коммуникации, критического мышления и самостоятельности, стимулировать социальное взаимодействие и сотрудничество, а также дать ученикам больше контроля над процессом обучения. Обучающиеся в таких условиях получают возможность осознать свою роль в образовательном процессе и сформировать свое собственное понимание и знания.
Так, применение партисипативных подходов в образовательном процессе рассматривается в качестве современных методов мотивации обучения школьников в Казахстане, соответствующих современным тенденциям развития социума. Эти подходы позволяют студентам активно участвовать в процессе обучения, развивать свои навыки и учиться с удовольствием.
Партисипативные подходы также отражают современные тенденции развития общества в Казахстане, которые ставят акцент на активное участие граждан в различных сферах жизни и на развитие навыков, необходимых для успешной социальной адаптации и профессиональной карьеры.
Партисипативные методы в образовании, такие как групповая работа, дискуссии, проектные задания, исследования и многое другое, признаются эффективными средствами мотивации школьников, что в свою очередь является одним из решения задачи современного образования в Казахстане, заключающуюся в развитии учебных программ и методик, которые активно привлекают студентов к участию и взаимодействию в процессе обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Суворова, С.Л. Партисипативное управление социально-педагогическим сопровождением развития личности подростков группы риска / С.Л. Суворова, И.Ю. Блясова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2016. – Т. 8, № 1. – С. 15–21.
2. Dahl, R. A. Polyarchy Participation and opposition/ [Electronic resource]/ Yale University Press.- Electronic text data.-1971- URL: Polyarchy; participation and opposition : Dahl, Robert Alan, 1915- : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive, free.
3. Pateman C. Participation and democratic theory/ [Electronic resource]/ Cambridge University Press.- Electronic text data.-1970- URL: Participation and democratic theory : Pateman, Carole : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
4. Cohen J., Arato, A. Civil society and political theory/ [Electronic resource]/ MIT Press.- Electronic text data.-1992- URL: Civil society and political theory : Jean L. Cohen : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
5. Обрезкова Л. А. Педагогические технологии формирования гражданской позиции студентов [электронный ресурс]/ - электрон. текстовые дан.- 2012.- URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8005/Обрезкова%20ЛА.pdf?sequence=1&isAllowed=y
6. Дьюи Д. педагогические идеи одного из самых влиятельных мыслителей XX века. [электронный ресурс]/ - электрон. текстовые дан.- 2021.- URL: https://skillbox.ru/media/education/dzhon-dyui-pedagogicheskie-idei-odnogo-iz-samykh-vliyatelnykh-mysliteley-xx-veka/
7. Freire Р. Pioneer of Critical Pedagogy [электронный ресурс]/ - электрон. текстовые дан.- 2016.- URL: https://mathsnoproblem.com/blog/teaching-practice/paulo-freire-pioneer-of-critical-pedagogy/
8. Дьюи Д. Демократия и образование : [Пер. с англ.] / Дж. Дьюи. - Москва : Педагогика-пресс, 2000. – С. 382. - URL: Дьюи, Джон - Демократия и образование : [Пер. с англ.] - Search RSL
9. Фрейре П. Педагогика угнетенных [Текст] / Паулу Фрейре ; [предисл. Д. Мачедо ; послесл. А. Шора ; пер. с англ. И. В. Никитиной, М.И. Мальцевой-Самойлович]. - Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2018. –С. 286. - URL: Фрейре, Паулу - Педагогика угнетенных [Текст] : [16+] - Search RSL
10. Выготский Л. Мышление и речь [Текст]/ Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. – С. 431. - URL: Выготский, Лев Семенович - Мышление и речь [Текст] : [16+] - Search RSL
11. Hart R A. Children's Participation: The Theory and Practice of Involving Young Citizens in Community Development and Environmental Care/ A.R. Hart, 1997.
12. Mitra D. L. Student voice in school reform: Building youth-adult partnerships that strengthen schools and empower youth/ D.L. Mitra, 2004.
13. Arnstein S. R. A ladder of citizen participation/ S.R. Arnstein/ Journal of the American Institute of Planners, 1969, 35(4), 216-224.
14. Rogers E. M. Diffusion of innovations. Simon and Schuster/ E.M. Rogers, 1995.
15. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior/ E.L. Deci , R.M. Ryan/ Springer Science & Business Media, 1985.
16. Blumenfeld P. C., Soloway, E., Marx, R. W., Krajcik, J. S., Guzdial M., Palincsar, A. Motivating project-based learning: Sustaining the doing, supporting the learning. Educational psychologist/ P.C. Blumenfeld, E. Soloway, R.W. Marx, S.J. Krajcik, M. Guzdial, A. Palincsar/ 1991, 26(3-4), 369-398.
17. Johnson D. W., Johnson, R. T. Cooperation and competition: Theory and research. Interaction Book Co./ D.W. Johnson, R.T. Johnson/ 1989.
18. Mercer N., Littleton, K. Dialogue and the development of children's thinking: A sociocultural approach. Routledge/ N.Mercer, K. Littleton, 2007.
19. Savery J. R. Overview of problem-based learning: Definitions and distinctions. Essential readings in problem-based learning/ J.R. Savery 5-15, 2006.
20. Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. Партисипативный подход как методологический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя.- Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2010.– С. 170
21. Keith Robinson W. "Effects of Participation in Classroom Discussion on Performance in a Freshman Composition Course"/ Электрон. журн. "Journal of Educational Psychology", - 2013.- Student Participation in Classroom Discussions (ijsr.net)
22. Berk Ronald A. "Effects of Experiential Learning on Student Motivation and Achievement"/ Электрон. журн. "Teaching of Psychology".- 2015. - (PDF) Effects of the Theory of Experiential Learning on Students’ Motivational Beliefs and Academic Achievement (researchgate.net)
23. Barkley Elizabeth F., Cross Claire H. "Student Engagement Techniques: A Handbook for College Faculty"/ F.B. Elizabeth, H.M. Claire, K.P. Cross, 2020. – С. 144-146.
24. Беляева Н. В. Приёмы и методы формирования мотивации [электронный ресурс]/ - электрон. текстовые дан.- 2016.- URL: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2016/05/11/priemy-i-metody-formirovaniya-motivatsii , свободный
25. Бударева Л.А. Реферат по педагогической психологии. Тема: "Мотивация как важнейший компонент учебной деятельности" [электронный ресурс]/- электрон. текстовые дан.-2017.- URL: https://infourok.ru/referat-po-pedagogicheskoy-psihologii-tema-motivaciya-kak-vazhnejshee-komponent-uchebnoj-deyatelnosti-2287105.html , свободный
26. Захарова О. А. Мотивация и успешность учебной деятельности [электронный ресурс]/- электрон. текстовые дан.-2017.- URL: https://cpmss.edu.ru/upload/iblock/b6b/Zakharova-Motivaciya-i-uspeshnost-uchebnoy-deyatelnosti.pdf, свободный
27. Обрезкова Л. А. Современные технологии формирования мотивации студентов в учебной деятельности [электронный ресурс]/- электрон. текстовые дан.-2018.- URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8005/, свободный
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты партисипативного взаимодействия участников образовательного процесса.
1.1 Партисипация в образовании.
1.2 Мотивационный компонент учебной деятельности в школе.
2. Практические аспекты: проблемы повышения уровня мотивации средствами партисипативного взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.