Патриотическое воспитание младших школьников
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В
Федеральном государственном стандарте акцентируется внимание на
изучение
и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям,
общественным идеалам и нравственным
принципам»; которые лежат в основе современной государственной политики.
Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная
формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения
гражданина и патриота России.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникает необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс органично и последовательно для расширения и укрепления сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
В содержании патриотического воспитания можно выделить основные аспекты гражданского и патриотического воспитания младшего школьника:
• личностная культура;
• социальная культура;
• семейная культура.
Личностная культура: младшего школьника - это:
•
готовность
и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную
позицию, критически оценивать
собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Семейная культура — это:
•
понимание
и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь,
почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за
другого;
• бережное отношение к жизни человека.
Социальная культура - это:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
духовных и нравственных ценностей.
В результате осуществления Программы ожидается:
•
создание
патриотической воспитательной среды на основе единения
профессионализма педагогов и
повышения эффективности воспитательной работы;
• становление устойчивого психического и эмоционального микроклимата в ученическом коллективе.
Особое внимание уделить видам деятельности и формам занятий с учащимися начальной школы:
Воспитание гражданственности, патриотизма:
• получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации;
• ознакомление с героическими страницами истории России,
• ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
• участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований.
Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:
урочную
Так, например, на уроках литературного чтения, окружающего мира, истории учителя формируют у учащихся активную жизненную позицию личности, учат приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
внеурочную
Базовые ценности должны быть отражены в содержании неурочных воспитательных мероприятий:
- классные часы, посвященные малой Родине;
|
- выставки рисунков «Война глазами детей»;
- в день защитника Отечества: военно-спортивная игра «А, ну-ка, мальчики»;
- организация и проведение праздничных концертов ко Дню Победы;
-тематические классные часы, проводимые библиотеке №2;
- устный журнал, посвященный Великой Победе;
- проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Концепция программы ФГОС НОО «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» -заключается в том, что современная начальная школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
На мой взгляд, воспитание юного россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит современному учителю. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.
Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.