Партнерство в образовании
Оценка 4.6

Партнерство в образовании

Оценка 4.6
docx
15.12.2022
Партнерство в образовании
Проект Партнерство книга.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Педагог был и остается главным субъектом, призванным решать задачи развития образования, а значит, его профессионализм выступает гарантом качества образовательной деятельности. Аттестация педагогических кадров - очень важная процедура, с помощью которой обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

Основные идеи проекта:

-       сохранение контингента педагогических кадров центра творчества и обеспечение преемственности в профессиональном росте от начинающего педагога, молодого специалиста к мотивированному педагогу, а затем к опытному педагогу-мастеру;

-       повышение престижа педагога дополнительного образования, профессиональной компетенции педагога;

-       культура педагогического труда, осознание педагогом своей ответственности и социальной миссии, интегрированность в профессиональное сообщество;

-       методическая работа как неотъемлемый компонент культуры педагогического труда;

-       самообразование как условие и средство реализации педагогом смысла своего профессионального развития, а также процесс выявления и использования своего личного потенциала, способ познавательной самореализации личности через самопознание и сомоорганизацию;

-       педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности, проявляющейся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития учащихся.

 

         Цель проекта – формирование мотивирующей среды для развития кадрового потенциала и содействия педагогическому творчеству.

Задачи:

-       выявление реального уровня компетентности педагогического работника;

-       реализация личностно ориентированных моделей оценки, расширение мотивационной сферы деятельности;

-       развитие системы проектирования личностных достижений педагогов;

-       формирование у аттестуемого внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, личностного);

-       самостоятельное нахождение личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности;

-       обновление о развитие многоуровневой системы непрерывного образования педагогов;

-       совершенствование сферы самообразовательной деятельности педагогов;

-       систематизация имеющегося опыта педагогов центра творчества;

-       поиск актуального опыта, создание образцов опыта, продвижение опыта.

         Сроки реализации:  _____________________

Участники проекта: педагоги дополнительного образования, методисты,

заведующие отделами, педагоги-организаторы.

         Проект состоит из 2 подпроектов (приложение 1-2):

-       «Аттестация» (алгоритм работы аттестационной комиссии центра творчества);

-       «Партнерство» (модель работы с педагогами в межаттестационный период и во время прохождения аттестации) включает 3 спецкурса:

o   Учебное занятие;

o   Образовательная программа и учебно-методический комплекс;

o    Аттестация педагога.

Подпроекты взаимособусловлены и связаны единой тактической целью проекта, единым комплексным объектом – профессионально-кадровым потенциалом центра творчества.

Каждый из продпроектов имеет свою конкретную цель, задачи, предмет и комплекс практических мероприятий по реализации.

Подпроект «Аттестация» направлен на совершенствование кадровой политики центра творчества и формирование мотивирующей модели управления развитием учреждения. Его практическая реализация осуществляется по следующим направлениям:

-       развитие коллегиального управления;

-       обеспечение кадровыми ресурсами и поиск механизмов управления;

-       оптимизация системы аттестации в учреждении;

-       совершенствование системы морального и материального стимулирования.

Предмет подпроекта «Партнерство» - система непрерывного образования педагогов, опыт педагогов и их методическая работа. Реализация подпроекта осуществляется по следующим направлениям:

-       обновление и развитие многоуровневой системы непрерывного образования педагогов;

-       совершенствование сферы самообразовательной деятельности педагогов;

-       систематизация имеющегося опыта педагогов центра творчества;

-       поиск актуального опыта, создание образцов опыта, продвижение опыта.

Ожидаемые результаты

-       оптимизация системы аттестации, обусловленная требованиями нового нормативного документа «Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования»;

-       рост активности педагогов и, соответственно, увеличение охвата педагогов организованным повышением квалификации, повышение категориального ценза учреждения;

-       актуализация сферы самообразовательной деятельности педагогов;

-       активное использование современных интерактивных форм обучения, интегрирующих научных компонент и практический опыт, технологий самодиагностики собственного профессионального уровня;

-       приращение инновационного потенциала в организации межаттестационного периода;

-       перспективы профессионального роста педагогов.

