Основные этапы изучения литературного произведения в начальной школе
|
|
1. Основные этапы изучения литературного произведения
Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.
1. Вступительное занятие
Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. О.И. Никифорова определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность этого восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения.
2. Чтение произведения
Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста:
· на основе изучаемого произведения;
· на основе личных впечатлений.
В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. С.А. Смирнов называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения:
· вступительное слово учителя;
· подготовительная беседа учителя с классом;
· постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении;
· рассматривание иллюстраций;
· экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения.
Основными формами проведения вступительных занятий являются:
· рассказ учителя или лекция;
· лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала;
· беседа;
· работа по учебнику или с дополнительной литературой;
· киноурок;
· экскурсия.
Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов - свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием.
3. Анализ произведения
Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В.В. Голубков, входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. Сложность школьного анализа художественного произведения заключается в том, что он всегда имеет определенную литературоведческую концепцию, и в том, что она воплощается в методической концепции, на основе которой и моделируется урок. В теории и практике преподавания литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста.
Наиболее распространены три пути анализа:
· по сюжету ("вслед за автором", целостный);
· "по образам";
· проблемно-тематический.
Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения. Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том числе с произведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для вторичного чтения. Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. 4. Заключительное занятие
Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста. На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции.
2. Приемы подготовки к первичному восприятию художественных текстов
Первичное восприятие текста — это чтение художественного произведения полностью либо учителем, либо самостоятельно детьми. Если учитель читает сам, он должен помнить рекомендации методиста прошлого века Б. Шереметьевского, который советовал читать так, как читает детям мать. Ее чтение обращено к ребенку, она следит за его реакцией, делает паузы, чтобы дать ему возможность осмыслить, пережить услышанное. Попутно она поясняет не понятные слова и выражения, иногда при этом перечитывая фразы, показывая картинки. Если пояснение сделать уместно и умело, целостность восприятия при этом не нарушится.
Для правильного восприятия содержания произведения учащиеся должны иметь необходимый запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности, поэтому если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей. Не менее важно в процессе работы, предшествующей чтению создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения.
Перед работой над текстом необходима подготовительная работа, так как для правильного восприятия содержания произведения учащихся необходимо иметь определённый жизненный опыт, круг знаний, а этих знаний у учащихся, как правило, недостаточно.
Подготовительная работа направлена на обогащение и уточнение представлений детей.
Перечислим задачи подготовительной работы:
1) расширить представления учащихся о явлениях и событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста;
2) познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;
3) подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения;
4) раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания будет затруднено.
Вопрос о целесообразности проведения подготовительной работы решается учителем, исходя из содержания произведения и уровня развития учащихся (далеко не каждое произведение требует предварительной работы).
Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Выбор приема подготовки зависит от имеющегося у детей жизненного опыта, уровня литературной подготовки характера произведения и других факторов.
Виды работ, которые используются при подготовке детей к восприятию:
— рассматривание книги;
— свободные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях;
— беседа (беседа возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать);
— рассказ учителя (рассказ учителя присутствует, как правило, в комплексе с беседой. Значительно возрастает интерес к литературному произведению, если познакомить учащихся с писателем, рассказать о его любимых занятиях. Для этого наиболее аффективным методом является рассказ учителя. Рассказ позволяет экономно использовать время на уроке, доходчиво и эмоционально сообщить детям о писателе. Свой рассказ учитель обычно сопровождает показом портрета писателя, его книг разных изданий, что чрезвычайно важно в целях пропаганды книги, воспитания любви к чтению);
— экскурсия;
— рассматривание картин и рисунков;
— демонстрация фильмов (демонстрация фильмов позволяет наблюдать те явления, которые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре.: Фильм обычно используется как введение в тему чтения для уточнения и систематизации имеющихся у детей представлений. Фильмы содержат богатый познавательный материал и способствуют как осознанному чтению, так и яркому эмоциональному восприятию содержания произведений);
— прослушивание музыкальных произведений (слушание музыки является хорошим средством подготовки к восприятию произведений большой эмоциональной наполненности. Программы по чтению и музыке для начальных классов дают большие возможности использования музыкальных произведений и отрывков перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений, сказок);
— викторина по книгам или произведениям автора;
— обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана в литературном произведении, и т.д
– презентация.
