Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Оценка 4.7

Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
английский язык
05.11.2024
Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Савицкая А.И., Срымова С.Б., Карпова К. Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Методические рекомендации - Костанай.: Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова, 2023.- 30 c. В данных методических рекомендациях представлены теоретические аспекты проблемы партисипативного взаимодействие участников образовательного процесса как способа мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и пути выхода из неё.
Партисипация методические разработки.docx

Савицкая Анна Ивановна

Срымова Сабина Булатовна

Карпова Карина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

 

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова

                            Кафедра иностранных языков                  

6В01705 Иностранный язык: два иностранных языка

 

 

 

Методические рекомендации.

 

 

 

 

Костанай, 2023 г.

УДК 372.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Савицкая А.И., Срымова С.Б., Карпова К. Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Методические рекомендации - Костанай.: Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова, 2023.- 30 c.

 

 

В данных методических рекомендациях представлены  теоретические аспекты проблемы партисипативного взаимодействие участников образовательного процесса как способа мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и пути выхода из неё.

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В нормативных документах, посвященных вопросам образовательной системы Республики Казахстан: в законе «Об образовании»: статья 11 , отмечается, что одной из приоритетных задач является обеспечение мотивации обучающихся. Для выполнения поставленной задачи в рамках обновленного содержания образования, где предусматривается непрерывное его совершенствование, предполагается: постоянное развитие навыков сотрудничества между участниками образовательного процесса. А с тенденциями демократизации общества данные компетенции предусматривают отказ от “воздействия” педагогов на учащихся  и переход к “взаимодействию” обеих сторон для выработки и реализации совместного решения в условиях современной системы образования. В качестве результата устанавливаются комфортные субъектно – объектные и субъектно-субъектные отношения , т.е. происходит достижение единства, посредством применения партисипативных методов. Данные подходы применимы во всех отраслях науки и иностранный язык не является исключением, т.к. его изучение позволяет реализовать инициативность, самостоятельность обучающихся, что является компонентами этой методики [1].

Проблема повышения уровня мотивации средствами партисипативного взаимодействия между участниками образовательного процесса рассматривалась в работах : Д.А. Морозовой,  Е.Ю. Никитиной,                     Г.Ф. Суворовой, Н.С. Шкитиной,  Е.В. Яковлева. Однако, несмотря на интерес ученых, проблема применения методов партисипативного взаимодействия  между субъектами учебной деятельности для повышения мотивации в достаточной мере не раскрыта. Основными причинами этого являются:

1.                      высокая загруженность педагогического состава общеобразовательных учебных заведений по заполнению отчетности, которая не даёт профессиональным кадрам возможности углубленного изучения вопроса совершенствования навыков сотрудничества ;

2.                      низкий уровень исследовательской компетенции у учителей средних школ, который ограничивает или полностью исключает поиск новых решений проблемы низкой мотивации учащихся посредством введения в образовательный процесс новых методических рекомендаций.

3.                      переполненность в классах, которая с трудом позволяет или не позволяет вовсе создать комфортные субъектно – объектные и субъектно-субъектные отношения внутри коллектива;

Таким образом актуальность  настоящего исследования определяется:  на общественно-политическом уровне- необходимостью повышения уровня мотивации учащихся в соответствии со статьей 11 в Настоящем Законе Республики Казахстан “Об образовании”; на социально-педагогическом уровне- активным применением партисипативных подходов во взаимодействии участников образовательного процесса в качестве современных методов мотивации обучения школьников, определяющимися современными тенденциями развития социума.

На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Её суть заключается в разрешении противоречия между необходимостью повышения мотивации учащихся и недостаточной разработанностью процесса партисипативного взаимодействия. Сформулированное противоречие обусловило выбор темы исследования: “Партисипативное взаимодействие участников образовательного процесса как способ мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты проблемы, как способы повышения уровня мотивации на уроке иностранного языка и найти практические выходы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней школе.

Предмет исследования: процесс партисипативного взаимодействия между субъектами образовательного процесса.

Задачи исследования:

1.                      Рассмотреть теоретические аспекты партисипативного взаимодействия участников образовательного процесса.

2.                      Разработать методический комплекс по повышению мотивации средствами партисипативного взаимодействия.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научно-исследовательские работы, в которых представлены ведущие идеи теории:       Л. С. Выготский, Д. Дьюи, О.А. Захарова, Д.Л. Митра, Е.Ю. Никитина,              Е. Роджерс,  П.Фрейре и др.

Теоретическая работа осуществлялась в НАО Костанайском региональном университете им. А.Байтурсынова, на кафедре иностранных языков.

Практическая значимость осуществляется внедрением в образовательный процесс методических рекомендаций по повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПАРТИСИПАЦИИ

 

1.1 Партисипация в образовании

Термин «партисипация» (от англ. participation — сопричастность, соучастие) используется в различных научных областях. И в каждом направлении имеется своё понимание партисипации в зависимости от контекстов, в которых применён этот термин и его производные. Наиболее общее определение партисипации — это совместное действие, соучастие в каком-либо процессе, деле, мероприятии.