Условия реализации программы

Один из актуальных вопросов организации работы по аттестации является его кадровое обеспечение.

Должность

Функции

Председатель  аттестационной комиссии

       обеспечивает общее руководство;

       способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога

Секретарь

 

       ведет отчетную документацию;

       составляет индивидуальный план подготовки к аттестации с учетом рекомендаций педагога-психолога, пожеланий педагога и выявленных проблемных зон

Члены аттестационной комиссии

       проводят оценку профессионального соответствия педагога определенным критериям

Методист

-       организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем;

-       составляет алгоритм работы педагога в межаттестационный период;

-       помогает в решении педагогических задач и проблем;

-       подбирает педагогическую литературу;

-       знакомит с инновационными образовательными программами и технологиями и др.

Психолог

       обеспечивает повышение психологической компетентности педагога;

       способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога,

       улучшает его эмоциональное самочувствие

Педагоги дополнительного образования

-       повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность;

-       готовит методические и аттестационные материалы

 

Методическое обеспечение проекта

Процедура аттестации многогранна и сложна. Одним из лучших способов ее изучения с научной точки зрения является моделирование. Идея моделирования заключается в создании достоверного, наглядного и простого для понимания описания процесса аттестации.

Представленная модель методического сопровождения аттестуемого устраняет несогласованность действий различных субъектов аттестации, гарантирует осознанность включения аттестующегося педагога в экспертизу, объективность аттестационных решений о присвоении квалификационной категории. Модель предполагают использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследование, обучение и практическое решение. Данную модель можно использовать как систему сопровождения педагога в период всей его профессиональной деятельности.

Работа по реализации модели проекта осуществляется пошагово.

Первый шаг - выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривается как система, обеспечивающая развитие и психологическую поддержку личности педагога. Это длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.

Второй шаг — определение принципа повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.

Третий шаг — построение определенной модели методического сопровождения аттестуемого, где акцент в проведении аттестации смещен на межаттестационный период.

Для системного подхода по достижению перспективных задач аттестации разработаны три взаимосвязанные и взаимопредполагающие друг друга модели.

Представленные модели позволяют рассмотреть проведение аттестации педагогических работников комплексно, охватить процедуру в целом, сконцентрироваться на ключевых моментах, связанных, в первую очередь, с повышением профессиональной компетентности и мастерства педагогов, обнаружить «узкие места», противоречия, которые обычно не обнаруживаются либо выглядят менее существенными, чем есть на самом деле.

 

Использование в практической деятельности данных моделей позволит

администрации Центра творчества наглядно представить процесс аттестации и объяснить его специфику педагогическому коллективу; организовать службу мотивации и поддержки профессионального роста педагогов; методической службе спланировать процесс сопровождения аттестации; аттестуемым педагогическим работникам оценить свой профессиональный потенциал и составить программу педагогического роста и совершенствования.

В целом, использование разработанных моделей не только обеспечит эффективность процесса аттестации, но и значительно облегчит его планирование, организацию и проведение. Такой подход позволяет избежать многих проблем в организации педагогического процесса, повысить качество образования и мастерство наших педагогов.

 


 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Авдеева, Е.В. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования детей / Е.В. Авдеева // Методист. – 2007. – № 2.

2.     Банщикова, Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом / Т.Н.Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина. - М.: Книголюб, 2004.

3.     Борисов, В.Н., Ковалев, О.Г. и др. Психологическая подготовка к педагогической деятельности / В.Н.Борисов, О.Г.Ковалев. - М.: Книголюб, 2002.

4.     Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы / Л.Н. Буйлова // Бюллетень. – 2001. – № 2.

5.     Дуганова, Л.П. Профессиональное совершенствование педагога в процессе создания образовательной программы / Л.П. Дуганова // Методист. – 2005. – № 4.

