Паспорт мини=музея "Национальные костюмы России"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ШЕМЕРЯНОВА ИРИНА ВАЛЕРЬЯНОВНАjob_24370_1605425436.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»

города Асино Томской области

 

 

Паспорт мини-музея

«Национальные костюмы России»

 

DSCN4529

 

 

 

Авторы мини-музея:

Шемерянкина Ирина Валерьяновна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Борщёва Вера Александровна

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Сведения об авторском коллективе………………………………………стр1.

Паспортные данные мини-музея………………………………………….стр1-2.

Аспекты музейной деятельности……………………………………...стр3-5.

План работы по созданию мини-музея «Русский национальный костюм»….стр6-7.

Характеристика мини-музея…………………………………………. стр8-14.                          

Тематический план занятий в мини-музее………………………..стр..15-18.

Список литературы………………………………………………………..стр. 20...      .

Приложения…………………………………………………………………-………

 

Сведения об авторском коллективе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

ФИО воспитателя:

Шемерянкина Ирина Валерьяновна

Образование: среднее профессиональное, «Томский государственный педагогический колледж»

Должность: воспитатель.

Педагогический. стаж: 24 года.

Борщёва Вера Александровна

Образование: высшее

Должность: учитель-логопед

Педагогический. стаж: 25 года. 

Паспортные данные

Наименование мини-музея: мини-музей «Национальные костюмы России»

Профиль музея: познавательно - творческий.

Цель: Приобщение детей к национально – культурным традициям посредством углубления и расширения знаний об истории и особенностях русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные:

·         Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

·         Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории русского народного костюма и, как следствие, к русской народной культуре.

·         Познакомить с региональными особенностями русского народного костюма.

·         Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

·         Привлечь внимание детей и родителей к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству.

·         Вовлечь родителей в совместную деятельность по созданию мини – музея.

  • Совершенствовать умение детей сравнивать, обогащать словарь, составлять рассказы-описания, сказки, делать выводы.
  • Развивающие:
  • Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.

·         Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

  • Развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества.

·         Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности посредством знакомства с национальным костюмом.

  • Воспитательные:

·         Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его экспонатам.

·         Воспитывать уважительное отношение к национальному наследию; национальную гордость за мастерство русского народа.

·         Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

·         Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

принцип опоры на интересы ребенка;

принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

принцип наглядности;

принцип последовательности;

принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Совет мини-музея: 1 человек.

Характеристика помещения: холл II этажа 30, 7кв.м.

Площадь, занятая под экспозицию: 3,5 м.

Руководители мини-музея:

Шемерянкина Ирина Валерьяновна

 

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

    -   поисковая;

    -   научная;

    -   экспозиционная;

    -   познавательная.

Актуальность: 

    Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого своего народа. Как ничто другое, оно несет в себе заряд национальных особенностей и незаменимо в плане этнокультурного развития. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа.

   Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история.

    Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний для детей.

В связи с этим необходимо приобщать детей к народному творчеству и одним из ключевых моментов в этом может стать изучение русского народного костюма.

   Темы, посвященные изучению костюма, насыщены большим количеством терминов, которым необходимо дать определения. Чтобы информация хорошо усвоилась, лучше ее проиллюстрировать. Мы выбрали более эффективный метод, мини- музей «Национальные костюмы России». Знакомясь с экспонатами нашего музея, дети получат представления о том, как выглядел традиционный летний женский костюм, нарядная одежда и зимнее платье, и из каких компонентов состояли все эти комплекты. Познакомятся с экспонатами, которые демонстрируют мужскую традиционную одежду, как одевались женщины в разных губерниях и районах России в девятнадцатом веке.

   Закладывая эти основы в детском саду, педагоги способствуют духовно-нравственному развитию молодого поколения.

   Знакомство с народным костюмом позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Оформление мини-музея: 

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в холле II этажа, в свободном доступе для детей и родителей. Ценность мини-музея заключается в познавательной, культурно –исторической, воспитательной, направленности.

Разделы и экспонаты:

Раздел: «Южнорусский женский костюм». Экспонаты используются в образовательном процессе, в игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Раздел: «Северорусский женский костюм». Экспонаты используются в образовательном процессе, в игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Раздел: «Мужской национальный костюм». Экспонаты используются в образовательном процессе, в игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Раздел: «Костюмы народов России». Экспонаты используются в образовательном процессе, в игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Раздел: «Библиотека» Здесь собран материал о видах народного костюма, (альбомы, рукотворные книги) загадки, стихи и авторские произведения о народном костюме, которые могут быть использованы в образовательной деятельности и при работе с родителями (иллюстративный материал, книжки-малышки, художественная литература, рукотворные книги, схемы, технологические карты) расположен на нижней полке мини-музея, предназначен для индивидуальной деятельности, самостоятельной деятельности, совместной деятельности воспитателя и детей.