Планируя рассказ об авторе или беседу о его жизни и творчестве, следует помнить о том, что этот прием целесообразен лишь в тех случаях, когда такие сведения имеют отношение к описываемым событиям.
3. Работа с текстом
А.
МЫШЬ И КРЫСА
И.А.Крылов
«Соседка, слышала ль ты добрую молву?-
Вбежавши, Крысе Мышь сказала,-
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала»-
«Не радуйся, мой свет, -
Ей Крыса говорит в ответ,-
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
1) Жанр произведения «Мышь и крыса» И.А. Крылова – басня.
2) Задачи урока:
Образовательная:
1) формировать представления у учащихся о баснях, как древнем жанре в литературе.
Развивающая:
1) развивать навыки выразительного чтения.
Воспитывающая:
1) воспитывать любовь к литературе, к книгам, к животным.
Приемы подготовки к первичному восприятию текста:
1) Беседа о жанре «басня» (определение, о морали, о баснописце);
2) Слово о И.А. Крылове + портрет:
Родился будущий знаменитый писатель в семье армейского офицера. Ему было 10 лет, когда умер отец. Семья, и без того небольшая, осталась без всяких средств к существованию. Крылов был вынужден пойти работать. На досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он своими баснями.
3) Свободные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях;
4) Рассматривание картин, рисунков;
5) Переход к произведению «Мышь и крыса».
Незнакомые слова:
Молва
По – моему мнению, нужно, чтобы учащиеся сами нашли определение данного слова в словаре, так как это развивает самостоятельность, любознательность. Затем учитель поясняет простыми словами, если учащимся будет не понятно.
Приемы первичного текста:
1) Чтение учителем (один раз);
2) Чтение учащимися по цепочке;
3) Чтение по ролям;
4) Самостоятельное чтение.
Виды работы с текстом:
1) Различные виды чтения текста;
2) Выделить основную мысль басни;
3) Найти и пояснить незнакомые слова;
4) Выучить басню.
Система вопросов и заданий на обобщение (вторичный синтез):
1) Опишите героев басни;
2) Какова главная мысль басни? Чему учит?
3) Чему радовалась Мышь?
4) Как отреагировала Крыса на новость?
5) Прочитайте последние три строчки басни и замените это выражение другим, близким по смыслу.
6) Реально ли то, что говорят Мышь и Крыса?
7) Какими их можно назвать?
5. Научно-методические принципы изучения литературного произведения в начальной школе
1. Принцип целенаправленности
Этот принцип гласит: изучение произведения, в том числе и его анализ должны быть целенаправленным. Изучение произведения в начальной школе всегда преследует две группы целей.
1) Коррекция субъективного первичного восприятия произведения объективным смыслом текста, углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи и авторской позиции – полноценное восприятие художественного текста.
2) Формирование у школьников системы читательских и речевых умений, без которой невозможно полноценное восприятие литературы как искусства.
Из этого принципа следуют два методических вывода
1) Основная цель каждого урока литературы – освоение художественной идеи произведения;
2) Каждый вопрос учителя, каждое задание, которое выполняют ученики, преследуют определенную цель, являются шагом на пути достижения цели урока, на пути освоения идеи произведения.
2. Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного
Смысл этого принципа заключается в том, что анализ текста проводится только после целостного, непосредственного эмоционального восприятия детьми произведения.
Рассмотрим этот принцип, разделив его на составляющие:
1) опора на целостное восприятие;
2) опора на непосредственное восприятие
1) Целостное восприятие – это восприятие произведения целиком – от начала до конца, без сокращений и адаптации. То есть сначала мы читаем с детьми все произведение, не зависимо от его объема, и лишь потом начинаем беседу о нем.