6.     Зверева, В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей / В.И.Зверева. - М.: УЦ «Перспектива», 2000.

7.     Казакова, Е.И., Тряпицына, А.П. Диалог на лестнице успеха / Е.И.Казакова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Питер, 1997.

8.     Каплунович, Т.А., Гусев, А.Г. и др. Моделирование и экспертиза педагогического опыта: Монография / Т.А.Каплунович, А.Г.Гусев. - В.Новгород: НРЦРО, 2001.

9.     Каплунович, Т.А., Федорова, Е.А. Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации кадров: Учебное пособие / Т.А.Каплунович, Е.А.Федорова. - В. Новгород: НРЦРО, 2003.

10. Кирова, Т.Ф., Федорова, Е.А. Вариативные модели аттестации педагогических работников: Научно-методические рекомендации / Т.Ф.Кирова, Е.А.Федорова. - В. Новгород: НРЦРО, 2002.

11. Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm. Дата доступа: 01.02.2015 г.

12. Крылова, М.Б. Аттестация. Аттестация? Аттестация! Система внутришкольной методической учебы педагогов / М.Б.Крылова // Завуч. — 2004. — № 1.

13. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012г. № 101 «Об утверждении Инструкции  о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).

14. Синичкина, Л.П. Методическая служба: направление – развитие / Л.П.Синичкина // Выхаванне и дадатковая адукацыя. – 2015. - № 5.

15. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А.Сыпченко. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.

16. Шебанова, Е.М. Аттестация педагогических кадров / Е.М.Шебанова. - М.: Астрель: АСТ, 2003.

 


 

Приложение 1.

Подпроект «Аттестация»

Формирование у педагогов умений эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие рефлексивных, коммуникативных, исследовательских способностей является актуальной задачей системы повышения квалификации. Важную роль в решении этой задачи играет аттестация педагогических кадров.

Аттестация педагогических работников - это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, итогов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения (п. 3 «Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)», утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция об аттестации).

Аттестация педагогических кадров - это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.

Ключевыми для определения функций, содержания и процедур аттестации педагогов являются понятия «квалификация» и «профессиональная компетентность».

Квалификация - это система знаний, умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность определенного уровня выполнения профессиональных обязанностей (по В.Ф.Кочурову).

Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи  определенной степени сложности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность умений педагога структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач. Профессиональная  компетентность обеспечивается знаниями в следующих областях:

-       специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);

-       методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);

-       психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).

Основные задачи аттестации:

-       стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

-       обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;

-       способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.

Основные принципы аттестации педагогических работников (коллегиальность, системность, открытость, целостность экспертных оценок) обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам. Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским и профессиональным правам лежат в основе организации работы с аттестуемыми.

         Сроки реализации: 2013-2015 годы.

Участники: педагоги дополнительного образования, методисты, заведующие отделами, педагоги-организаторы.

         Этапы реализации:

1.     Подготовительный.

2.     Организационный.

3.     Исследовательский.

4.     Этап оформления документации.

5.     Аналитический

В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации сегодня лежат в основе дифференцированной оплаты труда. Сейчас как никогда необходимо сформировать иные педагогические взаимоотношения и ввести новую более эффективную систему оценки успешности образовательной деятельности.

Технология проведения аттестации предполагает эффективное использование информационных, технологических, научных и организационных ресурсов, а также развитие системы социального партнерства в сфере образования.

Деятельность аттестационной комиссии центра творчества осуществляется в соответствии с Инструкцией об аттестации и планом работы комиссии на год.

Алгоритм деятельности

         Подготовительный этап

1. Проведение совещаний, рабочих встреч, консультаций с педагогическими работниками по вопросам проведения аттестации.

2. Избрание аттестационной комиссии. Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии (глава 2 Инструкции об аттестации).

3. Проведение инструктажа и обучение членов аттестационной комиссии.

4. Формирование пакета документов по аттестации.

4. Подготовка вопросников, текстов, анкет, необходимых для проведения аттестации педагогических работников.

5. Создание справочной службы, формирование банка данных о педагогах. Составление перспективного плана аттестации педагогических работников.

6. Оформление стенда материалов по аттестации.

Организационный этап.

1. Издание приказа о работе аттестационной комиссии (п.14 Инструкции об аттестации).

2. Прием заявлений секретарем аттестационной комиссии до 31 марта текущего учебного года (п. 17 Инструкции об аттестации). Регистрация заявлений.

3. Составление приказа и графика проведения аттестации  (п. 22 Положении об аттестации).

Исследовательский этап.

1. Оценка полноты и достоверности представленной документации аттестуемыми.

2. Определение содержания и методов оценки уровня сформированности профессиональной деятельности педагога.

3. Организация квалификационного испытания и фиксация его хода.

4. Изучение результативности профессиональной деятельности:

       выполнение образовательных программ,

       достижения учащих, степень развития детей,

       описание уровня теоретической подготовки аттестуемого, его инновационный потенциал, работа в методических объединениях, советах, лабораториях, комиссиях, сотрудничество с методическими центрами, ГОИРО.

5. Проведение собеседования, тестирования, анкетирования членов педагогического коллектива, воспитанников, родителей с целью оценки уровня сформированности коммуникативной культуры аттестуемого.

6. Название методических материалов, характеризующих опыт аттестуемого.

7. Воспитательная, внеклассная работа, которую проводит аттестуемый педагог.

Этап оформления документации.

1. Обработка и анализ аттестационных материалов, подготовка квалификационных характеристик на аттестуемых. Ознакомление с характеристикой под роспись (п. 23 Инструкции об аттестации)

2. Обмен информацией и принятие решения на заседании аттестационной комиссии (п.п. 31, 46-50 Инструкции об аттестации).

3. Оформление протокола заседания аттестационной комиссии о присвоении квалификационной категории (п. 51 Инструкции об аттестации).

4. Издание приказа о присвоении категории педагогическим работникам. (п. 51 Инструкции об аттестации).

Аналитический этап.

1. Анализ хода и результатов аттестации педагогических работников за весь год с целью планирования ряда мероприятий по совершенствованию применяемой системы аттестации.

Такая технология дает возможность не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность.

Ожидаемые результаты.

-       мобилизация внутренних ресурсов учреждения;

-       создание рабочей обстановки, атмосферы заинтересованного внимания к достижениям каждого педагога;

-       положительная мотивация аттестации (повышение профессионализма и конкурентоспособности);

-       выявление профессиональной компетентности педагогов;

-       рост общей и профессиональной культуры педагогов.

         Итогом аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей) в соответствии с уровнем его профессионализма.

Приложение 2.

Подпроект «Партнерство»

Данный подпроект – большой совместный труд педагогов и методистов. Представлена модель взаимодействия и сопровождения педагога в межаттестационный период и во время прохождения аттестации - система непрерывного образования педагогов, опыт педагогов и их методическая работа. Это цикл семинаров-практикумов, мастер-классов, деловых игр, тренингов.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных  результатов в обучении и воспитании учащихся.

Задачи:

-       обновление и развитие системы непрерывного образования педагогов;

-       совершенствование сферы самообразовательной деятельности педагогов;

-       подготовка педагога к аттестации;

-       систематизация имеющегося опыта педагогов центра творчества;

-       поиск актуального опыта, создание образцов опыта, продвижение опыта.

         Сроки реализации: 2013-2015 годы

Участники проекта: педагоги дополнительного образования, методисты, заведующие отделами, педагоги-организаторы.

         Подпроект «Партнёрство» состоит из 3 спецкурсов:

-       Учебное занятие;

-       Образовательная программа и учебно-методический комплекс;

-        Аттестация педагога.

Каждый спецкурс – это цикл занятий по проблеме с предъявлением разработанного методического продукта для дальнейшего использования в практике.