Альбомы:

*      «Северорусский костюм»

*      «Южнорусский женский костюм»

*      «Мужской национальной костюм»

*      «Женские головные уборы»

*      «Мужские головные уборы»

*      «Национальный костюм народов Сибири»

*      «Сарафанный комплекс»

*      «Поневный комплекс»

*      «Костюмы народов России»

*      Художественная литература.

*      «Толковый словарик»

*      Раздел «Сами своими руками».

*      Работы детей по рисованию, лепке, аппликации, книжки-малышки, расположены на нижней полки мини-музея, доступны для самостоятельной деятельности детей.

*      Шаблоны женского и мужского костюма, головных уборов, альбомы раскрасок для самостоятельной, творческой деятельности детей.

Раздел «Игротека».

Дидактические игры: «Назови головной убор» «Что лишнее», «Собери костюм», «Назови элементы костюма», «Реставраторы», «Подбери наряд», «Одень куклу», домино «Национальные костюмы».

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Национальные костюмы России»

 

N

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Родительское собрание

1.Определение видов народного костюма, для создания новых экспозиций.
3. Выбор инициативной группы.

Сентябрь 2017 года

Проведено анкетирование родителей, выбрана инициативная группа. Родители принимают участие в пополнение мини-музея экспонатами. Принимают участие в совместных мероприятиях по проектно- исследовательской деятельности.

2

Практический этап.

1.Сбор экспонатов.

2. Проведение экскурсий, занятий.

 Октябрь 2017г.-

апрель 2018г.

 

1.В мини-музеи созданы экспозиции Разделы: «Южнорусский женский костюм», «Северорусский женский костюм», «Мужской национальный костюм», «Костюмы народов России», «Библиотека», «Сами своими руками», «Игротека». 

Проведение экскурсий, организованной деятельности на базе мини-музея «Национальные костюмы России» способствовало развитию, совершенствованию следующих знаний и умений:

дети различают и называют региональные комплексы женских костюмов; называют элементы женского и мужского костюма; традиции девичьего и женского костюма; выделяют и называют особенности национального костюма народов Сибири. У детей совершенствованы техники рисования кончиком кисти, развиты конструктивные навыки, дети используют в своей работе нетрадиционные техники. Владеют техникой изображения (точность движений рук под контролем зрения, плавность, ритмичность). Овладели техникой работы с тканью. Дети с интересом и уважением относятся к творчеству мастеров. Эмоционально реагируют на произведения народного творчества.

3

Подведение итогов

1. Презентация мини – музея «Национальные костюмы России»

2. Развлечение «Бабушкин сундучок»

3. Викторина «Что мы знаем о национальном костюме России?»

4. Изготовление лэпбука.

Апрель 2018 г.

Дети познакомились с приемами музейной деятельности в качестве экскурсовода.

Средствами экскурсионной работы у детей заложены основы музейной культуры.

Совершенствован навык изложения повествовательных рассказов с элементами описания.

Совершенствованы художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений. У детей наблюдается устойчивый интерес и уважение к истории нашей страны.

Познакомились с традициями ярморочных гуляний, эмоционально реагируют на красоту и самобытность национального костюма, проявляют уважение к мастерам народных промыслов. Проявляют уважительное отношение к национальному наследию; национальную гордость за мастерство русского народа.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

на 2017-2018гг.

 

 

Тема экскурсии

Задачи

М

1

 Экскурсия путешествие – (знакомство с музеем), «История русского народного костюма».

 

Закрепление знаний о народных промыслах России. Закрепить знания об истории создания музеев, о видах музеев. Воспитывать музейную культуру средствами экскурсионной работы. Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества- музейным экспонатам, культуру поведения в музеях, воспитывать уважительное отношение к культурным традициям нашей страны, интерес к народным игрушкам (промыслам России).

Сентябрь 2017г

 

2

Экскурсия беседа – «Каким же он был, русский

национальный, женский

костюм?»

(Девичьи и женские костюмы)

 

 

 

Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории русского народного костюма и, как следствие, к русской народной культуре.

Расширить представление детей о русском народном костюме и традициях русского народа. Продолжать знакомить детей с женским национальным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей. Познакомить с особенностями женского и девичьего национального костюма. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности. Активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Русский национальный костюм». Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатое культурное наследие.

Сентябрь 2017г.

 

3

Экскурсия беседа – «Бабушкин сундучок. Сарафанный комплекс.»

Продолжать развивать познавательный интерес детей к истории русского народного костюма. Познакомить детей с особенностями сарафанного комплекса и его составными элементами (рубаха, сарафан), характерного для северных областей нашей страны. Познакомить с различными видами сарафанов. Познакомить детей с традициями значением орнамента. Формировать интерес к жизни наших предков, их представлениям об окружающем мире. Формировать умение отвечать полными предложениями. Активизировать и обогащать словарь по данной лексической теме. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, своему народу, Родине. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатое культурное наследие.

Октябрь 2017г.

 

4

Продуктивная деятельность – «Украсим Дуне сарафан»

Продолжить знакомство с сарафанным комплексом, с традициями и значением орнамента. Закрепить название элементов орнамента. Развивать интерес к народному искусству. Развивать умение при составлении декоративной композиции на основе декоративно - прикладного искусства русского народного костюма использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. Формировать устойчивый интереса к изобразительной декоративной деятельности. Развивать образное мышление. Развивать мыслительные операции в процессе восприятия предметов и явлений: формировать умение выделять цвет, ритм, чередование элементов в орнаменте. Развивать и обогащать речь детей. Развивать творческий замысел, фантазию.

Октябрь 2017г.

 

5

Экскурсия беседа – «Бабушкин сундучок. Понёвный комплекс.»

Продолжать развивать познавательный интерес детей к истории русского народного костюма. Познакомить детей с особенностями понёвного комплекса и его составными элементами, характерного для южных областей нашей страны. Познакомить с составными элементами понёвного комплекса. Формировать интерес к жизни наших предков, их представлениям об окружающем мире. Формировать умение отвечать полными предложениями. Активизировать и обогащать словарь по данной лексической теме. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, своему народу, Родине. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатое культурное наследие.

Ноябрь 2017г.

 

6

Продуктивная деятельность – «Понева»

Продолжить знакомство с понёвным комплексом, с традициями и цветовым колоритом. Закрепить название элементов орнамента. Развивать интерес к народному искусству. Совершенствовать умении составлять рассказы описания. Развивать умение при составлении декоративной композиции на основе декоративно - прикладного искусства русского народного костюма использовать характерную цветовую гамму. Формировать устойчивый интереса к изобразительной декоративной деятельности. Развивать образное мышление. Формировать умение выделять цвет, ритм, чередование элементов в орнаменте. Развивать и обогащать речь детей. Развивать творческий замысел, фантазию.

Ноябрь 2017г.

7

Экскурсия - путешествие по сказкам «Русский национальный костюм»

Формировать и закреплять знания об особенностях русского костюма, его элементах. Формировать интерес к жизни наших предков, их представлениям об окружающем мире. Формировать умение отвечать полными предложениями. Активизировать и обогащать словарь по данной лексической теме. Развивать познавательную активность, любознательность, кругозор, интерес к художественному слову. Воспитывать желание как можно больше узнать об отечественной истории и традициях, чувство патриотизма, осознания себя как наследника и носителя самобытной русской культуры.

Ноябрь 2017г.

8

 

Экскурсия путешествие – «Русский костюм в творчестве А.С. Пушкина.

 

Продолжить знакомство с русским национальным костюмом через творчество русского поэта А.С. Пушкина. Развивать интерес к национальным традициям, к творчеству автора. Формировать умение слушать художественные произведения, анализировать их содержание. Развивать творческий замысел, фантазию. Совершенствовать умение передавать увиденное, услышанное в рисунке. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, своему народу, Родине. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатое культурное наследие.

Декабрь 2017г.

9

Экскурсия беседа – «Бабушкин сундучок. Мужской народный костюм»

Познакомить детей с мужским национальным комплексом одежды. Познакомить детей с основной составляющей костюма, рубахой, с особенностями кроя, фактурой и колоритом ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента, а также составом костюма и способом ношения различных его частей. Формировать интерес детей к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны. Развивать кругозор детей через знакомство с куклами (музейными экспонатами) в традиционных национальных костюмах. Активизировать и обогащать словарь по данной лексической теме. Развивать познавательную активность, любознательность, кругозор, интерес к художественному слову. Воспитывать желание как можно больше узнать об отечественной истории и традициях, чувство патриотизма, осознания себя как наследника и носителя самобытной русской культуры.

Воспитывать любовь и уважение к культуре народа.

Декабрь 2017г.

10

Досуговое мероприятие «Праздник русской рубахи»

Формировать у детей интерес к истории русского народа через традиции русского костюма. Способствовать:

расширению знаний о комплексах национальной одежды; развитию эстетического и художественного вкуса;

развитию индивидуальных задатков и творческих способностей. Развивать желание играть в русские народные подвижные игры, умение доброжелательно оценивать поведение своих партнеров в игровых ситуациях, совершенствовать двигательные навыки. Воспитывать чувство гражданственности и любви к Родине через изучение, сохранение, возрождение и развитие национальных народных традиций.

