Технологическая карта урока по информатике 8 класс. Урок 8-21. Один день компании Счетовод Тема: Системы счисления

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование знаний о различных системах счисления, их особенностях и принципах перевода чисел между системами.
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока по информатике 8 класс.

Урок  8-21. Один день компании Счетовод

Тема: Системы счисления

Цели урока:
1. Образовательная цель: Формирование знаний о различных системах счисления, их особенностях и принципах перевода чисел между системами.
   2. Развивающая цель: Развитие логического мышления, умения анализировать информацию и применять полученные знания для решения практических задач.
3. Воспитательная цель: Воспитание интереса к математике, информатике и информационным технологиям через знакомство с основами работы компьютеров и других цифровых устройств.

Задачи урока:
1. Познавательные:
   - Повторить понятие систем счисления и их классификацию.
   - Повторить примеры позиционных и непозиционных систем счисления.
   - Отработать принципы представления чисел в разных системах счисления (например, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной).
2. Практические:
   - Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую (из десятичной в двоичную, из двоичной в восьмеричную и обратно и т.д.).
   - Решать простые математические задачи, используя различные системы счисления.
   - Применять полученные навыки при решении примеров и задач, связанных с компьютерными технологиями.
3. Методические:
   - Активизировать самостоятельную работу учащихся с учебным материалом.
   - Использовать интерактивные методы обучения для лучшего усвоения материала (демонстрации, решение задач у доски, работа в группах).
   - Развивать умение объяснять и аргументировать свои ответы.
4. Контрольные:
   - Проверка уровня понимания учащимися основных понятий и принципов систем счисления.
   - Оценка способности учеников выполнять переводы чисел между различными системами счисления.

Результаты.

Метапредметные результаты:
1. Развитие логического мышления: Умение анализировать и сравнивать разные системы счисления, выявлять закономерности и зависимости.
2. Формирование навыка работы с информацией: Способность находить, обрабатывать и использовать информацию о системах счисления для решения учебных и практических задач.
3. Умение работать в группе: Развитие коммуникативных навыков через обсуждение и совместное выполнение заданий, связанных с переводом чисел между разными системами счисления.
4. Навыки самоконтроля и самооценки: Способность оценивать правильность своих решений и корректировать ошибки при переводе чисел.

Предметные результаты:
1. Знание понятия систем счисления: Понимание различий между позиционными и непозиционными системами счисления.
2. Умения перевода чисел: Владение алгоритмами перевода чисел из одной системы счисления в другую (десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная).
3. Применение знаний на практике: Решение задач, требующих использования различных систем счисления, включая применение этих знаний в контексте информатики и компьютерных наук.

Личностные результаты:
1. Интерес к математике и информатике: Повышение мотивации к изучению математики и информационных технологий через понимание практического применения систем счисления в реальной жизни.
2. Ответственность за результат: Осознание важности точности и аккуратности при выполнении расчетов и переводов чисел.
3. Целеустремленность и настойчивость: Развитие волевых качеств через преодоление трудностей при изучении новой темы и решении сложных задач.
4. Готовность к самообразованию: Стремление к самостоятельному поиску дополнительной информации и углублению знаний в области систем счисления и их применения.

Тип урока: урок общеметодологической направленности (применения полученных знаний)

Вид урока: комбинированный

Оборудование и методические материалы:  Компьютер, видеопроектор, презентация, интерактивный плакат, блиц-опрос с обратной связью (с использованием телефонов), распечатка с заданиями и таблицей результатов.

Методы и приёмы: фронтальный блиц-опрос,  работа с текстом, межпредметная задача, работа в парах, в группах,  опрос-игра с рейтингом результатов, творческое домашнее задание «Составление задачи из разной предметной области с использованием чисел в разных системах счисления», задание в Моей школе.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Проверка отсутствующих

Проверка готовности к уроку

Личностные УУД:  формирование навыков самоорганизации

Мотивация к деятельности

Знакомство с системой оценивания

Каждый из вас получил лист с таблицей успеха, в которую вы вносите баллы, полученные за каждое задание. Количество баллов за задание будет у вас на экране. В конце урока баллы суммируются и выставляется итоговая оценка.

Максимальное количество баллов: 36 баллов.

«5»-27-36 б

«4»-17-26 б

«3»-7-16 б

«2»-1-6 б

Знакомятся с бальной системой оценивания.

Личностный : самоопределение;

Регулятивный : целеполагание;

Коммуникативный: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

II. 1 балл

Актуализация знаний (индивидуально)

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о ССч.

 

Задание «Летучка» с использованием интерактивного плаката.

https://www.classtools.net/hotspot/202502-9XBGGL

·          Отгадай ребус и дай пояснение слову. (ответ: Унарная – ССч, использующая один символ для обозначения чисел)

·          Выберите верные утверждения. (ответ: Число, записанное в восьмеричной ССч можно перевести в десятеричную ССч, Число 12154678 не может быть числом, записанным в восьмеричной ССч. Число, записанное в шестнадцатеричной ССч, может состоять только из цифр.)