История партисипации начинается в древней Греции, где граждане имели возможность участвовать в жизни государства, но это была привилегия лишь для небольшого круга людей, которые имели право голоса и решающего слова в принятии важных решений. Данный факт показывает, что термин партисипации изначально  развивался в рамках социологии и политической науки.

Одним из первых примеров партисипации было создание древнегреческой демократии в Афинах в V веке до н.э. Граждане города имели право голоса на общих собраниях и могли высказывать свои мнения по поводу важных решений для города.

В средние века наибольшее значение для партисипации имело появление городов и гильдий в Европе. Гильдии представляли интересы ремесленников и торговцев, и были способом влиять на государственные решения [2,3,4].

С развитием демократии в Европе и Северной Америке в XVIII - XIX веках, партисипация стала шире распространяться. Новые формы правительства, такие как республики и конституционные монархии, давали больше возможностей для участия граждан в принятии решений. В то же время, рабочие и профсоюзные организации начали использовать стачки и другие формы коллективной борьбы для защиты своих интересов и участия в общественной жизни.

В XX веке партисипация стала уже центральным понятием в политической теории. Академические исследования и практические эксперименты, такие как модель социализма в Советском Союзе и социальная демократия в Западной Европе, сосредоточились на поиске способов массового участия граждан в принятии решений.

Несмотря на то, что данное направление имеет давнюю историю, оно считается относительно новым понятием. Идеи партисипации  по сей день активно продолжают развиваться и принимать новые формы. Большое количество теоретиков и философов интересуется данной темой, благодаря чему были  отслежены истоки концепции партисипации, и найдено её отражение в образовании.

Первые проявления партисипации в образовании можно отследить ещё в античных греческих городах-государствах, где граждане собирались на агоре (общественном собрании) и обсуждали вопросы общественной жизни, включая вопросы образования. В средневековой Европе католическая церковь играла ключевую роль в образовании, и партисипация была ограничена, однако некоторые гильдии, профессиональные организации и университеты создавали советы, в которых принимали участие студенты и профессора.

В 19 веке с появлением всеобщего образования в Европе и Северной Америке возникла потребность в создании механизмов партисипации. В США в 1820-х годах были созданы первые школьные комитеты, в которые входили родители, учителя и представители местных органов власти. В Великобритании в 1870 году был принят закон об обязательном образовании, который предусматривал создание школьных советов, состоящих из местных жителей.

В то время педагогическая практика не пользовалась термином «партисипация», то есть на первом этапе объект изучения не является предметом сознательной целенаправленной деятельности, обращение к нему носит стихийный и несистематичный характер, знания о нем противоречивы и недостаточны [5].

В 20 веке партисипация в образовании стала ещё более широко распространенной. Во многих странах были созданы общественные организации, такие как родительские комитеты и ассоциации учителей, которые имели возможность влиять на образовательные политики и программы. В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая включала право на образование и на участие в управлении образовательными учреждениями.

Первоначальными источниками возникновения термина «партисипация» в образовании  принято считать работы Джона Дьюи, Пауло Фрейре, Льва Выготского и многих других учёных-теоретиков.

Джон Дьюи (John Dewey), американский философ и педагог  активно пропагандировал идею партисипации в образовании в начале 20 века. Он утверждал, что обучение должно быть ориентировано на потребности и интересы учащихся, и что они должны быть активно вовлечены в процесс обучения, в том числе в принятие решений и планирование своего образовательного опыта. Реформатор школьного образования утверждал: «Человек думает только тогда, когда, самостоятельно преодолевая трудности проблемной ситуации, ищет свой собственный выход из неё. Если родитель или преподаватель обеспечил условия, которые стимулируют мышление, и занял доброжелательную позицию, вовлекая ребёнка в совместный опыт, можно сказать, что он сделал всё возможное, чтобы стимулировать собственное учение» [6].

Бразильский педагог Пауло Фрейре (Paulo Freire), был схож во взглядах с Д.Дьюи и активно пропагандировал идею освобождения через образование. Он утверждал, что образование должно быть основано на диалоге и взаимодействии, а учащиеся должны быть активно вовлечены в процесс обучения и принятия решений. Он же является одним из ранних источников термина «партисипативные подходы в обучении», благодаря его труду «Педагогика голода» (1968), где впервые появлось понятие «освобождающего образования» [7].

Идеи Марии Монтессори (Maria Montessori), Жана Пиаже (Jean Piaget) и Льва Выготского (Lev Vygotsky), также активно исследовали взаимодействие между учениками и учителями и утверждали, что учащиеся должны быть активно вовлечены в свой собственный процесс обучения,  и что обучение должно быть ориентировано на жизненный опыт и интересы учеников [8-14].

Партисипация - это концепция, которая была включена в образование в течение многих лет, в разных контекстах и в разных странах.Это процесс, в котором люди могут влиять на образовательные процессы и принимать активное участие в принятии решений, касающихся образования. История партисипации в образовании тесно связана с историей образования в целом.

Сегодня партисипация в образовании продолжает развиваться и принимает различные формы. Современные концепции партисипации в образовании также включают в себя идеи об управлении школой и университетом совместно учащимися и педагогическими работниками. Современные методы обучения, такие как проблемное обучение, проектное обучение и кооперативное обучение, активно используют принципы партисипации. Они помогают студентам развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления, коммуникации и сотрудничества. Это позволяет рассматривать образовательную среду как более демократичное пространство.

Если партисипация описывает акт участия в деятельности или процессе, который может быть активным или пассивным, то уровень  данной активности участника в процесс, образовательный в том числе, показывает партисипативность.  Так в первом случае, человек может участвовать в общественном мероприятии, принимать участие в опросах или голосованиях, или быть просто наблюдателем. Второй же термин предполагает степень вовлеченности ученика в учебный процесс [15].

В обучении существуют различные виды партисипативности, которые могут быть использованы для повышения активности студентов и улучшения их результатов, другими словами это партисипативные подходы в обучении.

Примерами таких подходов в обучении являются:

· Проблемно-ориентированное обучение (Problem-based learning, PBL) - это метод обучения, при котором студенты работают в группах над решением реальных проблем или сценариев, чтобы улучшить понимание концепций и развить навыки.

· Кооперативное обучение (Cooperative learning) - это метод обучения, который подразумевает работу студентов в малых группах для достижения общих целей, например, решение задач, дискуссии и создание проектов.

· Диалогическое обучение (Dialogic learning) - это метод обучения, который подразумевает активное участие студентов в диалоге и обмене мнениями в целях понимания концепций и углубления знаний.

· Проектное обучение (Project-based learning) - это метод обучения, при котором студенты работают над проектом в течение определенного периода времени, чтобы развивать навыки решения проблем и критического мышления [16-19].

Ориентация образовательного процесса на партисипативность обеспечивает, прежде всего, повышение качества управления, обусловленное, во-первых, углублением и расширением взаимодействия субъектов образования, во-вторых, повышением комфортности образовательного процесса в целом, в третьих, формированием необходимых для продуктивной совместной работы личностных качеств участников взаимодействия, в-четвёртых, максимально эффективным использованием возможностей для решения поставленной проблемы [20].

Таким образом можно прийти к выводу, что при использовании партисипативных подходов, студенты имеют возможность более глубоко погрузиться в тему, работать в группах и обмениваться идеями, что может увеличить их заинтересованность в учебном процессе. Партисипативные подходы могут стать мощным и эффективным источником мотивации для обучения [21-23].

 

 

1.2 Мотивационный компонент учебной деятельности в школе.

Идеи о мотивации в обучении появились довольно давно и были высказаны многими учеными. Одним из первых источников, где были обозначены проблемы мотивации в обучении, является книга "Мышление и речь" Льва Выготского, опубликованная в 1934 году. Выготский считал, что мотивация играет важную роль в процессе обучения и влияет на способность учеников к усвоению новых знаний.

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация в обучении - это термин, который описывает внутренние и внешние факторы, которые побуждают студента к изучению новых знаний и умений. Мотивация может происходить от самого ученика, преподавателя, и их взаимодействия; от социальной среды и от других внешних факторов.

Продуктом мотивации(психической деятельности) является мотив, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели». Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий [24, 25].

Мотивы учеников в обучении могут быть разнообразными и могут включать в себя следующее: личный интерес и любопытство, потребности в будущей карьере, желание получить лучшее образование, социальное признание, желание улучшить свои навыки.

Кроме того, мотивы могут изменяться со временем и в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, ученик может начать изучать новый предмет из-за любопытства, но затем стать мотивирован в освоении этого предмета из-за его полезности для будущей карьеры, таким образом, мотив обучающегося меняет свою форму, т.е. вид, приобретая структурно-уровневую систему.

Виды мотивов учения могут быть следующие

1. Познавательные мотивы. Такие мотивы связанны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения и в свою очередь подразделяются на:

· широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям;

· учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

· мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Познавательные мотивы могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным.

2. Социальные мотивы. Они связанны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми:

· широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

· узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших (т.н., «мотивация престижа»). Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения - в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

· мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком, проявляются в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов её осуществления) [26].

Можно выделить следующие пять уровней учебной мотивации, по которым может «двигаться» обучающийся, в течении своего психологического, культурного, познавательного и социального развития.

Рис. 1. Схема пяти уровней мотивационной деятельности обучающихся с подробной характеристикой.

 

Движение по данным уровням может быть обусловлено влиянием различных факторов на мотивационную среду обучающегося.

Факторы, определяющие учебную мотивацию:

1. Образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность.

2. Организация образовательного процесса.

3. Субъектные особенности обучающегося, в том числе умение сформулировать цель, исходя из объективной проблемы или на основе личной потребности (интереса); умение ставить задачи для реализации поставленной цели; умение планировать деятельность по решению поставленных задач; навыки эмоциональной и волевой саморегуляции в ходе реализации планов; умение осуществлять текущий и итоговый контроль деятельности; умение оценить результат по критериям (сформулированным самостоятельно); умение осуществить рефлексию.

 4. Субъектные особенности педагога. Структура субъектных качеств педагога включает: тип направленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специально-педагогическая, методическая, психолого-педагогическая компетентность.

5. Специфика учебного предмета [27].

Одним из ключевых элементов выделенного нами фактор организация образовательного процесса, как компонента определяющий мотивацию может рассматриваться взаимодействие двух ведущих субъектов обучения - педагога и обучающегося.

Взаимодействие, в исходном своем варианте предполагает действие друг на друга как минимум двух объектов (субъектов в рамках педагогического процесса), и означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими.

А.Н. Леонтьев, рассматривая категорию взаимодействия, выделил его специфику в органическом мире, в мире живой природы. По его мнению, жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел; чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. В любых формах взаимодействия в неживой природе (например: ветра и скалы, вода и камень) или объектов живой и неживой природы (человек – камень, земля) воздействие одного объекта приводит к разрушению другого. Однако понимая, что говоря об обучении предполагается субъектно-субъектные отношения и разрушение одного из элементов посредством его взаимодействия с другим, не является возможным. Становится ясна необходимость в особой организации образовательного пространства, установки определенного стиля поведения взрослых и детей, т.е. тщательного подбора технологий обучения.

Возрастает потребность во взаимодействие в форме сотрудничества, которое предполагает общение как его идеальную форму. В процессе коммуникации человека со значимыми, референтными людьми проявляется система целостных и устойчивых позиций личности, как совокупность принимаемых ею идей, т.е. представлений субъекта о возможном, необходимом, желаемом и недопустимом.

При таком взаимодействии фактор организации образовательного процесса будет иметь положительное воздействие на мотивационный компонент и вести к повышению мотивации, исключая понижение.

Одной из наиболее подходящей технологией, где обучающийся получает поддержку и внимание при педагогическом воздействие, которое повышает его личностную мотивацию, является партисипативный подход.

Партисипативный подход рассматривается не только как фактор мотивации, а так же может стать мотиватором к обучению по нескольким причинам:

· Повышение интереса и вовлеченности учеников в учебный процесс. Если ученики имеют возможность активно участвовать в обучении, они могут лучше понимать материал и больше заинтересованы в его изучении.

· Способствование ощущению своей значимости в учебном процессе. Если ученики знают, что их мнение и идеи ценятся и учитываются в учебном процессе, это может повысить их самооценку и мотивацию к обучению.

· Развитие социального взаимодействия и сотрудничества между учениками. Когда ученики работают в группах или парах, они могут обмениваться идеями, решать проблемы вместе и учиться друг у друга. Это может помочь создать приятную и поддерживающую обучающую среду, которая стимулирует учеников к обучению.

· Повышение контроля над учебным процессом со стороны обучающегося. Когда ученики имеют возможность выбирать, как они будут учиться, или участвовать в принятии решений относительно учебного материала, это может помочь им чувствовать себя более ответственными за свое обучение и более мотивированными к его успешному завершению [27].

В целом, партисипация может помочь учащимся чувствовать себя более вовлеченными в учебный процесс и увеличить их мотивацию, что приведет и к повышению эффективности обучения. Учителя могут использовать различные методы, чтобы стимулировать партисипацию и помочь учащимся достигать успеха в учебе.


 

Глава 2. Практические аспекты: проблемы повышения уровня мотивации средствами партисипативного взаимодействия.

Партисипативность в образовании означает активное участие студентов в учебном процессе. Она подразумевает, что учащиеся не только пассивно слушают лекции, но и принимают активное участие в обсуждении материала, решении задач, проектной деятельности и т.д.  Популярность понятия партисипации в образовании, его понимание и применение также могут зависеть от страны, региона, уровня образования и образовательных тенденций в конкретном контексте.

Однако, понимание и использование термина "партисипация" может варьироваться среди педагогов. Некоторые педагоги могут быть хорошо знакомы с этим термином и активно применять его в своей практике, в то время как другие могут иметь ограниченное понимание или не иметь опыта в его использовании.

 Существует несколько причин, почему многие педагоги допускают подобные ошибки на уроке:

· Недостаточное понимание концепции: Некоторые педагоги могут не иметь достаточного понимания о том, что такое партисипация и как ее правильно применять. Это может привести к неправильному включению студентов или недостаточной поддержке их участия в учебном процессе.·         Отсутствие ясной структуры и направления: Если урок не имеет четкой структуры или целей, студенты могут испытывать затруднения в понимании, как и когда они должны участвовать. Это может привести к путанице и недостатку активного участия студентов. 

· Неправильный баланс между руководством и автономией: Некоторые педагоги могут столкнуться с трудностями в нахождении правильного баланса между руководством и демонстрацией автономии студентов. В результате, либо они перекладывают всю ответственность на студентов, либо, наоборот, контролируют их слишком сильно, что может препятствовать активному участию студентов. 

· Отсутствие планирования и подготовки: Если урок не был должным образом спланирован и подготовлен с учетом партисипации студентов, то педагог может испытывать сложности в интеграции активных учебных методов и заданий, которые стимулируют участие студентов. 

· Сопротивление со стороны студентов: Возможно, что некоторые студенты могут быть неактивными или сопротивляться партисипации. Это может быть вызвано разными факторами, такими как недостаточная мотивация, страх совершать ошибки или отсутствие навыков коммуникации. В таких случаях педагогу может быть сложно мобилизовать студентов для активного участия. 

Проведя устный социальный опрос между студентами, студентами-практикантами и уже работающими педагогами нами были выявлены следующие результаты: основная проблема в применении партисипативных методов на уроках является не только отсутствие понимании термина партисипации в целом, но и недостаточное понимание концепции её функционирования. 

Рис. 2.Анализ устного опроса студентов и педагогов от 26. 04.2023-30.04.2023г.

 

Анализ опроса на тему применения партисипативных методов в образовательном процессе также показал, что к сожалению многие педагоги неправильно понимают принцип работы данной методики и допускают некоторые ошибки, используя его некорректно:

1.         Молодые педагоги выдвигают предположение, что партисипативность означает, что студенты должны учиться самостоятельно без вмешательства учителя. Некоторые из профессионалов могут считать, что если студенты активно участвуют в учебном процессе, то учитель должен оставаться на заднем плане. 

Однако, это не соответствует понятию партисипативности. Важно, чтобы учитель активно участвовал в образовательном процессе, чтобы поддерживать и направлять студентов в правильном направлении.

2.    Некоторые педагоги считают, что все студенты должны принимать участие в обсуждении, иначе партисипативность не достигнута. 

Это также не соответствует понятию партисипативности. Важно, чтобы студенты имели возможность выбирать свой уровень участия в учебном процессе в зависимости от их уровня комфорта и знаний. Американский культуролог Г. Дженкинс утверждал, что в партисипаторных медиапрактиках «не все участники должны вносить свой вклад, но все должны быть уверены в том, что они могут внести вклад и что этот вклад будет соответствующим образом оценён».

3.         Другие  же предлагают использовать партисипативность как единственный способ улучшения учебного процесса. 

Стоит понимать, что партисипативность не является универсальным решением всех проблем в образовании. Важно использовать ее в сочетании с другими методами обучения для достижения лучших результатов.  Вместо традиционных методов преподавания, основанных на лекциях и зубрежке, педагоги могут использовать активные методы обучения, которые способствуют партисипативности.

Важно помнить, что правильное применение партисипации требует понимания и применения соответствующих методов и стратегий, а также гибкости и адаптации к конкретным условиям. Именно корректное использование партисипативных методов на уроках будет способствовать высокой эффективности в обучении студентов.

Так как было замечено ранее,  партисипативные подходы включают в себя различные виды, такие как проблемно-ориентированное, кооперативное, диалогическое и проектное обучение, нами были разработаны примеры заданий на основе всех типов для применения на уроках английского языка. Важно помнить, что каждое упражнение должно быть адаптировано к уровню и потребностям студентов, а также соответствовать учебной программе.

1. Задание на исследование:

   - Исследуйте и представьте историю развития английского языка, включая его происхождение, влияние других языков и современное использование.

   - Проведите исследование о культурных особенностях англоязычных стран и представьте их в виде презентации или отчета.

2. Задание на решение проблемы:

   - В роли путешественника, разработайте план путешествия в англоязычную страну, включая выбор маршрута, бронирование отелей и представление культурных достопримечательностей.

   - Разработайте рекламную кампанию для продвижения продукта или услуги на английском языке, включая создание логотипа, слогана и рекламного видео.

3. Задание на дискуссию:

   - Проведите дебаты о преимуществах и недостатках использования социальных сетей на английском языке.

   - Проведите обсуждение глобальных проблемах, таких как изменение климата, и найдите решения на английском языке, в группах.

4. Задание на творчество:

   - Создайте собственную историю на английском языке, используя определенный лексический набор или грамматические конструкции.

   - Снимите короткометражный фильм на английском языке, иллюстрирующий определенную ситуацию или проблему.

5. Задание на исследование мнений:

   - Исследуйте мнения людей на английском языке о важности здорового образа жизни, и представьте свое мнение в виде эссе или презентации.