2) Непосредственное восприятие – это восприятие, которое происходит без предварительного направленного влияния учителя, каким-то образом подталкивающего ребенка к совершенно определенному толкованию произведения еще до знакомства с текстом. Определение произведения как веселого уже наталкивает учеников на совершенно конкретное его восприятие. Или учитель еще до чтения произведения предлагает детям задуматься на тем, хорошо ли поступил герой. Это настраивает учеников на наблюдения за героем, но в то же время может отвлечь их внимание от других персонажей, а значит, невольно исказить восприятие.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия
Иначе говоря, организованный на уроке процесс осмысления текста произведения должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия ребенка, расширяя зону его ближайшего развития. Но восприятие одного и того же произведения у разных детей одного возраста все-таки будет индивидуально окрашено и различаться как глубиной, точностью, так и эмоциональностью.
4. Принцип учета потребностей ребенка
Анализ произведения должен быть мотивированным, вытекать не только из целей и задач учителя, а из потребностей ребенка разобраться в прочитанном или услышанном. Специфика восприятия произведения учениками младшего школьного возраста заключается в том, что у них нет потребности в перечитывании и анализе текста. Дети уверены в том, что все поняли правильно. Учитель должен пробудить в детях потребность перечитать текст, показав им, что они еще не все поняли, не все заметили, что в тексте есть много загадок, которые они в силах разгадать.
5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения
Анализ требует внимательного отношения к тексту произведения. На практике этот принцип неоправданно нарушается: это и сокращение произведений в хрестоматиях, изучение отдельных глав книг; это и беседы на уроке, при которых ученики практически не обращаются к тексту произведения, а только делятся своими эмоциями.
Задача учителя состоит в том, чтобы открыть детям принципиальную невозможность ничего изменить в произведении: от его названия до знака препинания. Поэтому вопросы и задания такого рода, как: «А как бы вы назвали это произведение?», «А можно ли назвать произведение по-другому?», «А как бы вы закончили произведение?» – бессмысленны, а потому и запрещены. Целесообразнее использовать несколько другой вариант: «Почему нельзя назвать произведение по-другому?», «Что изменится, если переставить части?».
6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания
Этот принцип говорит о том, что анализу подлежит не жизненная ситуация, а изображение этой ситуации. Этот принцип вытекает из известного положения о единстве формы и содержания в произведении.
7. Принцип избирательности
Анализ произведения должен быть избирательным. Дело в том, что на одном уроке и даже нескольких уроках литературное произведение не может быть рассмотрено во всех его аспектах. Принцип избирательности подсказывает, что из всего разнообразия художественных элементов мы должны отобрать для анализа лишь те, которые наиболее ярко выражают идею автора. Следовательно, организация анализа текста на уроке зависит от особенностей изучаемого произведения.
8. Принцип целостности
Анализ произведения будучи избирательном должен оставаться целостным. Этот принцип означает, что литературный текст должен рассматриваться на уроке как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны.
9. Принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка
Школьный анализ литературного произведения призван способствовать литературному развитию детей. Наблюдая в процессе анализа за спецификой произведения, ученики осваивают первоначальные литературоведческие представления и читательские умения, а значит, развиваются как читателя и как личности.
10. Принцип синтеза
Анализ текста завершается синтезом.
Разложив текст на его элементы для того, чтобы осознать их роль в структуре целого, в итоге следует вернуться к произведению как художественному целому, т.е. к его идее.
Список литературы
1. Виды работ с текстом [Электронный ресурс] / Мультиурок. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vidy-rabot-s-tiekstom.html
2. Литературоведческие основы анализа художественного произведения в начальной школе [Электронный ресурс] / Литература. – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/86223-p2.html
3. Научно-методические принципы изучения литературных произведений в начальных классах [Электронный ресурс] / StudFiles. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3243619/
4. Урок литературного чтения А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»[Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/03/14/urok-literaturnogo-chteniya-as-pushkin-skazka-o-rybake-i-rybke
5. Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс) [Электронный ресурс] / Открытый урок. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/566374/.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.