Спецкурс «Учебное занятие помогает педагогам грамотно подойти к проблеме организации учебного занятия, качество которого напрямую влияет на успешность реализации образовательной программы. В ходе спецкурса изучаются все аспекты учебного занятия от разработки плана до актуализации отдельных тем. Практическая составляющая спецкурса находит свое отражение в ходе конкретных методических мероприятий: посещение открытых занятий, конкурс на лучшую разработку «Мое лучшее занятие».

         Спецкурс «Образовательная программа и учебно-методический комплекс» способствует обновлению программно-методического обеспечения образовательных практик педагогов центра творчества. Проводятся методические практикумы по технологиям проектирования образовательных программ, работа по созданию учебно-методических комплексов.

Спецкурс «Аттестация» - построение определенной модели методического сопровождения аттестуемого, непосредственная работа методиста с педагогом в период аттестации. Технология подготовки к аттестации предполагает эффективное использование информационных, технологических, научных и организационных ресурсов.

Ожидаемые результаты

         Показатели владения педагогом современными технологиями:

       использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

       организует проектные и событийные формы работы;

       применяет информационные технологии в образовательном процессе.

         Показатели включенности в методическую работу:

       повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.;

       разработка программной документации;

       разработка и оформление методических материалов;

       составление учебно-методических комплексов;

       участие в методических и профессиональных конкурсах.

         Показатели инновационной деятельности:

       осмысление собственного педагогического опыта;

       изучение новаторских методик современной педагогики;

       новаторские идеи педагога;

       внедрение и использование новых педагогических технологий.

Каждый педагог имеет возможность познакомиться с лучшими разработками коллег и использовать их в качестве образца при подготовке собственных методических материалов.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель проекта – формирование мотивирующей среды для развития кадрового потенциала и содействия педагогическому творчеству

Цель проекта – формирование мотивирующей среды для развития кадрового потенциала и содействия педагогическому творчеству

Подпроекты взаимособусловлены и связаны единой тактической целью проекта, единым комплексным объектом – профессионально-кадровым потенциалом центра творчества

Подпроекты взаимособусловлены и связаны единой тактической целью проекта, единым комплексным объектом – профессионально-кадровым потенциалом центра творчества

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Психолог − обеспечивает повышение психологической компетентности педагога; − способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога, − улучшает его эмоциональное самочувствие

Психолог − обеспечивает повышение психологической компетентности педагога; − способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога, − улучшает его эмоциональное самочувствие

Второй шаг — определение принципа повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период

Второй шаг — определение принципа повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период

Использование в практической деятельности данных моделей позволит администрации

Использование в практической деятельности данных моделей позволит администрации

ЛИТЕРАТУРА 1. Авдеева,

ЛИТЕРАТУРА 1. Авдеева,

Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13

Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13

Приложение 1. Подпроект «Аттестация»

Приложение 1. Подпроект «Аттестация»

Квалификация - это система знаний, умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность определенного уровня выполнения профессиональных обязанностей (по

Квалификация - это система знаний, умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность определенного уровня выполнения профессиональных обязанностей (по

Этапы реализации: 1.

Этапы реализации: 1.

Создание справочной службы, формирование банка данных о педагогах

Создание справочной службы, формирование банка данных о педагогах

Воспитательная, внеклассная работа, которую проводит аттестуемый педагог

Воспитательная, внеклассная работа, которую проводит аттестуемый педагог

Приложение 2. Подпроект «Партнерство»

Приложение 2. Подпроект «Партнерство»

В ходе спецкурса изучаются все аспекты учебного занятия от разработки плана до актуализации отдельных тем

В ходе спецкурса изучаются все аспекты учебного занятия от разработки плана до актуализации отдельных тем

Показатели инновационной деятельности: − осмысление собственного педагогического опыта; − изучение новаторских методик современной педагогики; − новаторские идеи педагога; − внедрение и использование новых педагогических технологий

Показатели инновационной деятельности: − осмысление собственного педагогического опыта; − изучение новаторских методик современной педагогики; − новаторские идеи педагога; − внедрение и использование новых педагогических технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.