доклад

  • Педсоветы
  • docx
  • 10.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

доклад
Иконка файла материала Доклад_Профессиональное самосовершенствование педагога начальной школы_ педсовет _2025 .docx

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 88 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональное самосовершенствование педагога начальной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил учитель начальных классов

                                     Ищенко О.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025

 

 

Профессиональное самосовершенствование педагога начальной школы

 

«Для того чтобы обучить другого,
требуется больше ума,
чем для того чтобы научиться самому».

Мишель де Монтень

Будьте сами исследователями.

Если не будет огонька у вас,

вам никогда не зажечь его в других.        

                                 В. А. Сухомлинский

 

 

        

         Быстро меняющийся рынок труда ведет к изменению запросов общества к школе, что влечет за собой изменение требований к педагогам. Педагог является одним из важнейших источников передачи   социального опыта и знаний. Выполнять данную миссию он может только в том случае, если сам способен воспринимать новые идеи, осуществлять самоанализ и рефлексию своей деятельности. Следовательно, развитие учителя есть необходимое условие успешности ученика.

       Учитель продолжает учиться всю жизнь, особенно тот, который хочет получить

отличные результаты от своих учеников.

        Достижение нового качества образования является одной из главных задач развития российской системы образования.

        Ключевой фигурой в решении обозначенных задач является учитель, главное условие успешной реализации его миссии – качество его профессиональной подготовки, способность к саморазвитию, самореализации, к продуктивной творческой и инновационной деятельности.

Роль инновационной деятельности в процессе профессионального самосовершенствования педагога.

К определению понятия «Профессиональное самосовершенствование педагога» единого подхода нет.
      Существует несколько определений:
      По мнению В.А.Адольфа (доктор педагогических наук, профессор Красноярского государственного педагогического университета) «Профессиональная педагогическая компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса».
      А.П.Акимов трактует профессиональную компетентность учителя как «сумму знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения (в узком смысле слова), и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой (в широком)».

 

          Человек всегда стремился упростить свою деятельность. Для этого он создал машины и компьютерные технологии. Информационные технологии также прочно вошли в процесс образования. Сегодня каждый учитель на своих уроках применяет интерактивные доски, компьютерные программы и приложения, электронные учебники. Информационные технологии несут большой мотивационный потенциал для ученика и учителя. Они позволяют сделать урок более содержательным за счет новых возможностей, которые предоставляют современные цифровые новинки.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

 

          Современность формирует новые образовательные потребности учителя, который сознательно стремится к повышению своей профессиональной компетенции.

Внедрение Федерального образовательного стандарта начального школьного образования требует от педагогов постоянного развития в разных областях, а также социальной и творческой активности.

Тенденция формирования нового образа педагога связана с четким различием понятий о нем, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

 

            Современный учитель - личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом, стремящаяся к самосовершенствованию.

 

          Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога - это осознанный, целенаправленный процесс повышения своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний.

 

Самосовершенствование личности педагога включает в себя:

 

изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности

проектирование системы целей

определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей

выявление полученных за тот или иной период времени

постановку на этой основе

 

            Самосовершенствование и саморазвитие - основа прогрессивного профессионального становления личности педагога.

Современный педагог является одновременно и носителем, и проводником усвоенных им профессионально значимых качеств, объектом воздействия социальных условий и субъектом, поэтому активно преобразует педагогическую деятельность и на себя.

Основным критерием профессионального развития педагога выступает уровень сформированности профессиональной компетентности, который взаимодействует с уровнем профессиональной деятельности педагога, и отражает меру овладения этой деятельностью.

Целью профессионального самосовершенствования - достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного педагога (скорее всего, недостижима, потому что предела развития личности не существует).

 

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога

 

повышение качества преподавания предмета

соответствие учителя требованиям общества и государства

готовность к педагогическому творчеству

создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника

профессиональный и карьерный рост

Значение сказок пушкина в воспитании личностных качеств ребенка. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

 

Профессиональная направленность личности педагога:

- интерес и любовь к детям;

- увлечённость педагогической деятельностью;

- дисциплинированность;

- психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность;

- педагогический такт;

- педагогический оптимизм;

- педагогическое воображение;

- организаторские способности

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – это:
      1. знания, умения, навыки, необходимые учителю для профессиональной деятельности;
      2. способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм;
      3. сумма технологий, методов и приёмов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности;
      4. набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности.
      Педагогическая компетентность – совокупность знаний, умений, навыков, осведомлённость, авторитетность в области педагогики.

 

Основными составляющими мотивации к тому, что педагог приступает к самообразованию, являются:

·         необходимость поиска и анализа новой информации;

·         желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);

·         конкуренция;

·         соответствие современным требованиям;

·         общественное мнение;

·         интерес к делу.

К самообразованию и саморазвитию можно отнести:

·         предметное самообразование;

·         посещение открытых уроков и мероприятий;

·         методическое самообразование;

·         курсовая подготовка;

·         получение второго образования;

·         индивидуальное самообразование;

·         участие в сетевых педагогических сообществах;

·         участие в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах, олимпиадах;

·         просмотр вебинаров, участие в них.

 

ПАМЯТКА

Самообразование будет продуктивным, когда:

·         педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

·         педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации.

·         педагог обладает развитой способностью к рефлексии, которая является атрибутом учителя-профессионала.

·         программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

·         педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

·         осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

·         в процессе самообразования реализуется потребность к собственному развитию и саморазвитию.

Таким образом, самосовершенствование педагога начальных классов - один из основных элементов профессиональной деятельности.

И хочется свою статью закончить высказыванием Фридриха Геббеля: «Жизнь - это самосовершенствование. Считать себя совершенным - значит убить себя». Следовательно, не нужно останавливаться на достигнутом, а двигаться только вперед и получать все новые и новые знания.

 

  Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным.

Заключительное слово – напутствие.

Притча о мастере

Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, сопилка и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше всех играет?   Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать своё мастерство. Чем больше старался каждый, тем ужаснее выходила мелодия. Но появился   человек и одним взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия – это одно целое. Пусть каждый прислушается к другому и увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой и сначала несмело, а потом всё лучше и лучше зазвучала мелодия, в которой были слышны печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, нежность сопилки, величие контрабаса. Инструменты играли, а мелодия всё звучала и звучала, объединяя звуки в одно целое…                                 

Такими мастерами, уважаемые коллеги, мы с вами и являемся, а инструментами – наши дети. И достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены единой целью. И хотим мы с вами или нет, но мы – педагоги нового столетия, и будем работать всю жизнь, чтобы учение было эффективным и плодотворным, и оно стало радостью и удовольствием.

 

«Учитель живет до тех пор, пока учится», сказал К.Д. Ушинский.

 

Дорогие педагоги!

Творческих Вам успехов!

Инновационных начинаний!

Дерзайте, все в ваших руках!