Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №46»
Каменск-Уральский
2020
Профиль музея: познавательный.
Актуальность. Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.
Музей кукол, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с традициями разных народов, с историей. Народная игрушка – это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать толерантность и интерес к культуре разных народов.
Цель: Приобщение детей к культуре разных народов, через ознакомление кукол разных народов.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения кукол разных народов.
2. Познакомить с техникой изготовления куклы, вызвать интерес к созданию куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Воспитывать у детей интерес к культуре предков России и мира;
5. Воспитывать у дошкольников основы толерантности; представления о взаимосвязях разных культур.
6. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
7. Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
8.Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
9. Обогатить предметно-развивающую среды детского сада;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребёнка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Участники: дети 6 – 7 лет, педагоги, родители (законные представители) воспитанников.
Предполагаемый результат:
1. Дети узнали историю возникновения кукол разных народов.
2. Дети познакомились с техникой изготовления куклы. У детей проявляется интерес к созданию куклы, к ее обыгрыванию, понимают ее назначения.
3. У детей проявляется интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
4. Дети проявляю интерес к культуре предков России и мира;
5. Дошкольники знают основы толерантности и представления о взаимосвязях разных культур.
6. Родители и дети включены в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развита познавательная активность детей;
7. Привлечены родители к культурно – досуговой деятельности детского сада;
8.Расширен кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
6. Организован мини - музей «Куклы народов мира» и обогащена предметно-развивающая среда детского сада.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные тряпичные куклы. Коллекция мини-музея располагается на полке, на стене в групповой комнате.
Особенности использования экспонатов мини-музея
Экспонаты (куклы) мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Коллекция «Сами своими руками».
Экспонаты выполнены родителями, детьми, педагогами, в народном стиле. Они могут быть применены для знакомства детей с народно-прикладным искусством.
Библиотека
Здесь собраны легенды и мифы, которые послужили созданию народных кукол, которые могут быть использованы во всех видах деятельности.
Перспектива развития мини-музея
- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
- пополнение альбома и каталога музея;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
Этапы проекта |
Задачи |
Содержание |
Планируемый результат |
1.Ценностно-ориентированный этап |
-развить познавательный интерес детей и родителей к совместной проектной деятельности по созданию мини – музея. - формировать интерес детей к истории возникновения кукол разных народов. |
1. Консультация для родителей «Стимулирование познавательных интересов детей дошкольного возраста посредствам совместной проектной деятельности».
2.Беседа с детьми об истории возникновения кукол разных народов |
Родители заинтересованы в развитии познавательного интереса в процессе совместной проектной деятельности по созданию мини – музея «Куклы разных народов» Дети проявляют интерес к истории возникновения кукол разных народов |
2.Конструктивный этап |
-постановка цели проекта, его мотивация стимулирование поисковой деятельности детей; - поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности |
1.Подбор иллюстраций и истории для картотеки 2.Подборка песен, стихов о кукле, примет и пословиц связанные с куклами и их изготовлением, пальчиковых игр. 3.Мозговой штурм
|
Родители проявляют активность в обсуждении содержания проекта Дошкольники с интересом включаются в проектную деятельность, совместно со взрослыми собирают материал по теме. |
3.Практический этап |
- привлечение детей к участию в совместной деятельности; - реализации намеченного плана Формировать умение рассказывать о знакомой для детей кукле. |
1.Мастер - класс для родителей по изготовлению тряпичной куклы 2.Просмотр картотеки 3.НОД «Игрушки. Куклы разных народов мира» 4.Прослушивание песен, чтение стихов, пословиц, примет. 5. Дети совместно с родителями собирают свои коллекции кукол. |
Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы. Дети знают как делают тряпичную куклу. Развит познавательный интерес к игре с куклой. |
4.Заключительный этап |
Совместный анализ выполнения проекта по созданию мини – музея; Развивать познавательный интерес к народной кукле |
1.Оформление мини - музея «Куклы народов мира»
|
Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы. Дети рассказывают о знакомых им куклах. Познавательный интерес к народной кукле у детей развит. |
5.Презентационный этап |
Организовать проведение презентации. |
1.Совместная презентация коллекций, собранных для мини – музея «Куклы разных народов»
|
Проходит презентация проекта, защита его основных позиции. |
6.Оценочно-рефлексивный этап |
стимулирование детей и родителей к совместному самоанализу и самооценке. |
Беседа с детьми. Дети рассказывают о чём они узнали. |
Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности. |
Планирование работы мини - музея
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Непрерывная образовательная деятельность
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
Перспективное планирование работы музея
Месяц |
Содержание |
Задачи |
Участники |
Сентябрь |
Знакомство с народной куклой Беседа «Какие бывают куклы?» «Почему у куклы такое имя?» Рассматривание кукол в народном костюме. Проведение родительского собрания с использованием презентации. |
Познакомить с декоративно-прикладным искусством разного народа. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории народа мира. |
Воспитатель. Родители, дети. |
Октябрь |
Беседа «Моя любимая игрушка-кукла» Мастер-класс для родителей «Всему можно научиться -важно только не лениться» |
Воспитывать интерес к народной игрушке. |
Воспитатель, родители, дети |
Ноябрь |
Изготовление для мам и бабушек поделки «Кукла Купавка» |
|
|
Декабрь |
Кукла «Скрутка» Разучивание русских народных хороводных попевок. Слушание аудиозаписи русских народных песен. |
Учить детей мастерить тряпичную куклу-скрутку. Воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа. Обрядам и традициям наших предков. |
Воспитатель, родители, дети |
Январь |
«Украсим кукле платье» Рисование «Украсим кукле платье» Слушание песен разных народов. Создание «Библиотеки» (стихи, загадки, потешки о куклах) |
Учить детей украшать платья разных народов узорами Формировать умение составлять рассказ по модели, развивать активный словарный запас, грамматический строй речи. |
Воспитатели, родители, дети. |
Февраль |
Масленица. Беседа о празднике- Масленица, традициях и обрядах разных стран. Разучивание прибауток, закличек и песенок. Аппликация «Украсим кукле сарафан». |
Познакомить с народными традициями празднования Масленицы. Познакомить с культурным наследием разных стран. Воспитывать аккуратность при выполнении работы с клеем и ножницами. |
Воспитатель, дети |
Март |
Встреча весны. Музыкальное развлечение «Здравствуй, Весна Красна!»
|
Познакомить с обычаями и традициями народов - встреча весны. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, развивать чувство цвета. |
|
Апрель |
Пасха Беседа «Праздник Пасха» Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «Пасхальная голубка» Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями и детьми. Лепка «Кукла Благополучница» |
Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи, расширять знания детей о роли кукол на празднике. Учить детей аккуратно пользоваться стекой, использовать в работе дополнительные материалы. |
|
Май |
18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей старших групп. Анкетирование родителей подготовительной группы. |
Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы, содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. |
Руководитель музея, дети. |
Список литературы:
Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.