Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы.
«Детей нужно воспитывать на том, что рядом, что доступно – не подвиг вообще, а на делах своих земляков» - такой подход должен, на мой взгляд, стать основным в воспитании любви к своему краю, интереса к его прошлому и настоящему.
Учить детей любить свою землю, преобразовывать ее, обогащать, чтобы оставить своим потомкам, - таков путь решения одной из главных задач образования – воспитания у детей трепетного отношения к культурному наследию своего народа, обеспечение исторической преемственности поколений.
Лично для меня патриотизм – это не просто чувство любви, но и ощущение причастности к своей Родине, с ее историей и географией, языками и культурами, к ее сокровищам рукотворным и природным. Патриотизм тесно переплетен с историзмом и гражданственностью, а еще (и это, как мне кажется, немаловажно) с толерантностью, т. е. терпимостью, пониманием, великодушием, уважением.
Проблемы, связанные с патриотическим воспитанием, не решить отдельными акциями и «мероприятиями». Необходима продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагога, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка. Свою работу начинаю с бесед о своей семье, о своей Родине, о своем родном городе. На этих занятиях первоклассники закрепляют те знания, которые у них есть, узнают новый, доступный для них материал. Совместно с библиотекарем школы, на библиотечных уроках, знакомлю детей с богатырями, полководцами, защитниками Отечества. Эти занятия вызывают большой интерес у детей. Цель таких занятий: создание условий для формирования исторического сознания, возрождение духовных традиций России, воспитание в детях чувства гражданственности и патриотизма. Занятия проходят в форме интегрированного занятия-игры. Большую помощь в работе оказывают родители. По нашему совету они помогают детям прочитать предлагаемую литературу, проводят прогулки по родному городу.
Ежегодно провожу мероприятия, посвященные памяти военных конфликтов: чествование ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий Афганистана и Чечни. Эти мероприятия призваны сформировать у молодого поколения патриотическое отношение к Родине, к трагическим, и вместе с тем, героическим страницам ее истории, уважением к участникам тех событий.
Ребята с удовольствием включаются в проектную деятельность по исследованию истории своей семьи: рассказывают о своих родственниках-участниках боевых действий. Приходит понимание и осознание того, что каждый из них, не видя этих кровопролитий, явился пострадавшим от военных конфликтов. В результате такой работы мои ученики разработали проект по разбивке клумбы, посвященной 65-летию Победы, которая украшала школьный сад.
Мне очень отрадно, что моя работа в данном направлении, приносит свои результаты. Дети охотно принимают участие в конкурсах, и часто работы моих учеников отмечаются на муниципальных и региональных уровнях. За последние 3 года мы получили приз в номинации «Лучшее оформление» в районном этапе конкурса проектов «Хочу стать академиком», стали призерами Областного тура интеллектуально-творческой игры «Экоколобок», призерами городского тура игры «Суперчитатель», призерами городского этапа конкурса рисунков и стенгазет «Я люблю тебя, жизнь!», победителями городского этапа конкурса «Мы разные, но мы вместе».
Таким образом, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у учеников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль воспитательной работы в этом плане невозможно переоценить.
Людмила Николаевна Бычкова
учитель начальных классов
МБОУ-СОШ № 165
I квалификационная категория
Стаж работы: 17 лет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.