Январь 2017г.

 

11

Экскурсия беседа – «Бабушкин сундучок. Головные уборы»

Познакомить детей с традициями национального женского головного убора, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника. Активизировать и обогащать словарь по данной лексической теме. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

Январь 2017г.

 

 

12

Продуктивная деятельность – «Кокошник, повойник, убрус»

Продолжить знакомство с историей русского национального головного убора, с особенностями его внешнего вида; Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, классифицировать, женские, девичьи, мужские головные уборы. Способствовать развитию речи.

Активизировать и обогащать словарь по данной лексической теме. Развивать творческий замысел, конструктивные навыки. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

Февраль 2017г.

Ноябрь 2017г.

 

13

Экскурсия беседа – «Бабушкин сундучок. Верхняя одежда.»

Познакомить детей с мужским, женским, верхним национальным комплексом одежды. Познакомить детей с основной составляющей верхнего костюма. Формировать интерес детей к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны. Развивать кругозор детей через знакомство с куклами (музейными экспонатами) в традиционных национальных костюмах. Активизировать и обогащать словарь по данной лексической теме. Развивать познавательную активность, любознательность, кругозор, интерес к художественному слову. Воспитывать желание как можно больше узнать об отечественной истории и традициях, чувство патриотизма, осознания себя как наследника и носителя самобытной русской культуры.

Воспитывать любовь и уважение к культуре народа.

Февраль 2017г.

 

14

Экскурсия игра – «Бабушкин сундучок. Обувь.»

Формировать первичные представления о русской народной обуви и её назначении; совершенствовать знания о предметах народного быта; формировать познавательные действия; развивать воображение; развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- учить соблюдать нормы речи. Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.

Март 2017г.

 

15

Продуктивная деятельность – «Сибирские валенки»

Дать детям представления о видах обуви, о процессе изготовления русских валенок, и их значение для Сибири. Развивать познавательные интересы детей, их стремление к активной деятельности и творчеству, чуткость к художественному слову, умение использовать средства языковой выразительности при составлении загадок, сказок. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. Желание трудиться. Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре. Вызвать желание дарить людям добро, учить быть благодарными.

Март 2017г.

 

16

 

Экскурсия беседа – «Бабушкин сундучок. Одежда народов Сибири.»

Формировать у детей интерес к народной игрушке. Познакомить с историей возникновения богородской игрушки. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Апрель 2017г.

 

17

Экскурсия беседа – «Бабушкин сундучок. Наряды народов России.»

Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой Пеленашкой.

Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания.

Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками.

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, бережное отношение к кукле.

 

Апрель 2016г.

 

18

Экскурсия – игра викторина «Что знаешь расскажи и одежду покажи»

(итоговое)

Закрепить представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности. Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории русского народного костюма и, как следствие, к русской народной культуре.

Расширить представление детей о русском народном костюме и традициях русского народа. Развивать интерес к истории нашей Родины, желание узнать новое через посещение музеев. Развивать навык общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Воспитывать музейную культуру средствами экскурсионной работы. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам, культуру поведения в музеях, воспитывать уважительное отношение к культурным традициям нашей страны. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

 

Май 2018г.

 

 

 

 

Список литературы

Литература для педагогов.

·         Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студ. средн.пед.учебн. заведений. – М.: Академия, 1998.

·         Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся /Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.

·         Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб. - Детсво-Пресс, 2000.

·         Лепим народную игрушку. Автор: Лобанова В.Ю.Издательство: Мозаика-Синтез СфераГод:2010

·         Народная игрушка. Учебное пособие Автор: Ковычева Е.И.Издательство: ВладосГод:2010

·         Дайн Г. Л. Русская народная игрушка

·         1. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.

·         2. Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,

·         3. Москитин Дмитрий Николаевич «Загадки народной куклы» /Дмитрий Москитин, Татьяна Яшкова. – Петрозаводск: Периодика, 2010. – 64 с.:ил.

·         4.Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с., цв. Ил.

·         5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 176 с., ил.+ цв. вкл.

 

 

Литература для детей.

·         Дорожин Ю.Г. «Сказочная Гжель» (рабочая тетрадь по основам народного искусства), изд-во «Мозаика-Синтез», 1999 г.

·         Дорожин Ю.Г. «Филимоновские свистульки» (рабочая тетрадь по основам народного искусства), изд-во «Мозаика-Синтез», 2000 г.

·         Маршак С.Я. «Матрешки», изд-во «Малыш». 1989 г.

·         Науменко Г. «Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки», изд-во «детская литература», 1989 г.

·         Художник Субочева Е. Книжки – раскраски «Дымка», «Гжель», изд-во «Околица», 1997 г.