·          Отгадай слова в талице и дай пояснения (ответ: Цифра – знак для записи чисел. Алфавит – набор знаков в ССч для записи чисел.)

·          Назовите Системы Счисления, используемые данные алфавиты. (ответ: 4-ная, 8-ая, 2-ая, 13-ая, 10-ая, 6-ая.)

Читают вопрос, записывают ответ, сверяют с озвученным ответом.

Заносят балл в таблицу.

Личностный: любознательность

Регулятивный: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов

Коммуникативный: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

 

III. 2 балла

Работа с текстом (индивидуально).

Цель: работа с позиционными и непозиционными ССч

 

Письмо из Рима (текст на листе у обучающегося).

Прочитать текст письма. Ответить на вопросы в конце письма. Особенность задания,  ответ дать в римской ССч.

 

Ответы: XVIII, XCVI, CC

 

Читают письмо, выполняют вычисления в тетради. Сверяют с правильным ответом.

Заносят балл в таблицу.

Личностный: сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами,

Регулятивный: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов

Коммуникативный: публично представлять результаты выполненного опыта

IV. 3 балла Межпредметное задание, математика ( в парах)

Цель:

Перевод из 10-ой в 3-ую и 9-ую

 

Новый офис.

Найти периметр и площадь прямоугольника. Ответ дать в 3-ой и 9-ой ССч.

 

Ответы: 112223, 14709

Пара делит задание. Каждый обучающийся переводит одно число в необходимую ССч.

Сверяют с правильным ответом.

Заносят балл в таблицу.

Личностный: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой

Регулятивный: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов

Коммуникативный: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,

V. 2 балла Выстроить числа в порядке возрастания ,ОГЭ задание 10(групповое)

Цель: перевод из 2-ой в 10-ую

 

Забытые телефоны.

Перевести числа из 2-ой в 10-ую. Расположить все числа в порядке возрастания.

 

Ответ: 2910, 4210, 4610

29, 41,42,46,48,54

Класс делится на группы по три человека, каждый обучающийся переводит одно число. Затем все числа выстраиваются в порядке возрастания.

Заносят балл в таблицу.

Личностный: готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач

Регулятивный: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов

Коммуникативный: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,

VI. 5 баллов

 ОГЭ задание 10(групповое)

Цель: Перевод в 10-ую ССч.

Числовое домино.

Составить цепочку домино, правильно расположив треугольники с числами

 

Ответ: составленное домино.

Группа по 4 человека выполняют перевод чисел в 10-ую ССч и составляют домино.

Заносят балл в таблицу.

Личностный: готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач

Регулятивный: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов

Коммуникативный: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,

VII. 2 балла Работа с кодовой таблицей. (Групповая)

Цель: перевод информации из одного кода в другой

Премирование отделов.

Служебная машина.

Перевести числа из 2-ой в 10-ую ССч, каждому полученному числу поставить в соответствие букву из таблицы. Из букв составить слово.

Ответ: РЕНО

             ПЕЖО

             ОПЕЛЬ

             ВОЛЬВО

Работа в группах. Переводят числа из 2-ой в 10-ую ССч, каждому полученному числу ставят в соответствие букву из таблицы. Из букв составляют слово.

Заносят балл в таблицу.

Личностный: готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач

Регулятивный: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов

Коммуникативный:

VIII. 4 балла Родственные системы ССч (групповая)

Цель: перевод чисел между родственными ССч

Распределение машин в гаражи.

Число в гараже перевести 8ая-2ая-16ая

 

Ответ: 5118=14916

             5148=14С16

             5328=15А16

             5708=17816

Работа в группах. Используя таблицу родственных ССч перевести числа 8-2-16 ССч.

Заносят балл в таблицу.

Личностный: готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач

Регулятивный: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов

Коммуникативный: выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом

IX. 10 баллов

Опрос с обратной связью (индивидуальный)

Цель: Проверка усвоенных понятий

 

Блиц-опрос с использованием интерактивного проса с обратной связью.

https://app.diaclass.ru/presentation/32E742

https://app.diaclass.ru/library

Обучающиеся с помощью телефонов, используя QR код подключаются к блиц-опросу и вносят ответы на вопросы. Рейтинговая таблица результатов ответов в конце на экране.

Заносят балл в таблицу.

Личностный: сформированность информационной культуры

Регулятивный: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов

Коммуникативный: выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом

X. Максимум 36 баллов

Подведение итогов

Предлагает подсчитать заработанные баллы.

Выставить оценку за урок.

Подсчет заработанных баллов.

Выставление оценки за урок.

Личностный: готовность и способность к самообразованию

Регулятивный: оценивать соответствие результата цели и условиям.

Коммуникативный: оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям

ДЗ

1.      Задание в Моей школе.

·         Найти число по условию.

·         https://uchebnik.mos.ru/exam/challenge/90766923

·         Решить двоичный кроссворд

·         https://uchebnik.mos.ru/material/game_app-416259

2.      творческое домашнее задание (для желающих) «Составление задачи из разной предметной области с использованием чисел в разных системах счисления»

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru