Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников
Оценка 4.9

Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников

Оценка 4.9
docx
13.06.2023
Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников
Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников.docx

Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников

 

   Плотникова Ирина Викторовна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение комбинированного вида

 Детский сад № 10

 г. Каменск- Уральский

 

Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви: к родному дому, семье, к родной природе; к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками; к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии; к ветеранам Великой Отечественной войны.

Без памяти о Великой Отечественной войне, немыслимо осознание достоинства России, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ныне живущих, ни России.

Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Историческое прошлое без темы войны будет не полным представлением истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.

Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний о героическом прошлом нашей страны в годы Великой отечественной войны, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, было решено организовать в группе проектную деятельность, как один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания, позволяющая создать естественную ситуацию общения и взаимодействия детей и взрослых.

Так был разработан проект «Мы будем помнить, и гордиться», с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Данный проект направлен не только на создание условий для формирования представлений детей о жизни нашей страны в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность творчески выразить свои впечатления, знания о событиях военных лет.

Цель проекта это воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на основе изучения истории своих семей, своей страны и формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

сформировать интерес к истории своей семьи; событиям прошлых лет;

воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений;

обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны;

рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике;

активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий: Русь, Россия, Отечество, Отчизна, защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; дзот, таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники;

разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Участниками проекта стали дети 5 – 7 лет, их родители, воспитатели, музыкальные руководит.

С чего же начался проект?  

Воспитатель принесла награды и документы своего отца и рассказала детям, что он был участником Великой Отечественной войны. Из документов, которые были принесены узнали, что отец служил санинструктором в железнодорожных войсках. Детям заинтересовало, а что же случилось летом в 1941?  Что такое война? Кто встал на защиту нашей Родины? Кто победил в этой войне? Когда закончилась война? Что такое парад? Есть ли в их семьях участники Великой Отечественной войны? Как они выглядели, какую форму носили, в каких войсках служили?  Все дружно стали собирать информацию.

Читали книги о войне, о мужественных людях, победивших фашизм, рассматривали иллюстрации, картинки о военной технике, оружии, об одежде солдат, смотрели военные фильмы, разучили песни военных лет, военные танцы. Проводили соревнования между родами войск, играли в военные игры, строили военную технику, лепили солдат в разной военной форме, а также рисовали военную технику и Вечный огонь.

 Посмотрев художественный фильм «Орлёнок», ребята были удивлены, когда узнали, что даже дети принимали активное участие в войне и в военных действиях, что они спасали солдат, помогали партизанам.  Решили узнать больше.

Провели совместное с родителями познавательно – музыкальное занятие «Маленькие герои большой войны», где родители и их дети узнали о подвигах маленьких героев: Зины Портновой, Володи Дубинина, Вали Котика, Лёни Голикова. На этом занятии почтили память воинам – героям минутой молчания. Вместе с родителями пели песни: «Катюша», «Ты же выжил солдат», «Алёша», а уж танец девочек «Журавли», не оставил никого равнодушным. Когда дети учили песню «Алеша», у многих детей появилось желание увидеть этот памятник в Болгарии и больше узнать о памятниках, которые сооружены в честь выдающихся военных событий, героев фронта.

Во время проведения этого проекта, дети познакомились с символами Великой Победы: Вечный Огонь, Парад Победы, Салют, Георгиевская ленточка, Красная гвоздика. Когда они узнали, что Красная гвоздика -  словно капелька крови, пролитой за Отчизну в годы Великой Отечественной Войны, у них появилось огромное желание самим сделать гвоздику, а потом возложить гвоздики к Вечному огню.

В детско-юношеской библиотеке  дети узнали историю возникновения Георгиевской ленточки - символа Победы, черный цвет – это дым, а оранжевый – пламя. Там же дети своими руками сделали письмо фронтовику. Эти письма они подарили ветеранам, которые были приглашены на праздник. Рассказывая детям о символах победы, нашей целью было стремление, не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить.

Французский полководец Наполеон – сказал: «Мало убить русского солдата, его надо победить», но это невозможно, наш солдат - не победим!    Совместно с детьми придумали игру и, совсем не зря, назвали её «Непобедимая Армия». Дети часто в неё играют сами и даже с детьми других групп.

В канун празднования дня Победы мы в своей группе провели акцию: «Мы помним! Мы гордимся!». Дети и их родители приносили фотографии своих близких тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне. Фотографии прадедов и прабабушек с надписями, мы стали размещать на стенде и с каждым днем их становилось все больше и больше. Дети гордятся тем, что их прадеды, отстояли победу. Они рассказывали: в каких сражениях принимали участия их прадеды; какие награды у них были; какое это было тяжёлое время для всей страны. Этой акцией мы заинтересовали не только родителей, но и сотрудников детского сада, которые охотно вписывали своих родственников на нашу стену памяти.

Заинтересованность детей и родителей на этом не закончилась. Дети, совместно с родителями, приняли участие в исследовательском проекте «Мы будем помнить и гордиться», этот проект, направленный на то, чтобы воспитанники нашей группы могли воспринять то, что живет в сердцах и в памяти старшего поколения. Этот проект знакомит детей дошкольного возраста с информацией о родственниках - воинах Великой Отечественной войны и, какие рода войск были задействованы в военных действиях.

Дети узнали, как выглядели их прадеды, какой вклад в победу они внесли, защищая свою Родину. Они уверены, что их родственники, были смелыми, сильными и мужественными людьми. Солдатами-защитниками с большой буквы.

Считаем, участие детей и родителей в таком познавательно - творческом проекте, создание акции Памяти подтолкнет некоторые семьи укрепить связь между поколениями, а собранный материал станет бесценным примером мужества, отваги, подвига, который посеял первые зернышки патриотизма в души наших дошкольников.

Мы мирно живем в чудесное время на нашей прекрасной земле.

Наши прадеды-герои завещали нам, живущим, и тем, кто будет жить - беречь родную землю, защищать ее от врага. Мы будем помнить героическое прошлое нашей Родины, и помнить её защитников!

Такие мероприятия должны проводиться в детском саду. Дети должны знать историю России.  Знать, какой ценой была завоевана Победа.

 

 


 

Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников

Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников

С чего же начался проект?

С чего же начался проект?

Считаем, участие детей и родителей в таком познавательно - творческом проекте, создание акции

Считаем, участие детей и родителей в таком познавательно - творческом проекте, создание акции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023