ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Тема проекта: «Создание условий для развития исследовательских компетенций у педагогов дополнительного образования Станции юных натуралистов г. Белорецк»
Организация, в которой реализовывается проект МБУ ДО СЮН г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
ФИО, должность руководителя проекта Насимова Ирина Вячеславна, методист МБУ ДО СЮН г. Белорецк
Участники проекта: директор МБУ ДО СЮН г. Белорецк, заместитель директора по УВР, 2 методиста (1-высшая категория и 1 – соостветствие с занимающей должностью), педагоги дополнительного образования, педагоги образовательных учреждений естественно -научной направленности, студенты Белорецкого педагогического колледжа.
Проблема, на решение которой был направлен проект, причины ее возникновения: отсутствие системности в организации исследовательской деятельности педагогов дополнительного образования. Проблема была выявлена в ходе проведенного анкетирования по определению у педагогов исследовательских компетенций. Возможными причинами являются отсутствие запросов от пдо, разовые консультации в качестве форм работы в этом направлении.
Цель проекта: развитие исследовательских компетенций у педагогов посредством освоения ими методов научного познания и умений организовывать исследовательскую деятельность.
Задачи и формы реализации проекта
Задача |
Направления методической работы |
Формы реализации |
Сроки реализации |
Создать в образовательной организации МБУ ДО СЮН г. Белорецк оптимальные условия, необходимые для развития исследовательских компетенций у педагогов дополнительного образования |
развитие |
методические объединения, семинары-проекты, педсоветы |
Октябрь 2020-декабрь 2020 г. |
Научить педагога определять цель, задачи и методику проведения исследовательской деятельности с обучающимися |
обучение |
мастер-классы, экскурсии, семинары-практикумы |
2021 г.-2022 г. |
Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов |
применение |
подготовка к УИР, опытническая работа на УОУ, маршрут самообразования |
2022 г.-2023 г. |
Привлечь педагогов дополнительного образования к распространению своей передовой педагогической практики |
распространение |
участие педагогов в конкурсах, организация семинаров-практикумов, публикация в СМИ |
2023 г.-2024 г. |
Средства решения проблемы
№ |
Темы методических мероприятий |
Краткое описание |
Формы работы с педагогами |
Условия реализации |
1. |
Определение уровня развития исследовательских компетенций |
анкетирование |
Методическое объединение |
Разработанная анкета |
2. |
Формирование основ проектно - исследовательской деятельности в условиях системы дополнительного образования |
Выступление с обобщением опыта работы как педагог дополнительного образования |
Методическое объединение |
Методическая разработка, презентация |
3. |
Посещение дендрологического памятника природы культуры кедра сибирского |
Отработка на практике методики по определению состояния древостоя кедра сибирского, следов жизнедеятельности животных |
Экскурсия -практикум |
Соответствующее оборудование для проведения исследований |
4. |
Методики опытов на УОУ
|
Доклад о требованиях к постановке опытов на УОУ, последовательность их выполнения |
Методическое объединение |
Методическая разработка, презентация |
5. |
Использование современных
тенденций развития науки |
Доклад о современных открытиях учёных в биологических науках |
Педсовет |
Методическая разработка, презентация |
6. |
Учебно -опытный участок - зеленая школа для профессионального самоопределения обучающихся |
Экскурсия педагогов на УОУ, демонстрация опытнической работы с обучающимися |
Семинар -практикум |
Оборудование для демонстрации проведения опытов |
|
Правила организации фенологических наблюдений
|
Сообщение о методике организаций фенологических наблюдений за растениями, животными |
Мастер-класс |
Методическая разработка, презентация |
7. |
Основные требования к оформлению опытнических работ на УОУ
|
Методические рекомендации по оформлению опытнических работ на Юннат |
Методическое объединение |
Методическая разработка, презентация |
8. |
Новости в области естественных наук и педагогике |
Доклад о современных исследованиях учёных в биологии |
Педсовет |
Методическая разработка, презентация |
9. |
Посещение Аскинской ледяной пещеры в Архангельском районе |
Изучение истории происхождения данной пещеры как памятника природы, знакомство с природными объектами на данной территории |
Экскурсия |
Фотоаппарат |
10. |
Современные подходы и изменения в организации деятельности обучающихся на пришкольных территориях
|
Сообщение об организации модульного формата пришкольного учебно-опытного участка, который служит для ведения исследовательской деятельности |
Семинар -практикум |
Экологическая тропа |
11. |
Методика проведения опытов |
Беседа с педагогами по организации и проведении опытнических работ на УОУ |
Индивидуальные консультации |
Разработанные методики опытов |
12. |
Посещение памятника природы «Урочище Кухтур» |
Отработка на практике методик проведения исследований по почве, воде, геоботанического описания растительности |
Экскурсия с практикумом |
Разработанные методики, соответствующее оборудование для проведения исследований |
13. |
Методические рекомендации по исследовательской работе в начальных классах по окружающему миру
|
Сообщение для студентов по основным требованиям выполнения и оформления исследовательских работ с обучающимися |
Семинар |
Методическая разработка, презентация |
14. |
«Определение кислотности, влажности, освещённости и механического состава почвы»
|
Демонстрация практикума по механическому и химическому анализу почвы с применением цифровой лаборатории, отработка навыков работы у педагогов |
Мастер - класс |
Цифровая лаборатория Relion |
15. |
Посещение муравейника в с. Шигаево |
Отработка на практике методики определения прироста муравейника за лето |
Экскурсия с практикумом |
Разработанная методика, соответствующее оборудование для проведения исследования |
Поэтапный план работы над проектом
I этап (октябрь – декабрь 2020 г.) – подготовительный этап
-Диагностика и анализ вовлечённости педагогов дополнительного образования в исследовательскую деятельность с обучающимися.
- Определение уровня исследовательских компетенций педагогов для формирования дифференцированных групп.
- Разработка мероприятий, создающих условия для наиболее эффективного овладения методиками и формами организации исследовательской деятельности в дифференцированных группах.
Методы: анкетирование, опрос, беседа.
II этап (2021 г. – 2022 г.) – основной этап
- Координация деятельности педагогов, по повышению эффективности исследовательской
работы с обучающимися; реализация запланированных мероприятий.
-Проведение мастер-классов, семинаров-практикумов по обучению ведения исследовательской деятельности.
- экскурсии, экспедиции для пдо.
Методы: практические, наблюдение, сбор статистической информации, анализ.
III этап (2022-2023 г.г.) - контрольно-промежуточный
-изучение динамики эффективности реализации планируемых мероприятий.
- определение эффективности реализации маршрутов самообразования,
Методы: анализ статистической информации, анкетирования, тестирования, опросов.
IV этап (2023-2024 г.) – обобщающий этап
- Представление результатов работы по реализации запланированных мероприятий педагогами дополнительного образования,
- Распространение передовых педагогических практик через СМИ и выступления на различных методических мероприятиях,
- участие педагогов в конкурсах с обобщением опыта.
Методы: анализ статистической информации
Новизна и практическая значимость методического проекта заключается в использовании практических форм работы с педагогами в дифференцированных группах, в сетевом взаимодействии с общественными организациями города, с педагогами образовательных учреждений, со студентами педагогического колледжа, организация методической работы в наставнических парах педагог-педагог, педагог-социальный партнер, педагог-студент-обучающийся.
Ожидаемые результаты:
- повышение активности и результативности участия в конкурсах с проектными и исследовательскими работами педагогов и их обучающихся;
- распространение передового педагогического опыта;
- использование навыков исследовательской деятельности в ведении научной работы педагогами дополнительного образования СЮН г. Белорецк;
- повышение методического уровня педагогов и переход в другую дифференцированную группу;
- реализация совместных проектов с научными и социальными партнерами;
- курирование педагогов центров образования»Точка роста» в качестве методических консультантов;
- реализация инновационного проекта «Изучаем и исследуем» в совместной работе со студентами педагогического колледжа и обучающихся.
Приложение 1
Анкета «Уровень развития исследовательских компетенций»
№ п/п |
Вопросы |
0 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Осведомлен о методологическом аппарате исследования, понимаю логическую связь и взаимообусловленность его компонентов (проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет и т.д.) |
|
|
|
|
2 |
Владею знаниями о научных методах познания, эвристических методах решения исследовательских задач, технологиях проектирования и реализации исследовательской деятельности |
|
|
|
|
3 |
Могу перевести проблему в исследовательскую задачу |
|
|
|
|
4 |
Могу выдвигать гипотезу и определить способ решения исследовательской задачи |
|
|
|
|
5 |
Могу составить план исследования в рамках выбранного способа решения исследовательской задачи |
|
|
|
|
6 |
Умею выполнять экспериментальные исследования по заданной методике и обрабатывать их результаты |
|
|
|
|
7 |
Владею навыками поиска дополнительной информации необходимой для решения исследовательской задачи в различных информационных источниках и ресурсах, в том числе в сети Интернет |
|
|
|
|
8 |
Владею приемами самоорганизации исследовательской деятельности, могу контролировать и регулировать свои действия в процессе исследовательской работы |
|
|
|
|
9 |
Могу рационально распределять время и объемы работы в процессе исследовательской работы |
|
|
|
|
10 |
Использую результаты исследовательской деятельности в личной педагогической практике |
|
|
|
|
Приложение 2
Темы докладов методиста на методических объединениях, педсоветах, семинаров - практикумов СЮН г. Белорецк
Методические объединения
1. Формирование основ проектно - исследовательской деятельности
в условиях системы дополнительного образования.
2. Основные требования к организации и проведение опытнических работ на УОУ
3. Методики опытов на УОУ
Педсоветы
1. Новости в области естественных наук и педагогике
2.Использование
современных тенденций развития науки
в содержание эколого – биологического образования.
Семинары-практикумы
1. Современные подходы и изменения в организации деятельности обучающихся на пришкольных территориях.
2. Учебно-опытный участок - зеленая школа для профессионального самоопределения обучающихся.
3. Определение кислотности, влажности, освещённости и механического состава почвы.
4. Методические рекомендации по исследовательской работе в начальных классах по окружающему миру.
5. Правила организации фенологических наблюдений.
Приложение 3
Темы опытнических работ педагогов с обучающимися
на УОУ СЮН г. Белорецк
2020-2021 учебный год
1. «Комплексная оценка фасованных почвогрунтов»
2. «Определение инулина в лекарственных растениях»
3. «Получение жидкого мыла из синюхи голубой и определение стирающих свойств»
4. «Медицина в травах»
5. «Влияние сроков проращивания посадочного материала на урожай и товарные качества различных сортов картофеля»
6. «Гидропоника, как новый этап развития растениеводства»
7. «Цветущий оазис»
8. «Преимущества и недостатки разных способов посадки моркови сорта Нантская»
9. «Цветочный микс»
10. «Влияние подкормки золой и дрожжами на урожай тыквы крупноплодной Россиянки»
11. «Получение нанофунгицида и изучение его влияния на жизнедеятельность астр»
2021-2022 учебный год
1. «Количественное определение дубильных веществ в листьях пряно-ароматических растений, выращиваемых на учебно-опытном участке СЮН г. Белорецк»
2. «Биологические основы ландшафтного дизайна территории СЮН г. Белорецк»
3. «Изучение влияния способов мульчирования на урожай свеклы сорта Матреша»
4. «Девичий виноград в вертикальном озеленении в контейнерах»
5. «Влияние сроков проращивания посадочного материала на урожай и товарные качества различных сортов картофеля»
6. «Влияние агротехнического приема кербовки на урожай картофеля сорта Красавчик»
7. «Влияние биостимуляторов на рост и развитие рассады сладкого перца сорта Калифорнийское чудо»
8. «Автономная система выращивания растений в домашних условиях ТехноСад/Э3»
9. «Сок Витграсс как эффективный эликсир здоровья»
10. «Изучение болезней и вредителей плодово – ягодных культур учебно – опытного участка Станции юных натуралистов г. Белорецк».
2022-2023 учебный год
1. «Моя будущая профессия – пчеловод»
2. «Фитосанитарная диагностика плодово-ягодного отдела УОУ СЮН г. Белорецк»
3. «Влияние подкормки «Рябушки» на яйценоскость кур»
4. «Влияние дрожжей и микробиологического препарата Байкал Эм -1 на рост и развитие томатов сорта…»
5. «Выращивание картофеля сорта Красавчик в перепревших хвойных опилках»
6. «Влияние почвоулучшителей на рост и развитие корневой системы пшеницы сорта Саратовская 55»
7. «Изучение сравнительного влияния органических удобрений на урожайность кабачков сорта Цуккини Зебра»
8. «Размножение полыни лечебной одревесневшими и зелеными черенками»
9. «Безземельные способы проращивания семян»
10. «Использование элементов ландшафтного дизайна на территории СЮН г. Белорецк»
11. «Действие стимуляторов на рост и развитие микрозелени гороха»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.