   - Проведите опрос о предпочтениях в питании на английском языке, соберите данные и представьте результаты в виде графиков или диаграмм.

При использовании подобных примеров заданий для увеличения мотивации обучающихся на уроках английского языка, необходимо также позаботиться о дальнейшем применении данной методики на занятиях, для повышения уровня эффективности этой технологии обучения. Анализ применения партисипативных методов на уроке может помочь педагогу в этом.

 Анализ может быть проведен следующим образом:

1.    Определите цели и задачи урока: Определите, какие конкретные цели и задачи были поставлены перед уроком. Это может включать активное участие студентов, развитие навыков критического мышления, сотрудничество и т. д.

2.    Оцените степень активного участия студентов: Проанализируйте, насколько студенты были активно вовлечены в урок. Это может включать задания, которые требуют от них предложений, решения проблем, дискуссии, сотрудничества или исследований. Оцените, насколько студенты проявляли инициативу и активность. 

3.    Изучите методы оценки и обратную связь: Проанализируйте, какие методы оценки и обратной связи использовались на уроке. Оцените, насколько они способствовали партисипации студентов, и какие изменения могут быть внесены для повышения активности участия студентов. 

4.    Оцените роли и функции педагога: Изучите, какую роль играл педагог в проведении урока. Оцените, насколько педагог обеспечивал поддержку и стимулировал партисипацию студентов, и насколько он сумел достичь равновесия между руководством и автономией студентов. 

5.    Изучите результаты обучения: Проанализируйте, насколько применение партисипативных методов повлияло на результаты обучения. Рассмотрите, насколько студенты смогли достичь поставленных целей и задач урока, и какие знания и навыки они приобрели. 

6.    Сделайте выводы и предложения: На основе проведенного анализа сделайте выводы о применении партисипативных методов на уроке. Выделите сильные и слабые стороны и предложите рекомендации для улучшения и эффективного применения партисипативных методов в будущем.

 Учет всех ошибок, ложного понимания или полного его отсутствия терминов “партисипация”, “ партисипативные методы”, “партисипативность” может помочь как начинающему, так и опытному педагогу стимулировать интерес учащихся к учебе и улучшить их успеваемость, т.е. найти новые решения проблемы низкой мотивации обучающихся посредством введения в образовательный процесс новых методических рекомендаций.   

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Партисипативность в образовании является очень актуальной темой в наши дни. Она связана с изменением роли учителя в образовательном процессе и переходом к более интерактивной, взаимодействующей и кооперативной форме обучения.

Партисипативность может быть мощным мотиватором к обучению, поскольку она может помочь ученикам ощутить свою значимость в учебном процессе, повысить интерес и вовлеченность в обучении иностранному языку, развить их навыки сотрудничества, коммуникации, критического мышления и самостоятельности, стимулировать социальное взаимодействие и сотрудничество, а также дать ученикам больше контроля над процессом обучения. Обучающиеся в таких условиях получают возможность осознать свою роль в образовательном процессе и сформировать свое собственное понимание и знания.

Так, применение партисипативных подходов в образовательном процессе рассматривается в качестве современных методов мотивации обучения школьников в Казахстане, соответствующих современным тенденциям развития социума. Эти подходы позволяют студентам активно участвовать в процессе обучения, развивать свои навыки и учиться с удовольствием.

Партисипативные подходы также отражают современные тенденции развития общества в Казахстане, которые ставят акцент на активное участие граждан в различных сферах жизни и на развитие навыков, необходимых для успешной социальной адаптации и профессиональной карьеры.

Партисипативные методы в образовании, такие как групповая работа, дискуссии, проектные задания, исследования и многое другое, признаются эффективными средствами мотивации школьников, что в свою очередь является одним из решения задачи современного образования в Казахстане, заключающуюся в развитии учебных программ и методик, которые активно привлекают студентов к участию и взаимодействию в процессе обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                      Суворова, С.Л. Партисипативное управление социально-педагогическим сопровождением развития личности подростков группы риска / С.Л. Суворова, И.Ю. Блясова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2016. – Т. 8, № 1. – С. 15–21.

2.                      Dahl, R. A. Polyarchy Participation and opposition/ [Electronic resource]/ Yale University Press.- Electronic text data.-1971- URL: Polyarchy; participation and opposition : Dahl, Robert Alan, 1915- : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive, free.

3.                      Pateman C. Participation and democratic theory/ [Electronic resource]/ Cambridge University Press.- Electronic text data.-1970- URL: Participation and democratic theory : Pateman, Carole : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive

4.                      Cohen J., Arato, A. Civil society and political theory/ [Electronic resource]/ MIT Press.- Electronic text data.-1992- URL: Civil society and political theory : Jean L. Cohen : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive

5.                      Обрезкова Л. А. Педагогические технологии формирования гражданской позиции студентов [электронный ресурс]/ - электрон. текстовые дан.- 2012.- URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8005/Обрезкова%20ЛА.pdf?sequence=1&isAllowed=y

6.                      Дьюи Д. педагогические идеи одного из самых влиятельных мыслителей XX века. [электронный ресурс]/ - электрон. текстовые дан.- 2021.- URL: https://skillbox.ru/media/education/dzhon-dyui-pedagogicheskie-idei-odnogo-iz-samykh-vliyatelnykh-mysliteley-xx-veka/

7.                       Freire Р. Pioneer of Critical Pedagogy [электронный ресурс]/ - электрон. текстовые дан.- 2016.- URL: https://mathsnoproblem.com/blog/teaching-practice/paulo-freire-pioneer-of-critical-pedagogy/

8.                      Дьюи Д. Демократия и образование : [Пер. с англ.] / Дж. Дьюи. - Москва : Педагогика-пресс, 2000. – С. 382. - URL: Дьюи, Джон - Демократия и образование : [Пер. с англ.] - Search RSL

9.                      Фрейре П. Педагогика угнетенных [Текст] / Паулу Фрейре ; [предисл. Д. Мачедо ; послесл. А. Шора ; пер. с англ. И. В. Никитиной, М.И. Мальцевой-Самойлович]. - Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2018. –С.  286. - URL: Фрейре, Паулу - Педагогика угнетенных [Текст] : [16+] - Search RSL

10.                  Выготский Л. Мышление и речь [Текст]/ Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. – С. 431. - URL: Выготский, Лев Семенович - Мышление и речь [Текст] : [16+] - Search RSL

11.                  Hart R A. Children's Participation: The Theory and Practice of Involving Young Citizens in Community Development and Environmental Care/ A.R. Hart, 1997.

12.                  Mitra D. L. Student voice in school reform: Building youth-adult partnerships that strengthen schools and empower youth/ D.L. Mitra, 2004.

13.                  Arnstein S. R. A ladder of citizen participation/ S.R. Arnstein/ Journal of the American Institute of Planners, 1969, 35(4), 216-224.

14.                  Rogers E. M. Diffusion of innovations. Simon and Schuster/ E.M. Rogers, 1995.

15.                  Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior/ E.L. Deci , R.M. Ryan/ Springer Science & Business Media, 1985.  

16.                  Blumenfeld P. C., Soloway, E., Marx, R. W., Krajcik, J. S., Guzdial M., Palincsar, A. Motivating project-based learning: Sustaining the doing, supporting the learning. Educational psychologist/ P.C. Blumenfeld, E. Soloway, R.W. Marx, S.J. Krajcik, M. Guzdial, A. Palincsar/ 1991, 26(3-4), 369-398.

17.                  Johnson D. W., Johnson, R. T.  Cooperation and competition: Theory and research. Interaction Book Co./ D.W. Johnson, R.T. Johnson/ 1989.

18.                  Mercer N., Littleton, K. Dialogue and the development of children's thinking: A sociocultural approach. Routledge/ N.Mercer, K. Littleton, 2007.

19.                  Savery J. R. Overview of problem-based learning: Definitions and distinctions. Essential readings in problem-based learning/ J.R. Savery 5-15, 2006.

20.                  Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. Партисипативный подход как методологический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя.- Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2010.– С. 170

21.                  Keith Robinson W. "Effects of Participation in Classroom Discussion on Performance in a Freshman Composition Course"/ Электрон. журн. "Journal of Educational Psychology", - 2013.- Student Participation in Classroom Discussions (ijsr.net)

22.                  Berk Ronald A. "Effects of Experiential Learning on Student Motivation and Achievement"/ Электрон. журн. "Teaching of Psychology".- 2015. - (PDF) Effects of the Theory of Experiential Learning on Students’ Motivational Beliefs and Academic Achievement (researchgate.net)

23.                  Barkley Elizabeth F., Cross Claire H. "Student Engagement Techniques: A Handbook for College Faculty"/ F.B. Elizabeth, H.M. Claire, K.P. Cross, 2020. – С. 144-146.

24.                  Беляева Н. В. Приёмы и методы формирования мотивации [электронный ресурс]/ - электрон. текстовые дан.- 2016.- URL: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2016/05/11/priemy-i-metody-formirovaniya-motivatsii , свободный

25.                  Бударева Л.А. Реферат по педагогической психологии. Тема: "Мотивация как важнейший компонент учебной деятельности" [электронный ресурс]/- электрон. текстовые дан.-2017.- URL: https://infourok.ru/referat-po-pedagogicheskoy-psihologii-tema-motivaciya-kak-vazhnejshee-komponent-uchebnoj-deyatelnosti-2287105.html , свободный

26.                  Захарова О. А. Мотивация и успешность учебной деятельности [электронный ресурс]/- электрон. текстовые дан.-2017.- URL: https://cpmss.edu.ru/upload/iblock/b6b/Zakharova-Motivaciya-i-uspeshnost-uchebnoy-deyatelnosti.pdf, свободный

27.                  Обрезкова Л. А. Современные технологии формирования мотивации студентов в учебной деятельности [электронный ресурс]/- электрон. текстовые дан.-2018.- URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8005/, свободный

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.       Теоретические аспекты партисипативного взаимодействия  участников образовательного процесса.

1.1   Партисипация в образовании.

1.2   Мотивационный компонент учебной деятельности в школе.

2.       Практические аспекты: проблемы повышения уровня мотивации средствами партисипативного взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СОДЕРЖАНИЕ

 

 


 

Савицкая Анна Ивановна Срымова

Савицкая Анна Ивановна Срымова

УДК 372.8

УДК 372.8

ВВЕДЕНИЕ В нормативных документах, посвященных вопросам образовательной системы

ВВЕДЕНИЕ В нормативных документах, посвященных вопросам образовательной системы

Таким образом актуальность настоящего исследования определяется: на общественно-политическом уровне- необходимостью повышения уровня мотивации учащихся в соответствии со статьей 11 в

Таким образом актуальность настоящего исследования определяется: на общественно-политическом уровне- необходимостью повышения уровня мотивации учащихся в соответствии со статьей 11 в

Рассмотреть теоретические аспекты партисипативного взаимодействия участников образовательного процесса

Рассмотреть теоретические аспекты партисипативного взаимодействия участников образовательного процесса

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Европе, сосредоточились на поиске способов массового участия граждан в принятии решений

Европе, сосредоточились на поиске способов массового участия граждан в принятии решений

Всеобщая декларация прав человека, которая включала право на образование и на участие в управлении образовательными учреждениями

Всеобщая декларация прав человека, которая включала право на образование и на участие в управлении образовательными учреждениями

Партисипация - это концепция, которая была включена в образование в течение многих лет, в разных контекстах и в разных странах

Партисипация - это концепция, которая была включена в образование в течение многих лет, в разных контекстах и в разных странах

Кооперативное обучение (Cooperative learning) - это метод обучения, который подразумевает работу студентов в малых группах для достижения общих целей, например, решение задач, дискуссии и создание…

Кооперативное обучение (Cooperative learning) - это метод обучения, который подразумевает работу студентов в малых группах для достижения общих целей, например, решение задач, дискуссии и создание…

Выготского, опубликованная в 1934 году

Выготского, опубликованная в 1934 году

Они различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям

Они различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных…

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных…

Рис. 1. Схема пяти уровней мотивационной деятельности обучающихся с подробной характеристикой

Рис. 1. Схема пяти уровней мотивационной деятельности обучающихся с подробной характеристикой

Субъектные особенности педагога

Субъектные особенности педагога

При таком взаимодействии фактор организации образовательного процесса будет иметь положительное воздействие на мотивационный компонент и вести к повышению мотивации, исключая понижение

При таком взаимодействии фактор организации образовательного процесса будет иметь положительное воздействие на мотивационный компонент и вести к повышению мотивации, исключая понижение

методы, чтобы стимулировать партисипацию и помочь учащимся достигать успеха в учебе.

методы, чтобы стимулировать партисипацию и помочь учащимся достигать успеха в учебе.

Глава 2. Практические аспекты: проблемы повышения уровня мотивации средствами партисипативного взаимодействия

Глава 2. Практические аспекты: проблемы повышения уровня мотивации средствами партисипативного взаимодействия

Отсутствие планирования и подготовки:

Отсутствие планирования и подготовки:

Молодые педагоги выдвигают предположение, что партисипативность означает, что студенты должны учиться самостоятельно без вмешательства учителя

Молодые педагоги выдвигают предположение, что партисипативность означает, что студенты должны учиться самостоятельно без вмешательства учителя

Так как было замечено ранее, партисипативные подходы включают в себя различные виды, такие как проблемно-ориентированное, кооперативное, диалогическое и проектное обучение, нами были разработаны примеры заданий…

Так как было замечено ранее, партисипативные подходы включают в себя различные виды, такие как проблемно-ориентированное, кооперативное, диалогическое и проектное обучение, нами были разработаны примеры заданий…

Задание на исследование мнений: -

Задание на исследование мнений: -

Рассмотрите, насколько студенты смогли достичь поставленных целей и задач урока, и какие знания и навыки они приобрели

Рассмотрите, насколько студенты смогли достичь поставленных целей и задач урока, и какие знания и навыки они приобрели

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Партисипативность в образовании является очень актуальной темой в наши дни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Партисипативность в образовании является очень актуальной темой в наши дни

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Дьюи Д. Демократия и образование : [Пер

Дьюи Д. Демократия и образование : [Пер

Savery J. R. Overview of problem-based learning:

Savery J. R. Overview of problem-based learning:

Zakharova-Motivaciya-i-uspeshnost-uchebnoy-deyatelnosti

Zakharova-Motivaciya-i-uspeshnost-uchebnoy-deyatelnosti

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2024